Похожие презентации:
История доктрины церкви
1. История доктрины церкви
ИСТОРИЯ ДОКТРИНЫ ЦЕРКВИ• Христианская доктрина о Церкви, обычно
называемая экклесиологией (от гр. ekklesia "церковь"), стремится дать теоретическое
обоснование духовному институту, который на
протяжении веков подвергался развитию и
изменению в различных социальных и
политических условиях.
• Изучение христианского понимания церкви
позволяет узнать, каким образом различные
институты приспособляются, чтобы выжить.
2. История доктрины церкви
ИСТОРИЯ ДОКТРИНЫ ЦЕРКВИ• По мере того как Церковь развивалась на
протяжении столетий по окончании
новозаветной эры, ее характер во многом
изменился и по многим позициям она отошла от
учения и образца Церкви апостольского
времени.
ПЕРЕЧИСЛИТЬ ПРИМЕРЫ
3. История доктрины церкви
ИСТОРИЯ ДОКТРИНЫ ЦЕРКВИ• РАЗГРАНИЧЕНИЕ КЛИРА И МИРА
• НАЧАЛО ВЕДУЩЕЙ РОЛИ РИМА
• РОСТ ЦЕРКОВНЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ
(ИПОДИАКОНЫ,ЧТЕЦЫ,АКОЛУФЫ,ЭКЗОРЦИСТЫ,
РЕГЕНТЫ ХОРА, ПРИВРАТНИКИ, КАТЕХИСТЫ)
• ДРЕВНЕСОБОРНАЯ СИСТЕМА ЕПИСКОПСТВА
4. История доктрины церкви
ИСТОРИЯ ДОКТРИНЫ ЦЕРКВИ• Учение о Церкви на ранних порах, не представлялось
важным вопросом.
• Восточная Церковь не обращала особого внимания на
потенциальную важность этой проблемы.
Большинство греческих Отцов Церкви использовали
в своих трудах общеизвестные библейские образы, не
находя причин для серьезного углубления в
исследование этого вопроса.
• Это отсутствие интереса отражает политическую
ситуацию, в которой оказалась Церковь. Она рано
столкнулась как с внешними, так и с внутренними
трудностями. С какими??
5. История доктрины церкви
ИСТОРИЯ ДОКТРИНЫ ЦЕРКВИ• После подписания в 313 г. Константином и
Лицинием Миланского эдикта стали проводить
параллели между империей и Церковью
• Ипполит Римский видел в империи сатанинское
подражание Церкви.
• Историк Евсевий Кесарийский видел в империи
освященный Богом институт, которому
предписано подготовить мир к пришествию
Царства Христова.
6. История доктрины церкви
ИСТОРИЯ ДОКТРИНЫ ЦЕРКВИ• На ранней стадии истории Церкви возникло
соперничество между руководителями самых
больших епархий, особенно меду римской и
константинопольской.
• особым уважением пользовались таких пять
христианских центров: Александрия, Антиохия,
Константинополь, Иерусалим и Рим
• НО к концу четвертого века стало ясно, что Рим,
являясь столицей империи, занимает особенно видное
место и стал возникать вопрос, - какой властью
обладает римский епископ за пределами своей
епархии?
7. История доктрины церкви
ИСТОРИЯ ДОКТРИНЫ ЦЕРКВИ• Большинство греческих отцов Церкви первых пяти веков
ограничивались описанием Церкви, используя библейские
образы, решив не углубляться в дальнейшие исследования.
Можно выделить следующие элементы получившие в это
время всеобщее признание:
• Церковь это духовное общество, которое заменяет
Израиль в качестве народа Божьего в мире.
• Все христиане объединяются во Христе, несмотря на
различия в происхождении.
• Церковь - хранительница истинного христианского учения.
• Церковь собирает вместе верующих во всем мире,
позволяя им расти в вере и святости.
8. История доктрины церкви
ИСТОРИЯ ДОКТРИНЫ ЦЕРКВИОтцы западной Церкви задали тон богословским размышлениям о
природе и сущности Церкви
Епископ Карфагена Киприан, ученикаТертуллиана, - «О единстве
Церкви» и «О падших».
Его учение характерно тем, что он первым начал развивать учение
о епископальной Церкви. Он рассматривал епископов, как
избранных Богом действительных наследников Апостолов, и что
Церковь основана на епископах.
Епископ рассматривался как абсолютный господин Церкви. Он
решает все вопросы внутрицерковной жизни: присоединение и
отлучение от Церкви, определяет учение, организует школы
катехизации, созывает епископат и т. д.
Единство Церкви основано на единстве епископов. Восстание
против епископа и непослушание ему рассматривается как
9. История доктрины церкви
ИСТОРИЯ ДОКТРИНЫ ЦЕРКВИАврелий Августин
«Крещение. Против донатистов» и «О граде Божьем»
• Августин в споре с донатистами исходил с
богословской концепции Церкви. Он говорил,
что Церковь является Вселенской, то время
как донатисты ограничивались лишь
Африкой.
• Таинства имеют силу даже тогда, когда
совершаются негодным служителем, потому
что Сам Христос освящает эти таинства.
10. История доктрины церкви
ИСТОРИЯ ДОКТРИНЫ ЦЕРКВИ• Августин первым сформулировал доктрину о «невидимой
Церкви». Не все в Церкви являются истинными
христианами, многие из этих людей являются христианами
номинальными.
• И сами мы не можем отличить истины от лжи. Лишь Бог
может прочесть то, что в сердцах людей, и определить, кто
же принадлежит Ему.
• Таким образом, пределы истинной Церкви невидимы и
известны лишь одному Богу. Августин проводил различие
между видимой Церковью (внешней организацией), и
невидимой Церковью (Тело истинных христиан).
• Согласно Августину, невидимая Церковь находится
исключительно в пределах Вселенской Церкви, т.е. за ее
пределами нет истинных христиан.
11. История доктрины церкви
ИСТОРИЯ ДОКТРИНЫ ЦЕРКВИ• В период патристики Церковь стали понимать как
внешнюю организацию, управляемую епископом, как
прямым наследником Апостолов, и имеющую
истинную традицию.
• Стала преобладать идея, что Вселенская Церковь
была предшественником всех поместных общин.
Поместные Церкви не понимались, как множество
отдельных единиц, но как части вселенской Церкви во
главе с епископатом.
• Такие Церкви рассматривались как истинные, пока они
были верными и подчиненными Вселенской Церкви в
целом.
12. История доктрины церкви
ИСТОРИЯ ДОКТРИНЫ ЦЕРКВИСредние века.
• Хотя богословы средневековья очень мало внесли в развитие
доктрины о Церкви, сама Церковь к этому времени развилась в
хорошо организованную и абсолютную иерархию. Основания
для такого развития были найдены в трудах Киприана и в
учениях Августина, касающихся внешней организации Церкви.
• Другая и более фундаментальная идея Отцов Церкви, что
Церковь - это общество святых, была оставлена в
небрежении и так осталась неразвитой
• В средние века две идеи стали главными:
• о первенстве Римского епископа и о равенстве
Церкви Царству Божьему.
13. История доктрины церкви
ИСТОРИЯ ДОКТРИНЫ ЦЕРКВИ• В четвертом и пятом веках получила распространение
традиция, согласно которой, будто Христос дал Петру
официальное первенство среди других Апостолов и
что Петр был первым епископом Рима.
• В 533 г. император Юстиниан признал первенство
епископа Рима над епископами других
патриархальных престолов
• Церковь получила внешнего, видимого главу, который
скоро превратился в абсолютного монарха.
14. История доктрины церкви
ИСТОРИЯ ДОКТРИНЫ ЦЕРКВИ• Развилась идея о том, что Вселенская Церковь была
Царством Божьим на земле и поэтому Римский
епископат был земным Царством.
• Приравнивание видимой и организованной Церкви к
Царству Божию имело важные и далеко идущие
последствия. Если только Церковь является Царством
Божьим, тогда все обязанности христиан должны быть
направлены на служение Церкви, потому что Христос
учит о Царствии как о высшем благе и цели всех его
последователей.
• Кроме этого, вся деятельность в мире, которая не
была под контролем Церкви, рассматривалась как
мирская и не угодная Богу.
15. История доктрины церкви
ИСТОРИЯ ДОКТРИНЫ ЦЕРКВИ• Другим результатом было то, что приписывалось
несоразмерное значение внешним постановлениям
Церкви. Царство Божие в Евангелии представлено
не только как цель христианской жизни, но и сумма
всех благословений христианина.
• Благословения и спасение приходили к
человеку исключительно через законы и
декреты Церкви. Без их использования
спасение считалось невозможным.
16. История доктрины церкви
ИСТОРИЯ ДОКТРИНЫ ЦЕРКВИ• Приравнивание Церкви к Царству привело к
практическому обмирщению Церкви. Как
внешнее видимое Царствие, Церковь считала
своим долгом определять и защищать свои
интересы в отношениях с царствами этого мира.
В результате начала уделять больше внимания
политике, чем спасению душ.
Римско-католическая концепция Церкви была
официально сформулирована после событий
Реформации.
• Тридентский Собор (1545-1563)
17. История доктрины церкви
ИСТОРИЯ ДОКТРИНЫ ЦЕРКВИУчение о Церкви у лидеров Реформации.
• Концепция Церкви, которая родилась в период
Реформации и после нее, очень сильно отличается
от римско-католической.
• Деятели Реформации считали, что официальная
Церковь потеряла доктрину о благодати, которую
Мартин Лютер считал центром евангельской вести.
• Так, как католическая Церковь сознательно
отвергла доктрину первостепенной важности, то
она потеряла право называться подлинной
Церковью.
18. История доктрины церкви
ИСТОРИЯ ДОКТРИНЫ ЦЕРКВИЛютер о Церкви.
• Лютер отверг идею о безошибочности Церкви, об
особом священстве и о таинствах, которые действуют
автоматически (магически) и восстановил библейскую
идею о всеобщем священстве верующих.
• Он подчеркивал единство Церкви, но делал различие
между двумя ее аспектами, видимым и невидимым.
Это не две Церкви, а два аспекта одной и той же
Церкви.
• Лютер делал упор на невидимом аспекте - сущность
Церкви можно найти в сфере невидимого: в вере,
общении со Христом через Духа Святого.
19. История доктрины церкви
ИСТОРИЯ ДОКТРИНЫ ЦЕРКВИАнабаптисты
• Отвергали крещение детей, требовали полного
отделения Церкви от государства, отказывались
давать какую-либо клятву и участвовать в войне,
придерживались жесткой дисциплины в Церкви и
отлучали всех впавших в грех и отказавшихся
покаяться.
Именно радикальное крыло реформации, пусть с
некоторыми недостатками, стало предвестником
евангельского движения.
20. История доктрины церкви
ИСТОРИЯ ДОКТРИНЫ ЦЕРКВИЖан Кальвин о Церкви.
Реформаторская (кальвинистская) концепция Церкви в
основе своей мало отличается от лютеранской
• истинная сущность Церкви находится в общении
святых, как духовного целого т. е. невидимой Церкви.
• Для Кальвина знаками истинной Церкви являлись
проповедь Слова Божьего и правильное
совершение таинств.
• Церковь определяется как основанная Богом
структура, в которой Бог совершает освящение Своего
народа.
21. История доктрины церкви
ИСТОРИЯ ДОКТРИНЫ ЦЕРКВИ• Слово Божие заключает нас в лоно Церкви, которая
становится необходимым средством духовного роста
и развития.
• По словам Кальвина, «нет другого способа войти в
жизнь вечную, кроме как через нашу мать - Церковь,
которая зачинает нас во чреве своем, рождает, питает,
удерживает и хранит своим водительством, пока мы
не совлечемся этой смертной плоти и не уподобимся
Ангелам (Мф.22:30). Ибо наша немощь не позволяет
нам покинуть эту школу, но требует, чтобы мы
оставались в ней учениками на протяжении всей нашей
жизни».
22. История доктрины церкви
ИСТОРИЯ ДОКТРИНЫ ЦЕРКВИ• Кальвин проводит важное различие между видимой и
невидимой Церковью. С одной стороны Церковь - это
поместная община верующих христиан. Это видимая
Церковь. С другой стороны, Церковь - это общество
святых и собрание избранных. Это невидимая
Церковь.
«мы обязаны предоставить одному лишь Богу власть знать
Свою Церковь, основанием которой служит Его вечное
призвание»
«Везде, где мы видим, что Слово Божие проповедуется чисто
и к нему прислушиваются, а таинства совершаются в
соответствии с наставлениями Христа, мы можем не
сомневаться, что Церковь существует».
23. История доктрины церкви
ИСТОРИЯ ДОКТРИНЫ ЦЕРКВИЗаключение.
После Реформации некоторые повторили ошибки
прошлого, делая упор на ритуалах и формализме
официальной Церкви и тем самым пренебрегая
евангельским учением о спасении по благодати через
веру и жизнь в Духе Святом.
Рационализм 18 в. подготовил почву для проявления
различных либеральных течений и учений 19-20 вв., в
которых отрицается Богочеловеческая природа Христа
и существование сверхъестественного
Такие движения привели к «современной либерализации
концепции Церкви, что сделало ее похожей на
социальный центр, светское учреждение»
24. История доктрины церкви
ИСТОРИЯ ДОКТРИНЫ ЦЕРКВИ• С другой стороны, постреформаторская эра стала
свидетелем реакции людей на эти задыхающиеся
либеральные тенденции посредством движений,
которые в очередной раз стремились прийти к
истинным взаимоотношениям с Богом.
• Движение пиетистов (17 в.), моравские братья,
баптизм, движение святости и пятидесятническое
движение - все это доказательства того, что Церковь,
основанная Иисусом Христом все еще жива и будет
продолжать свое служение и развиваться до тех пор,
пока не вернется Тот, Который приобрел ее для Себя
Кровию Своею (Деян.20:28).