477.85K
Категория: ИсторияИстория

Повесть о Темир Аксаке

1.

МБОУ «Лицей №9»
Повесть о Темир Аксаке
Подготовил учитель
православной культуры:
Белкина Ю.Ю.
Белгород, 2013г.

2.

Цель урока: создать условие для формирования
представлений о значении веры в жизни русского
человека, по средствам произведения «Повесть о
Темир Аксаке»
Задачи:
•Познакомить с произведением
«Повесть о Темир Аксаке»;
•Составить характеристику основных
героев.
•Объяснить в чем заключается смысл
данного произведения.

3.

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ
1.
2.
3.
4.
5.
1 ВАРИАНТ
Какая просьба Батыя
разозлила князя Федора
Юрьевича?
Что означает выражение
«Заразилась смертью»?
Куда и за что был сослан
Евпатий Коловрат?
Почему Евпатия Коловрата
можно сравнить с
былинным героем?
Какой современный город
находится на месте Рязани,
где был бой с Батыем?
2 ВАРИАНТ
1. Почему Батый вопреки
обещания двинул свои полки
на Рязань?
2. Кто рассказал Батыю о
красоте княжны?
3. Сколько дней шла осада
Рязани, и чем она
закончилась?
4. Кто решил сразиться с
Евпатием Коловратом, и чем
закончилось эта битва?
5. Почему икона Николы
Чудотворца стала зваться
Зарайской?

4.

ПОВЕСТЬ
О ТЕМИР-АКСАКЕ посвящена нашествию на
Русь Тимура (Тамерлана) в 1395 г.

5.

Пришел некий царь Темир Аксак из восточной страны, из Синей Орды, из Самаркандской земли, большую
войну затеял, много мятежей поднял в Орде и на Руси своим приходом. Темир Аксак по происхождению не царского был
рода, а из низший из самых захудалых людей. По ремеслу он кузнец был черный, по нраву же и повадке — безжалостен, и
разбойник, и насильник, и грабитель. Однажды, когда он был еще молод с голоду украл он у овцу, но люди выследили его. И
жестоко избили до смерти, перебив ему ногу в бедре пополам. Рана его зажила, а он был прозван Темир Аксаком, ибо Темир
означает железо, а Аксак — хромец. Вскоре он стал атаманов злых грабителей. Они нападали на земли, пенили их, собирали
дань. И собрал он всех воинов своих, прошел к пределам Рязанской земли, взял город Елец, и князя елецкого захватил, и
многих людей замучил. Об этом прослышав, князь великий Василий Дмитриевич собрал воинов своих и пошел из Москвы в
Коломну, желая встретиться с ним; приступив с войском, встал на берегу у Оки-реки, Темир Аксак же стоял на одном месте
пятнадцать дней, помышляя, идти на всю Русскую землю.
Великий князь Василий Дмитриевич велел народу поститься и молиться с усердием, что бы Темир Аксак не
напал на Москву. Также повелел князь наместникам своим и воеводам усилить укрепления и собрать всех воинов. Они же,
услышав повеление господина своего, собрали знатных людей и весь город и укрепили оборону.
Князь Василий Дмитриевич, вспомнив об избавлении Москвы от язычника царя Хозроя, надумал послать за
иконой пречистой владычицы Богородицы, во Владимир. И было тогда, месяца августа в пятнадцатый день, в самый
праздник славного Успения богородицы. Жителя Владимира вышли, на проводы чудесной иконы.
Когда же донесли икону эту почти до Москвы, весь город вышел навстречу и в слезах, от мала до велика, все
молились ей: «О святая владычица богородица! Избавь нас и город наш Москву от нашествия поганого, Темир Аксака царя, и каждый город христианский и страну нашу защити, и князя и людей от всякого зла оборони, и город наш Москву от
нашествия варварских воинов».
Так по божьей благодати, молитвами святой богородицы, город наш Москва цел и невредим остался, а Темир
Аксак-царь возвратился назад, ушел в свою землю. В тот самый день, как принесли икону пречистой Богородицы из
Владимира в Москву, Темир Аксак - царь испугался, и в смятение впал. И нашел на него страх и ужас в душу его, вошел
трепет в кости его, и тотчас он отказался и убоялся воевать Русскую землю, и охватило его желание побыстрее отправиться в
обратный путь, и скорей устремился в Орду. Не мы ведь их гнали, но бог изгнал их незримою силой своей и пречистой своей
матери.
Князь Василий Дмитриевич и архиепископ Киприан повелели на том месте, где встречали чудотворную икону
пречистой Богородицы, поставить церковь во имя пречистой Богородицы, славной встречи ее на память о той незабвенной
милости божьей, чтобы не забыли люди дел божьих. Эту же церковь освятил сам митрополит, поставили монастырь. И с тех
пор постановили праздник праздновать месяца августа в двадцать шестой день, в день поминовения святых мучеников
Андреана и Наталии. Эта же чудесная икона святой Богородицы написана была рукою святого апостола и евангелиста Луки.
По материалам сайта http://oldrus.by.ru

6.

Вопросы к тексту.
1. Опишите характер Темир Аксака.
2. Почему его так звали?
3. Как решил великий князь Василий
Дмитриевич спасти Москву от нападения
Темир Аксака?
4. От куда доставили икону в Москву?
5. В чем заключается чудо, описанное в
данной повести?
6. Какой праздник с тех пор празднуется?

7.

8.

9.

10.

11.

ВЫВОД:
С одной стороны, это – воинская
повесть, рассказывающая о первой
бескровной победе русских войск после
страшного Тохтамышева разорения.
С другой – сказание о чуде иконы
Владимирской богоматери, спасшей
столицу Русского государства от нашествия
жестокого азиатского завоевателя Тимура.

12.

С этой поры чудо от иконы
Владимирской Божьей матери
стало на Руси отмечаться
26 августа
как особый церковный праздник,
в день ее “сретения”.
English     Русский Правила