Похожие презентации:
Философия Средневековья
1. Философия Средневековья
2. Источники формирования:
1.Древнегреческая философия, прежде всего в ее
платоновской и аристотелевской традициях.
2.
Священное писание, повернувшее философию в русло
христианства.
3.
Идеалистическая ориентация большинствафилософских систем средневековья диктовалась основными
догматами христианства, среди которых наибольшее
значение имели такие, как догмат о личностной форме богатворца, и догмат о творении богом мира "из ничего". В
условиях такого жестокого религиозного диктата,
поддерживаемого государственной властью, философия была
объявлена "служанкой религии", в рамках которой все
философские вопросы решались с позиции теоцентризма,
креационизма, провиденциализма.
4.
Теоцентризм - (греч. theos Бог), такое понимание мира, вкотором источником и причиной
всего сущего выступает Бог. Он
центр мироздания, активное и
творящее его начало. Принцип
теоцентризма распространяется
и на познание, где на высшую
ступеньку в системе знания
помещается теология; ниже ее находящаяся на службе у теологии
философия; еще ниже - различные
частные и прикладные науки.
5.
Креационизм - (лат. creatio - создание, сотворение),принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил
живую и неживую природу, тленную, преходящую,
пребывающую в постоянном изменении.
6.
Провиденциализм - (лат. providentia - провидение), системавзглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том
числе историей и поведением отдельных людей, управляет
божественное провидение (провидение - в религиозных представлениях:
Бог, высшее существо или его действия).
7.
В средневековой философии можновыделить, как минимум, два этапа ее
становления - патристику и
схоластику, четкую границу между
которыми провести довольно трудно.
8.
Патристика - совокупность теологофилософских взглядов «отцов церкви»,которые взялись за обоснование
христианства, опираясь на античную
философию и прежде всего на идеи Платона.
9. Ориген
В центре размышлений – бог иТроица. Бог мыслится как
бестелесный, интеллектуальное
начало. Бог непознаваем, ибо мысли
человека не в состоянии его постичь.
Сын, вторая личность Троицы. Сын
той же природы, что и отец, но
подчинен ему. Сын – истинный бог и
подлинный человек. Ниже – Святой
Дух, ибо распространяет влияние
только на святых.
10. Григорий Нисский
• Отделил мир чувственный от мирасверхчувственного.
• Душа и тело человека сотворены
одновременно, но душа переживет
тело, а с воскресением
восстанавливается единство.
• Для восхождения к Богу нужна
свобода от зла, страстей и пр.
11. Августин Аврелий (Блаженный Августин)
Пропагандировал философствованиев вере. Вера стимулирует понимание. Без
мысли нет веры. «Вера ищет, разум
находит». Истину следует искать внутри
души.
В «исповеди» он обращается к своему
«Я», обнажая все струны души, показывая,
как он отрекся от совей воли во имя Бога.
В Душе Бог, углубляясь в Душу мы находим
Бога, ибо в душе есть истина.
12.
Учение Августина о бытии близко к неоплатонизму.Всё сущее, именно потому что оно существует, считается
благом (добром). Зло — это не материальный объект, а
отсутствие добра. Всё сущее создано и поддерживается в
состоянии существования Богом. Если Бог «отнимет от
вещей свою, так сказать, производящую силу, то их также
не будет, как не было прежде, чем они были созданы».
Августин считает познаваемой душу и Бога. Идею Бога
он рассматривает во взаимосвязи с человеком, а человека
в связи с Богом. Душа по Августину — нематериальный
объект и существует вечно. В трудах о происхождении
души Августин колеблется между идеей о том, что она
(душа) переходит при рождении от матери к ребёнку и
идеей о её создании Богом
13.
Схоластика - представляет собой типфилософствования, при котором
средствами человеческого разума
пытаются обосновать принятые на веру
идеи и формулы.
14. Боэций
Его называют «отец схоластики».Поднял проблему Теодицеи (оправдания
Бога). Если Бог существует, то откуда
берется зло? Почему злые люди уходят
от наказания. Всё потому, что миром
управляет Фатум, посредством
которого Провидение удерживает
всякое существо на своем месте. Люди
не понимают этого порядка, поэтому
им всё представляется вывернутым и
извращенным.
15. Пьер Абеляр
Реанимировал авторитетразума. Разум способствует
лучшему пониманию
христианских истин. «Понимаю,
чтобы верить». Жизнь человека
должна быть проникнута
самопознанием. Нет оснований
презирать земную жизнь, плоть.
На человеке лежит
ответственность за поступки.
16. Фома Аквинский
• Средневековый философ,систематизатор схоластики,
автор томизма — одного из
господствующих направлений
католической Церкви.
• Основные произведения Фомы
Аквинского: "Сумма теологии",
"Сумма философии" ("Против
язычников"), комментарии к
Библии, комментарии к
произведениям Аристотеля.
17.
Фома Аквинский — выдающийся философ и богословсредневековья, систематизатор ортодоксальной схоластики, в
1323 году был причислен к лику святых.
Основным положением его философии является то, что
для спасения человеку нужно знать что-то такое, что
ускользает от разума и может быть познано только через
божественное откровение, созданное Им как бы для сравнения.
Считал, что блаженство является конечной целью
теоретического познания, поиска абсолютной истины, то
есть Бога, причём всё это невозможно без божественной
благодати. Главной целью государственной власти считал
содействие общему благу. Отдавал предпочтение монархии, но
не тирании. Представитель эвдемонизма.
18. Заключение
В заключении следует подчеркнуть, что средневековаяфилософия внесла существенный вклад в дальнейшее развитие
гносеологии, которые впоследствии станет фундаментом для
формирования основ естественно - научного и философского
знания. Философия эпохи зрелого средневековья, начиная с XI –
XII вв, пребывая под влиянием христианства, дала удивительно
яркие плоды в своем развитии, подготовив весьма
благоприятную почву для дальнейшего своего движения.