МОРАЛЬНЫЙ ФАКТОР
16.53M
Категория: ФилософияФилософия

Мораль в жизни общества. Тема 2

1.

Федеральное государственное казенное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
Волгоградская академия Министерства внутренних дел
Российской Федерации
Кафедра Философии
Тема 2 «Мораль в жизни общества»
Подготовил: доцент кафедры философии
к.ф.н., доцент, полковник полиции
Крючков С. В.
Протокол ПМС №1 от 07 сентября 2015 г.
2015

2.

Вопросы:
1) Расширение роли морального фактора в условиях
становления и развития правового и демократического
общества.
2) Целеполагание как условие целесообразного
человеческого поведения и целеобразующей
деятельности. Объективная и субъективная
детерминированность морального выбора.
3) Мораль в системе общественных отношений.
Соотношение морали и права с иными
общественными регуляторами поведения
(экономическими, политическими, идеологическими и
др.).
4) Духовность как основа предмета этики, как синтез
высших нравственных качеств человека.

3.

Вопрос 1: «Расширение роли
морального фактора в условиях
становления и развития правового
и демократического общества»

4.

По какому бы пути не пошло
дальше наше общество, оно
неизбежно будет развиваться это всеобщий закон, которому
подвластно всякое общество,
если, конечно, оно не
становится на путь
самоуничтожения. И главной
доминантой этого развития
должна быть демократизация
общественных отношений и
укрепление власти закона.

5.

На протяжении истории немало светлых
умов (темных, впрочем, тоже) и
благородных душ выступали против
демократии. Вспомним хотя бы мудрого
Платона, который считал демократию
худшим видом государственного
управления.

6.

Рассмотрим в качестве примера одну
интересную концепцию, посвященную этой
проблеме. Ее создал итальянский ученый
Джиамбаттиста Вико, опубликовавший в 1725
году книгу под названием "Основания новой
науки об общей природе наций", где он изложил
созданную им "теорию круговорота".

7.

Предположим, пишет здесь Вико, в
государстве создана деспотическая
система государственного устройства.
Во главе государства - деспот, тиран,
обладающий абсолютной полнотой
власти. Права и свободы граждан
сведены в таком государстве до
минимума и всю жизнь общества
определяет властная воля тирана.
Такое положение не может
продолжаться бесконечно: народ
ропщет, возмущается и, в конце
концов, восстает.

8.

Тиран свергнут, тирания уничтожается и на ее
место приходит олигархия, где власть
принадлежит представителям наиболее
влиятельного и наиболее богатого социального
слоя. В этом государстве происходит
существенное расширение прав и свобод. Народ
счастлив, народ радуется, но, впрочем, он
довольно быстро обнаруживает, что
существенного улучшения жизни не произошло.

9.

Свободы - свободами, но имущественное
неравенство продолжает оставаться и
даже растет, ибо если раньше народ
обирал один деспот, один правитель, то
теперь число правителей значительно
возросло, и все они используют власть
для собственного обогащения, для чего
дерут с народа семь шкур. В конце
концов, народ снова восстает, свергает
олигархию и на ее место учреждает
демократию, где свобода достигает
неимоверных размеров. И вот тогда,
пишет Вико, в государстве появляется
столько правителей, сколько в нем
наглецов и разбойников.

10.

Одним из главных условий
демократического управления
является упразднение сильной
центральной власти и передача
властных полномочий на места, и в
этих условиях власть захватывают те,
у кого хватает для этого наглости в
результате государство превращается
в одеяло, которое каждый «тащит на
себя».

11.

Возникает хаос, анархия, и
государство погибает, но, к
счастью, этого, как правило, не
происходит. Ибо находится
сильная личность, которая
собирает вокруг себя
единомышленников, железной
рукой уничтожает демократию и
на ее место учреждает деспотию.
Круг завершился, и далее все
повторяется сначала.

12.

Однако, какой бы интересной не
представлялась концепция Вико, сразу же
напрашивается вопрос: ну а как же тогда быть
с современными типами демократического
устройства общества в наиболее развитых
странах - таких, как США, Англия, Франция,
Италия, Дания и многих других, где при всех
недостатках существующих там систем
демократического устройства общества народ и
не помышляет о замене демократии какойнибудь другой формой управления
государством?

13.

Все дело в том, что во времена Вико еще не
появились условия, которые позволили
Гегелю век спустя открыть, что общество
развивается не по кругу, но по спирали, что
каждое общественное явление (в том числе
и государственное устройство) хотя и
повторяется на следующем витке в той же
точке, но повторяется на новом, более
высоком уровне, пока, наконец, в нем не
снимаются основные противоречия, в
результате чего оно переходит в новое
качество, где движение и развитие обретает
совершенно иные формы.

14. МОРАЛЬНЫЙ ФАКТОР

Под моральным фактором в
этике принято понимать меру
проявления нравственных
сил отдельной личности и
общества в целом

15.

Вопрос №2 «Целеполагание как
условие целесообразного
человеческого поведения и
целеобразующей деятельности.
Объективная и субъективная
детерминированность морального
выбора»

16.

Цель - одна из первых категорий,
начавших формироваться в сознании по
мере его генезиса. Осознание возможности
реализовать свои цели в то же время
означает первую ступень свободы
человека по отношению к природе. В
своем раннем развитии категория “цель”
не отделяется четко от находящихся в
процессе становления
категорий причинности
и необходимости.

17.

Аристотель впервые специально
анализирует категорию “цель” как
организующий принцип, основу
специфики реальной вещи,
сохранения ее определенности. Он
интересуется не самими предметами
природы, а структурой соотношений,
формами силлогизма, рассматривает
общее соответствие следствий
причинам как подтверждение идеи
господства целевой причины над
действующей.

18.

Что же такое целесообразность?
И. Кант пишет :«…целесообразным называется
объект, или душевное состояние, или поступок,
хотя их возможность и не необходимо
предполагает представление цели, только
потому, что мы можем понять и объяснить их
возможность, поскольку мы признаем в их
основе причинность по целям, т.е. волю,
которая располагает их в данном порядке по
представлению известного правила.

19.

Человек координирует свое
целеполагание с познанной природой и
общественной необходимостью и в
реализации целей использует
объективные возможности
развивающегося мира. Цель является,
таким образом, исходным пунктом и
двигательной силой волевой
деятельности индивида и
доминантным фактором в этой
деятельности. Она характеризует
активный, творческий, а не
созерцательный характер отношения
человека к действительности.

20.

Детерминированность (от лат. determinans —
определяющий) — определяемость.
Детерминированность может подразумевать
определяемость на общегносеологическом уровне
или для конкретного алгоритма. Под
детерминированностью процессов в мире
понимается однозначная предопределённость.

21.

Моральный выбор, детерминированность
его внешними условиями не происходит
без упреждающей ее субъективности, без
предварительного умственного
взвешивания нравственных ценностей,
мотивов, аргументов «за» или «против»
того или иного поступка.

22.

Вопрос №3 «Мораль в системе
общественных отношений.
Соотношение морали и права с
иными общественными
регуляторами поведения»

23.

Мораль (лат. moralis - касающийся нравов) система исторически определенных взглядов,
норм, оценок, убеждений, выражающихся в
поступках и действиях людей, регулирующих их
отношения друг к другу, к обществу,
определенным социальным слоям, государству
и поддерживаемых личными убеждениями,
традициями, воспитанием, силой
общественного мнения всего общества, его
определенного класса либо
социальной группы.

24.

Религиозный регулятор поведения
имеет общий характер с моралью и
правом. И это проявляется в
следующем.
•Во-первых, религиозная норма выступает
как масштаб, образец для поведения
верующих людей в той или иной
обстановке, как эталон определенных
отношений.
•Во-вторых, ее предписания относятся не к
конкретному индивиду, а к более или менее
широкому кругу людей: к последователям
данной религии (членам церкви, секты,
толка) или к какой-то части их
(священнослужителям, мирянам и т. п.).

25.

Религиозный регулятор поведения отличается
от морали, права и других общественных
регуляторов поведения прежде всего тем, что
имеют своей основой религиозные, а не какиелибо иные идеи и представления, неразрывно
связаны с верой в сверхъестественное.

26.

Непостоянные экономические и
политические регуляторы поведения
переворачивают систему ценностей,
сложившуюся в течение жизни
многих поколений людей. В новых
условиях частная собственность
оказывается не менее священной, чем
общественная; заклейменная
преступной спекуляция часто
оборачивается честным бизнесом, а
«родной» коллектив бросает человека
на произвол судьбы, советуя
опираться на собственные силы и не
заниматься иждивенчеством.

27.

Столь «крутая» смена ценностных
установок и ориентиров не может пройти
для морали безболезненно. Это
напоминает хирургическую операцию без
анестезии: больно, конечно, но потерпите,
возможно состояние улучшится.

28.

Вопрос №4 «Духовность как
основа предмета этики, как синтез
высших нравственных качеств
человека»

29.

Духовность – свойство души человека,
состоящее в преобладании духовных,
нравственных и интеллектуальных
интересов над материальными.
Духовность – понятие более широкое, чем
религиозность или нравственность,
поскольку включает в себя все
проявления нематериальной природы
человека.

30.

Таким образом, к духовной области следует
отнести не только нравственное, но и
безнравственное поведение, мысли и
поступки.
Духовность – вектор вертикальных
устремлений человека, нравственность –
горизонтальных. Своим пересечением они
образуют как бы невидимый крест,
являющейся основой личности.

31.

Темы рефератов на
семинарское занятие:
Исторические типы
морали.
Мораль и политическая
жизнь общества.
Нравственные основы
права.

32.

Основная литература:
Гришин А.А. Мораль в жизни общества и деятельности
милиции. М.: ЩитМ, 2009.
Гришин А.А., Пылёв С.С., Румянцев Н.В., Щеглов А.В.
Служебный этикет сотрудников органов внутренних дел.
Учебное пособие /Под ред С.С.Пылёва/. М., 2009.
Егоршев С.В., Ротовский А.Н., Сулейманов Т.Ф.
Профессиональная этика: Курс лекций. – М.: ЦОКР МВД
России, 2005.
Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной
деятельности: учебник. 2-е изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ;
ИНФРА-М, 2007.
Профессиональная этика сотрудников ОВД: Хрестоматия /
Cост. Ю.А. Полетухин. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.
«Профессиональная этика сотрудников ОВД». Учебное пособие
/Кальченко Н.В. Резников Е.В., ВА МВД России. – Волгоград,
2011.
Этика сотрудников правоохранительных органов: Учебник. /
Под ред. Г.В. Дубова /. – М.: Издательство «Щит-М», 2004.

33.

Дополнительная литература (для подготовки докладов и
рефератов):
Кобликов А.С. Юридическая этика. – М., 2007
Лосский И.О. Условия абсолютного добра. – М., 1991.
Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с
теорией нравственности. – СПб., 2000.
Петров В.Е. Петухов В.В. Новые поля социальной
напряженности. // Социологическое исследование, 2004,
№3. - С. 31.
Словарь по этике /Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона –
М., 2004.
Смысл жизни: Антология. Выпуск 2. – М., 1994.
Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная
философия. – Соч.: В 2-х т. – Т. 1. – М., 1986.
Философская энциклопедия. – В 4-х т. – М., 2000 – 2002.
English     Русский Правила