Похожие презентации:
Определение церкви
1. Актуальность
«О Церкви сегодня пишется, пожалуй,больше, чем по всем другим богословским
вопросам.
Большинство этих работ имеют
практическую ориентацию.
Обсуждаются вопросы о Церкви в условиях
быстрых социальных изменений, о Церкви в
секулярном обществе, о Церкви и
воссоединении, о Церкви и миссии.
Но какими бы ценными ни были эти
разработки в различных областях, они
должны исходить из богословского
понимания Церкви и соотноситься с ним».
2. Актуальность
Современное состояние экклезиологиинаходится в «до-богословской» стадии.
Не существует достаточно
разработанного учения о Церкви даже
у Отцов Церкви.
• Учение о Церкви представляет собой
опытное знание, а не теоретическое.
• Павел Флоренский «…нет понятия
церковности, но есть сама она, и для
всякого живого члена Церкви жизнь
церковная есть самое определенное и
3. Актуальность
• Трудность в понимании природы Церквисостоит в таинственном взаимодействии
воли Божественой и воли человека.
• Многие пытаются найти решение
проблемы единства Церкви через
прояснение природы Церкви.
• Многие разочаровались в Церкви из-за
отсутствия видимых признаков
значительного успеха миссии Церкви в
мире (благовестие, установление
справедливости и порядка в обществе).
• Необходим тщательный анализ Церкви,
чтобы найти причину ее слабости.
4. Актуальность
природа иназначение Церкви, ее тайна и
откровение.
• В Писании рассматривается
• Овладение богословским пониманием
вопроса о Церкви необходимо для
формирования сбалансированного
представлении о применении богословия в
каждодневной жизни.
• Церковь - это творение и замысел Бога.
Она стала Его способом обеспечения
духовной пищей верующих и собранием
христиан, посредством которых
провозглашается Евангелие.
5.
«Я создам Церковь Мою»(Мф. 16:18)
6.
7.
•Важность точного определения8.
•Важность точного определения9. Определение Церкви
Мы часто основываем наше понимание Церквине на том, что Библия открывает о ней,
а на том, как мы уже привыкли думать о
ней.
- Когда мы ответим на вопрос, «чем является
Церковь», мы готовы разбираться в том, чем
Церковь должна заниматься, каков должен
быть в ней порядок и к чему она должна
стремиться.
- Мы можем правильно оценивать нашу
нынешнюю церковную практику с позиции
того, насколько она нужна и полезна, только в
свете библейского откровения о значении и
10.
•Важность точного определения11.
•Успех Церкви12.
•Успех личного служения«Строит ли кто на этом
основании из золота, серебра,
драгоценных камней, дерева,
сена, соломы, -- каждого дела
обнаружится, ибо день
покажет... каково оно есть».
1Кор. 12:12-13
13. Определение Церкви
Свидетельство Ветхого ЗаветаБожий план от начала состоит в том, чтобы
иметь для Себя особый народ.
Особые черты Божьего народа Ветхого
Завета
• Для образования Божьего народа
инициативу проявил не Израиль, но Бог.
Израиль был Его «избранным народом».
Божий замысел состоял в том, чтобы сформировать
Свой народ не на основании уже существующего
народа, привыкшего к определенным ценностям и
практикам и воспитанного с извращенным
мировоззрением, а на основании одного верного
14. Определение Церкви
Отличительной чертой Божьего народа ипричиной его особого избрания Богом
является святость, т.е. отделенность для
Бога, чтобы поклоняться и служить только
Ему и поступать согласно Его заповедям.
• Бог инициировал Свои заветные
отношения с Израилем демонстративным
проявлением Своего присутствия на Синае
(Исх. 19 гл.)
• При строении и скинии (Исх. 40:34-35), и
храма (3 Цар. 8:10-11) Бог проявил Свое
славное присутствие.
15. Определение Церкви
• На протяжении всей истории ИзраиляИерусалимский храм служил видимым
символом Божьего реального и
постоянного пребывания среди Его
народа (3 Цар. 9:3)
Израильские праздники
• Поклонение Израиля состояло не только
в доктринальной приверженности
монотеизму и соблюдении закона, но и в
ритуалах и обрядах. Израильский народ
постоянно вспоминался о Божьей
благодати к нему через совершение
16. Определение Церкви
Бог от начала желал иметь народ,принадлежащий исключительно Ему.
Он создал новый народ от Авраама с целью
того, чтобы он (народ) был святым,
отличающимся от окружающих народов,
вовлеченных в грех.
Включение в Божий народ повлекло за собой
включение в заветные отношения с Ним и
было подтверждено (у мужчин) обрядом
обрезания.
Бог благословлял Израиль Своим
присутствием, давая ему видимый знак
Своего пребывания среди них в виде скинии и
17. Определение Церкви
• Главным определяющим факторомБожьего ветхозаветного народа
являлась верность завету с Богом.
• Человек, то ли иудей, то ли
обращенный язычник, который верно
сохранял свой завет с Богом, мог
считать себя участником Божьего
народа независимо от того, находился
ли он в Ханаане при храме или нет.
18. Определение Церкви
Межзаветный периодПосле изгнания иудеев в Вавилон, а так
же из-за потери храмовой системы
возникла в Израиле другая форма
поклонения – поклонение в синагоге.
Цель установления синагоги была не в
том, чтобы заменить храмовые ритуалы,
а дополнять их, что видно после
построения второго храма, когда вместе
сосуществовали обе системы.
19. Определение Церкви
Новый Завет«Я создам Церковь Мою» (Мф. 16:18).
• Слово ἐκκλησία (экллэйсия) «звать из чеголибо
У греков употреблялось для описания
собрания граждан греческого города для
голосования.(Деян.19:32)
• Иисус:«ВЫ не от мира» (Ин. 17:16
• Петр: «Вы - род избранный, царственное
священство, народ святой, люди, взятые в
удел» (1 Пет. 2:9)
20. Определение Церкви
• Слово ἐκκλησία состоит из двух частей:предлога ἐκ (эк), который означает «из», и
глагола καλέω (калэо), т.е. «звать».
• Значение данного слова исходя из
этимологического происхождения – «звать
из чего-либо».
• Это слово было употреблено у греков для
описания собрания граждан греческого
города для голосования
• Пример такого употребления слова ἐκκλησία
находится в Деян.19:32, 39-40, где
собрались граждане города Ефеса
21. Определение Церкви
В еврейском тексте Ветхого Завета имеютсядва главных еврейских слова «собрание»:
(עָ דַ הада) и (קָ הַ לкахал).
Слово עָ דַ הобычно употреблялось по
отношению к израильскому народу, особенно
когда он находился в пустыне.
А קָ הַ לиногда употреблялось по отношению к
израильскому народу, а иногда просто
указывало на любое собрание людей.
22. Определение Церкви
В Септуагинте слово עָ דַ הпереводитсягреческим словом συναγωγή
(сунагогэй) или, по-русски, «синагога».
Когда קָ הַ לотносилось к израильскому
народу, переводчики Септуагинты
обычно выбирали слово συναγωγή.
Когда же קָ הַ לотносилось к собранию в
общем, они обычно выбирали слово
ἐκκλησία
23. Определение Церкви
• Церковь по своей сути и составу отличаетсяот Израиля.
• Она – не просто продолжение или
обновление израильского народа, но
совершенно новое общество, в которое
входят как верующие евреи, так и
верующие язычники.
• Церковь является новым этапом в
Божьем плане, основанном на новом
завете с лучшими обетованиями (Евр.
8:6)
24. Определение Церкви
• Церковь способна к высшим достижениямпо сравнению с тем, что было возможно
Божьему народу в Ветхом Завете.
• Она является многонациональным и
многокультурным явлением.
• «Придут от востока и запада, и севера и
юга, и возлягут в Царствии Божием» (Лк.
13:29).
• в Церкви: «нет ни Еллина, ни Иудея, ни
обрезания, ни необрезания, варвара,
Скифа, раба, свободного, но все и во всем
Христос» (Кол. 3:11).
25. Определение Церкви
• Новый Завет смотрит на Божийветхозаветный народ как на прообраз
того, что исполняется сейчас в
Церкви.
• Она названа: «Израилем» (Гал. 6:16)
• Божьим избранным (1 Пет. 2:9)
• истинным обрезанием (Фил. 3:3)
• семенем Авраама (Рим. 4:16),
• Божьим стадом (1 Пет. 5:2),
• священниками (Откр. 1:6).
26. Определение Церкви
Слово ἐκκλησία употреблялось в двухсмыслах и встречалось в двух
контекстах:
• в связи со всеми верующими, т.е. Вселенской
Церковью (Еф. 1:22; 5:23; Кол. 1:24)
• в связи с поместной группой верующих
(Деян. 18:22; 1 Кор. 14:28; 3 Ин. 9).
Основным выражением Вселенской Церкви
является поместная церковь.
Бог дал поместной церкви уникальное
положение, чтобы она представляла Вселенскую
Церковь и выражала ее характер в конкретной
местности.
27. Определение Церкви
Слово «церковь» относится ко всемлюдям, возрожденным Духом Святым.
«Ибо все мы одним Духом крестились в одно
тело... все напоены одним Духом». 1 Кор.
12:13
• Это значит, что при возрождении
человек, образно говоря, «крестится»
в тело Христа, т.е. вступает в Церковь.
Вселенская Церковь состоит из всех
верующих в Иисуса людей по всему
миру и во все времена.
28. Определение Церкви
О Вселенской Церкви• лютеранский богослов Франсис Пайпер
«Христианская Церковь состоит из всех тех и
только тех, в которых Дух Святой породил веру
в то, что через заместительную жертву Христа
их грехи прощены».
• Пресвитерианин Р. С. Спроул пишет: «Термин
“Церковь” указывает на всех людей, которые
принадлежат Господу, которые искуплены
кровью Христа».
• Тиссен пишет: «Во вселенском смысле Церковь
состоит из всех тех, кто в нынешнем веке
родился от Духа Божьего и тем же Духом
крестился в Тело Христово».
29. Определение Церкви
Церковь невидимаТолько Бог знает, кто входит в число
истинно возрожденных людей,
Только Он точно знает состав Своей
Церкви.
• «Но твердое основание Божие стоит,
имея печать сию: "познал Господь
Своих"» (2 Тим. 2:19)
• «Я есмь пастырь добрый; и знаю
Моих, и Мои знают Меня» (Ин. 10:14).
30. Определение Церкви
Церковь видима• Поместная церковь – это община
возрожденных людей, находящихся в
одной местности.
• Она может уподобляться Вселенской
Церкви и выражать ее лишь в
несовершенной форме ,т.к. там не все
искренне верующие.
• Цель поместной церкви в том, чтобы
стать локальным выражением
Вселенской Церкви.
31. Определение Церкви
Главный признак Церкви связан сметафорой Тела Христа.
• Истинная церковь, будучи Его Телом,
проявляет жизнь Иисуса Христа и
совершает Его служение.
• Но степень «проявления Христа»,
конечно, будет зависеть от духовной
зрелости каждого собрания.
32. Определение Церкви
Критерии проверки ХристовойЦеркви
• Способствует ли церковная
практика выражению жизни
Иисуса.
• Мы оцениваем успех и
эффективность церкви тем,
насколько она проявляет жизнь и
служение Христа.
33. ДВА АСПЕКТА ПРИРОДЫ ЦЕРКВИ
• Церковь создает Триединый Бог наЗемле.
• Церковь – это место встречи Бога с
людьми.
• Церковь – это одновременно Тело
Христа и полнота Духа Святого.
• В экклезиологии необходимо
отличать христологический и
пневматологический аспекты
природы Церкви
34. ДВА АСПЕКТА ПРИРОДЫ ЦЕРКВИ
Христологический• Верующий человек по своей природе
является частью или одним из членов Тела
Христова
• Через таинства Крещения и Причастия
человек присоединяется к Божественной
природе в Ипостаси Сына
• Наша природа соединена со Христом в
Церкви, которая есть Тело Его.
• Церковь – это единая природа в Ипостаси
Христа
35. ДВА АСПЕКТА ПРИРОДЫ ЦЕРКВИ
• Наша природа соединяется со Христом вЦеркви и это единство осуществляется
через таинства, молитву, чтение слова и
общение со святыми в разных формах
(Деян.2:42)
• Христианская жизнь – это жизнь во Христе,
которая ведет от множественности,
искажения и раздробленности
человеческой природы к единству чистой
человеческой природы в которой
проявляется новая множественость
личностей, соединенных с Богом в Духе
36. ДВА АСПЕКТА ПРИРОДЫ ЦЕРКВИ
Пневматологический• Полнота Духа Святого относится не к
природе человека, а к его личности.
Святой Дух, изливающийся на Главу
Тела, изливается также на каждого
члена этого Тела
• Эти личности, принимая Духа Святого,
продвигаются по пути духовного
преображения и стоят рядом с
Ипостасью Главы Тела.
37. ДВА АСПЕКТА ПРИРОДЫ ЦЕРКВИ
Пневматологический• Личности могут достигать своего
совершенства только в единстве природы.
• Воплощение дает это единство природы, а
Пятидесятница утверждает личностную
множественность в единстве природы.
• Наша природа искуплена Христом через
принятие верой Христа, и она вводится Им в
единство со Своей человеческой природой в
Ипостаси Христа, а множество человеческих
личностей соединяются с Богом Духом
38. ДВА АСПЕКТА ПРИРОДЫ ЦЕРКВИ
Вывод• Если Христос возглавляет и соединяет
человечество в единстве Своего Тела,
то Святой Дух имеет отношение к
личностям и способствует их
духовному развитию в
харизматической полноте даров
уникальным образом,
соответствующим для каждой
личности.
39. ДВА АСПЕКТА ПРИРОДЫ ЦЕРКВИ
Церковь – это наша природа,содержащаяся в Его Ипостаси, это
богочеловеческий организм.
Однако наши личности не
автоматически включаются в единство
с Богом. Это невозможно: свободная
воля человека не может быть
упразднена.
Благодать, действующая во Христе, не
уничтожает свободы и не вводит
40. ДВА АСПЕКТА ПРИРОДЫ ЦЕРКВИ
• Таким образом, Церковь имеет и органическийхарактер и личностный. Органический
характер Церкви указывает нам на некую
необходимость, а личностный – на свободу.
• С одной стороны соединенная со Христом Церковь
представляет собой богочеловеческую природу с
двумя природами и двумя волями. Это соединение
тварного и Божественного.
• С другой стороны, Церковь – это ипостасная
множественность своей природы. Но человеческие
ипостаси могут достичь двуприродного состояния
только посредством свободного волеизъявления в
исполнении Духом Святым.
41. ДВА АСПЕКТА ПРИРОДЫ ЦЕРКВИ
• Божественная Ипостась снизошла к нам исоединила в Себе природу тварную и
нетварную. Это сделано для того, чтобы
дать возможность человеческим ипостасям
подниматься к Богу и соединить в себе
Духом Святым нетварную благодать и свою
тварную природу.
• Итак, соединение, которое мы имеем в
Личности Христа, должно совершиться
посредстовм Духа Святого и нашей
свободной воли.
42. ДВА АСПЕКТА ПРИРОДЫ ЦЕРКВИ
Два аспекта совершающегося спасенияв Церкви:
аспект завершенности и аспект
становления. Все, кто принадлежит Церкви
имеют спасение в двух смыслах: с одной
стороны спасен, свят, праведен в
абсолютном смысле, а с другой стороны –
мы спасаемся, освящаемся,
оправдываемся, т.е. идет речь о процессе
взаимодействия человеческой ипостаси с
Духом Святым.
43. Начало Церкви
• Иисус сказал: «Я создам церковьМою».
Употребление будущего времени
указывает на то, что Церковь не
существовала до прихода на землю
Иисуса.
• Церковь началась после
воскресения Иисуса, когда Он
явился Своим ученикам и дал им
Духа Святого (Ин. 20:22).
44. Присоединение к Церкви
Как стать членом Вселенской и поместнойцеркви?
Если Церковь – это возрожденные люди,
проявляющие вместе жизнь Иисуса Христа и
совершающие вместе Его служение,
то единственное условие для принятия во
Вселенскую Церковь – это подлинное
переживание духовного возрождения.
• 1 Кор. 12:13: «Все мы одним Духом
крестились в одно тело... все напоены одним
Духом». Каждый, кто истинно возрожден,
принадлежит к Телу Христа.
45. Присоединение к Церкви
Членство в поместной Церкви• Цель установления требований для
принятия в членство поместной церкви
удостовериться, является ли
претендующий на членство истинно
возрожденным человеком.
• Если он таков, то поместная церковь не
имеет права отказывать в членстве
тому, кого Бог уже принял в Свою
Вселенскую Церковь в силу его опыта
возрождения.
46. Члены Церкви
• Церковь – это Божьи избранные люди(2 Тим. 2:10). У Бога есть особый план
для Церкви и ее членов.
• Церковь – это святые (Кол. 1:2).
Термин «святой» относится ко всем
верующим во Христа. Христос освятил
Свою Церковь Своей смертью и
освящает ее Своим Духом.
• Церковь – это Божий народ (1 Пет. 2:910), что указывает на ее
принадлежность Богу
47. Члены Церкви
• Это означает, что Церковь будетсовершать определенный Богом труд.
Как в Ветхом Завете Господь создал
Израиль, чтобы он стал Его народом, так и
в Новом Завете Церковь является
творением Господа (1 Пет. 2:9-10,
Втор.10:15;Ос.1:10).
От самого начала Церкви и на протяжении
всей истории, судьба ее зависела от ее
Создателя. Церковь - это призванные
Богом люди, объединенные во Христе, в
которых обитает Дух Святой.
48. Члены Церкви
• Более 100 раз в Новом ЗаветеБожий народ называется святым это подчеркивает тот факт, что
Церковь является Божьим
творением и согласно Его
намерениям, верующие
приобретают статус святых через
совершенство умершего за них
Христа (1Кор. 1:2).
49. Члены Церкви
• Церковь состоит из верующих (1 Фес.1:7). Вера – это Божье требование для
получения возрождения и вхождения во
Вселенскую Церковь.
• Церковь – это братья (Гал. 1:2). Между
членами Церкви есть семейные узы во
Христе.
• Они – «друзья» (3 Ин. 15).
• Церковь – это собрание учеников (Деян.
11:26). Церковь всегда на пути к
познанию Бога. Она постоянно учится
Божьим путям через Его Слово.
50. Члены Церкви
• Церковь – это христиане (Деян.11:26). Они несут имя Христа в этом
мире как Его представители.
51. Члены Церкви
• Ученичество в библейские временаозначало больше, чем простое
восприятие и запоминание
информации, которую преподносил
учитель
• человек стремился превзойти
уровень преподавателя включая не
только знания, но и характер, образ
жизни и поведени
• «Если пребудете в слове Моем, то вы
истинно Мои ученики» (Ин.8:31).
52. Члены Церкви
• Д. Бонхеффер отметил, что истинноеученичество Христа предполагает
умереть для самого себя и все отдать
Христу.
• Такое ученичество возможно только
благодаря «ценой благодати» Христа
и дает человеку единственную и
истинную жизнь.
53. Образы Церкви
• Церковь – это Божье стадо (1 Пет. 5:2).Она зависит от Бога в обеспечении,
защите и во всем остальном.
• Церковь – это Божий святой храм (1 Кор.
3:9; 2 Кор. 6:16; Еф. 2:21-22), место
обитания Божьего Духа (1 Кор. 3:16;
Откр. 2:1).
• Она стоит на основании Христа (1 Кор.
3:11; 1 Пет. 2:4-6; Еф. 2:20; Деян. 4:11).
Все верующие являются священниками,
приносящими жертвы добра и хвалы
Богу (1 Пет. 2:5).
54. Образы Церкви
• Первичным основанием Церквиявляется Личность Сына Божия Иисуса
Христа: «Никто не может положить
другого основания, кроме
положенного, которое есть Иисус
Христос» (1Кор. 3:11).
• Однако в другом месте (Еф.2:20)
Павел утверждает, что Церковь Была
создана «на основании Апостолов и
пророков».
ПОЧЕМУ?
55. Образы Церкви
• Другой важной составляющей этого зданияявляется краеугольный камень
«краеугольный камень, на котором все здание,
слагаясь стройно возрастает в святой храм в
Господе» (Еф. 2:20-21; 1Пет. 2:6-7).
Обычно он был больше других и сего помощью
осуществлялся контроль за правильностью
формы остальной части здания, обеспечивалась
симметрия и гармония всего здания.
В процессе строительства здания этот камень
указывал направление возводимых наружных
стен по горизонтали и вертикали во всех трех
измерениях: высоте, длине и ширине.
56. Образы Церкви
• Другие камни требовались для того,чтобы завершить постройку.
• Апостол Петр описывает верующих
именно в этой роли, говоря о них как о
живых камнях, которые устрояют из
себя дом духовный, священство святое
(1Пет.2:5).
57. Образы Церкви
• Сравнение с Храмом Духа Святого, ещеболее подчеркивает, что в Церкви
обитает Дух Святой (1Кор. 3:16-17).
• Это присутствие определяет
сверхъестественную природу Церкви.
Дух Божий не только передает Церкви
силу для служения (Деян. 1:18), но
обитая в ней, Он передает ей Свою
жизнь.
58. Образы Церкви
• Церковь – невеста Христа (Откр. 21:2;2 Кор. 11:2; Еф. 5:30-32). Она
наслаждается близкими духовными
взаимоотношениями с Иисусом и
является особым объектом Его любви.
59. Образы Церкви
• Христос является Главой Церквитаким же образом, как и муж - глава
жене, а они вместе составляют одну
плоть.
• Сответственно, муж есть глава этой
одной плоти. В этом таинственном
союзе единая природа или плоть
получает ипостась Жениха. При этом
Невеста остается отдельной
личностью, покорной Жениху.
60. Образы Церкви
• Дух вступает в отношения с личностямичеловеческими и сообщает им
божественную благодать, т.е. Самого Себя.
Он становится началом преображения
человеческих личностей, сообщает ей
высшее совершенство
• Церковь представляет собой множество
человеческих ипостасей. Поэтому Отцы
Церкви, коментируя Песнь Песней и др.
книги Ветхого Завета, в Невесте видели
одновременно и Церковь и каждую
личность, соединяющуюся с Богом в Теле
Христовом
61. Образы Церкви
• Церковь – это столп и утверждениеистины (1 Тим. 3:15). Христос поручил
Церкви учить Его Слову и хранить Его
истину.
• Церковь – это Божья нива (1 Кор.
3:9). Бог взращивает в Церкви
духовный плод
62. Образы Церкви
Церковь, как тело ХристовоКол. 1:24 Еф. 1:22-23
Бог хочет чтобы Церковь, которая наполняется
полнотой Христа, стала выражением Его жизни.
• Церковь как Тело Христово является растущим
организмом
• Участие всех его членов, делящихся теми
дарами, которыми Дух наделяет Церковь,
приводит к «приращению (Церкви) для
созидания самого себя в любви» (Еф. 4:16).
• Как тело, каждый член имеет определенную
функцию и все члены необходимы для
полногоценногодействия Церкви (1 Кор.12:12-
63. Образы Церкви
Два представления ап.Павла о Церкви как о Теле:• Согласно 1 Кор. 12 члены Церкви составляют
все Тело (см. 1 Кор. 12:15-17). Подчеркивается
взаимодействие членов между собой и их
взаимозависимость друг от друга.
• А в Посланиях к Ефесянам и Колоссянам в роле
главы Церкви выступает Христос (Кол. 2:19; Еф.
1:22-23; 4:15-16; 5:23).
• Там ударение делается на властное положение
Христа по отношению к верующим и на Его
обеспечение их всем необходимым. В качестве
главы Тела Иисус так тесно отождествляется с
Церковью, что преследовать Церковь – это
преследовать Христа (Деян. 9:3-5).
64. Определение Церкви
• Церковь состоит из возрожденныхлюдей, проявляющих вместе
жизнь Иисуса Христа и
совершающих вместе Его
служение.
Это определение относится и к
Вселенской Церкви, и к поместным
церквям, которые стараются отображать
жизнь Иисуса в конкретном
историческом моменте.