Похожие презентации:
Художественная культура Индии
1.
Художественная культура Индии2.
Художественная культура Индии имеет давнююисторию, она ровесница Древнего Египта.
Археологами установлено, что в III – IV тыс. до н.э.
в долине реки Инд на северо – западе полуострова
Индостан существовала цивилизация, названная
хараппской. Именно от неё и берёт начало
индийская культура.
В своём развитии культура Индии прошла такие
периоды:
1.Ведический (II – I тыс. до н.э.)
2.Средневековый:
• Ранее средневековье- VII – XII века(доисламский
период)
• Позднее средневековье - XIII – XVIII века
3.
Ведический периодЭто название восходит к памятнику архитектурной мысли конца II- начала
I тыс. до н.э., когда была создана книга « Веды»( знание), включившая в
себя ритуальные гимны, жертвенные формулы , былины и поучения.
Носителями ведического мышления были народы –арьи, племена
спустившихся с севера на юг в поисках новых земель.
Первая часть ведических текстов называется « Ригведы», запечатлела
смешение двух религиозных идей.
В ведический период складываются новые крупные государства,самое
могущественное и прекрасное из которых – Магадхи со столицей
Паталипутрой
В это же время широкое распространение получает брахманизм –
следующая после ведического учения ступенька духовного познания мира.
В его основе лежал закон кармы- суммы совершённых при жизни
поступков, обеспечивающих перевоплощение души человека после смерти,
что излагается во второй части « Ведов» – « Упанишад».
Высшим достижением этого периода является рождение высокоразвитого
индийского эпоса- двух великих поэм – « Махабхараты» и « Рамаяны».
4.
Кулиминацией этой эпохи становитсярождение новой мировой религии –
буддизма. Её рождение связано с
явлением отшельничества,
распространённого в Индии испокон
веков. Отшельники, покинувшие
свои дома в поисках смысла жизни,
были очень почитаемы. С ухода от
мира началось духовное восхождение
юноши знатного рода, которого
называли «Шакьямуни» или
«Шакийский отшельник».
На 30 году жизни его ум озарился
полным знанием. Он увидел
всеобщую связь явлений зримого и
невидимого. Он постиг истину:
существует человеческая жизнь,
полная страданий, и этому есть
причины, поняв которые можно
достичь освобождения. Отныне он
стал Буддой – Просветлённым.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Он учил людей, что отсутствиененависти, непричинение зла,
честный и чистый образ жизни,
самовоспитание и медитация – всё
это принесёт нирвану- достижение
особого состояния, которое нельзя
определить как жизнь или смерть.
Утверждение равенства всех людей
перед лицом смерти и страданий,
проповедь ненасилия, конкретные
указания способов достижения
полного счастья способствовали
быстрому распространению буддизма
как в самой Индии, так и др. странах
Востока: Китае, Японии, Индонезии,
Вьетнаме и в Средней Азии.
Официальной религией буддизм
становится при царе Ашоке,
сумевшем объединить весь Индостан
в гигантскую империю.
12. Архитектура
Первые памятники индийской архитектуры появляютсяпредположительно во II тысячелетии до нашей эры
13. Ступа в Санчи
Первыми культовыми памятникамибуддизма стали ступы – мемориальные
сооружения, в которых хранились останки
Будды.
Эта каменная полусфера символизирует небо
у нас над головой. На вершине купола
установлен макет горы Меру .
Через все здание храма, сверху донизу,
проходит стержень — ось мира. Вокруг
этого рукотворного мира возвышается
стена. В ее углах украшенные резьбой и
скульптурами столбы.
14.
При царе Ашоке начали высекать пещерные кельи дляотшельников, создавая условия для полного уединения и
медитации.Постепенно горные убежища превратились в достаточно
большие комплексы –
ЧАЙТЬИ(храмы) и ВИХАРЫ(монастыри)
В I в. до н. э. в культовой
архитектуре Индии широко
распространились пещерные
храмы — чайтьи.
Центральный коридор
отделен от боковых рядами
колонн со скульптурными
капителями. В дальнем конце
молитвенного зала
возвышается ступа.
Чайтья в Карли
15.
Чайтья вКарли
( интерьер,
экстерьер)
16.
Наружный фасад чайтьи в Карли украшаютскульптурные рельефы с мужскими и женскими
фигурами. Пары, изображенные на фасаде чайтьи ,
олицетворяют и два идеала красоты, и два начала в
природе — мужское и женское.
17.
Колонны чайтьи в Карливыглядят очень
мощными и
монументальными. Их
основания имеют вид
глиняного сосуда для
воды, а на капителях
колонн разместились
группы аллегорических
человеческих фигур,
сидящих на спинах
коленопреклоненных
слонов.
18.
В I – III тыс. до н.э. на северных территориях Индии возниклогосударство Кушан, основанное пришельцами из
Центральной Азии.
В кушанскую эпоху центрами развития наук и искусства
становятся буддийские монастыри. Главным достижением
этого периода можно считать возникновение пластического
образа Будды в виде идеально сложенного человека с
красивым лицом, находящегося в состоянии вечного покоя.
К этому времени пантеон богов обогащается и в кушанском
искусстве всё чаще встречаются образы прекрасных и юных
дарителей милосердия – бодхисаттв.
19.
Период правления династии Гуптов ( IV – V вв.) –последний взлёт в развитии культуры Древней Индии,
её « золотой век».
Искусство того времени обрело свободу в выборе тем и
сюжетов, стало поэтичным и выразительным. Самый
яркий пример этому – пещерный храм в Аджанте.
20.
Средневековый периодСостоит из доисламского и исламского периодов
развития.
В эту эпоху буддийская идея отшельничества ушла в
прошлое. Государство Гуптов пала под ударами кочевых
племён – гуннов.
Страна распалась на множество мелких княжеств,
правители которых были озабочены сохранением древних
духовных традиций. Глобальные представления о
мироздании, свойственные буддизму, отошли в прошлое.
Возрождается брахманизм, но уже в изменённом виде, где
объединились старинные мифологические верования
(почитание священных животных) , перерождение душ
(санатра) и представления о законе воздаяния ( карма).
Обновлённая религия получила название ИНДУИЗМ.
21. Новые боги индуизма – тримурти - Шива (разрушитель), Брахма(Творец мира), Вишну(Охранитель).
Новые боги индуизма – тримурти Шива (разрушитель), Брахма(Творец мира),Вишну(Охранитель).
22.
Ши́ва (санскр. शिव, śiva IAST,«благой», «милостивый») —
индуистское божество,
верховный Бог в шиваизме,
вместе
с Брахмой и Вишну входит в
божественную
триаду тримурти. Истоки
культа Шивы уходят в
доведийский и ведийский
периоды.
Шива олицетворяет собой
космическое сознание,
статичное мужское начало
вселенной (Пуруша),
оппозиционного Шакти (Пракр
ити), динамичному женскому
началу вселенной.
23.
Ша́кти (санскр. िक्ति śakti IAST — мощь, сила) —в тантре, шиваизме и шактизме —
супруга бога Шивы; в более широком смысле —
женская творческая сила Шивы, реже — Вишну и
других богов индуизма[1][2].
Шакти и Шива в едином образе Ардханари —
полуженщины, полумужчины
Слово «шакти» имеет много
значений. Шакти называют великую вселенскую
бесконечную Божественную энергию, которая
является творящей и исполнительной силой океана
Божественного Сознания (Шивы); при
этом Шакти находится в непрерывном слиянии с
Шивой, представляя с ним два неразделимых аспекта
одной реальности. Шакти — этоБогинямать. Шакти — это проявленный
мир. Шакти называют Мать-Природу. Шакти
называют Богиню, супругу бога Шивы. Шакти — это
внутренняя энергия человека. Шакти — это
космический женский принцип. Шакти — это
женское начало человека, его женская половина.
24.
Бра́хма, уст.также Бра́ма; санскр. ब्रह्मा, Brahmā IAST) —
бог творения в индуизме. Наряду с
Вишну и Шивой является одним из
богов Тримурти. Брахма является
саморожденным, не имеющим матери,
рождённым из цветка лотоса, выросшего из
пупа Вишну в самом начале процесса сотворения
материальной Вселенной. По этой причине
Брахма также известен под именем Набхиджа —
«рождённый из пупа». Согласно легенде, Брахма
родился в воде, в которую Вишну вложил своё
семя, позднее превратившееся в золотое яйцо,
своего рода космический зародыш. Из этого
золотого яйца, Брахма был рождён. Оставшиеся
компоненты этого золотого яйца расширились и
превратились во Вселенную. Вскоре после
сотворения Вселенной, Брахма создал
одиннадцать Праджапати. В индуистской
космологии Брахма рассматривается как творец
Вселенной, но не как Бог.
25.
В обычной средневековой иконографии уБрахмы четыре головы и столько же рук.
Изначально у Брахмы было пять голов, но одна
была сожжена третьим глазом Шивы, так как
Брахма обратился к нему без должного
почтения.
Цвет его кожи красный или золотой, одежды —
белый. Его вахана т. е. ездовое животное —
лебедь или гусь.
Гусь или хамса это средство передвижения
(вахана) Брахмы. Происхождение его по мифу
объясняется как то, что название этой птицы
созвучно космическому дыханию. На вдохе
получается звук «хам», на выдохе – «са». Это
главное дыхательное упражнение йоги и ритм
дыхания всей вселенной.
В храмовой архитектуре также встречается
мотив хамса или пары гусей, изображенных,
обычно, по двум сторонам лотоса – символа
знания.
26.
Ви́шну (санскр. शवष्णु , viṣṇu IAST —«проникающий во
всё»,[1]«всеобъемлющий»[1]) —
верховный
Бог в традиции индуизма.Наряду
с Брахмой и Шивой является одним
из богов Тримурти триады божеств,
где выполняет функции охранителя
мироздания.
Основные функции Вишну —
поддержание дхармы и разрушение
зла. С целью наказать злодеев и
защитить добродетельных людей
Вишну периодически нисходит в
этот мир в виде аватар.
27.
В индуистскойиконографии Вишну
обычно изображается в
четырёхрукой
человеческой форме, с
кожей синего, голубого
или черного цвета, в
жёлтых
одеждах, возлежащим на
гигантском многоголовом
змее Шеша в
водах Причинного
океана.В своих четырёх
руках он держит
четыре атрибута: цветок
лотоса, булаву, раковину и
чакру.
28. Глобальные представления о мироздании воплотились в наземных храмовых комплексах.
храм Парашурамешвара вБхубанешваре, VIII в.
храм Махабодхи в
Бодхгайе, XIII в.
29. Храм Кайласанатха в Эллоре ( Эллуре)
Храм Кайласанатха в Эллореявляется непревзойденным
шедевром и одним из самых
впечатляющих
архитектурных сооружений.
Храм строился на
протяжении 150 лет, в его
сооружении участвовало 7
тысяч человек. Он занимает
площадь в два раза
превышающую площадь
Парфенона в Афинах, по
высоте превосходит его в
полтора раза. Храм
посвящен богу Шиве.
30.
Храм Шивы.МахабалипурамаВ ранних надземных храмовых
комплексах ещё чувствуется
влияние древнего скального
зодчества. Таковы пять храмов
Махабалипурама, посвящённые
культу Шивы.
Но уже в VIIIвек в
архитектуре звучат черты
другого стиля,
символизирующего
религиозную концепцию
мироздания.
Храм Кандарья Махадева
31.
Храм Кандарья Махадева ( интерьер)32.
В XIII веке север Индии былпорабощён мусульманами, и на её
территории образовалось
исламское государство –
Делийский султанат.
С этого времени памятники
культуры создавались в русле
иноземных традиций.
В результате слияния традиций
двух культур возникает индо –
исламский стиль, памятником
которого является огромный
минарет Кутб – Минар ( 73 м), в
котором соединилась традиционная
для минарета строгая форма с
пластикой ребристых полуколонн,
по – индийски богатых и нарядных.
33.
В эпоху Великих Моголов (XVI– XVII века) мусульманское
искусство испытало ещё более
сильное влияние индийской
культуры. Легендарным
памятником этой эпохи
является мавзолей Тадж –
Махал, созданный в память о
любимой жене правителя Шаха
– Джейхана.
В XVIII веке окончилось
развитие средневековой
художественной культуры
Индии. Колонизация страны
англичанами открыла новый
этап в развитии жизни страны,
завершившийся уже в XX веке.
Мавзолей Тадж - Махал
34. Книжная миниатюра Индии
Главная особенность могольскойминиатюры, переживавшей при первых
императорах свой расцвет, — все
нараставшая тенденция к передаче
реального облика людей, предметов,
природы. Одним из интереснейших
достижений стал «могольский портрет».
Основная его цель ─ передать сходство,
характерные особенности лица, а при
возможности и психологическую
характеристику персонажа.
35. Музыка Индии
Слово "сангит", во многихиндийских языках означающее
"музыка", буквально переводится
как "сведение воедино и
выражение всего".
Важнейшее место среди
музыкальных инструментов
Древней Индии принадлежало
ударным и струнным.
Вина. Ситар. Саранги
Табла
36. Театр Индии
Театральное искусство Индии зародилось в 12 вв. до н.э. и его создание приписываютмудрецу по имени Бхарата. Согласно
легенде,бог войны Индра попросил создателя
Брахму придумать развлечение, которое
понравилось бы всем людям.
Брахма извлёк из четырёх «Вед» декламацию,
пение,игру и эстетику и научил этим
искусствам Бхарату, повелев ему со ста его
сыновьями беречь и утверждать это искусство
на земле. Брахма сформулировал главные
задачи театра: поучать и развлекать. Самые
дошедшие до нас ранние пьесы написаны на
классическом языке Индии- санскрите и
позволяют сделать вывод. Что в то время
драматургия была развитым жаром
театрального искусства. Излюбленные
сюжеты пьес – народные предания и легенды,
героические подвиги королевских мудрецов и
любовь.
37.
Статуэтка танцующей девушки(Мохенджо Даро-IIIтыс. До н.э.)
Высшей целью представления было достижение
РАСЫ – эстетического наслаждения, возникающего
вследствие искусной игры актёра. Восемь основных
чувств(комизм,патетика,эротика,гнев,героика,ужас,
ненависть.изумление)-должны были воплотить
актёры.
Характерной особенностью индийского театра
является единство музыки. пения и танца.
38. Вопросы и задания :
1.Найдите соответствия:1
2
1
7
7
4
6
а)ступа в Санчи;
3
б)храм Шивы в Махабалипураме;
в)храм в Аджанте;
г)храм в Карли;
д)храм Кандарья Махадева ; з)храм Махабодхи в Бодхгайе ; е)храм Кайласанатха в Эллоре.
5
39. Вывод :
• Древнеиндийская культура оказала большоевоздействие на культуру других стран. Уже с глубокой
древности ее традиции переплетались с традициями
Востока.
• В современной Индии с почтением относятся к
культурному наследию. Для этой страны характерна
живучесть древних традиций и не удивительно, что
многие достижения древнеиндийской цивилизации
вошли в общекультурный фонд индийцев. Они стали
неотъемлемым компонентом и мировой цивилизации,
а сама Индия остается одной из самых любимых и
загадочных стран в мире, “страной чудес” .
40. Мохенджо-Даро. Раскопки. 3-2 тысячелетия до н.э.
41. Мохенджо-Даро. 3-2 тысячелетие до н.э.
Статуэтка танцовщицыМужской бюст
42. Печати из Мохенджо-Даро.
43. Стамбха (колонна) Ашоки. Середина 3 в. до н.э.
44. Львиная капитель колонны в Сарнатхе. 3 век до н.э.
45. Ступа в Санчи. 1 век до н.э.
46. Ступа в Санчи.
Резные каменные воротаСтатуя Якшини - богини плодородия
47. Чайтья в Карли. 1 в. до н.э.
48. Статуя Будды. Гандхара.
49. Пещерный храм в Аджанте. 4-7 вв.
50. Летящий бог Индра. Роспись храма в Аджанте.
51. Храм Шивы в Махабалипураме. Около 700 г.
52. Рельеф «Нисхождение Ганга». Махабалипурам. 7 век.
53. Трехликий Шива (о. Элефант). Фрагмет. 8 век.
54. Храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо. 10-11 в.
55. Вишну и Лакшми. Храм Кандарья Махадева
56. Шива Натараджа. 11-12 вв.
57. Минарет Кутб-Минар. 1231 г. Дели
58. Тадж-Махал. Середина 17 века. Агра
59.
Очень разнообразен индийский национальныйинструментарий — насчитывается свыше 300 инструментов.
Одни из них распространены по всей стране, другие
встречаются только на юге или севере Индии.
60.
Ви́ на — старинный индийскийщипковый музыкальный инструмент.
Имеет форму лютни.
Считается трудным для изучения
инструментом и требует многолетней
практики.
Индийскую богиню Сарасвати,
считающуюся покровительницей
искусств, часто изображают с виной в
руке.
61.
Табла — индийский ударныймузыкальный инструмент,
состоящий из двух частей.
Правый барабан («табла»)
изготавливается из полого куска дерева,
левый барабан («дагга») – полый
цилиндр из меди, серебра или никеля.
Оба этих барабана покрыты
пергаментом, который крепится
кожаными полосками (ремнями),
используемых для настройки, для чего
под них подкладывают деревянные
брусочки.
.
62.
Табла — одиниз
самых древних ударных
инструментов Земли.
Известны индийские
древние рельефы,
изображающие такие
пары барабанов
63.
Мриданга – очень древняя форма барабана, обладающаясовершенной акустикой. Мриданга Южной Индии - это
концертный барабан, составляющий аккомпанемент к
классической музыке и танцу, а также предназначенный для
сольных выступлений.
64.
Вену, флейта ЮжнойИндии, обычно
изготавливается из
высококачественного
бамбука. Она имеет
отверстие для губ у
закрытого конца и 8
отверстий для пальцев.
65.
Комбу – это рог, составленный из 3-4 частей,скрепленных вместе. Он используется в храмовых
процессиях и на вечерних службах в храмах. Искусный
музыкант может извлечь на этом инструменте
несколько различных нот
66.
Нагасварам – это язычковыйинструмент из
дерева,завершающийся
воронкообразным отверстием.
Он имеет 7 отверстий для пальцев и
мундштук.
На Нагасвараме играют в храмах
Южной Индии, на фестивалях и
свадьбах, в царских резиденциях.
На нем играют классическую
музыку.
67.
Саранги – это индийская скрипка,используемая в качестве
сопровождения к классической
музыке и танцам Северной Индии.
Она изготавливается из куска дерева и
имеет пергаментную середину.
Она имеет 3 струны из кожи и 1
латунную.
За основными струнами обычно
располагаются 15 струн из тонкой
проволоки разной длины, для
извлечения нот.
Саранги держат в вертикальном
положении и играют смычком.
68. Немного из истории…
Рождение танцевальногоискусства в Индии носит
религиозный характер и
зародилось в глубокой
древности около 5тыс. лет
назад. Считается что мир был
создан танцующим богом
Шивой и в храмах носил
характер молитвы. Танец
являлся своеобразным
безмолвным общением
языком движений и жестов в
котором присутствовали
выражения слов, чувств
эмоций.
69. Немного из истории…
Бог Шива - один из трех великих боговиндуизма. Шива-Натараджа, Владыка
танца. В одной его руке - барабан, образ
изначального звука, ритма, вибрации,
из которой возник космос. Во второй
руке - огонь, уничтожающий все
отжившее. Жесты двух других рук
показывают, что он защитит и спасет
тех, кто ему поклоняется. Танцуя, Шива
попирает ногами демона,
олицетворяющего косность и
инертность, не давая ему овладеть
душами людей. Танец бога - символ
космического движения и обновления.
Когда он остановится, наступит конец
света.
70. Кучипуди
Кучипуди - вид танцевальной драмы
стиль, культивируемый главным
образом на западном побережье юга
страны. Название этого стиля
происходит от региона, в котором он
сформировался: деревня Кучелавапури
(название местечка на языке телугу
означает "поселение актеров").
Танцевали его раджанартаки - девушки,
жившие при храмах и официально
выданные замуж за бога. Особый вклад
в развитие Кучипуди внес брахман
Сиддхендра Йоги, живший в XV
cтолетии. Именно с XV века Кучипуди
стал исполняться исключительно
мужчинами. Считалось, что красота
танцовщиц отвлекает зрителей от
осмысления религиозного содержания
текстов, поэтому ради сохранения
чистоты древнейших традиций стиля
женщинам было запрещено танцевать
Кучипуди вплоть до XX века. Согласно
древней традиции танцовщица стиля
Кучипуди декламирует и танцует
одновременно. В этом заключается
одна из особенностей Кучипуди.
71. Бхаратнатьям
• Бхаратнатьям. Стиль БхаратНатьям наиболее популярен в
Индии и наиболее широко
известен за рубежом. Его
традиция насчитывает почти
2000 лет. Это один из самых
древних стилей. Он
придерживается строгих
канонов Натья-Шастры
("Трактата о танце" - 2 век
Нашей эры). "Бхарата" аббревиатура от "бхава" настроение, "рага" - мелодия, и
"тала" - ритм. "Натьям" - чистый
танец.
72. Катхак
Катхак - это классический танцевальный стиль Северной Индии. Это танецжрецов-браминов, которые излагали с помощью танца и пантомимы историю
своего вероучения.
Термин "катхак" произошел от слова "катха", что означает "рассказ", "история".
Катхаками в древности называли касту рассказчиков, существовавшую при
многих храмах Северной Индии. Они разыгрывали танцевально-драматические
спектакли в дни религиозных праздников.
73. Одисси
Одисси. Одним из наиболееизысканных классических танцевальных
стилей является ОДИССИ. Он зародился
на восточном побережье Индии, в
Ориссе. О нем упоминается в
древнейшем индийском трактате о
драме и танце "НАТЬЯШАСТРА",
датированном 3-4 в. н.э. Штат Орисса
известен своими храмами: Храмом,
посвященным Богу Солнца в Конараке,
храмом Джаганнатхи в Пури и многими
другими.
Исполнители стиля Одисси повторяют
позы танцовщиц, изображенных на
стенах этих храмов, построенных в 6-8
вв. н.э. Одисси - танец божественного,
человеческого, любви и страсти.
Мягкие, плавные и нежные движения
описывают обстановку Ориссы и
философию популярного персонажа
индуизма - Бога Кришну.
74. Катхакали
Катхакали. Катхакали исполняют только мужчины в необыкновеннокрасочных костюмах, огромных головных уборах и со сложным макияжем
на лице. Ни один классический танец не используют такого грима; для его
нанесения требуется несколько часов кропотливой работы.
Столетиями отбирались и отшлифовывались отдельные элементы танца
катхакали. Танец исполняется под аккомпанемент ченды - барабана,
который производит глухой звук и маддалы, производящей мягкую
мелодию. Также используются бронзовые цимбалы.
75. Манипури
Манипури. Манипури был взращен в горных областях северо-востока Индии. Названиестиля (дословно – «драгоценность земли»), носит название штата Манипур – родины
направления. Легенда утверждает, что для того, чтобы найти идеальное место для
танца Боги пошли вплоть до иссушения озера в прекрасной долине. Теперь не
удивительно, что танец – неотъемлемая часть ритуалов повседневной жизни, как
свадьба или поклонение предкам. Среди известных составных частей Манипури –
Санкиртана и Рас Лила, описывающие космический танец Кришны и пастушек. В танце
используются красивые расшитые юбки, резко расширяющиеся от талии и
полупрозрачные вуали. В Костюме Кришны непременный атрибут – павлинье перо в
волосах. Движения начинаются в медленном темпе и переходят в быстрые вращения.
76. Декоративно-прикладное искусство
В Индии, славились своим искусствомрезчики по кости. Слоновая кость прекрасный материал для тонкой резьбы
благодаря прочности и мелкозернистой
однородной фактуре; она особенно
приятна на вид своей мелкой изящной
слоистостью и нежным оттенком.
О высоком искусстве древних сингальских
мастеров - резчиков по слоновой кости
сообщают местные хроники. Древние
хронисты сообщали, что царь сделал из
слоновой кости фигуру бодхисаттвы и
отдельные части своего царского трона.
В Индии из слоновых бивней изготовлялись
статуэтки, панели, дверные косяки с
резьбой (например, из Ри-дивихары, с
танцовщицами и животными), ларцы (2),
книжные переплеты, женские украшения,
гребни, ручки ножей и т. п.
77. Декоративно-прикладное искусство
Резьба по дереву была тесносвязана с архитектурой,
которая в период Канди была в
основном деревянной.
Своеобразием отличались
работы местных плотников,
изготовлявших из дерева
различные изделия,
необходимые для домашнего
быта. Они искусно выделывали
мебель, орудия труда, резные
шкатулки и т. д.
78. Декоративно-прикладное искусство
Настоящим произведением искусстваявляются, например, прекрасно
орнаментированные доски для игры "олйнда-коломбу". Это местная
национальная преимущественно женская
игра. Обычно в нее играли две женщины,
которые клали в каждое углубление пятьсемь семян олинды. Женщины из царской
семьи вместо семян играли
жемчужинами. Бортики доски
украшались геометрическим узором,
ямки размещались в прямоугольных
секциях, парами или по одной. В центре
доски иногда вырезывалась рельефная
фигура фантастического зверя (образец в
музее Кан-ди). Композиция ямок для
семян и геометрических мотивов бывает
весьма разнообразной.
79. Декоративно-прикладное искусство
Работники по лаку называются и-вадуво, что буквально значит "стрелоделатель". Эти ремесленники являются низшим классом мастеров,потому что они в основном работают как токари. Они точат дерево и
орнаментируют его, выделывая стрелы, луки, копья, ножки кроватей и
прочей мебели, бочарные доски, рукоятки факелов, шесты знамен и т. п.
При вращении на токарном станке предмета его можно легко покрыть
лаком, прижимая к нему лаковую палочку; тогда последняя, нагреваясь от
трения, размягчается и заполняет вырезанные на предмете углубления.
Подобная кандийская техника применяется в Индии джодх-пурскими
лакировщиками. Особенно славились кандийские лаки в XIX - начале XX в.
80. Декоративно-прикладное искусство
Иная техника была в Матале,известная под названием
нийяпотен-веда, то есть работа
ногтем, так как здесь токарный
станок не применялся и лак
накладывался ногтем большого
пальца. В лак добавляется красящее
вещество: красное, желтое, зеленое
и черное
81. Декоративно-прикладное искусство
Работа по металлу считалась одной из самых древних и уважаемых профессийремесленников. Металлисты делились на несколько групп - кузнецы, медники
и золотых дел мастера. Об этих группах ремесленников сообщают и хроники.
"Чулавамса" рассказывает, как Паракрамабаху привлек для строительства
кузнецов, медников и даже ювелиров, так как в то время ощутимо не хватало
резчиков по камню.
82. Декоративно-прикладное искусство
Индия всегда славилась замечательной работой ювелиров. В хроникахмногократно упоминаются превосходно выполненные золотые
украшения. Сингалы очень любили и продолжают любить различные
украшения. В древности и средневековье цари и богатые придворные
носили золотые серьги, браслеты, кольца с драгоценными камнями.
83. Декоративно-прикладное искусство
Керамика, несмотря на кажущуюся простоту, имела большоехудожественное значение благодаря прекрасным формам сосудов и, хотя
и незатейливому, но искусно выполненному орнаменту.
Изделия гончара шли не только для домашних нужд, но и для священного
ритуала, а также и архитектуры, поскольку для строительства требовалась
глиняная черепица.
Гончары сами делали орнамент резьбой или штампом. На более дорогих
изделиях орнамент был фигурный. Применялись иногда и красочные
росписи.
84. Декоративно-прикладное искусство
Ткачество, вышивка, плетение циновок с древности были распространеныочень широко по всему острову.
Среди сингалов было две группы ткачей: салагамайо - происходящих из
Южной Индии мастеров, изготовлявших тонкие и парчовые ткани, и
беравайо - касты местных ткачей, которые одновременно работали
музыкантами, астрологами и т. п.
Согласно традиции, царь Виджаябаху III (XIII в.) из Дамбадении, стремясь
возродить тонкое ткачество, отправил в Южную Индию гонца с просьбой
прислать хороших мастеров. Посланец вернулся, привезя с собой восемь
ткачей, которым царь предоставил деревни, жен и почести. Потомки этих
ткачей навлекли на себя немилость кандий-ских правителей и были
вынуждены переселиться на юго-западное побережье. Там они занимались
уже не ткачеством, а разведением корицы на царских землях. Таким же
было их положение при португальском и голландском господстве.
Позднесредневековое сочинение "Джанавамса" сообщает о многократном
ввозе на Шри Ланка индийских ткачей. Местное производство фактически
исчезало, и его приходилось постоянно поддерживать иммиграцией
мастеров из Южной Индии.
85.
86. Декоративно-прикладное искусство
Ткачество, вышивка, плетение циновок с древностибыли распространены очень широко по всему
острову.
87. Декоративно-прикладное искусство
Роспись по ткани делалась вручную и методом печати каламкари88. Декоративно-прикладное искусство
Нельзя не коснуться и такого своеобразного и яркого искусстваИндии, как маски. Они были издавна широко распространены
как неотъемлемая часть народной драмы и танцев и были
чрезвычайно популярны в стране с глубокой древности
89. Декоративно-прикладное искусство
Пещерные (наскальные) фрескиИстория наскальной живописи Индийского полуострова восходит ко II
тысячелетию до н. э. Ярким примером этого могут служить пещерные фрески
Багха, Ситтанавасала. Отдельного внимания заслуживают фрески Аджанты и
Эллоры, занесенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, являющие собой
сокровищницу древнего художественного искусства.
90. Декоративно-прикладное искусство
• Пещеры Аджанты (Ajanta), датируемые II в. до н.э. —V в. н.э., когда-то были обителью буддистских
монахов. Позже, покинутые, как считается, во
времена расцвета Эллоры, они были забыты вплоть
до 1819 г. Обнаруженные по случайности британским
охотничьим отрядом, пещеры открыли миру высшее
художественное мастерство древней Индии. В
пещерах находится множество великолепных фресок,
написанных темперой. Отреставрированные в 20-х
годах ХХ столетия фрески Аджанты демонстрируют
истории из жизни Будды, а также царственных персон
и окружения. Сегодня наскальная живопись
Аджанты признана историческим наследием
и культурным достоянием Индии.
91. Декоративно-прикладное искусство
Миниатюра — это изящный вид живописи Индийскогосубконтинента. Изюминкой этого искусства является
сложная и деликатная манера письма. Краски для
написания миниатюр традиционно делали из
натуральных материалов: минералов, растений,
драгоценных камней, золота, серебра, раковин
моллюсков. Написание миниатюрных картин является
очень сложным, кропотливым искусством, где без
внимания не остается ни одна из деталей.
92. Декоративно-прикладное искусство
Школа живописи ПалаСамые ранние экземпляры индийской
миниатюры относятся к периоду правления
буддистской империи Пала, охватывавшей
территории современных Зап. Бенгалии,
Бангладеша и Бихара. Миниатюры Пала
представляют собой иллюстрации к
религиозным буддистским манускриптам,
датируемым XI-XII вв. Стиль школы Пала — это
искусные изящные линии, приглушенные тона,
умелое моделирование фигур, использование
натуральных красок. Этот натуралистический
стиль напоминает идеально отлитые формы
бронзовых скульптур и перекликается с
фресками Аджанты. Школа Пала уделяет особое
внимание символическому использованию цвета
в картинах, заимствованному из тантризма.
93. Декоративно-прикладное искусство
Школа живописи ПахариСчитается, что живопись Пахари – это отражение
раджпутской миниатюры, которая развивалась и
процветала в период с XVII по XIX вв. на землях,
подвластных раджпутским князьям (области
современных штатов Химачал-Прадеш и Джамму и
Кашмир).
Живопись пахари можно классифицировать в
пределах двух стилистических школ, а
именно басоли и гюлер-кангра.
Живопись басоли легко распознать по энергичным,
смелым линиям и ярким цветам (красным,
горчичным и синим). Она также характеризуется
геометрическими узорами, глянцевой эмалью,
поразительными лицами с высокими лбами и
выразительными глазами, подобными лепесткам
лотоса, а также одеждой в могольском стиле.
Излюбленными темами художников того времени
были сцены из "Гита Говинды", "Бхагавата Пураны",
а так же Рагамалы.
94. Декоративно-прикладное искусство
Особенностью стиля кангра являетсяширокое использование оттенков зеленого.
Этот стиль более чем натуралистический, так
как огромное внимание в нём уделяется
деталям окружающей природы: цветущим
растениям, лианам, ручьям, природным
стихиям. В своих работах художники
используют основные цвета, разбавляя
их нежными, свежими оттенками.
Композиции многих картин состоят из
сложных ландшафтов. Но особое внимание
мастера стиля кангра уделяют
женственности, изображая женщин
изящными и утонченными.
Вдохновлённые культом бхакти, распростра
нившемся к тому времени в этих местах,
художники, изображали на своих картинах
истории из" Гита Говинды" и "Бхагавата
Пураны".
95. Декоративно-прикладное искусство
Танджорская живопись — одна изсамых популярных форм
классической южноиндийской
живописи. Плотное заполнение,
обилие элементов роскоши, яркие
цвета, а также использование
инкрустации полудрагоценными
камнями, жемчугом и
разноцветным стеклом отличают
танджорский стиль от других
видов живописи. Такая рельефная
работа придает картинам
трехмерный эффект.
96. Декоративно-прикладное искусство
МадхубаниСогласно легенде, роспись мадхубани (madhubani),
или как ее еще называют майтхили/митхила,
зародилась как искусство во времена правления
легендарного правителя страны Видеха, царя
Джанаки. Дворец Джанаки, отца принцессы Ситы,
находился в городе Митхила. К свадебной церемонии
единственной, а потому любимой
дочери Ситы и царевича Рамы, царь и распорядился
украсить свой дворец. С той-то поры ни одна из
свадеб не обходится без украшения внутренних стен
домов прекрасной живописью.
Изначально картины рисовали на внутренних стенах
домов по свежей штукатурке. Штукатурный раствор
готовили из земли, смешанной с коровьим
навозом. Росписью занимались
исключительно женщины и лишь по случаю свадьбы.
Так настенная живопись, называемая местными
жителями Бхитта Читра (Bhitta Chitra), переросла в
культурную традицию, чтимую на протяжении веков.
Тематика митхильской живописи вращается вокруг
индуистских божеств, небесных светил, Солнца и
Луны, священных растений, а также сцен из жизни,
связанных с всевозможными торжествами, в
основном свадебными.