114.56K
Категория: ИсторияИстория

Шарль луи де секонда, барон де ла бред и де монтескье

1.

ШАРЛЬ ЛУИ ДЕ СЕКОНДА,
БАРОН ДЕ ЛА БРЕД И ДЕ
МОНТЕСКЬЕ
Выполнила: студентка 1 курса очной формы
образования
Группы 01ПО(2)21МФ факультета
математики,
информатики и естественных наук
Домникова Елизавета

2.

Биография
Французский писатель, правовед и философ эпохи Просвещения, один из зачинателей идеологии либерализма.
Разработал доктрину о разделении властей. Менее известен как автор прозаических пасторалей и салонной литературы
в стиле рококо.
Родился в родовом замке Ла-Бред под Бордо в семье чиновника из рода Секонда (гасконское дворянство мантии). В
1705 окончил колледж ораторианцев. Изучал право в Бордо и Париже.
В 1714 году стал советником парламента Бордо. В 1715 году женился на Жанне де Лартиг (протестантского
вероисповедания), которая родила ему троих детей. В 1716 после смерти дяди унаследовал должность вице-президента
парламента Бордо и титул барона. Государственная служба вскоре стала его тяготить. В 1726 году, оставив должность
президента парламента Бордо, посвятил себя занятиям наукой.
За исключением недолгого увлечения светской жизнью в столице, Монтескьё вёл простую уединённую жизнь. Как
владелец родового поместья, сохранял корпоративные убеждения парламентской аристократии. Он представлял собой
уже редко встречавшийся в то время тип французского аристократа, не дававшего уловить себя
соблазнам версальского двора, и стал учёным в духе дворянской независимости.
Большие путешествия по Европе, предпринятые Монтескьё в 1728—1731 годах, имели характер серьёзных
исследовательских поездок. С октября 1728 по апрель 1731 гг. он жил преимущественно в Лондоне. Инициация
в масонскую ложу «Горн», досточтимым мастером которой на тот момент являлся герцог Норфолкский, состоялась 12 мая
1729 года. «Бритиш Джорнэл» написала об этом событии спустя четыре дня — 16 мая того же года. В течение 1734—1735
годов поступали сообщения об участии Монтескьё в масонских собраниях, которые публиковались в различных
изданиях.
Приезжая во французскую столицу, Монтескьё активно посещал литературные салоны и клубы. Вёл дневник,
впоследствии изданный. Незадолго перед смертью в 1752 году Монтескьё закончил «Опыт о вкусе», посмертно
опубликованный в 7 томе «Энциклопедии» (1757).

3.

Онтология. Монтескье — деист, мир он
считает сотворенным Богом, законы мира
вечными и неизменными.

4.

Гносеология. В основном Монтескье был сторонником материалистического
сенсуализма Локка.
Сенсуализм Дж. Локка (1632–1704). Противоположен рационализму. Критика теории
врожденных идей. Знания сами по себе возникнуть не могут. Только опыт и органы
чувств. В пример дикари и сны. Рефлексия – деятельность души, представляет собой
способность души обращать свой взор на собственные состояния, порождая при этом
новые психические продукты в виде идей об идеях «как бы внутренний опыт». Единство
форм познания. Учение о простых и сложных идеях. Механизмы – ассоциации –
ненадежные сочетания идей, соединение, отношение и обособление. Частные абстрагирование (отвлечение, обособление). Философ приписывает речи две функции:
функцию выражения и функцию обозначения. Но слова и речь – это не только орудия
мышления, но и средство обмена идеями и мыслями. Ошибка – в исп. Без идеи.
Познание Локк определял как установление соответствия или несоответствия двух идей,
причем адекватность познания зависит от способов восприятия душой своих идей. Их
три: интуитивный, демонстративный и чувственный. Познавательные силы не
исчерпывают всего богатства душевной жизни человека. Наряду с ними в душе имеется
другой ряд психических явлений, тесно связанных с познавательными силами и
названных Локком силами желания или стремления. Побудительные - воля и
эмоциональное состояние – удовольствие и страдание.

5.

Антропология
Учение Монтескье весьма характерно для антропологизма натуралистического
плана по многим позициям. Во-первых, это стремление «упрятать» или растворить
типично общественные факторы в природных или «естественных». Тем самым
специфика общественных детерминант фактически игнорируется и вплетается в
естественно натуралистический детерминизм. Аналогичное решение вопроса будет
характерно и для последующих классиков антропологизма. Во-вторых, логика
рассуждений ее представителей такова: географические (у других мыслителей –
физический, биологические и тому подобные) факторы воздействуют на тело
человека, которое, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на
духовную жизнь людей.

6.

Социально-политические воззрения.
В центре внимания Монтескье — социально-политические проблемы, и для анализа
их он использует в первую очередь экспериментальный метод, получивший в то
время широкое признание в области естественных наук. В это же время стала
очевидной практическая польза наук: на базе научных открытий развиваются
промышленность, торговля, море- плавание, медицина и т.д. Благодаря всему этому,
как считал Монтескье, жизнь последующих поколений станет гораздо легче и
счастливее, нежели сейчас. Но для этого нужны еще и серьезные социальные
преобразования.
В отличие от утопистов он не строит модель идеального общества. Как и
Макиавелли, Монтескье обращается к реальному положению дел и опыту
политической жизни различных стран — как древних (Рим, Греция), так и
современных ему. Но в отличие от Макиавелли для объяснения социальных явлений
Монтескье обращается к целому комплексу причин: историческим, политическим,
физическим, географическим, моральным и т.п. Считая, как и все просветители, что
человеческая природа поддается усовершенствованию благодаря распространению
образования, улучшению законов и социальных учреждений, он сосредоточивает
свое внимание на разработке законов, основанных на разуме и соответствующих
«человеческой природе».

7.

Анализируя социальные явления, Монтескье пришел к выводу, что не Божественное
провидение и не случай управляют жизнью общества, в основе человеческой
истории лежат такие же объективные законы, как и законы природы. Правда, люди
не всегда следуют этим законам, поскольку «отдельные разумные существа по своей
природе ограничены и потому способны заблуждаться и... с другой стороны, им
свойственно по самой их природе действовать по собственным побуждениям»[2].
Отсюда: для людей действуют законы двух основных типов.
При этом международное право Монтескье считал основанным на разуме, а
политическое и гражданское право — частными случаями приложения этого разума.
Тип закона
Происхождение
Сфера действия
Физические
(естественные)
установлены Богом как
законы природы
«естественное состояние» (догосударственное) и
гражданское общество
(государство)
Социальные
установлены людьми
только гражданское общество
(государство)

8.

Географический детерминизм. Одной из центральных идей Монтескье стал тезис о
том, что характер внутренних законов (политическое и гражданское право)
различных государств тесно связан с духом (ментальностью) людей, проживающих в
данном государстве. А дух нации, в свою очередь, определяется прежде
всего, географической средой: т.е. климатом, географическими условиями,
качеством почвы, образом жизни (земледельцы, охотники, скотоводы), а также
религией, нравами и обычаями и т.д. Поэтому «только в чрезвычайно редких случаях
законы одного народа могут оказаться пригодными и для другого»[3].
В южных странах жаркий климат оказывает на людей расслабляющее воздействие,
поэтому там люди изнежены, организмы у них слабые и чувствительные, люди там
робкие. В северных странах за счет холодного климата организм у человека
здоровый, крепко сложенный. Северяне обладают большей силой, а значит,
мужеством и отвагой, в них меньше подозрительности и политиканства.
Соответственно, в жарких странах Азии царит дух рабства, и для них наиболее
подходящими являются деспотические формы правления. В странах умеренного
климата более подходящей является монархическая или республиканская форма
правления

9.

Разделение властей. Внутри каждого государства существует законодательная,
исполнительная и судебная власть. Чтобы не возникало злоупотреблений,
необходимо, чтобы эти три власти существовали раздельно и контролировали друг
друга.
Свобода. Высшей целью для человека является свобода. Однако политическая
свобода не состоит в том, чтобы делать все, что захочется. В государстве, т.е.
обществе, где есть законы, «свобода есть право делать все, что позволено законами.
Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него бы не
было свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане»[4].
Судьба учения. Из всех идей Монтескье наибольшее влияние на дальнейшее
развитие философии оказал его «географический детерминизм». Это породило в XIX
в особую «географическую школу», на базе которой в XX в. возникла концепция
геополитики (схема далее)
Был за частную собственность.
Форма правления – конституционная монархия (по образцу английской)

10.

11.

Спасибо за внимание!
English     Русский Правила