Философское учение о мире: онтология     Бекирова Лейля Сафетовна, к. филос. наук, доцент
Вопросы: 1.Онтология в структуре философского знания 2. Категории онтологии «бытие» и «небытие» 3. Формы бытия. 4. Философское
Аристотель разделял науки на теоретические (физика, математика и «первая философия») и практические (этика и политика).)
Субста́нция (лат. Substantia) — сущность; то, что лежит в основе.
2.77M
Категория: ФилософияФилософия

Философское учение о мире: онтология

1. Философское учение о мире: онтология     Бекирова Лейля Сафетовна, к. филос. наук, доцент

Философское учение о мире:
онтология
Бекирова Лейля Сафетовна, к.
филос. наук, доцент

2. Вопросы: 1.Онтология в структуре философского знания 2. Категории онтологии «бытие» и «небытие» 3. Формы бытия. 4. Философское

определение понятия
«материя».

3.


Онтология (от греч.«ontos» - сущее и
«logos» - учение) – учение о бытии, о
сущем, о его формах и фундаментальных
принципах, о наиболее общих
определениях и категориях бытия.
Впервые термин «онтология» появился в
«Философском лексиконе» немецкого
философа и врача Рудольфа Гоклениуса в
1613 году.

4. Аристотель разделял науки на теоретические (физика, математика и «первая философия») и практические (этика и политика).)

Аристо́тель (др.-греч. Ἀριστοτέλης; 384 год до н.
э., Стагира, Фракия — 322 год до н. э., Халкида,
остров Эвбея) — древнегреческий философ
Аристотель разделял
науки на теоретические
(физика, математика и
«первая философия») и
практические (этика и
политика).)
«Первая философия» в
дальнейшем стала
называться метафизикой
– особый раздел
философии,
основополагающим для
которого был поиск
первых начал и причин
бытия.

5.

Основной вопрос онтологии:
Как и почему есть то, что есть
или, иначе, что есть, как оно есть и
почему?

6.

При самых различных подходах и мнениях обсуждения
проблемы наметили русла несколько сквозных в истории и
культурах тем:
•Первая из них – тема жизни и смерти;
•Вторая тема связана с осмыслением изменчивости,
преходящести бытия и его стабильностью, сохранением;
•Третья тема – вопросы о его структуре;
•К настоящему времени возобладала идея целостности
бытия.
Эсхатология – религиозное учение о конечных судьбах
мира и человека.

7.

•Категория бытия в самом широком смысле есть понятие о
всеохватывающей реальности, предельно общее понятие о
существовании,
включающее
в
себя
бесконечное
многообразие как материальных, так и духовных предметов
и явлений. С понятием «бытие» связана такая группа
понятий,
как
«существование»,
«действительность»,
«реальность», «мир», «космос» и др.
•Противоположностью
категории
«бытие»
является
категория «небытие».
Категория «небытие» раскрывается посредством обращения
к понятиям «ничто» и «несуществование». Существенной
характеристикой всего конечного является его преходящий
характер: все конкретные материальные и духовные
образования имеют начало и конец в своем существовании.

8.

Формы бытия:
БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА
БЫТИЕ МИРА, ВКЛЮЧАЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА
БЫТИЕ МИРА БЕЗ ЧЕЛОВЕКА

9. Субста́нция (лат. Substantia) — сущность; то, что лежит в основе.

Субста́нция (лат. Substantia) — сущность; то, что лежит в
основе.
Выделяют идеальное и материальное начала.
Направление, признающее первичность только материального или только
идеального, называется монизмом (от греч. monos – один). Монистическое
направление представлено в виде материализма (Маркс), который первичной
реальностью считает мир физический, природный, и в виде идеализма (Гегель), для
которого первичным является духовный мир, мир идей.
Направление, которое признает равноправие обоих начал бытия, называется
дуалистическим (от лат. duo – два). Одним из его представителей был Р. Декарт.
Плюрализм (от лат. pluralis – множественный) – философское направление,
утверждающее, что мир состоит из многих принципиально различных, независимых и
несводимых друг к другу субстанций, первоначал, первосущностей. Плюрализм
противоположен монизму
[ Новая философская энциклопедия. — М.: Мысль, 2000. — Т. 1—4. — 2659 с]

10.

Материя (лат. materia — вещество) —
«…философская категория для
обозначения объективной реальности,
которая дана человеку в ощущениях
его, которая копируется,
фотографируется, отображается
нашими ощущениями, существуя
независимо от них»
English     Русский Правила