Похожие презентации:
Аргументы для итогового сочинения на основании текстов ЕГЭ
1.
ВЕБИНАР №10Аргументы для итогового сочинения на основании текстов ЕГЭ
В данном конспекте представлен анализ небольших отрывков из произведений
(текстов ЕГЭ). Запоминайте название, автора и используйте. Почему это
полезно? Многие из вас уже писали сочинения по этим текстам, потому
анализировать их достаточно просто.
Рассказ «Женя Румянцева» (Юрий Маркович Нагибин)
(1)Вот и кончился последний урок последнего дня нашей школьной жизни!
(2)Десять школьных лет завершились по знакомой хрипловатой трели звонка, что
возникает внизу, в недрах учительской, и, наливаясь звуком, подымается с
некоторым опозданием к нам на шестой этаж, где расположены десятые классы.
(3)Все мы, растроганные, взволнованные, радостные и о чем-то жалеющие,
растерянные и смущенные своим мгновенным превращением из школяров во
взрослых людей, слонялись по классам и коридору, словно страшась выйти из
школьных стен в мир, ставший бесконечным. (4)И было такое чувство, будто что-то
недоговорено, недожито, не исчерпано за последние десять лет, будто этот день
застал нас врасплох.
(5)В класс заглянула Женя Румянцева:
— Сережа, можно тебя на минутку?
(6)Я вышел в коридор.
— (7)Сережа, я хотела тебе сказать: давай встретимся через десять лет.
(8)Шутливость совсем не была свойственна Жене, и я спросил серьезно:
— Зачем?
— (9)Мне интересно, каким ты станешь. (10)Ты ведь очень нравился мне все
эти годы.
(11)Я думал, что Жене Румянцевой неведомы ни эти слова, ни эти чувства.
(12)Вся ее жизнь протекала в двух сферах: в напряженной комсомольской работе и
в мечтаниях о звездных мирах. (13)Не многие из нас твердо определили свой
дальнейший жизненный путь, а Женя с шестого класса знала, что будет астрономом
и никем другим.
(14)Между нами никогда не было дружеской близости. (15)В поисках
разгадки я мысленно пробегал прошлое, но ничего не нашел в нем, кроме одной
встречи на Чистых прудах…
(16)Однажды мы собрались в выходной день на Химкинское водохранилище
— покататься на лодках. (17)Сбор назначили на Чистых прудах, у большой беседки.
(18)Но с утра заморосил дождь, и на сборный пункт пришли только мы с Павликом
Аршанским, Нина Барышева и Женя Румянцева.
— (19)Давайте покатаемся по пруду, и будем воображать, что мы в Химках.
2.
— (20)Или в Индийском океане! — восторженно подхватила Женя. —(21)Или у берегов Гренландии!...
(22)Мы влезли в старую, рассохшуюся плоскодонку, подобрали на берегу две
дощечки вместо весел и отправились в кругосветное путешествие. (23)Едва ли
кому-нибудь из нас, кроме Жени, это доставляло удовольствие. (24)Пока мы с
Павликом вяло шлепали дощечками по воде, Женя придумывала трассу нашего
путешествия. (25)Вот мы проходим Босфор, через Суэцкий канал попадаем в
Красное море, оттуда в Аравийское, оплываем Филиппины и входим в Тихий океан.
(26)Больше Женя не бывала с нами. (27)Мы не раз приглашали ее на наши
сборища, но она отказывалась за недосугом. (28)А что, если в тот единственный раз
она пришла из-за меня, и из-за меня отступилась, сказав с гордой честностью: «Не
вышло»…
— (29)Почему же ты раньше молчала, Женя? — спросил я.
— (30)К чему было говорить? (31)Тебе так нравилась Нина!
(32)С ощущением какой-то досадной и грустной утраты я сказал:
— Где же и когда мы встретимся?
— (33)Через десять лет, двадцать девятого мая, в восемь часов вечера в
среднем пролете между колонн Большого театра.
(34)Минули годы. (35)Женя училась в Ленинграде, я ничего не слышал о ней.
(36)Зимой 1941 года, жадно ловя известия о судьбе моих друзей, я узнал, что Женя в
первый же день войны бросила институт и пошла в летную школу. (37)Летом 1944
года, находясь в госпитале, я услышал по радио указ о присвоении майору авиации
Румянцевой звания Героя Советского Союза. (38)Когда я вернулся с войны, то
узнал, что звание Героя было присвоено Жене посмертно.
(39)Жизнь шла дальше, порой я вдруг вспоминал о нашем уговоре, а за
несколько дней до срока почувствовал такое острое, щемящее беспокойство, будто
все прошедшие годы только и готовился к этой встрече. (40)Я купил у цветочницы
ландыши и пошел к среднему пролету между колонн Большого театра. (41)Постоял
там немного, затем отдал ландыши худенькой сероглазой девушке и поехал домой.
(42)Мне хотелось на миг остановить время и оглянуться на себя, на прожитые
годы, дождик, вспомнить слепоту своей юношеской души, так легко прошедшей
мимо того, что могло бы стать судьбой.
Характеристика Жени:
1. Четко знала, чего хочет от жизни. Целеустремленная, трудолюбивая,
волевая, стойкая.
2. Искренняя, наивная. Умела радоваться жизни, интересовалась миром
вокруг.
3.
Под какие направления подходит произведение?● «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» (№1).
1. Рассказчик оглядывается назад, анализирует прошлое, задумывается над
своими поступками. Он размышляет о том, как сложилась бы жизнь,
поступи он иначе. Даже спустя десять лет Сережа вспоминает о Жене,
хранит в памяти эпизоды школьных лет, связанные с ней.
2. Выбор, определяющий наше будущее.
- Как сложилась бы жизнь Серёжи, если бы он поступил иначе? Не упустил
ли он чего-то?
- Женя знает, чего хочет от жизни, она движется к своей цели. Начавшаяся
война меняет ее планы. Героиня бросает университет и уходит на фронт,
желая помочь Родине. Она проявляет себя на службе как смелый, храбрый
боец (майор, Герой Советского Союза).
- Нравственным выбором Жени можно также считать признание в чувствах
Сереже. Она понимала, что он не может ответить ей тем же, но хотела быть
честной, девушке было важно вслух произнести то, что тревожит ее сердце.
● «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня» (№4).
1. Читая это произведение, невольно сравниваешь себя с рассказчиком:
каждому человеку свойственно сомневаться в своем выборе и
анализировать жизненный путь. Умение рефлексировать позволяет
обнаружить ошибки прошлого. Иногда осознание неверно принятого по
неопытности решения приносит боль и страдание, ведь, к сожалению,
далеко не все можно исправить, что-то уходит уже безвозвратно. Сережа
понимает: возможно, потеряв Женю, он упустил счастье.
2. Жизненный путь Жени из этого рассказа служит примером борьбы за
собственные принципы. С героини хочется брать пример. Анализируя ее
образ, можно выделить как эпизод признания в невзаимных чувствах
рассказчику (с достоинством признает свои поражения, честно и искренне
говорит о том, что на душе), так и описание ее деятельности на фронте.
● «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина» (№5).
Женя – гражданин, потому что она всегда делает выбор в пользу действия,
четко ставит цели и достигает их. В школьные годы у героини была активная
4.
жизненная позиция. Это подтверждают слова автора: «Вся ее жизнь протекалав двух сферах: в напряженной комсомольской работе — она была нашим
комсоргом — и в мечтаниях о звездных мирах». Как только началась война,
Женя бросила институт и пошла в летное училище, хотя могла остаться в
тылу. Она помогла стране, пожертвовав собственной жизнью.
Рассказ «Акварельные краски» (Константин Георгиевич Паустовский)
(1)Когда при Берге произносили слово «Родина», он усмехался. (2)Он не
понимал, что это значит. (3)Родина, земля отцов, страна, где он родился, – не так
важно, где человек появился на свет. (4)Земля отцов! (5)Берг не чувствовал никакой
привязанности ни к своему детству, ни к маленькому городку, где он родился.
– (6)Эх, Берг, сухарная душа! – с тяжёлым укором говорили ему друзья.
– (7)Какой из тебя художник, когда ты землю родную не любишь, чудак!
(8)Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. (9)Он предпочитал
портрет, плакат. (10)Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были
полны неудач и неясностей.
(11)Однажды Берг получил письмо от художника Ярцева. (12)Он звал его
приехать в муромские леса, где проводил лето.
(13)Август стоял жаркий и безветренный. (14)Ярцев жил далеко от безлюдной
станции, в лесу, на берегу глубокого озера с чёрной водой. (15)Он снимал избу у
лесника. (16)Вёз Берга на озеро сын лесника Ваня Зотов, сутулый и застенчивый
мальчик. (17)На озере Берг прожил около месяца. (18)Он не собирался работать и не
взял с собой масляных красок. (19)Он привёз только маленькую коробку с
акварелью.
(20)Целые дни он лежал на полянах и с любопытством рассматривал цветы и
травы. (21)Берг собирал ягоды шиповника и пахучий можжевельник, тщательно
рассматривал осенние листья. (22)На закатах журавлиные стаи с курлыканьем
летели над озером на юг. (23)Берг впервые почувствовал глупую обиду: журавли
показались ему предателями. (24)Они бросали без сожаления этот пустынный,
лесной и торжественный край, полный безымянных озёр и непролазных зарослей.
(25)В сентябре пошли дожди. (26)Ярцев собрался уезжать. (27)Берг
рассердился. (28)Как можно было уезжать в разгар этой необыкновенной осени?
(29)Отъезд Ярцева Берг ощутил теперь так же, как когда-то отлёт журавлей, – это
была измена. (30)Чему? (31)На этот вопрос Берг вряд ли мог ответить. (32)Измена
лесам, озёрам, осени, наконец, тёплому небу, моросившему частым дождём.
– (33)Я остаюсь, – сказал Берг резко. – (34)Я хочу написать эту осень.
(35)Ярцев уехал. (36)На следующий день Берг проснулся от солнца.
(37)Лёгкие тени ветвей дрожали на чистом полу, а за дверью разлилась тихая синева.
(38)Слово «сияние» Берг встречал только в книгах поэтов, считал его пафосным и
5.
лишённым ясного смысла. (39)Но теперь он понял, как точно это слово передаёт тотособый свет, какой исходит от сентябрьского неба и солнца.
(40)Берг взял краски, бумагу и пошёл на озеро. (41)Он торопился.
(42)Он хотел всю силу красок, всё умение своих рук и зоркого глаза, всё то, что
дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить
великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. (43)Берг работал как
одержимый. (44)Никто его никогда таким не видел!
(45)Вернувшись в город, Берг обнаружил извещение о выставке.
(46)Его просили сообщить, сколько своих вещей он выставит. (47)Берг сел столу и
быстро написал: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный мною этим
летом, – мой первый пейзаж».
(48)Была полночь. (49)Мохнатый снег падал снаружи на подоконник.
(50)В соседней квартире кто-то играл на рояле сонату Грига. (51)Берг хотел
проследить, какими неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное
чувство Родины. (52)Оно зрело годами, но последний толчок дали лесной край,
осень, крики журавлей... (53)Почему? (54)Берг никак не мог найти ответа, хотя и
знал, что это было так.
(55)Берг знал, что теперь он связан со своей страной не только разумом, но и
всем сердцем, как художник, и что любовь к Родине сделала его умную, но сухую
жизнь тёплой, весёлой. (56)Во сто крат более прекрасной, чем раньше.
.
Для каких направлений подходит произведение?
Ключевые слова: творчество, природа, Родина.
Главная мысль: человек, который не любит Родину, многое теряет. Любовь к
природе способна пробудить любовь к Родине. Все это сказывается на творчестве.
● «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» (№1).
1. Рассказ дает ответ на вопрос: «Кто может быть настоящим художником?»
Только тот, кто любит Родину и внемлет природе, способен вложить в
творчество душу. Произведение изображает путь живописца Берга, который
от насмешек над словом «Родина» приходит к пониманию того, как дорого
и важно все находящееся рядом с нами. Внутренние изменения
сопровождаются знакомством с окружающим миром. Духовное богатство
влияет и на картины: Берг после множества неудачных попыток написал
первый в жизни настоящий пейзаж.
2. Что может повлиять на человека, заставить его пойти по какому-то другому
пути и измениться? Осознание ценности природы и чувство любви к Родине
делают жизнь по-настоящему насыщенной и полной, а произведения
искусства более ценными (Берг по-иному посмотрел на мир. Это дало ему
возможность творчески развиваться).
6.
.«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня» (№4).
1. В Берге мы можем увидеть себя, это помогает задуматься над тем, что даже
равнодушный человек способен изменить свое отношение ко всему, что
находится вокруг него.
2. В мире есть много неизведанного и прекрасного, о чем мы даже не
догадываемся. Слияние с природой благотворно влияет на душу человека, а
трепетное отношение к окружающему миру насыщает жизнь новыми
красками.
● «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина» (№5)
1. Берг почувствовал любовь к Родине и пожелал отразить всю красоту родных
краев в картине.
2. Одна из особенностей гражданина: желание служить Родине так, как
умеешь (художник может создать картину, и именно так он выражает свою
преданность Родине).
Повесть «Сын полка» (Валентин Петрович Катаев)
(1)Солдаты, расположившиеся вокруг своей пушки, были заняты каждый
своим делом. (2)Кто, пристроившись к сосновому ящику со снарядами, писал
письмо, слюня химический карандаш и сдвинув на затылок шлем; кто сидел на
лафете1, пришивая к шинели крючок; кто читал маленькую артиллерийскую газету.
(3)Живя с разведчиками и наблюдая поле боя с разных сторон, Ваня привык
видеть войну широко и разнообразно. (4)Он привык видеть дороги, леса, болота,
мосты, ползущие танки, перебегающую пехоту, минёров, конницу,
накапливающуюся в балках2.
(5)Здесь, на батарее, тоже была война, но война, ограниченная маленьким
кусочком земли, на котором ничего не было видно, кроме орудийного хозяйства
(даже соседних пушек не было видно), ёлочек маскировки и склона холма, близко
обрезанного серым осенним небом. (6)А что было там, дальше, за гребнем этого
холма, Ваня уже не знал, хотя именно оттуда время от времени слышались звуки
перестрелки.
(7)Ваня стоял у колеса орудия, которое было одной с ним вышины, и
рассматривал бумажку, наклеенную на косой орудийный щит. (8)На этой бумажке
были крупно написаны тушью какие-то номера и цифры, которые мальчик
безуспешно старался прочесть и понять.
— (9)Ну, Ванюша, нравится наше орудие? — услышал он за собой густой,
добродушный бас.
(10)Мальчик обернулся и увидел наводчика3 Ковалёва.
— (11)Так точно, товарищ Ковалёв, очень нравится, — быстро ответил Ваня и,
вытянувшись в струнку, отдал честь.
(12)Видно, урок капитана Енакиева не прошёл зря. (13)Теперь, обращаясь к
старшему, Ваня всегда вытягивался в струнку и на вопросы отвечал бодро, с весёлой
готовностью. (14)А перед наводчиком Ковалёвым он даже переусердствовал. (15)Он
как взял под козырёк, так и забыл опустить руку.
7.
— (16)Ладно, опусти руку. (17)Вольно, — сказал Ковалёв, с удовольствиемоглядывая ладную фигурку маленького солдатика.
(18)Наружностью своей Ковалёв меньше всего отвечал представлению о
лихом солдате, Герое Советского Союза, лучшем наводчике фронта.
(19)Прежде всего, он был не молод. (20)В представлении мальчика он был уже
не «дяденька», а, скорее, принадлежал к категории «дедушек». (21)До войны он был
заведующим большой птицеводческой фермой. (22)На фронт он мог не идти. (23)Но
в первый же день войны он записался добровольцем.
(24)Во время Первой мировой войны он служил в артиллерии и уже тогда
считался выдающимся наводчиком. (25)Вот почему и в эту войну он попросился в
артиллерию наводчиком. (26)Сначала в батарее к нему относились с недоверием —
уж слишком у него была добродушная, сугубо гражданская внешность. (27)Однако
в первом же бою он показал себя таким знатоком своего дела, таким виртуозом, что
всякое недоверие кончилось раз и навсегда.
(28)Его работа при орудии была высочайшей степенью искусства. (29)Бывают
наводчики хорошие, способные. (30)Бывают наводчики талантливые. (31)Бывают
выдающиеся. (32)Он был наводчик гениальный. (33)И самое удивительное
заключалось в том, что за четверть века, которые прошли между двумя мировыми
войнами, он не только не разучился своему искусству, но как-то ещё больше в нём
окреп. (34)Новая война поставила артиллерии много новых задач. (35)Она открыла
в старом наводчике Ковалёве качества, которые в прежней войне не могли
проявиться в полном блеске. (36)Он не имел соперника в стрельбе прямой наводкой.
(37)Вместе со своим расчётом он выкатывал пушку на открытую позицию и
под градом пуль спокойно, точно и вместе с тем с необыкновенной быстротой бил
картечью по немецким цепям или бронебойными снарядами — по немецким танкам.
(38)3десь уже мало было одного искусства, как бы высоко оно ни стояло.
(39)3десь требовалось беззаветное мужество. (40)И оно было. (41)Несмотря на свою
ничем не замечательную гражданскую внешность, Ковалёв был легендарно храбр.
(42)В минуту опасности он преображался. (43)В нём загорался холодный
огонь ярости. (44)Он не отступал ни на шаг. (45)Он стрелял из своего орудия до
последнего патрона. (46)А выстрелив последний патрон, он ложился рядом со своим
орудием и продолжал стрелять из автомата. (47)Расстреляв все диски, он спокойно
подтаскивал к себе ящики с ручными гранатами и, прищурившись, кидал их одну за
другой, пока немцы не отступали.
(48)Среди людей часто попадаются храбрецы. (49)Но только сознательная и
страстная любовь к Родине может сделать из храбреца героя. (50)Ковалёв был
истинный герой. (51)Он страстно, но очень спокойно любил Родину и ненавидел
всех её врагов. (52)А с немцами у него были особые счёты. (53)В шестнадцатом году
они отравили его удушливыми газами. (54)И с тех пор Ковалёв всегда немного
покашливал. (55)О немецких вояках он говорил коротко:
— С ними у нас может быть только один разговор — беглым огнём.
8.
(56)Другого они не понимают.(57)Трое его сыновей были в армии. (58)Один из них уже был убит. (59)Жена
Ковалёва, по профессии врач, тоже была в армии. (60)Дома никого не осталось.
(61)Его домом была армия.
(62)Несколько раз командование пыталось выдвинуть Ковалёва на более
высокую должность. (63)Но каждый раз Ковалёв просил оставить его наводчиком и
не разлучать с орудием.
— (64)Наводчик — это моё настоящее дело, — говорил Ковалёв, — с другой
работой я так хорошо не справлюсь. (65)Уж вы мне поверьте. (66)3а чинами я не
гонюсь. (67)Тогда был наводчиком и теперь до конца войны хочу быть наводчиком.
(68)А для командира я уже не гожусь. (69)Стар. (70)Надо молодым давать дорогу.
(71)Покорнейше вас прошу.
(72)В конце концов его оставили в покое. (73)Впрочем, может быть, Ковалёв
был прав: каждый человек хорош на своём месте. (74)И, в конце концов, для пользы
службы лучше иметь выдающегося наводчика, чем посредственного командира
взвода.
(75)Всё это было Ване известно, и он с робостью и уважением смотрел на
знаменитого Ковалёва.
1. Лафет — опора, на которой закрепляется ствол артиллерийского
орудия.
2. Балка — длинный и широкий овраг, заросший травой и кустарником.
3. Наводчик — боец, производящий наводку орудия на цель.
Рассказ «Вася Конаков» (Виктор Платонович Некрасов)
(1)Василий Конаков, или просто Вася, как звали мы его в полку, был
командиром пятой роты. (2)Участок его обороны находился у самого подножия
Мамаева кургана, господствующей над городом высоты, за овладение которой в
течение всех пяти месяцев шли наиболее кровавые бои.
(3)Участок был трудный, абсолютно ровный, ничем не защищённый, а
главное, с отвратительными подходами, насквозь простреливавшимися
противником. (4)Днём пятая рота была фактически отрезана от остального полка.
(5)Снабжение и связь с тылом происходили только ночью. (6)Всё это очень
осложняло оборону участка. (7)Надо было что-то предпринимать. (8)И Конаков
решил сделать ход сообщения между своими окопами и железнодорожной насыпью.
(9)Однажды ночью он явился ко мне в землянку. (10)С трудом втиснул свою
массивную фигуру в мою клетушку и сел у входа на корточки. (11)Смуглый
кудрявый парень, с густыми чёрными бровями и неожиданно голубыми, при общей
его чёрноте, глазами. (12)Просидел он у меня недолго – погрелся у печки и под
конец попросил немного толу – «а то, будь оно неладно, все лопаты об этот чёртов
грунт сломал».
9.
— (13)Ладно, – сказал я. – (14)Присылай солдат, я дам, сколько надо.— (15)Солдат? – он чуть-чуть улыбнулся краешком губ. – (16)Не так-то у меня
их много, чтоб гонять взад-вперёд. (17)Давай мне, сам понесу. (18)И он вытащил
из-за пазухи телогрейки здоровенный мешок.
(19)На следующую ночь он опять пришёл, потом – его старшина, потом –
опять он.
(20)Спустя полторы-две недели нам с капитаном удалось попасть во владения
Конакова, в пятую роту. (21)Сейчас прямо от насыпи, где стояли пулемёты и
полковая сорокапятка, шёл не очень, правда, глубокий, сантиметров на пятьдесят, но
по всем правилам сделанный ход сообщения до
самой передовой.
(22)Конакова в его блиндаже мы не застали. (23)На ржавой, неизвестно откуда
добытой кровати, укрывшись с головой шинелью, храпел старшина, в углу сидел
скрючившись с подвешенной к уху трубкой молоденький связист. (24)Вскоре
появился Конаков, растолкал старшину, и тот, торопливо засунув руки в рукава
шинели, снял со стены трофейный автомат и ползком выбрался
из блиндажа.
(25)Мы с капитаном уселись у печки.
— (26)Ну как? – спросил капитан, чтобы с чего-нибудь начать.
— (27)Да ничего, – Конаков улыбнулся, как обычно, одними уголками губ. —
(28)Воюем помаленьку. (29)С людьми вот только сложно…
— (30)Ну с людьми везде туго, – привычной для того времени фразой ответил
капитан. – (31)Вместо количества нужно качеством брать.
(32)Конаков ничего не ответил. (33)Потянулся за автоматом.
— (34)Пойдём, что ли, по передовой пройдёмся?
(35)Мы вышли.
(36)Вдруг выяснилось то, что ни одному из нас даже в голову не могло прийти.
(37)Мы прошли всю передовую от левого фланга до правого, увидели окопы,
одиночные ячейки для бойцов с маленькими нишами для патронов, разложенные на
бруствере винтовки и автоматы, два ручных пулемёта на флангах – одним словом,
всё то, чему и положено быть на передовой. (38)Не было только одного – не было
солдат. (39)На всём протяжении обороны мы не встретили ни одного солдата.
(40)Только старшину. (41)Спокойно и неторопливо, в надвинутой на глаза ушанке,
переходил он от винтовки к винтовке, от автомата к автомату и давал очередь или
одиночный выстрел по немцам…
(42)Дальнейшая судьба Конакова мне неизвестна – война разбросала нас в
разные стороны. (43)Но, когда вспоминаю его – большого, неуклюжего, с тихой,
стеснительной улыбкой; когда вспоминаю, как он молча потянулся за автоматом в
ответ на слова капитана, что за счёт количества надо нажимать на качество; когда
думаю о том, что этот человек вдвоём со старшиной отбивал несколько атак в день и
называл это только «трудновато было», мне становится ясно, что таким людям, как
10.
Конаков, и с такими людьми, как Конаков, не страшен враг. (44)Никакой!(45)А ведь таких у нас миллионы, десятки миллионов, целая страна.
АНАЛИЗ
Произведение
Главная
мысль
Герой для
анализа
Черты
характера
Направление 1
«Сын полка»
В.П. Катаев
«Вася Конаков»
В.П. Некрасов
Каждый человек хорош на
своем месте
Победа не была бы
возможна без таких
самоотверженных людей,
как Вася
Наводчик Ковалёв
(второстепенный герой)
Вася Конаков
(главный герой)
- Мужество, смелость, отвага, стойкость
- Умелые воины, добросовестно исполняющие
обязанности
1. Делают выбор в пользу самоотверженной борьбы с
врагом:
- Ковалёв записывается добровольцем на фронт, так как не
может находиться в стороне, когда Родина в опасности. Ему
важно быть действительно полезным, именно поэтому он
остается наводчиком, не соглашаясь на повышение;
- Вася, осознавая бедственное положение своей роты
(остались в живых только он, капитан и связист), не
жалуется, не паникует, а продолжает обороняться. Он
мужественно сражается, сохраняет спокойствие и силу духа,
невзирая на обстоятельства;
- Четко знают, как следует поступить (мастера своего дела,
мастерски обращаются с оружием; не отступают при
возникших сложностях и стремятся биться до последнего,
защищая Отечество).
Важно найти свое место в
жизни (человек чувствует
себя комфортно + приносит
пользу обществу)
Идет к цели, несмотря ни на
что (потеряв всех бойцов,
Вася не сдается, ищет выход
из ситуации, готов стоять до
последнего)
11.
Направление 4- Произведения позволяют задуматься о том, как важно
человеку идти своим путем, делать собственный выбор;
- Пример героизма воодушевляет;
- Поведение Ковалёва и Васи вызывает уважение;
Направление 5
- Оба проявляют качества гражданина, являются настоящими
героями;
- Причина такого поведения: любовь к Родине;
- Добровольно пошел на
фронт;
- Делает все, что от него
зависит;
- Отказывается от
повышения, желая
находиться там, где от него
больше пользы. Не гонится
за славой и чинами.
- Не жалуется на тяжелую
ситуацию, не пытается
ничего доказать (не говорит
лишних слов, но всегда
готов активно действовать);
- Сдержанный, скромный,
молча исполняет свой долг
до конца.
Рассказ «Емеля-охотник» (Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк)
(1)В избушке у самого леса живёт старый охотник Емеля с маленьким внучком
Гришуткой. (2)Ни забора, ни ворот, ни сарая — ничего нет у Емелиной избушки.
(3)Только под крыльцом из неотёсанных брёвен воет по ночам голодный Лыско —
одна из лучших охотничьих собак в Тычках.
— (4)Дедко, а дедко, теперь олени ходят с телятами? — с трудом спросил
маленький Гришутка однажды вечером.
— (5)С телятами, Гришук, — ответил Емеля, доплетая новые лапти.
— (6)Вот бы, дедко, телёночка добыть…
— (7)Погоди, добудем... (8)Жары наступили, олени с телятами в чаще
прятаться будут от оводов, тут я тебе и телёночка добуду, Гришук!
(9)Гришутке всего было шесть лет, и он лежал теперь второй месяц на
широкой деревянной лавке под тёплой оленьей шкурой. (10)Мальчик простудился
ещё весной, когда таял снег, и всё не мог поправиться. (11)Его смуглое личико
побледнело и вытянулось, глаза сделались больше, нос обострился. (12)Емеля видел,
как внучонок таял не по дням, а по часам, но не знал, чем помочь горю.
12.
(13)Стояли последние дни июня месяца. (14)Емеля вышел из своей избушки скремневой винтовкой в руке, отвязал Лыска и направился к лесу.
— (15)Ну, Гришук, поправляйся без меня... — говорил Емеля внуку на
прощанье. — (16)3а тобой приглядит старуха Маланья, пока я за телёнком схожу.
— (17)А принесёшь телёнка-то, дедко?
— (18)Принесу, сказал.
— (19)Жёлтенького?
— (20)Жёлтенького…
— (21)Ну, я буду тебя ждать... (22)Смотри не промахнись, когда стрелять
будешь…
(23)Три дня бродил Емеля по лесу с Лыском, и всё напрасно: оленя с телёнком
не попадалось. (24)Только на четвёртый день, когда и охотник, и собака совсем
выбились из сил, они совершенно случайно напали на след оленя с телёнком.
(25)«Мать с телёнком, — думал Емеля, разглядывая на траве следы больших и
маленьких копыт. — (26)Сегодня утром были здесь... (27)Лыско, ищи, голубчик!..»
(28)День был знойный. (29)Солнце палило нещадно. (30)Собака обнюхивала
кусты и траву с высунутым языком; Емеля едва таскал ноги. (31)Но вот знакомый
треск и шорох... (32)Лыско упал на траву и не шевелился. (33)В ушах Емели стоят
слова внучка: «Дедко, добудь телёнка... и непременно, чтобы был желтенький».
(34)Вон и мать... (35)Это был великолепный олень-самка. (36)Он стоял на опушке
леса и пугливо смотрел прямо на Емелю.
(37)«Нет, ты меня не обманешь...» — думал Емеля, выползая из своей засады.
(38)Олень давно почуял охотника, но смело следил за его движениями.
(39)«Это мать меня от телёнка отводит», — думал Емеля, подползая всё ближе
и ближе.
(40)Когда старик хотел прицелиться в оленя, он осторожно перебежал
несколько сажен далее и опять остановился. (41)Емеля снова подполз со своей
винтовкой. (42)Опять медленное подкрадывание, и опять олень скрылся, как только
Емеля хотел стрелять.
— (43)Не уйдёшь от телёнка, — шептал Емеля, терпеливо выслеживая зверя в
течение нескольких часов.
(44)Эта борьба человека с животным продолжалась до самого вечера.
(45)Благородное животное десять раз рисковало жизнью, стараясь отвести охотника
от спрятавшегося оленёнка; старый Емеля и сердился, и удивлялся смелости своей
жертвы. (46)Ведь всё равно не уйдёт от него олень... (47)Лыско, как тень, ползал за
хозяином. (48)Когда тот совсем потерял оленя из виду, осторожно ткнул его своим
горячим носом. (49)Старик оглянулся и присел. (50)В десяти саженях от него, под
кустом жимолости, стоял тот самый жёлтенький телёнок, за которым он бродил
целых три дня. (51)Это был прехорошенький оленёнок, всего нескольких недель, с
жёлтым пушком и тоненькими ножками; красивая головка была откинута назад, и он
вытягивал тонкую шею вперёд, когда старался захватить веточку повыше.
13.
(52)Охотник с замирающим сердцем взвёл курок винтовки и прицелился в головумаленькому, беззащитному животному…
(53)Ещё одно мгновение, и маленький оленёнок покатился бы по траве с
жалобным криком; но именно в это мгновение старый охотник припомнил, с каким
геройством защищала телёнка его мать, припомнил, как мать его Гришутки спасла
сына от волков своей жизнью. (54)Точно что оборвалось в груди у старого Емели, и
он опустил ружьё. (55)Оленёнок по-прежнему ходил около куста, общипывая
листочки и прислушиваясь к малейшему шороху. (56)Емеля быстро поднялся и
свистнул — маленькое животное скрылось в кустах с быстротой молнии.
— (57)Ишь какой бегун... — говорил старик, задумчиво улыбаясь. —
(58)Только его и видел: как стрела... (59)Ведь убежал, Лыско, наш оленёнок-то?
(60)Ну, ему, бегуну, надо расти... (61)Ах ты, какой шустрый!..
(62)Старик долго стоял на одном месте и всё улыбался, припоминая бегуна.
СЮЖЕТ:
Старик-охотник Емеля живет в непроходимой лесной глуши, где спряталась деревня
Тычки, вместе с внуком Гришуткой. Мальчику 6 лет, он слаб здоровьем. Гришутка
сирота: отец умер от горячки, а мать загрызли волки. Ценой жизни она спасла сына,
закрыв мальчика своим телом от хищников.
Емеля, желая подбодрить больного Гришутку, решает исполнить его просьбу и
принести теленочка. Он оставляет внука с бабкой Маланьей и уходит с собакой
Лыско на охоту, они безуспешно несколько дней бродят по лесу в поисках
животного. Но, когда силы были уже на исходе, старику удается выследить олениху
с теленком. Он ложится в засаду.
«Эта борьба человека с животным продолжалась до самого вечера. Благородное
животное десять раз рисковало жизнью, стараясь отвести охотника от
спрятавшегося олененка; старый Емеля и сердился, и удивлялся смелости своей
жертвы. Ведь все равно она не уйдет от него... Сколько раз приходилось ему убивать
таким образом жертвовавшую собою мать», – пишет автор.
Емеля смотрел на беззащитного теленка, который оказался совсем рядом с ним, но
так и не смог выстрелить: он пожалел мать и детеныша. Охотник свистнул, теленок
убежал прочь. Старик, улыбаясь, смотрел ему вслед.
Придя домой, Емеля рассказал внуку о случившемся, принес глухаря и сварил
похлебку. Гришутка поел и заснул, радуясь, что дедушка хотя бы увидел теленочка,
а Емеля был счастлив, потому что отпустил бедное животное.
14.
Для каких направлений подходит произведение?● «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» (№1).
1. Емеля делает нравственный выбор в пользу добра и милосердия, оставив
олениху с теленочком жить.
2. Любая мать готова пожертвовать собой ради жизни ребенка (пример и
мамы Гришутки, и оленихи).
● «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня» (№4).
Этот рассказ учит поступать так, как велит сердце, делать нравственный
выбор, опираясь на светлые чувства. Поступок Емели наталкивает на
размышления о том, как важно ценить чужую жизнь и как любовь к природе
влияет на внутренний мир. Истинная душевная красота направляет человека
на правильную дорогу, помогает ему не совершить ошибку.