ТЕМА: МОРАЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
План лекции
1. Структура и важнейшие социальные функции морали.
Моральное сознание
МОРАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ
МОРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ПРАКТИКА)
ФУНКЦИИ МОРАЛИ
2. Моральные нормы и моральные ценности.
В научной литературе различают позитивные и негативные нормы морали
АКСИОЛОГИЯ
Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом
Моральные ценности
Моральные ценности
3. Соотношение морали и права с иными регуляторами поведения человека. Связь морали и права с политическим режимом в
Моральные, правовые и политические (а, следовательно, и идеологические), в традиционном обществе ещё и религиозные регуляторы,
Религиозный регулятор поведения имеет общий с моралью и правом характер и это проявляется в следующем.
829.00K
Категория: ФилософияФилософия

Мораль в жизни общества

1. ТЕМА: МОРАЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Подготовил:
Доцент кафедры философии
Зуева О.В.

2. План лекции

• Структура и важнейшие социальные функции
морали.
• Моральные нормы и моральные ценности.
• Соотношение морали и права с иными
регуляторами поведения человека. Связь
морали и права с политическим режимом в
государстве.
• Государство как механизм ограничения
насилия.

3. 1. Структура и важнейшие социальные функции морали.

• Мораль функционирует в обществе как
единое целое, в котором выделяются три
структурных элемента:
• моральное сознание;
• нравственные отношения;
• нравственная деятельность.

4. Моральное сознание

• представляет
собой
совокупность
моральных
принципов,
убеждений,
взглядов
личности,
имеющих
специфический
объект
отражения:
взаимоотношения между обществом и
человеком;
взаимоотношения
между
людьми в обществе.
• Моральное
сознание
определяется
следующими факторами:
• культурный ценз личности;
• внутренняя мотивация, побуждающая
наследовать нравственные устои социума
и придерживаться их.

5. МОРАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ

• нравственная
оценка
личностью
окружающего мира через призму собственных
убеждений, идеалов, принципов.
• Нравственные отношения подразделяются на
следующие виды:
• нравственные отношения личности и
общества;
• нравственные отношения личности и
личности;
• нравственные отношения личности к самой
себе;
• нравственные отношения личности и
человечества.

6. МОРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ПРАКТИКА)

• - важнейший и определяющий компонент
морали, проявляющийся в поступках.
Только
поступок,
точнее,
только
совокупность
поступков,
характеризующая поведение личности,
дает представление о подлинной ее
моральности. Таким образом, только
деятельность, только практическая реализация моральных принципов и норм дают
личности
право
на
признание
ее
моральной воспитанности, на наличие у
нее подлинной моральной культуры.

7. ФУНКЦИИ МОРАЛИ


Воспитательная,
Идеологическая,
Коммуникативная,
Мировоззренческая,
Мотивационная,
Познавательно-ориентирующая,
Регулятивная,
Ценностно-императивная.

8. 2. Моральные нормы и моральные ценности.

• Моральные нормы - это наиболее простые
формы нравственных требований,
предъявляемых к каждому человеку.
• Моральные нормы позволяют, с одной
стороны, совершать правильный выбор
действий и поступков в типичных
ситуациях, а с другой стороны осуществлять оценку и контроль за этими
действиями и при помощи общественного
мнения регулировать поведение людей.

9. В научной литературе различают позитивные и негативные нормы морали

• Позитивные нормы предписывают
необходимую линию поведения,
побуждают к определенного рода
действиям.
• Негативные нормы запрещают какие-либо
действия, ограничивают выбор поступка.

10. АКСИОЛОГИЯ

Аксиология (от др.-греч. ἀξία –
ценность) – теория ценностей, раздел
философии.
Аксиология
изучает
вопросы,
связанные с природой ценностей, их
местом в реальности и структурой
ценностного мира, то есть о связи
различных ценностей между собой, с
социальными и культурными факторами и
структурой личности.

11. Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом

Аксиология как особый раздел
философского знания возникает тогда,
когда понятие бытия расщепляется на два
элемента: реальность и ценность как
возможность практической реализации.
Задача аксиологии в таком случае –
показать возможности практического
разума в общей структуре бытия.

12. Моральные ценности

- система миропонимания человека,
содержащая оценку всего существующего
с позиции добра и зла, понимания
счастья,
справедливости
и
любви,
позволяющая установить связь поступка
человека с общепринятой системой
социальных ценностей.

13. Моральные ценности

- Добро и зло,
- Счастье,
- Долг и совесть,
- Честность и справедливость,
- Свобода и ответственность,
- Смысл жизни,
- Стыд и вина и т.д.

14. 3. Соотношение морали и права с иными регуляторами поведения человека. Связь морали и права с политическим режимом в

государстве.
Любая из 10-ти
возможных форм
проявления
цивилизованного
(цивилизационного)
общественного
сознания и его реализации на практике –
мифологического,
религиозного,
морального,
экономического,
политического,
правового,
идеологического (если идеологию не
рассматривать
как
уровень
общественного сознания), философского,
научного и искусства – может быть
использована в качестве регулятора
общественных отношений.

15. Моральные, правовые и политические (а, следовательно, и идеологические), в традиционном обществе ещё и религиозные регуляторы,

принято относить к регуляторам
прямого действия.

16. Религиозный регулятор поведения имеет общий с моралью и правом характер и это проявляется в следующем.

Религиозный регулятор поведения имеет
• Вобщий с моралью и правом характер и это
проявляется в следующем.
• Во-первых, религиозная норма выступает как
масштаб, образец для поведения верующих
людей в той или иной обстановке, как эталон
определенных отношений.
• Во-вторых, ее предписания относятся не к
конкретному индивиду, а к более или менее
широкому кругу людей: к последователям
данной религии (членам церкви, деноминации,
секты, толка) или к какой-то части их
(священнослужителям, мирянам и т. п.)..

17.

• Непостоянные экономические и
политические регуляторы поведения
переворачивают систему ценностей,
сложившуюся в течение жизни многих
поколений людей.
• «Крутая» смена ценностных установок и
ориентиров не может пройти для морали
безболезненно.

18.

• В ситуации неизбежной его частичной или
глобальной деморализации, политика
нередко приходит на помощь праву,
которому просто не на что «опереться» в
сложившейся ситуации. Государство
через свою «политическую волю»
реализует жёсткий режим правления,
направленный на стабилизацию
общественного порядка, в процессе
которого неизбежны злоупотребления
политической верхушки, когда у
политической элиты возникает ощущение
всевластия и безнаказанности, совесть не
подвержена прямому воздействию
общественного мнения в связи с его
нивелировкой.

19.

• Сдерживающим фактором здесь
выступают почти исключительно
внутренние нравственные установки
личности субъекта управления и
субъектов управленческого воздействия,
которые могут начать воспринимать себя
простыми орудиями этой политической
воли, т. е., опять же, – моральный фактор, –
как специфическая мера проявления
нравственных сил отдельного индивида, а,
значит и всей совокупности индивидов –
общества в целом..

20.

4. Государство как механизм
ограничения насилия.
• Важным качественным скачком в
ограничении насилия стало
возникновение государства.
Отношение государства к
насилию, в отличие от
первобытной практики талиона,
характеризуется тремя
основными признаками.
• Государство монополизирует
насилие, институционализирует
его и заменяет косвенными
формами.

21.

• Государство означает такую стадию
развития общества, когда предоставление
его безопасности становится особой
функцией в рамках общего разделения
труда. С этой целью право на насилие
сосредоточивается в руках группы
некоторых лиц и осуществляется по
установленным правилам.
Появляются стражи (воины, полицейские), которые
призваны оберегать жизнь и собственность людей от их
взаимных посягательств и от внешних врагов.

22.

• С появлением государства безопасность
делается обязанностью особой структуры,
которая является монопольным
держателем права на насилие. Принцип
«не убий», рассмотренный в конкретном
историческом содержании, как раз был
направлен на то, чтобы изъять право
насилия у самого населения
(соплеменников) и передать его
государству. Он прежде всего был
призван блокировать действия требующих
справедливого возмездия людей,
гарантировать в обмен то, что государство
накажет и защитит.

23.

• Насилие, которое практикует государство,
основывается на аргументах разумных и
характеризуется беспристрастностью,
таким образом, оно достигает, по
сравнению с талионом, качественно более
высокий уровень институционализации.
Государство сделало также еще один
важный шаг в ограничении насилия.

24.

• В государстве насилие часто заменяется
угрозой насилия.
• Немецкий исследователь Р. Шпееман
выделяет три типа воздействия одного
человека на другого:
• 1) собственно насилие;
• 2) речь;
• 3) общественная власть.

25.

• Насилие является физическим
воздействием.
• Речь является воздействием на
мотивацию.
• Общественная власть представляет собой
действие на обстоятельства жизни,
которые определяют поведение.

26.

• Государственное насилие является не
просто ограничением насилия. Это такое
его ограничение, которое создает
предпосылки для решительного
преодоления и перехода к принципиально
ненасильственному общественному
устройству.

27.

• ЛИТЕРАТУРА:
• 1. Профессиональная этика и служебный
этикет [Текст] : учеб. пособие / Е. В. Зарубина.
- Екатеринбург : Уральский юридический
институт МВД России, 2012.
• 2. Профессиональная этика и служебный
этикет [Текст] : учебник / ред. В. Я. Кикоть. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012
English     Русский Правила