261.29K
Категория: ПсихологияПсихология

Невербальное поведение личности

1.

Невербальное поведение личности
Автор-составитель:
педагог-психолог Ермошин АА

2.

Данные ученых говорят о большой значимости
невербальной информации. В исследованиях было
обнаружено, что словесное
общение в
беседе занимает менее 35 %, а более
65 % информации передается с
помощью невербальных средств
общения. Невербальное общение может либо
дополнять и усиливать словесное общение, либо ему
противоречить и ослаблять. Невербальные
коммуникации могут выполнять все основные
функции языковых знаков, то есть фактически
заменять текст.

3.

На слух мы можем воспринимать такие
характеристики речи как тембр, темп, высота и
громкость, а также отмечать особенности интонации,
паузы, кашля, смеха, плача.
Зрительно мы можем замечать выразительные
движения (поза, жест, мимика, походка, контакт глаз)
и физиогномические характеристики (особенности
строения тела и лица).
Тактильная система отражения предоставляет
человеку информацию об особенностях рукопожатия,
прикосновения, поцелуя.
Восприятие запахов тела и используемой человеком
парфюмерии и косметики дополняют невербальную
информацию о нем.

4.

Интерпретировать невербальное поведение сложно,
потому что приходится учитывать множество различных
факторов, таких как общая ситуация общения, особенности
поведения данного конкретного человека, пол, возраст,
степень значимости партнеров друг для друга, культурные и
этнические нормы выражения индивидуальных особенностей
личности. Интерпретация невербального поведения требует от
его участников наблюдательности, интереса и внимания к
людям.
Особое значение интерпретация невербального поведения
имеет для представителей профессий типа «человек-человек»
(педагогов, психологов, психотерапевтов, журналистов,
менеджеров, юристов, следователей, врачей, политиков,
бизнесменов). Специалисты, работающие с людьми, должны
уметь объективно оценивать качества клиента, абстрагируясь
от эмоционально-оценочного отношения к нему.
Профессионально важным качеством и необходимой
составляющей профессиональной компетентности для них
является социальный интеллект.

5.

Можно выделить ряд факторов, которые влияют на
невербальный язык и отдельные его элементы:
• национальная принадлежность (так, одни и те же жесты
могут означать разное у разных народов);
• состояние здоровья (у человека в болезненном состоянии
меняются взгляд, звучание голоса, жесты обычно более
вялые, хотя есть заболевания, сопровождающиеся
повышенной возбудимостью, эмоциональностью);
• профессия человека (слабое рукопожатие не всегда
проявление слабости: может быть, профессия требует
беречь пальцы);
• уровень культуры, который влияет на состав жестов,
преставление об этикете, правильном воспитании;
• статус человека (чем выше стоит он на иерархической
лестнице, тем более скуп на жесты, больше оперируя
словами; жесты становятся более утонченными);

6.

• принадлежность к группе (групповые традиции, нормы,
правила могут существенно модифицировать пантомимику
члена группы);
• актерские способности (многие умеют играть не только
словами, но и невербальными знаками);
• возраст (в раннем возрасте одно и то же состояние может
выражаться разными жестами; кроме того, возрастной
фактор часто играет ту же роль, что и статус. С возрастом
может снижаться скорость движений);
• сочетание невербальных знаков (обычно состояние
передается не одним, а несколькими элементами
пантомимики. При нарушении гармонии между этими
элементами складывается впечатление неискренности; то
же относится к согласованию слов и жестов);

7.

Невербальные средства общения
– кинестетические выражения (поза, телодвижения);
– проксемика (пространственная организация общения);
– пара– и экстралингвистические компоненты, к которым
относятся неязыковые звуки (вскрики, стоны, оханья) и
такие признаки, как высота и интенсивность звука, тембр
речи, а также запинки, оговорки, паузы и молчание;
– такесика (прикосновения, рукопожатия);
– выразительные движения (жесты, мимика);
– движения глаз, взгляд.

8.

Поза – это статическое положение тела
человека.

9.

Стойка
Стойка - это способ, как человек стоит. То, как человек стоит - это и
говорит о человеке, и формирует состояние человека.
О чем говорит то, как мы стоим
Уже то, как человек стоит, может о нем многое сказать.
Если центр тяжести человека перенесен назад, он стоит в основном на
пятках - это говорит о его неуверенности, страхе, нежелании находиться
там, где он находится.
Если центр тяжести человека распределен по всей ступне, он стоит
ровно и плотно - этот человек уверен в своей позиции, знает, что
позиция это его и он с нее не сойдет.
Если центр тяжести сосредоточен на носочках, а корпус немного подан
вперед - это говорит о готовности действовать, активности,
целеустремленность человека.
Как стойка формирует состояние человека
Работа с характером начинается с тела. Если хотите произвести
впечатление целеустремленного человека, перенесите вес тела на
носочки. Действие маленькое, а сами вы заметите, как изменится
внутренний настрой: страхи и неуверенность исчезнут, а появится
интерес и готовность работать.

10.

11.

12.

Проксемика.
К проксемическим характеристикам относятся взаимное
расположение партнеров в момент общения и дистанция
между ними. Проксемика изучает также влияние на
общение пространств с фиксированными отношениями
(архитектуры), с полуфиксированными отношениями
(расстановка мебели). При этом обращается внимание на то,
что проксемические характеристики общения во многом
обусловлены культурными и национальными факторами.
Дистанция общения. Каждый человек имеет свою
собственную территорию, включающее и определенное
воздушное пространство вокруг тела

13.

14.

Как работать над походкой
Над своей походкой работать можно и нужно, тем более что это
нетрудно и весело. С чего начинать? Копируйте походки других
людей.
Возьмите себе за правило копировать в день не менее 10
походок. Вышли на улицу, пристроились к кому-то сзади на
расстоянии метров десять, и идите за ним, повторяя все детали
его походки: как он покачивается, как выбрасывает и ставит ногу и
так далее. Учитесь видеть детали походки
Договоритесь с друзьями, пусть любые двое из вас идут рядом,
вы смотрите со стороны на их походки и ищите различия. Можно
давать коррекцию, чтобы один копировал другого, а вы
подсказываете, есть ли еще и в чем различия и что нужно
добавить. Походка должна быть собраной, тело не должно
покачиваться, если, конечно, вы не хотите специально привлекать
к себе внимание.
Тренируйте свою походку с помощью
следующих специальных упражнений.

15.

Походка "по ниточке", ноги идут по одной линии.
Большинство людей ходит ногами как на лыжне, каждая
нога на своей линии и обе линии на некотором расстоянии
друг от друга. Если к этому тем более прибавляются
"лягушачьи лапки", носки в сторону, походка становится
совсем не собранной, разлапистой, человек идет
вразвалочку, с покачиванием корпуса. Красивее походка,
когда ноги идут "по ниточке", по одной линии. Женщины
это могут делать идеально, у мужчин ограничения:
начинает вилять попа, что также недопустимо. Мужчины,
ищите золотую середину, но убирайте лягушачьи лапки и
учитесь ходить по одной линии.

16.

Походка легкая или тяжелая, земля держит или нет.
Пройдите тяжелой походкой, Каждая нога ступает весомо, с
тяжестью, все тело движется весомо, тяжело.
Пройдите легкой, невесомой походкой! Ноги летят сами, вы
ничего не весите, передвигаетесь легко!
Почувствуйте, что у вас нет твердой опоры под ногами. Под
ногами - болото, ноги вязнут, скользят, нужно искать где-то
более надежные опоры. Под ногами горячая сковордка, ноги
не стоять спокойно, переминаются, что-то ищут… Земля не
держит…
Почувствуйте твердую опору под ногами. Земля держит.
Стоите уверенно! Идете - уверенно! Каждая нога ступает
уверенно. Вы сильно идете вперед!
Снова нет опоры под ногами - и походка тяжелая…. Ничего
не получилось, все зря, ничего не выходит. Земля не держит,
жить тяжело.

17.

Походка тяжелая, но под ногами твердая опора, земля держит.
Эй, кто там стоит на моем пути? С дороги! Моих сил хватит пройти
любой путь, я пройду сами и еще протащу за собой всех, кого
надо! Я массивен, я велик, я силен, я пробью любые препятствия,
сумею подчинить себе все обстоятельства и добиться уважения к
себе!
Опоры под ногами нет, походка легкая. Ой, что я здесь делаю - не
знаю. Я так, на минуточку забежал, только спрошу и убегу. И там
интересно, и тут, а где мое место я не знаю. А вы не знаете? Вы-то
большие и сильные, а я маленький и невесомый. Я никто и лечу
туда, куда дует ветер. Если вы меня остановите, я буду мотаться
там, где вы мне скажете…
Походка легкая, земля держит. Под ногами появились опоры, мои
ноги ставятся уверенно, но в душе легкость и я бодро иду вперед,
сам выбираю свой путь. Тело легкое, живое, плечи развернуты,
рукам хочется двигаться, хочется идти вперед. У меня есть все
основания верить, что я легко пройду любой путь и увлеку за
собой всех замечательных людей. Жизнь прекрасна!

18.

информативные невербальные средства речи:
свист, смех, покашливания, неожиданные спазмы
голоса.

19.

Что означает дыхание

20.

Такесика.
К такесическим средствам общения относятся
динамические прикосновения в форме рукопожатия,
похлопывания, поцелуя. Такой физический контакт является
важным источником взаимодействия личности с
окружающим миром: с помощью прикосновений различного
вида формируются представления о пространстве своего
тела и знания о частях тела другого человека, а
прикосновения в виде поглаживаний выполняют в общении
функцию одобрения, эмоциональной поддержки.
Такесические средства общения в большей степени, чем
другие невербальные средства, показывают статусноролевые отношения, степень близости общающихся.

21.

Мимика
Части и
элементы
лица
Положение
рта
Эмоциональные состояния
Гнев
Презрение
Рот открыт
Губы
Страдание
Рот закрыт
Уголки губ опущены
Страх
Удивление
Радость
Рот обычно
закрыт
Рот открыт
Уголки губ приподняты
Форма глаз
Глаза
раскрыты или
сужены
Глаза сужены
Глаза широко раскрыты
Глаза
прищурены
или раскрыты
Яркость глаз
Глаза блестят
Глаза тусклые
Блеск глаз не выражен
Глаза блестят
Положение
бровей
Брови сдвинуты к переносице
Брови подняты вверх
Уголки бровей
Внешние уголки бровей подняты вверх
Внутренние уголки бровей подняты вверх
Лоб
Вертикальные складки на лбу и переносице
Горизонтальные складки на лбу
Подвижность
Лицо динамичное
Лицо застывшее
Лицо

22.

23.

Взгляд
Взгляд и сопутствующие
движения
Трактовка
Необходимо
Подъем головы и взгляд
вверх
Подожди минуту, подумаю
Прервать контакт
Движение головой и
насупленные брови
Не понял, повтори
Усилить контакт
Улыбка, возможно, легкий
наклон головы
Понимаю, мне нечего
добавить
Продолжить контакт
Ритмичное кивание головой
Ясно, понял, что тебе нужно
Продолжить контакт
Долгий неподвижный взгляд
в глаза собеседнику
Хочу подчинить себе
Действовать по обстановке
Взгляд в сторону
Пренебрежение
Уйти от контакта
Взгляд в пол
Страх и желание уйти
Уйти от контакта

24.

Жесты
Крупные жесты руками
Мах. Правая (левая) рука ладонью вверх плавно ведется вправо (влево)
и вверх.
Один из самых универсальных, широко применяемых жестов,
составляющая многих движений. Привлекает внимание, переключает с
одного на другое, завершает тематику.
Хорошо! Обе руки ладонями вверх вытягиваются вперед и в стороны.
Открытость миру, радость, восторг и ликование. Хорошо!
Раскрытие бутона. Правая рука ладонью вверх, пальцы соединены в
бутон, идет вперед, влево и вверх. На последней стадии движения
пальцы можно раскрыть.
Ведем линию, строим позицию, выдвигаем тезис.
Качания. Руки ладонями вверх, пальцы чуть согнуты. Качание перед
собой навстречу друг другу с перекрытием.
Сравнения, оценка позиций, тезисов и т.д.
Усиление. Кулак на груди и немного качается вперед-назад.
Чтобы акцентировать тезис, усилить, вложить в него энергию!

25.

Метание дротика. Правая рука на уровне лица чуть правее головы,
пальцы вместе. Движение вперед, на последней стадии пальцы резко
раздвигаются в стороны.
Движение вперед, старт нового начинания.
Вперед! (Ленин) Правая рука ладонью вверх вытягивается вперед и
вверх. Корпус подается вперед за рукой.
Вам надо увлечь за собой, указать высокую цель, идеал — это ваше!
Шевеление щепотки. Правая рука ладонью вверх перед лицом, пальцы
вместе. Легко перебирать пальцами немного разжимая и сжимая их.
Это… как бы вам сказать… немного деликатный момент.
Куличики. Правая рука ладонью вниз, пальцы согнуты. Слева направо
кистевым движением ставит перед собой “куличики”.
Перечисляем позиции, отмечаем тезисы.
Обнять мячик. Руки перед собой на уровне груди, ладони вперед,
пальцы чуть согнуты. Движение руками чуть вперед и вниз по
поверхности воображаемой сферы.
Объединяем тезисы, описываем совокупности, связываем объекты.
Перевертыш. Правая рука ладонью вниз, пальцы полусогнуты,
расслаблены. Резкий разворот ладони вверх с жесткой фиксацией
полусогнутых пальцев в «когтях», переходящих в раскрытый бутон.
А такой вывод — не ожидали?

26.

Спасибо за внимание
English     Русский Правила