Творческая мастерская по литературе как один из современных способов ведения урока
Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы
Из Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: 
Алгоритм мастерской построения знаний:
Алгоритм мастерской построения знаний:
Законы мастерской:
Почему мастерские оказались нужны современному словеснику?
Почему мастерские оказались нужны современному словеснику?
Приемы работы с притчей:
Творческая мастерская «Чувства и поступки»
Из опыта работы… Урок – мастерская построения знаний «Чувства и поступки»
Записи:
1. Индукция в группе
3. Работа с текстом
5. Продолжаем знакомиться с притчей
8. Дедукция
9. Социоконструкция:
Притча «Окно»
Содерж песни
24. Дедукция (мастер может предложить психологические рекомендации):
25. Рефлексия:
«Душевные» уроки – диалоги
Технология педагогических мастерских
Источники:
1.01M

Творческая мастерская по литературе как один из современных способов ведения урока

1. Творческая мастерская по литературе как один из современных способов ведения урока

Васильева Т.А.,
учитель русского языка
и литературы
ГБОУ СОШ № 151
Санкт-Петербурга

2. Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы

Педагогическая мастерская – это одна из
интенсивных образовательных технологий,
которая
позволяет
каждому
участнику
«строить» свои знания через критическое
отношение к поступающей информации и
самостоятельно решать творческие задачи

3. Из Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: 

Из Национальной образовательной
инициативы «Наша новая школа»:
В соответствии с основными
реформами общеобразовательной школы,
обучающихся необходимо вовлекать
«…в исследовательские проекты и творческие
занятия, чтобы научиться изобретать и
понимать, осваивать новое, выражать собственные
мысли, принимать решения и помогать друг другу,
формулировать интересы и осознавать
возможности»

4. Алгоритм мастерской построения знаний:

1 этап – индукция: мотивируется деятельность;
задание строится с опорой на личный опыт
учащихся;
2 этап – создание творческого продукта (в группе или
индивидуально) состоит из деконструкции и
реконструкции (текст разбирается на детали,
которые используются как строительный материал);

5. Алгоритм мастерской построения знаний:

3 этап – социализация, то есть предъявление
созданного продукта всем участникам;
4 этап – обращение к новой информации, её
обработка (словарные статьи, фрагменты чьих-то
высказываний);
5 этап – исправление или обновление созданного
учеником продукта (индивидуальная или групповая
работа);
6 этап – итоговая социализация ;
7 этап – рефлексия

6. Законы мастерской:

- равенство всех участников
- право каждого на ошибку
-безоценочная деятельность
- предоставление свободы в рамках правил
- элемент неопределённости в заданиях
- диалог
- организация и перестройка реального
пространства
- ограничение деятельности мастера-руководителя

7. Почему мастерские оказались нужны современному словеснику?

1. Интерес к литературе возникает у тех, кто становится
участником мастерской
2. Работа со словом оказывается делом первостепенным. Важны
записи в тетрадях своих и чужих слов – это обучение работе
с информацией, база для последующего творчества
3. Решается проблема самостоятельного и спонтанного письма
обучающихся, в том числе на экзаменах по разным
предметам (подготовка к сочинению)

8. Почему мастерские оказались нужны современному словеснику?

4. Это путь к пониманию художественной литературы
5. Обучающиеся овладевают основами анализа художественного
произведения.
Мастерская
обучает
интерпретации,
самоанализу и самоконтролю
6. Это основа развития коммуникативной компетентности

9.

Притча – это особый рассказ, в нем говорится
о вечных ситуациях, в которых оказываются
люди, о пороках человеческих и проявлениях
добра.
Притча – это произведение-загадка, в котором
нет готового ответа, его надо найти, вступив в
диалог с персонажами.

10. Приемы работы с притчей:

Обсуждение основной идеи и смысла притчи.
Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы.
Придумать название притчи.
Притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться).
Выделить
ключевые
комментированием.
слова

понятия,
с
последующим
Инсценировка притчи.
Сокращение
притчи
(т.е.
Подбор пословиц, поговорок.
написание
сжатого
Сравнение с басней (определить).
Определение ценностей, которые отражает притча.
изложения);

11. Творческая мастерская «Чувства и поступки»

Цели и задачи: Создание ценностно-смысловых ориентаций.
Учитель, представляющий мастерскую: Васильева Т.А..
Аудитория: ученики 7-х - 11-х классов.
Автор мастерской: доктор исторических наук Орлова О.В.
(Санкт-Петербург).
Время проведения : 60-90 минут.
Предмет: урок литературы, классный час .
Оборудование: компьютер, проектор, тексты, бумага для записей.

12. Из опыта работы… Урок – мастерская построения знаний «Чувства и поступки»

Алгоритм
Ответьте письменно на вопрос:
каково лексическое значение слова «притча»
(или: что такое притча)?

13. Записи:

Жанр эпоса: небольшое повествовательное произведение
назидательного характера, содержащее религиозное или
моральное поучение в иносказательной (аллегорической)
форме. Близка к басне, но отличается от неё широтой
обобщения, значимостью заключённой в притче идеи.
Эпический жанр в литературе XIX—XX веков, в основе
которого лежит принцип параболы; характеризуется
предельной заострённостью главной мысли, выразительностью
и экспрессивностью языка.
4] короткий назидательный рассказ в иносказательной форме,
заключающий в себе нравственное поучение (премудрость)

14. 1. Индукция в группе

-решите, какая из предложенных фраз правильная :
«Чувства заставляют нас совершать те или
поступки».
«Поступок вызывает чувства»
- обоснуйте решение примерами из живого опыта.
2.Межгрупповая социализация решений
иные

15. 3. Работа с текстом

Фронтально:
-прослушайте притчу
«О слепом»
«Однажды один человек проходил мимо слепого. У ног
слепого лежала табличка, на которой было написано:
«Я слепой. Помогите мне, пожалуйста».

16.

Индивидуально:
- запишите, какие чувства рождает у вас
эта запись.
4. Фронтальная социализация чувств

17. 5. Продолжаем знакомиться с притчей

«По- видимому, дела слепого шли не очень
хорошо – в его шляпе всего одна монета.
Человек взял табличку, что-то на ней
написал, поставил табличку на место и
пошел своим путем. Через несколько часов
он возвращался обратно и, проходя мимо
слепого, увидел , что его шляпа полна
монет. Табличка с надписью стояла на том
же месте».

18.

6. Социоконструкция
Задание после прослушивания: в группе
предложите, что мог написать этот прохожий
(или свой вариант надписи на табличке), чтобы
денег в шляпе прибавилось.
7. Социализация надписей (вывешивание,
озвучивание, возможна запись на доске) и их
обоснований.

19. 8. Дедукция

На табличке было написано:
«Сейчас весна , но я не могу ее увидеть».

20. 9. Социоконструкция:

-в группе дайте названию чувству, которое
владело прохожим;
- найдите объяснение, что сделала с
людьми приписка прохожим новой фразы:
1.
«Я
слепой.
пожалуйста».
Помогите
мне,
2. «Сейчас весна, но я не могу ее
увидеть».

21.

10. Межгрупповая социализация
названий чувств (с записью на доске) и
объяснений к фразам.
( «Усилилось сочувствие».)

22.

11. В группе :
- прочитайте новую притчу
(выдается на группу текст начало притчи
«Окно»);
-дайте названия
второго больного.
чувствам
первого
и
12. Социализация названий чувств с
записью на доске.

23. Притча «Окно»

«В больнице , в двухместной палате, лежали два безнадежных
больных. У них совершенно одинаковые койки, совершенно равные
условия. Разница была лишь в том, что один из них мог видеть
единственное в палате окно, а другой нет, зато у него рядом была
кнопка вызова медсестры. Шло время, сменялись времена года…
Тот , что лежал у окна, рассказывал соседу обо всем, что там видел :
что на улице идет дождь , сыплет снег или светит солнце, деревья то
укрыты легким сверкающим кружевом , то подернуты легкой
весенней дымкой… Что на улице ходят люди, ездят машины… Что
там есть МИР. Второй больной слушал его и не понимал, почему не
он лежит у окна, почему он не видит всего этого»?

24.

13. Прочтите продолжение притчи:
найдите, при каком условии второй
больной мог бы вызвать медсестру с
помощью горящей кнопки.
14. Социализация выдвинутых условий.

25.

«Его душила черная зависть… И вот
однажды случилось так, что первому,
тому, кто лежал у окна, ночью стало
плохо. Он просил соседа вызвать
медсестру, но тот почему-то этого не
сделал. И больной, лежащий у окна,
умер».

26.

15. Прочтите продолжение притчи:
предположите, что он увидел.
16. Социализация предложенных картин
за окном.

27.

«На следующий день второй больной
попросил, раз уж так получилось,
положить его у окна. Просьбу
выполнили - и, наконец, он увидел…» .

28. Содерж песни

29.

17. Дедукция. Окончание притчи.
«Окно выходило на глухую серую стену,
за которой ничего не было видно».

30.

18. В группе:
- выпишите все чувства, с которыми вам
сегодня пришлось столкнуться в притчах
(и/или посмотрите на записи на доске);
-разделите все эти чувства на группы, как
вы сочтете нужными.
19. Социализация (предполагается
отрицательные - положительные).
:

31.

20. Социоконструкция:
- в группе сформулируйте закон связи
поступков и чувств, взвесив все, с чем
работали на этой мастерской.
21. Социализация выведенных законов .

32.

22. В группе :
-предложите, что делать человеку, если
какое-нибудь отрицательное чувство уже
поселилось в нем .
23. Межгрупповая социализация
предложений.

33. 24. Дедукция (мастер может предложить психологические рекомендации):

-признание отрицательного чувства;
-активное
отреагирование
признанного
чувства
(написать, нарисовать и порвать записи и рисунок,
выбросить клочки в мусоропровод; побить кулаками
спортивную «грушу»);
- использование метода пустого стула (высказать свои
мысли вслух пустому стулу напротив, представив там
человека - адресата);
- прощение;
-попросить вживую или мысленно прощение у того
человека, из-за которого это чувство;
-простить себя за то , что появилось такое чувство.

34. 25. Рефлексия:

Что пережито, почувствовано в процессе мастерской,
какие ощущения были самыми сильными и (или)
интересными
Какие этапы были наиболее трудными?
На какой ступеньке Вы находитесь:
Работать было легко и интересно
Испытывал незначительные затруднения (какие?)
Работать так пока трудно
Работать трудно, но интересно
Какими видами источниками
информации
мы
пользовались?
Какие виды деятельности вы выполняли на занятии?

35. «Душевные» уроки – диалоги

Произведения К. Г. Паустовского «Телеграмма»; А. С. Пушкина
«Станционный смотритель»; Ф.М.Достоевского «Преступление
и накавзание»;И.С.Тургенева «Воробей», «Нищий», «Барельеф»,
«Щи», «Милостыня», «Два богача»; А.П.Чехова «Угроза»;
В.Г.Короленко
«Огоньки»;
И.
А.Бунина
«Скарабеи»,
«Именины»;
В.П.Астафьева «И прахом своим», «Лунный блик», «Костер
возле речки», «Приветное слово», ;
А.И.Солженицына
«Отраженье в воде», «Утенок», «Молния», «Лихое зелье»,
«Колокольня»

36. Технология педагогических мастерских

-позволяет провести занятия содержательно и
оригинально в соответствии с требованиями
образовательных стандартов
- побуждает учеников к учебно-исследовательской
деятельности
-развивает творчество, самостоятельное мышление,
коммуникативные
навыки
при
изучении
литературных произведений

37. Источники:

1. Технология педагогических мастерских: вхождение
в ценности. Белова Н.И.,Орлова О.В. М., РУДН, 2019.
2.Педагогические
мастерские:
инновационные
технологии на уроках литературы. Ерёмина Т.Я. М.,
«Просвещение», 2013.
3.Толковый словарь живого великорусского языка/
В.И.Даль. М., «Просвещение», 2005.
English     Русский Правила