3.00M
Категория: ЛитератураЛитература
Похожие презентации:

Развитие речи учащихся и воспитание культуры читательского восприятия художественного текста на уроках литературы

1.

2.

Стандарт среднего общего образования и Программа по
литературе одними из главных задач изучения предмета
называют развитие эстетических и творческих
способностей учащихся

3.

Необходимо заметить, что сама я
поклонником каких-то особых
уроков по развитию речи не
являюсь, а считаю, что таким
уроком должен быть любой урок
литературы. И если на нём наш
воспитанник не научился
грамотно и выразительно
высказывать мысль, не овладел
хоть одним неизвестным ему
оборотом речи, фразеологизмом,
не услышал нового слова и не
принял его для себя, не
восхитился звучащим словом, не
создал собственного высказывания, не участвовал в
диалоге или полилоге,— значит,
урок этот вовсе и не состоялся.

4.

И сегодняшний подход к литературному образованию школьников
подтверждает это моё убеждение: в программе по литературе не
предусмотрено особых уроков развития речи, кроме написания
сочинений. А работа над речью детей, её обогащением, правильностью,
выразительностью, умением говорить красиво, убедительно,
аргументированно, логично и эмоционально должна вестись постоянно
не только на уроках русского языка, но и, даже в большей степени, на
уроках литературы. Понятно, что речевая содержательная линия должна
реализовываться комплексно, интегративно на всех уроках словесности.
Так, на уроках русского языка ученики знакомятся с такими речевыми
понятиями, как общение, стили и типы речи, микротема и т. п., а на
уроках литературы эти понятия должны раскрыться перед ними в
процессе их практического воплощения в художественном произведении,
сыграть свою роль в понимании его идейного и художественного
содержания. Или в процессе изучения лексики дети знакомятся с переносным значением слов, их многозначностью, а на уроках литературы
— с особыми изобразительными средствами языка: тропами. Если не
усвоены знания по лексике, не будут усвоены и знания по литературе.
Таких примеров можно приводить великое множество, они только
подчёркивают одну из основных мыслей данного выступления — уроки
языка и литературы по своей природе и сути интегративны, не случайно
их называют уроками словесности. Однако, пока существует привычное
деление на литературу и язык, остановлюсь именно на литературе,
потому что вижу в этом особую актуальность и необходимость.

5.

Начну с того, что попробую
предложить на каждом уроке
литературы вести словарную
работу, в ходе которой
объясняется лексическое
значение устаревших слов и
даётся исторический комментарий. Невозможно
представить себе, к примеру
подготовку к восприятию
художественного текста без
того, чтобы не воспроизвести
лексическую картину эпохи,
той бытовой среды, в которую
вступает читатель..

6.

Виды речевой деятельности должны находиться в тесной
взаимосвязи: от слушания (чтения) — восприятия текста
— до создания собственных высказываний.
Это, на мой взгляд, вопервых, различные
методы чтения
художественного
произведения:
ознакомительное;
комментированное;
выборочное;
аналитическое;
подготовленное;
выразительное;
инсценированное.
Во-вторых,
разнообразные
виды изложений:
подробные;
выборочные;
сжатые;
с творческим
заданием
(например, с
изменением лица
повествователя).
В-третьих, виды
монологических
ответов:
развёрнутый
ответ на
проблемный
вопрос с
обоснованием
собственного
мнения;
сочинениерассуждение;
словесное
рисование.

7.

Разнообразные творческие задания, в том числе —
интерактивные: письмо литературному герою
письмо от
литературного героя,
презентация
произведения,
литературного
направления,
реклама и антиреклама
произведения,
анкета для героя,
репортаж с места
литературного
события,
суд над литературным
героем,
ролевая игра.

8.

Я использую достаточно разнообразные формы работы по развитию
речи. Остановлюсь на основных. Прежде всего — это различные
способы толкования слов и выражений. Часто такой материал даётся в
сносках произведений или хрестоматий, где эти произведения
размещены. Реже — в разделах учебников. Объяснение же многих слов,
идиом, фразеологизмов я беру из толковых и энциклопедических
словарей

9.

Способы работы со сносками могут быть тоже
разнообразными. Самый распространённый — по ходу чтения.
Непонятное слово — комментарий, разъяснение. Но можно и
по-другому. Перед тем, как читать главы из повести, провести
небольшую беседу, по ходу которой объяснять непонятные
слова, помещённые в сноски.

10.

Это может быть и группировка слов и выражений по темам.
Учитель заранее выбирает из сносок нужные слова и
объединяет их в тематическое целое. Этот вид работы требует
определённых усилий учителя и неоднократного обращения к
той или иной теме, зато он позволяет дать учащимся
целостную картину того или иного исторического явления
(например, системы судопроизводства в России в
определённый период времени).

11.

В любом случае, если речь идёт о
толкованиях В. И. Даля, желательно
не просто прочитывать
комментарии, но и показывать, как,
каким способом автор знаменитого
словаря толкует слово. Хорошо, если
дети увидят: рассказ о слове может
быть и увлекательным, и занятным,
а иногда и интригующим.
Результатом такой работы будет
то, что толкование слов читатель
найдёт не только в комментариях
(сносках), но и в самих
художественных произведениях, а
привычка к раздумьям об их
происхождении и значении поможет
глубже понимать смысл
произведений.

12.

Необходимо обратить внимание школьников и на то, что в словаре В. И.
Даля представлено много украинизмов — это: панчёхи, черевики, свитка,
шкода, торба, цибуля, жменя, квитка, красота и др. Чаще всего это
биоэквивалентные слова, отражающие явления украинской культуры,
которые употребляются в русском быту. Особенно важно это знать при
изучении повестей Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Целый
лексикон, связанный с такими праздниками, как Рождество, Святки,
Сочельник, предстанет перед нами в повести «Ночь перед Рождеством».

13.

Немало интересного о словах дети узнают, читая басни И. А. Крылова или
стихи В. В. Маяковского. При этом работа может вестись уже названными
способами, а можно применить и ряд других: групповые исследовательские
задания исторической, бытовой, военной лексики, неологизмов в том или
ином произведении; тематические словарные выписки; оформление
словарной статьи для толкового словаря; создание «портрета слова»;
написание «родословной слова»; проведение исследований на темы «Роль
слова ... в названии произведения и в его тексте», «Работа слова ... в
произведении», «Использование слова ... для раскрытия идейного содержания
произведения» и т. п

14.

Афоризм, идиома, фразеологизм — стоит ли говорить о том, как они
обогащают речь, помогают выразиться метко, образно, остроумно!
Приобщение ученика к образной, афористичной речи — это тоже одна из
задач учителя литературы, одна из основных форм работы со словом.

15.

Программные тексты дают возможность из урока в урок вести работу по
использованию афоризмов, метких выражений. Материал богатейший —
произведения Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, М. Е. Салтыкова-Щедрина,
А. С. Пушкина,, Н. В. Гоголя, А. Н. Некрасова, А. П. Чехова, М. Горького, М. А.
Булгакова... Учитель должен позаботиться не только о том, чтобы ребёнок
заметил и оценил меткое выражение, но и чтобы оно вошло в его лексикон.
Для этого следует смелее использовать творческие задания: например,
написание мини-сочинений по афоризму.

16.

Немало заданий, использование которых направлено на то, чтобы лексика
художественного произведения входила в сознательную устную и
письменную речь ребёнка. Стараюсь, чтобы обогащение языка учащихся
шло не только по линии накопления словаря, обслуживающего внутренний
мир человека (моральные движения, интересы ума, виды и оттенки эмоций),
но и по линии уточнения знаний о внешнем мире (линии и краски пейзажа,
формы предметов, расстояние, время...). Это целая система упражнений,
направленных на всемерное углубление понимания лексического значения
слова

17.

Квалифицированный читатель, какого призвано сформировать
современное школьное литературное образование, должен уметь
объяснить, в чём конкретно выражается своеобразие
авторского почерка.
В результате такой
работы ученик сможет
не только узнавать
писателя или поэта «на
слух» уже по однойдвум фразам (как
узнают обычно
знакомую мелодию), но
и сумеет объяснить, что
же именно, какие
особенности
художественной речи
делают их столь
узнаваемыми.

18.

Среди прочих важных заданий по развитию речи хочу отметить следующие:
словесное рисование (портрет персонажа, пейзаж, интерьер); фрагмент
киносценария — сцена, эпизод (раскадровка); художественное
рассказывание в стиле произведения (пересказ былины, например); чтение
по ролям драматического произведения, инсценировка басни, фрагмента
рассказа или повести.

19.

Серьёзным стимулом обогащения речи служат задания, предлагающие
ученику выступить в роли оратора: обосновать, мотивировать своё мнение,
доказать правильность какого-то суждения или опровергнуть его, вступить
в дискуссию с предполагаемым оппонентом (им может быть известный
литературный критик или сам автор).
English     Русский Правила