Похожие презентации:
Факторы, влияющие на развитие косторезного промысла на Севере
1. Факторы, влияющие на развитие косторезного промысла на Севере на примере деятельности Холмогорской фабрики резьбы по кости
2. Актуальность моего исследования вызвана:
современнымплачевным
состоянием
древнейшего
северного промысла
прекращением
деятельности
Холмогорской
косторезной фабрики
– предприятия
с 80-летней историей
Цель моей работы: определение возможностей
восстановления деятельности Холмогорской
косторезной фабрики и сохранения на Севере
мастерства резьбы по кости
3.
Задачи работы:1. Исследовать производственный процесс
резьбы по кости.
2. Изучить историю холмогорского
косторезного промысла.
3. Ознакомиться с деятельностью
Холмогорской косторезной фабрики.
4. Проанализировать факторы, влияющие на
развитие холмогорского косторезного промысла.
5. Определить возможности преодоления
упадка промысла с учетом восстановления
деятельности Холмогорской косторезной
фабрики.
4. Изучение процесса резьбы по кости
мастер-класс у мастера-костореза Копылова Андрея Борисовича(школа народных ремесел Вл. Бурчевского)
Исходный материал для резьбы:
бивень мамонта,
зуб кашалота,
моржовая кость.
Эти виды кости считаются дорогими
(бивни мамонта - до 10 тыс. руб. за кг)
Закупают у поставщиков кости
через «Интернет».
Бивень
мамонта
Моржовая
кость
Зуб кашалота
Для резьбы
используют и трубчатую
коровью кость (цевку).
Это более дешевый и
доступный материал,
его закупают на
мясокомбинатах.
5. Изучение процесса резьбы по кости
мастер-класс у мастера-костореза Копылова Андрея Борисовича(школа народных ремесел Вл. Бурчевского)
Процесс изготовления изделия
из кости включает в себя
следующие этапы:
1. создание эскиза (на бумаге);
2. распиловка кости;
3. шлифование (шкурят
пластину);
4. нанесение рисунка;
5. резьба по кости;
6. для некоторых видов
изделий:
склеивание частей,
нанесение цветного рисунка
(рисунок наносится масляными
красками, сваренными с воском).
6. полирование.
мастер-косторез Копылов
Андрей Борисович
со своим учеником Коржевым
Дмитрием
6. Изучение процесса резьбы по кости
мастер-класс у мастера-костореза Копылова Андрея Борисовича(школа народных ремесел Вл. Бурчевского)
Циркулярная
пила
Шлифовальный
станок
В мастерской
у мастера–
костореза
имеются такие
инструменты:
Полировочный
станок
Мелкие
инструменты
Бормашины
разной
мощности
7. Изучение процесса резьбы по кости
Изучив процесс резьбы по кости, я сделал вывод,что для работы мастера-костореза необходимо :
помещение (можно небольшое)
с необходимыми условиями
(отопление, свет, вода)
- обязательно должна быть
система вытяжки и вентиляции
(при обработке кости
появляется мелкая пыль,
которая оседает в помещении)
-
станки и инструменты;
- запасы кости.
8. История промысла
Почему промысел резьбы по кости вознику нас на Севере:
Много материала для резьбы–
огромные запасы моржовых
клыков, мамонтовых бивней на
Берегах Северной Двины и Белого
моря, простая трубчатая коровья
кость.
Своя техника обработки кости и
своя тематика, связанная с
северной природой, охотой и
рыбной ловлей.
Возможность продажи готовых
изделий иноземным торговцам в
Архангельске.
Вывоз продукции местными
мореходами по Белому морю в
другие страны
9. 15-16 век
История промысла15-16 век
Изделия:
предметы быта (гребни,
ложки, украшения и т.д.)
церковная утварь, иконы.
Церковь – главный и богатый
покупатель
В Гостиных Дворах
Архангельска можно увидеть
старинные церковные книги,
иконы и церковную утварь,
украшенную холмогорской
резьбой по кости.
Мастера: Много неизвестных
мастеров-резчиков.
10. 17 век
История промысла17 век
Первое письменное упоминание о холмогорских
резчиках в архивных документах
Местный «гребенной мастер»
Евдоким Шешенин и его братья
были вызваны в Москву для работы
в Оружейной палате по реставрации
старинного костяного трона царя
Ивана Грозного, изготовленного в
15-м веке греческими мастерами.
А это говорит о том, что, мастерство
холмогорских резчиков было по
своему уровню не ниже греческого.
Братья Шешенины впоследствии
стали лучшими косторезами
Оружейной палаты.
11. 18 век
История промысла18 век
Эпоха Петра I и Екатерины II – период наивысшего
расцвета резьбы по кости в Холмогорах.
В период посещения Холмогор Петр I сам
научился резать по кости.
Костяные изделия вошли в моду в новой
столице – Санкт-Петербурге.
Торговые суда, ходившие из СанктПетербурга, обеспечивали поставку
искусных поделок в Европу
Растет спрос на изделия холмогорских
мастеров. На первый план выдвигается их
художественная сторона, а практическое
использование стоит на втором плане.
Расширяется ассортимент костяных
изделий. К традиционными ларцам и
коробочкам добавились табакерки,
миниатюрные комодики, подставки под
часы и пластины с портретами.
Холмогорские мастера: Дудин, Верещагин,
Головин, Бобрецов.
12. 19 век
История промысла19 век
Сменилась мода, предметы роскоши из кости
не востребованы во дворцах
Для этого периода характерны
изделия, необходимые для
повседневной жизни.
Основные потребители: мелкое
чиновничество, иностранные моряки,
крестьянское население.
Мелкие, недорогие изделия
не приносят большого дохода
мастерам.
13.
История промыслаК концу 19-го века искусство резьбы по кости
на Севере подошло к полному угасанию
160
120
150
мастеров
80
Максимов, Бобрецов и Перепелкин.
40
3 мастера
0
начало 19-го века
конец 19-го века
Упадок промысла характеризуется резким
сокращением количества мастеров.
14.
История косторезной фабрикиДля повышения мастерства, сохранения косторезного
промысла поморов и организации ученичества
В конце 19-го века (1885 год) по указу Великого
Князя Владимира Александровича открыты
первые курсы обучения резьбе по кости.
Руководитель училища - мастер Максим
Иванович Перепелкин.
В 1933 году - организована косторезная
артель – так началась история
Холмогорской косторезной фабрики.
Мастерами ее являлись учащиеся школы
художественной резьбы по кости.
В 1948 году построено производственное
здание фабрики.
Председателем и художником артели
работал, вернувшийся с фронта, Федор
Николаевич Гурьев.
15.
История косторезной фабрики1930-1980 годы – период экономической стабильности
финансовая поддержка государства (СССР)
фабрика стабильно работает
фабричное производство мелкой продукции
стабильный покупательский спрос
изготовление уникальных произведений для музейных
коллекций, крупных художественных выставок
косторезная школа готовит новых мастеров.
Наиболее
распространены
изделия: броши,
серьги, подвески,
закладки, ножи
для разрезания
бумаги, северные
русские
сувениры.
16.
История косторезной фабрики90 годы – начало 2000-х : выживание в сложное время
нездоровая финансовоэкономическая ситуация в
стране
разгосударствление государственная фабрика стала
акционерным обществом
у населения сложности
с финансами
нет поддержки государства
костяные изделия перестали
пользоваться спросом, плохая
продажа продукции
банкротство фабрики
2005 год
17.
История косторезной фабрикиПроблемы сегодняшнего дня
Деревянное здание фабрики, в котором раньше
располагались мастерские, признано аварийным, там
нет отопления.
Другого помещения на данный момент нет.
18.
История косторезной фабрикиПроблемы сегодняшнего дня
Для подъёма промысла не
хватает мастеров.
Сейчас в селе Ломоносово
резьбой по кости
занимаются не более 20
мастеров.
Это мастера Зачиняев Н.И.,
Маклакова И.И., Осипов
Вл., Буторин М., Лялин Н.,
семьи Лысовых, Шубных и
др.
Все мастера сейчас –
индивидуальные
предприниматели,
работают дома.
В опустевшей фабрике
станки ждут мастеров
19.
История косторезной фабрикиПроблемы сегодняшнего дня
проблема со
сбытом изделий
заказчики не
понимают
эксклюзивности
изделий, диктуют
мастерам свои
условия, из-за
которых теряется
искусство
промысла и
традиции
Эксклюзивные
авторские работы
мастера
Маклаковой И.И.
20.
История косторезной фабрикиПроблемы сегодняшнего дня
нет молодых кадров.
в косторезной школе
сегодня учатся
12 учеников.
ветхое здание
косторезной
школы
21.
Анализ факторов, влияющих на развитиехолмогорского косторезного промысла
Сильные стороны:
Слабые стороны:
- наличие сырья (кости)
- талантливые мастера
- возможность подготовки новых мастеров
- эксклюзивность изделий (ручная работа)
- высокое качество
- экологически чистые изделия
- отсутствие системы продвижения изделий
(только личные продажи посредством
«сарафанного радио»)
- несовершенное старое оборудование,
отсутствие специального помещения
Возможности:
Угрозы:
- поиск инвесторов ( в т.ч. и государство)
- обустройство цехов, здания фабрики
- наладить продвижение продукции
(реклама, выставки)
- изучение спроса на изделия (консультации
стилистов, отслеживать движение в
моде)
- сложности поиска инвестора
- старые мастера (устаревшие
представления о моде, потребностях
потребителя)
- нежелание молодежи осваивать данное
ремесло
22.
Анализ факторов, влияющих на развитиехолмогорского косторезного промысла
Изучив историю развития и косторезного промысла, и
Холмогорской косторезной фабрики, я сделал вывод:
Наибольшее влияние на развитие промысла оказывает
спрос на продукцию мастеров-косторезов:
100
80
60
40
20
0
15-16 век
17 век
18 век
промысел (число мастеров)
19 век
СССР
1990-2000
годы
спрос на изделия
23.
Исследование покупательского спросаПриступая к определению возможностей восстановления косторезной
фабрики, необходимо определить, есть ли в настоящее время спрос
на продукцию мастеров-косторезов?
Проведено исследование в городе Архангельске (магазин
«Художественный салон»):
• Изделия из кости хорошо раскупаются.
• Спрос на изделия стабильный, увеличивается в предпраздничные дни.
• Покупатели – люди разных возрастов, от 22 до 70 лет.
• Пользуются покупательским спросом, как дорогие изделия из кости
мамонта (цена от 3 до 6 тыс. руб.), так и более дешевые изделия из
коровьей кости (цена от 1 до 2 тысяч рублей).
• Покупают изделия различного ассортимента: и украшения, и предметы
интерьера (фигурки, иконы), и другие вещи (ручки, ножи).
Так же в ходе бесед с мастерами-косторезами выяснилось, что к ним
обращаются заказчики изделий из Москвы, Санкт-Петербурга.
Таким образом, в настоящее время есть спрос на продукцию
мастеров-косторезов, а значит, есть предпосылки для
восстановления Холмогорской косторезной фабрики.
24.
Возможные меры по восстановлению фабрикиСтроительство
нового
здания фабрики
и косторезной
школы
Развитие промысла
как бренда
Архангельской
области при
поддержке
государства
Восстановление
производства на
косторезной
фабрике
в с. Ломоносово
Подготовка
молодых кадров,
сохранение династий
Наладить сбыт
продукции
(реклама изделий)
25. Поддержка государства
Меры по восстановлению фабрикиПоддержка государства
Продавая изделия народных
промыслов, невозможно
добиться быстрой прибыли.
Все изделия изготавливаются
вручную.
Поэтому, такое производство
государство не должно
оставлять в стороне.
Необходима государственная
финансовая поддержка
промысла, который может
стать брендом Архангельской
области.
26. Строительство нового здания фабрики и косторезной школы
Меры по восстановлению фабрикиСтроительство нового здания фабрики и
косторезной школы
Необходимо достроить здание художественно
профессионального училища резьбы по кости, начатое в
2011 году.
По проекту в новом здании будут оборудованы новые
мастерские и местным косторезам предложат
профессиональные помещения.
Новая фабрика соберет мастеров-пенсионеров и даст
возможность работы выпускникам училища.
27. Подготовка и сохранение кадров
Меры по восстановлению фабрикиПодготовка и сохранение кадров
Необходимо
подготовить новые
кадры, мастерам
передать свои знания
и умения молодому
поколению.
Кость материал
особый, и к нему
нужен
соответствующий
подход, его передают
опытные мастера
детям и внукам
Знаменитая династия Буториных
28. Налаживание реализации продукции
Меры по восстановлению фабрикиНалаживание реализации продукции
Создание фирменных магазинов с
выходом на рынок других регионов,
Участие в (выставках, ярмарках,
аукционах),
реклама продукции (создание
каталогов, размещение рекламы в
печати на телевидении и радио, в сети
«Интернет» ).
29.
Заключение- мастерам-косторезам в их деятельности необходимо
подготовленное помещение, инструменты, а также
возможность реализовать свою продукцию, чтобы
получить доход.
- доходы, получаемые от реализации изделий из кости
влияют на количество работающих мастеров: чем выше
доходы, тем больше количество мастеров.
- количество мастеров-косторезов определяет состояние
промысла резьбы по кости: если мастеров мало –
промысел приходит в упадок.
Поскольку холмогорская художественная резьба по кости –
это народный промысел, часть нашего культурного
наследия, его необходимо сохранять и поддерживать.
Решить вопрос сохранения промысла возможно посредством
восстановления деятельности холмогорской фабрики
резьбы по кости.