2.50M

Эргономическая экспертиза. Эргономический консалтинг. Проектирование рабочих мест и пользовательских интерфейсов

1.

Эргономическая экспертиза
Эргономический консалтинг
Проектирование рабочих мест и пользовательских интерфейсов
Инженерия знаний
«Стремление к знанию – одно из основных свойств человека»
Аристотель
Знание — форма существования и систематизации результатов познавательной
деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать
свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.
Информация — сведения о чём-либо, независимо от формы их представления.
Данные — представление фактов и идей в формализованном виде, пригодном
для передачи и обработки в некотором информационном процессе.
Инженерия знаний — раздел (дисциплина) инженерии, направленный на
внедрение знаний в компьютерные системы для решения сложных задач, обычно
требующих богатого человеческого опыта
1

2.

Эргономическая экспертиза
Эргономический консалтинг
Проектирование рабочих мест и пользовательских интерфейсов
Информация
Данные
Знания
2

3.

Эргономическая экспертиза
Эргономический консалтинг
Проектирование рабочих мест и пользовательских интерфейсов
Информация
Данные
Знания
3

4.

Эргономическая экспертиза
Эргономический консалтинг
Проектирование рабочих мест и пользовательских интерфейсов
Игровое познание
Виды знаний
Обыденно-практическое
Научное
4

5.

Эргономическая экспертиза
Эргономический консалтинг
Проектирование рабочих мест и пользовательских интерфейсов
Виды знаний
Знания
процедурные
декларативные
Знания научные
эмпирические
теоретические
5

6.

Эргономическая экспертиза
Эргономический консалтинг
Проектирование рабочих мест и пользовательских интерфейсов
Методы научного познания
Эмпирические
Наблюдение
Эксперимент
Измерение
Универсальные
Теоретические
Анализ и синтез
Формализация
Индукция дедукция
Аксиоматические
Абстрагирование
Генетические
Сравнение
Идеализация
Описание
Системный
подход
Структурнофункциональный
подход
Аналогия
Гипотетикодедуктивные
Моделирование
Обобщение
6

7.

Эргономическая экспертиза
Эргономический консалтинг
Проектирование рабочих мест и пользовательских интерфейсов
Онтология инженерии знаний
7

8.

Эргономическая экспертиза
Эргономический консалтинг
Проектирование рабочих мест и пользовательских интерфейсов
Основные фазы обработки знаний
Знания
Поле знаний
Хаос
полученных
знаний
Ментальные
Модели
Протоколы, интервью,
стенограммы,
наблюдения,
документы, фото,
видео и пр.
Интеллект-карты,
концептуальные
графы,
таблицы решений и
пр.
База знаний
Модели
представления
знаний
Фреймы,
семантические сети,
продукции и пр.
8

9.

Эргономическая экспертиза
Эргономический консалтинг
Проектирование рабочих мест и пользовательских интерфейсов
Процесс управления знаниями
Анализ и диагностика
Приобретение
определение потребности в информации;
осведомленность о наличии информации;
кто владеет информацией?
чего это будет стоить?
способы реализации.
• коммуникативные методы;
• текстологические методы.
Распределение
(классификация)
когда;
что;
где;
кто;
почему;
как.
Использование
9

10.

Эргономическая экспертиза
Эргономический консалтинг
Проектирование рабочих мест и пользовательских интерфейсов
Классификация методов извлечения знаний
Извлечение знаний
Коммуникативные методы
Активные
Групповые
«Мозговой
штурм»
Круглый
стол
Ролевые
игры
Текстологические методы
Пассивные
Индивидуальные
Анкетирование
Интервью /
диалог
Экспертные
игры
Наблюдение
Протокол
«Мыслей вслух»
(вербальные
отчеты)
Анализ WEBа
Анализ
литературы
Анализ
документов
Лекции
10

11.

Эргономическая экспертиза
Эргономический консалтинг
Проектирование рабочих мест и пользовательских интерфейсов
Классификация методов извлечения знаний
Выбор метода
Личностные
особенности
специалиста
Мыслитель
Личностные
особенности эксперта
Собеседник
Практик
Характеристики
предметной области
Хорошо
Средне
Слабо
документирова
нные
11

12.

Эргономическая экспертиза
Эргономический консалтинг
Проектирование рабочих мест и пользовательских интерфейсов
Пассивные методы извлечения знаний
Наблюдение
Достоинства
Отсутствие влияния
аналитика и его
субъективной
позиции.
Максимальное
приближение
аналитика
к предметной области
«Мысли вслух»
Лекции
Свобода
самовыражения
для эксперта.
Свобода
самовыражения
для эксперта.
Обнаженность
структур
рассуждений
Структурированное
изложение.
Высокая
концентрация.
Отсутствие влияния
аналитика и его
субъективной
позиции
Отсутствие влияния
аналитика и его
субъективной
позиции
12

13.

Эргономическая экспертиза
Эргономический консалтинг
Проектирование рабочих мест и пользовательских интерфейсов
Наблюдение
Недостатки
Требования
к эксперту
(типы
и основные
качества)
«Мысли вслух»
Лекции
Отсутствие
обратной связи.
Отсутствие
обратной связи.
«Зашумленность»
деталями.
Фрагментарность
полученных
комментариев
Возможность
ухода «в сторону»
в рассуждениях
Эксперта
Слабая
обратная связь.
Собеседник
или мыслитель
(способность
к вербализации
мыслей +
аналитичность +
открытость +
рефлексивность)
Мыслитель
(лекторские
способности)
Собеседник
или мыслитель
(способность
к вербализации
мыслей +
аналитичность +
открытость +
рефлексивность)
Недостаток
хороших лекторов
среди экспертовПрактиков
13

14.

Эргономическая экспертиза
Эргономический консалтинг
Проектирование рабочих мест и пользовательских интерфейсов
Требования
к эксперту
(типы
и основные
качества)
Характеристи
ка
Предметной
области
Наблюдение
«Мысли вслух»
Лекции
Мыслитель
(наблюдательность
+
поленезависимость)
Мыслитель
или собеседник
(контактность +
поленезависимость)
Мыслитель
(поленезависимость
+
способность к
обобщению)
Слабо и средне
структурированные;
слабо и средне
документированные
Слабо и средне
структурированные;
слабо и средне
документированные
Слабо
документированные
и слабо
структурированные
14

15.

Эргономическая экспертиза
Эргономический консалтинг
Проектирование рабочих мест и пользовательских интерфейсов
Классификация вопросов
Вопросы
По форме
Закрытые
По функции
Открытые
Основные
Смешанные
Личные
Безличные
Прямые
Косвенные
Вербальные
С
использованием
наглядного
материала
По воздействию
Нейтральные
Наводящие
Зондирующие
Контрольные
15

16.

Эргономическая экспертиза
Эргономический консалтинг
Проектирование рабочих мест и пользовательских интерфейсов
Классификация вопросов
Подготовка
Общая
Конкретная
Повышение
научной
эрудиции
Изучение
предметной
области
Обладание
общей
культурой
Подготовка
ситуации
общения
Знакомство
с системной
методологи
ей
Знакомство с
экспертами
Специальная
Овладение
теорией и
навыками
интервьюиро
вания
Психологическая
Знакомство с
теорией
общения
Изучение
когнитивной
психологии
Тестирование
экспертов
16

17.

Эргономическая экспертиза
Эргономический консалтинг
Проектирование рабочих мест и пользовательских интерфейсов
Активные методы извлечения знаний
Анкетирование
Интервью
Диалог
Требования к
эксперту
Практик и мыслитель
Собеседник
или мыслитель
Собеседник
или мыслитель
Требования к
аналитику
(типы и качества)
Мыслитель
(педантизм в
составлении анкет,
внимательность)
Собеседник
(журналистские
навыки, умение
слушать)
Собеседник
(наблюдательность
умение слушать,
обаяние)
Достоинства
Возможность
стандартизированного
опроса нескольких
экспертов
Наличие обратной
связи (возможность
уточнений и
разрешения
противоречий) для
Не требует особенного эксперта
напряжения от
аналитика во время
процедуры
анкетирования
Гибкость
Сильная обратная
связь
Возможность
изменения
сценария и формы
Сеанса
17

18.

Эргономическая экспертиза
Эргономический консалтинг
Проектирование рабочих мест и пользовательских интерфейсов
Классификация методов извлечения знаний
Анкетирование
Недостатки
Требует умения
и опыта
составления
анкет
Отсутствие
контекста
между экспертом,
нет обратной связи.
Вопросы анкеты
могут быть
неправильно
поняты экспертом
Интервью
Требует
значительного
времени на
подготовку
вопросов интервью
Диалог
Требует
от аналитика
высочайшего
напряжения
Отсутствие
формальных
методик
проведения
Трудность
протоколирования
Результатов
18

19.

Эргономическая экспертиза
Эргономический консалтинг
Проектирование рабочих мест и пользовательских интерфейсов
Классификация экспертных игр
Экспертные игры
По числу
участников
По применению
специального
оборудования
Индивидуальные
Групповые
(ролевые)
Игры с
тренажером
По
использованию
ЭВМ
Компьютерные
игры
«Ручные» игры
Игры без
реквизита
19

20.

Эргономическая экспертиза
Эргономический консалтинг
Проектирование рабочих мест и пользовательских интерфейсов
Экспертные игры
Индивидуальные
Групповые
Компьютерные
Требования к
эксперту
Собеседник или
практик
(раскованность
и актерское
мастерство)
Собеседник или
практик
(раскованность
и актерское
мастерство)
Практик без
психологического
барьера к ЭВМ
Требования к
аналитику
(типы и
качества)
Собеседник
(режиссерские
способности +
умение создавать
сценарии +
актерское мастерство)
Собеседник
(способность к
ведению
конферанса +
режиссерские
способности +
сценарист +
актерское
мастерство)
Мыслитель
(контакт с
программистом)
20

21.

Эргономическая экспертиза
Эргономический консалтинг
Проектирование рабочих мест и пользовательских интерфейсов
Экспертные игры
Индивидуальные
Достоинства
Дают возможность
сравнительно быстро
получить
качественную
картину принятия
решения
Групповые
Реалистично
воссоздают
атмосферу
конкретной
задачи
Компьютерные
Вызывают интерес
у эксперта
Привлекают
дизайном и
динамикой
Раскрепощают
экспертов
Позволяют выяснить,
какую информацию и
как использует эксперт «Групповые» знания
более объективны
Выявляют логику
и аргументацию
экспертов
21

22.

Эргономическая экспертиза
Эргономический консалтинг
Проектирование рабочих мест и пользовательских интерфейсов
Экспертные игры
Индивидуальные
Недостатки
Отсутствие методик
стандартного
набора игр
Высокие
профессиональные
требования к
аналитику
Групповые
Требует от
аналитика
знания основ
игротехники
Компьютерные
Сложность
и высокая цена
создания
спец-х игр в
конкретной ПО
Сложность создания
игр для конкретных
предметных
областей
Высокие
профессиональные
требования к
аналитику
22

23.

Эргономическая экспертиза
Эргономический консалтинг
Проектирование рабочих мест и пользовательских интерфейсов
Активные групповые методы
«Круглый стол»
Достоинства
«Мозговой штурм»
Позволяет получить более
объективные фрагменты
знаний
Позволяет выявлять глубинные
пласты знаний (на уровне
бессознательного)
Оживляет процедуру
извлечения
Активизирует экспертов позволяет
получать новое знание (гипотезы)
Позволяет участникам
обмениваться знаниями
Недостатки
Требует больших
организационных затрат
Отличается сложностью
проведения
Возможен только для новых
интересных исследовательских
проблем
Не всегда эффективны (довольно
низкий процент продуктивных идей)
23

24.

Эргономическая экспертиза
Эргономический консалтинг
Проектирование рабочих мест и пользовательских интерфейсов
Активные групповые методы
«Круглый стол»
«Мозговой штурм»
Требования
к эксперту
(тип и качества)
Собеседник или
мыслитель
(искусство полемики)
Мыслитель (креативность,
то есть способность к творчеству)
Требования
к инженеру по
знаниям
(тип и качества)
Собеседник
(дипломатические
способности)
Собеседник или мыслитель
(быстрая реакция и чувство юмора)
24

25.

Эргономическая экспертиза
Эргономический консалтинг
Проектирование рабочих мест и пользовательских интерфейсов
Методы структурирования знаний
МСЗ (по форме)
Символьные
Визуальные
Иерархические
Табличные
Текстовые
Графики
Сетевые
Линейные
25

26.

Эргономическая экспертиза
Эргономический консалтинг
Проектирование рабочих мест и пользовательских интерфейсов
Визуализация знаний
26

27.

Эргономическая экспертиза
Эргономический консалтинг
Проектирование рабочих мест и пользовательских интерфейсов
Дерево решений
27

28.

Эргономическая экспертиза
Эргономический консалтинг
Проектирование рабочих мест и пользовательских интерфейсов
Дерево решений
28
English     Русский Правила