ТЕМА 3
План
Основные этапы развития средневековой философии
Вопрос 1. Основные черты средневековой философии.
Вопрос 2. Средневековая патристика.
Гностицизм Основные идеи:
Апологетика Основные идеи:
Манихейство Основные идеи:
Догматика Основные идеи:
Вопрос 3. Средневековая схоластика.
Пьер Абеляр Основные идеи:
Уильям Оккам Основные идеи:
Вопрос 4. Арабская средневековая философия
443.50K
Категория: ФилософияФилософия

Средневековая философия

1. ТЕМА 3

Средневековая
философия

2. План

1. Основные черты средневековой
философии.
2. Средневековая патристика.
3. Средневековая схоластика.
Реализм и номинализм в
средневековой философии.
4. Арабская средневековая
философия

3. Основные этапы развития средневековой философии

Средневековая философия
V – XV вв. н.э.
Период патристики
V-VII вв.
Период схоластики
VIII-XVвв.
? Об универсалиях
Реализм
Номинализм

4. Вопрос 1. Основные черты средневековой философии.

Теоцентризм
(главной причиной всего сущего, высшей
реальность ю, основным предметом философских
исследований являлся Бог)
Догматизм
Господствовали догматы (истины, не нуждающиеся
в доказательствах) о творении (всего Богом) и
откровении (Бога о самом себе в Библии)
Креационизм
Человек и природа объявлялись творением Бога,
стоящим над ними (подчеркивалась божественная
сущность человека)

5.

Провиденциализм
Провозглашался принцип свободы воли человека в
рамках божественного предопределения
Эсхатология
Учение о конце света. Выдвигалась идея о
воскрешении человека из мертвых (как души, так и
тела) в будущем при богоугодном поведении
Теодицея
Признание права бога на существование зла в мире.
Зло – это результат проявления свободной воли
человека, отход от божественных заповедей
Превосходство веры над знанием
Мир считался познаваемым через познание Бога,
которое может быть осуществлено через веру в Бога

6. Вопрос 2. Средневековая патристика.

Патристика –
учение «отцов церкви».
Цель-формулировка основных догматов
Гностицизм
Васелид, Валентин
Манихейство
Мани
Апологетика
Юстин Мученик,
Тертуллиан
Догматика
Василий Великий,
Аврелий Августин

7. Гностицизм Основные идеи:

Переосмысление
мифологических
представлений
и
религиозных,
философских
Делили людей на 3 категории:
«плотские» люди, «душевные» люди,
«духовные» люди
Противопоставление духа и материи

8. Апологетика Основные идеи:

Главная идея – оправдания, защиты
религиозного мировоззрения
«Верю потому, что абсурдно»
Откровение
– обнаружение
Бога
посредством деятельности сердца как
органа религиозных переживаний

9. Манихейство Основные идеи:

Мир рассматривали как арену борьбы
добра
и зла (Божественного
и
дьявольского)
Путь спасения человека - аскетический
образ жизни

10. Догматика Основные идеи:

Аврелий Августин Блаженный
(«Исповедь», «О троице»,
«О граде Божьем»)
Цель и смысл жизни человека – познание
Бога и презрение к себе
Бог не только сотворил весь мир, но и
продолжает творить его дальше
Божественные свет – сила, способная
высвечивать подлинную сущность вещей
Источники знаний человека: опыт и вера
(абсолютное
превосходство
веры
над
знанием)

11.

Бессмертная
душа
обладает
следующими свойствами: разум, воля и
память. Тело – лошадь, душа –
наездница
Зло – результат
человека
свободной
воли
Субординация
между
институтами
общественной жизни предопределена
свыше: «град земной» и «град Божий».
Теократический характер государства.

12. Вопрос 3. Средневековая схоластика.

Средневековая схоластика
«школьная философия»
Распространение среди широких слоев населения
Вопрос об универсалиях –
общих понятиях
(человек, лошадь)
Реализм
Номинализм

13.

Реализм
– направление теологической философии,
сторонники которого считали подлинно
существующими (т.е. подлинным бытием) не
сами вещи, а их общее понятие –
универсалии (по смыслу реализм близок к
учению
Платона
о
«чистых
идеях»,
воплощением которых являются реальные
вещи).
Ансельм Кентерберийский
Фома Аквинский
Гильом из Шампо

14.

Номинализм
– (от лат. номен – имена) – направление
теологической
философии,
сторонники
которого считали реально существующими
лишь сами конкретные вещи, в то время как
общие понятия (универсалии) воспринимала
как имена вещей. (По смыслу номинализм
близок к учению Аристотеля, отвергавшего
«чистые идеи» и считавшего реально
существующими
«индивидуумы»
определяемые
материальные
вещи).
Согласно
номиналистам
универсалии
существуют не до, а после вещей, а вещи
познаются чувственным опытом.
Иоанн Росцелин,
Уильям Оккам

15.

Философия Фомы Аквинского.
Крупный теологический средневековый
философ, систематизатор схоластики
В 1878 г. учение Фомы Аквинского –
томизм – решением Папы Римского
было
объявлено
официальной
идеологией
католицизма
(сегодня
неотомизм)
Основные
произведения
Фомы
Аквинского: «Сумма теологии», «Сумма
философии» («Против язычников»),
комментарии к Библии, комментарии к
произведениям Аристотеля

16.

Доказательства существования Бога Фомы Аквинского:
Движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то)
другим – следовательно, есть первичный двигатель
всего – Бог
Причина: все, что существует, имеет причину –
следовательно, есть первопричина всего – Бог
Случайность и необходимость: случайное зависит от
необходимого

следовательно,
первоначальной
необходимостью является Бог
Степени качеств: все, что существует, имеет различные
степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т.д.) –
следовательно,
должно
существовать
высшее
совершенство – Бог
Цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель,
направляется к цели, имеет смысл – значит существует
какое-то разумное начало, которое направляет все к
цели, придает смысл всему – Бог

17.

Исследование проблемы познания Фомой
Аквинским:
Откровение и разум (вера и знание) – не
одно и то же (как считал Августин
Блаженный), а различные понятия
Вера и разум одновременно участвуют в
процессе познания
Вера и разум дают истинное значение
Если человеческий разум противоречит
вере, то он дает неистинное знание
Все в мире делится на то, что можно
познать рационально (разумом), и то, что
разумом непознаваемо

18.

Разумом
можно
познать
факт
существования Бога, единство Бога,
бессмертие человеческой души
Не поддаются рациональному познанию
проблемы сотворения мира, первородного
греха, троичность Бога, а следовательно,
могут быть познаны через Божественное
откровение
Философия и теология – разные науки
Философия может объяснить только то,
что познаваемо разумом
Все остальное (Божественное откровение)
может познать только теология

19. Пьер Абеляр Основные идеи:

Подчеркивал преимущества
перед слепой верой
разума
Сформулировал теорию «двух истин»,
достигаемых с помощью веры и разума
Считал, что универсалии – это понятия,
возникающие в ходе познания вещей
при
помощи
абстрагирующей
деятельности ума

20. Уильям Оккам Основные идеи:

Отделил философию от теологии
Сформулировал
принцип
Оккама»:
Сущностей
не
умножать без необходимости
«бритвы
следует

21. Вопрос 4. Арабская средневековая философия

Аль-Кинди
Аль-Фараби
Ибн-Сина (Авиценна)
Аль-Газали
Ибн-Рушд (Аверроэс)
English     Русский Правила