Похожие презентации:
Философия. Лекция 5. Онтология как философское учение о бытии
1. ФИЛОСОФИЯ
Лекция 5.Онтология как философское учение
о бытии
2. Вопросы
1.2.
3.
4.
5.
Категория бытия. Основные формы бытия и их
взаимосвязь
Категория материи. Эволюция представлений о
материи в философии и науке
Системно-структурная и динамическая
организация бытия. Движение и развитие как
атрибуты бытия
Принцип глобального эволюционизма
Пространственно-временная структура бытия.
Пространство и время в неживой и живой
природе
3. Вопрос 1
Категория бытия. Основные формыбытия и их взаимосвязь
4. Онтология
раздел философии, изучающий проблемыбытия.
5. Смысл проблемы бытия
заключается в вопросе о единстве мира;мир един как непреходящее бытие
природы в целом и преходящее бытие
вещей, состояний природы, человеческих
существ;
мир в целом вечен, а любые отдельные
вещи, процессы и состояния временны;
отбыв свой срок, они переходят в небытие,
но своей смертью дают начало новой
жизни.
6. Основные проявления бытия
природная реальность;социальная реальность;
духовная реальность.
7. Трактовка проблемы бытия в философских концепциях
монизм;дуализм;
плюрализм.
8. Монистическая традиция
от лат. mono – один;утверждает единственное начало бытия
(материальное или идеальное);
Демокрит (атомы), Платон (идеи).
9. Дуалистическая позиция
от лат. dualis – двойственный;признает существование 2-х начал бытия
(материального и духовного);
Аристотель, И. Кант, Р. Декарт.
10. Плюралистический подход
признает существование множестванезависимых друг от друга начал бытия;
Анаксагор (гомеомерии, или семена
вещей), Г. Лейбниц (монадология).
11. В процессе развития философии
происходит смещение исследовательскогоинтереса в рассмотрении различных
проявлений бытия.
12. В классической философии
изучается природа и соответствующие ейформы бытия и их познания.
13. В постклассической философии
изучается бытие человека и егодуховный опыт;
в ХХ в. эта проблема разрабатывается в
философии экзистенциализма.
14. Категория «бытие»
обозначает все то, что есть, чтосуществует реально (как материальное,
так и идеальное);
конкретное толкование бытия зависит от
философской системы.
15. Интерпретации бытия:
число (Пифагор);логос (Гераклит);
единое (Парменид);
Бог (А. Августин, Ф. Аквинский);
монады (Г. Лейбниц);
материя (Ф. Энгельс) и т. д.
16. Виртуальное бытие
вводится в современный понятийныйаппарат онтологии как следствие развития
информационных технологий;
является социокультурным феноменом
информационного общества;
представляет собой иллюзорное бытие в
Интернет-сети, своеобразное бытиенебытие.
17. Категория «небытие»
обозначает свойство вещей и явлений несуществовать, отсутствовать, быть
нереальным;
небытие относительно (например:
клиническая смерть, кома);
в действительности происходит
взаимооборачивание бытия и небытия;
огонь живет смертью земли, воздух –
смертью огня, вода – смертью воздуха, а
земля – смертью воды (Гераклит).
18. Небытие
это то, что реально не существует, чтопока не возникло или уже прекратило свое
существование;
формой проявления небытия является
ничто, формой проявления бытия –
нечто.
19. Фундаментальной философской проблемой
является проблема отношения бытия инебытия;
что изначально – бытие или небытие?
20. Две философские парадигмы
философия бытия;философия небытия.
21. Философия бытия
бытие изначально, мир существовалвсегда, поэтому небытие относительно,
производно от бытия по принципу «из
ничего не может возникнуть ничего»
(Парменид);
Парменид впервые ввел понятие «бытие»;
рассматривал бытие как космический
разум, который по своему статусу
обеспечивает порядок в мире и связность
всего сущего (бытие постигается
мышлением).
22. Философия небытия
небытие первично, бытие производно отнего или даже иллюзорно по принципу
«все из ничего» (даосизм);
понятие небытия воспринималось как вся
полнота мира;
небытие трактовалось как реальность, из
которой предметы, процессы, явления как
бы выплывают, повинуясь строгому ритму
мирового развития, и затем, исчерпав
себя, вновь возвращаются в небытие.
23. Основные виды бытия
материальное бытие – все, чтосоставляет объективную реальность
(природные объекты, феномены
человеческой и общественной жизни);
духовное бытие – субъективная
реальность
(явления духовной жизни человека и
общества: их чувства, настроения, мысли,
идеи, теории).
24. Основные формы бытия
природа;общество;
человек;
духовная сфера.
25. Бытие природы
это исходная (первая) реальность, наоснове которой возникают более сложные
формы сущего;
фундаментальными особенностями
природы являются объективность, т. е.
самостоятельное существование,
спонтанно-стихийный характер
самоорганизации, универсальность,
первичность по отношению к человеку и
обществу, открытость для действий
человека.
26. Бытие общества
деление сущего на объект и субъект;процесс самоорганизации приобретает в
обществе целенаправленный характер;
социальная действительность оказывается
сложным многослойным образованием,
включающим социальные институты с
общественными отношениями, культуру и
техносферу.
27. Бытие человека
жизнь человека – уникальная формабытия, это особый мир, ни с чем не
сравнимый по своему содержанию и
динамике;
в нем выделяются три фундаментальные
стороны – биологическая, социальная и
духовная;
человек как свободное и творческое
существо занимается преобразовательной
деятельностью, создавая необходимые
для жизни предметы, развивая общество и
формируя собственные качества.
28. Духовная сфера
включает в себя способы познания мира,нормы деятельности, формы общения,
нравственные принципы, ценностные
установки и т. д.;
выделяют индивидуализированное
духовное, присущее отдельной личности, и
объективированное духовное творчество,
воплощенное в продуктах человеческой
деятельности (книгах, картинах,
общественной морали, эстетических
предпочтениях).
29. Вопрос 2
Категория материи. Эволюцияпредставлений о материи в философии и
науке
30. Материя и сознание
философские категории, фиксирующиеспецифику материального и идеального
бытия.
31. Материя (от лат. materia – вещество)
философская категория, которая вматериалистической традиции обозначает
субстанцию, обладающую статусом
первоначала по отношению к сознанию.
32. Эволюция понятия «материя»
может быть представлена посредствоманализа категорий
«вещь-свойство-отношение».
33. 1-й этап (древнегреческая философия)
поиск материального (вещественного)начала, образующего первооснову всего
природного многообразия;
вначале это были стихии – вода (Фалес),
огонь (Гераклит), воздух (Анаксимен),
затем – атомы (Левкипп, Демокрит);
материя интерпретировалась как
«первичный субстрат каждой вещи»
(Аристотель).
34. 2-й этап (Новое время)
акцент переносится на анализ свойств,которые присущи вещественной стороне
действительности;
материей стали обозначать вещь,
обладающую всеобщими атрибутами –
массой, протяженностью,
непроницаемостью, механическим
перемещением и т. п.
35. 3-й этап (ХХ в., марксистская философия)
материя определяется на основе субъект-объектного отношения;
материя – философская категория,
обозначающая объективную реальность,
существующую независимо от человеческого
сознания и отображаемую им (В. И. Ленин);
материя определяется через отношение к
сознанию (К. Маркс, Ф. Энгельс, Г. В. Плеханов, В.
И. Ленин);
материальность становится преимущественным
аспектом в понимании бытия вообще и
общественного бытия в частности.
36. Всеобщие свойства материи
структурность;движение;
пространство;
время;
неисчерпаемость;
самоорганизация и др.
37. Классификация видов материи
современная наука связывает основныевиды материи с определенными уровнями
ее структурной организации;
физический вакуум – элементарные
частицы – атомы – молекулы – макротела
– биологические системы – социальные
системы – планеты – планетные системы –
галактики – системы галактик –
Метагалактика;
в ходе эволюции возникают новые формы
и виды материи.
38. Вопрос 3
Системно-структурная и динамическаяорганизация бытия. Движение и развитие
как атрибуты бытия
39. Системно-структурная организация означает
любое материальное явлениепредставляет систему определенных
элементов, организованных в единое
целое устойчивыми связями;
все явления можно сгруппировать в
некоторые классы и определить их
структурные уровни в системной
организации Универсума;
в современной естественнонаучной
картине мира выделяют неживую и
живую природу.
40. Неживая природа
микромир;макромир;
мегамир.
41. Неживая природа
физический вакуум (особое состояние материи);элементарные частицы;
атомы;
молекулы;
макротела (в различных агрегатных состояниях –
твердые, жидкие, газообразные);
планеты;
звезды;
галактики;
Метагалактика («Мир естествоиспытателя»).
42. Живая природа
протоплазма (живые молекулы);клетка;
организм (особь);
вид (популяция);
биоценоз;
биогеоценоз (экосистема).
43. Человеческое общество
индивид;семья;
различные социальные группы;
этнические общности;
классы;
нации;
государства;
система государств;
человечество в целом.
44. Взаимодействие уровней структурной организации
чем выше системы находятся на лестницеразвития, тем сложнее в них
самоорганизация, а сами процессы
ускоряются.
45. Специфика динамической организации бытия
раскрывается с помощью категорий«движение»,
«развитие»,
«покой».
46. Движение
обозначает свойство изменения, которымобладает любое сущее;
движение материи абсолютно (любые
вещи и явления участвуют в тех или иных
процессах, претерпевают всевозможные
изменения).
47. Развитие
обозначает закономерные, направленные,необратимые качественные изменения;
может совершаться в разных
направлениях, отличающихся друг от друга
степенью совершенствования системы, –
прогрессивном и регрессивном;
может осуществляться с помощью разных
механизмов – эволюционным и
революционным путем.
48. Покой
фиксирует относительную устойчивостьвсякого сущего;
есть сохранение материальными
системами своей качественной
определенности.
49. Способ бытия сущего
проявляется не только в его движении иразвитии, но и в покое, образуя единство
движения, развития и покоя.
50. Классификация форм движения материи по Ф. Энгельсу
механическая;физическая;
химическая;
биологическая;
социальная.
51. Принципы классификации форм движения материи
связь каждой формы движения сопределенным материальным носителем;
генетическая и структурная
обусловленность высших форм движения
низшими;
качественная специфичность каждой
высшей формы движения материи по
отношению к низшей.
52. С позиций современной науки целесообразно различать
общие формы движения материи;специфические формы движения материи.
53. Общие формы движения
не связаны с каким-либо особымматериальным носителем и проявляются
на различных структурных уровнях
материи;
к общим формам движения относятся
такие, как механическая, тепловая,
кибернетическая, электромагнитная и
гравитационная.
54. Специфические формы движения материи
связаны со строго определеннымиматериальными носителями;
в качестве специфических форм движения
выделяют взаимопревращения
элементарных частиц и полей,
внутриатомные процессы, химические
превращения, молекулярные процессы,
геологическую форму движения,
биологические процессы, общественную
жизнь, различные космические процессы и
т. д.
55. Редукционизм
от лат. reductio – возвращение;как способ объяснения явлений путем
полного сведения высших форм движения
к низшим является несостоятельным;
например, попытки объяснить
биологические процессы из
закономерностей физико-химического
взаимодействия, а социальные – из
особенностей биологического развития
человека.
56. Качественное различие форм движения материи
не отрицает их взаимосвязи;высшие и низшие формы движения имеют
как генетические, так и структурные
отношения;
высшие формы не только возникают на
основе низших, но и включают их в свой
состав, хотя и в существенно
преобразованном виде, что выражается в
подчинении относительно простых
процессов более сложным.
57. Вопрос 4
Принцип глобального эволюционизма58. Концепция глобального эволюционизма
занимает центральное место всовременной научной картине мира;
выстраивает общую схему единого
мирового развития;
исходит из принципов системности,
самоорганизации и эволюции
(космической, химической, биологической
и социальной, объединенных между собой
генетической и структурной
преемственностью).
59. Глобальный эволюционизм
является результатом научныхисследований в области
космологии (теория нестационарной
Вселенной);
биологии (теория эволюции и концепция
биосферы и ноосферы);
синергетики (теория самоорганизации).
60. Основные положения глобального эволюционизма (Н. Моисеев):
Вселенная – это единаясаморазвивающаяся система;
эволюция носит направленный характер:
развитие идет по пути усложнения, роста
разнообразия систем и уменьшения их
стабильности;
во всех процессах присутствуют
случайные факторы, влияющие на их
развитие;
61. Основные положения глобального эволюционизма (Н. Моисеев):
во Вселенной господствует наследственность:настоящее и будущее зависят от прошлого, но
однозначно им не определяются;
динамику мира можно представить как
постоянный отбор, когда из множества
виртуальных состояний система избирает
наиболее реальные;
существуют бифуркационные состояния
(бифуркация – переход, разветвление), в
результате последующая эволюция оказывается
принципиально непредсказуемой, вступают в силу
случайные факторы.
62. Вопрос 5
Пространственно-временная структурабытия. Пространство и время в неживой и
живой природе
63. Пространство
свойство вещей обладать размерами изанимать определенное положение по
отношению друг к другу.
64. Время
свойство вещей иметь какую-тодлительность – скорость развертывания
процессов, их ритм и темп.
65. В классической философии различают
реальное пространство-время;перцептуальное пространство-время;
концептуальное пространство-время.
66. Реальное пространство–время
характеристики объективнойдействительности.
67. Перцептуальное пространство-время
психическое восприятие человекомреальных пространственно-временных
свойств;
образы пространства и времени носят
чувственно-конкретный характер.
68. Концептуальное пространство-время
воспроизведение реального пространстваи времени в содержании теоретических
моделей;
пространство и время предстают в
абстрактно-символической форме,
отражают реальные отношения через
философские категории и научные
понятия (многомерные математические
пространства, пространство и время
классической механики, специальной
теории относительности).
69. Основные свойства пространства
размерность;изотропность.
70. Размерность
способность вещей обладать параметрами,которые можно измерить и зафиксировать (длина,
ширина, высота, положение в системе координат);
размерность пространства в макромире
реализуется в его 3-х-мерности;
в науке используется понятие многомерного
пространства (n-мерного), обозначающего
пространственные и др. характеристики вещей
(плотность, давление, температура).
71. Изотропность
свойство «равенства», физическойтождественности всех пространственных
измерений.
72. Основное свойство времени
необратимость (одномерность) –способность процессов развертываться
лишь в одном направлении: от настоящего
к будущему («стрела времени»).
73. Субстанциальная концепция пространства и времени
пространство и время – особыесамостоятельные сущности;
пространство – абсолютная пустота,
вместилище тел, а время – бесконечная
длительность;
представители – Демокрит, И. Ньютон;
положение об объективности физического
пространства и времени;
признание их необходимым условием
бытия отдельных вещей и явлений.
74. Реляционная концепция
пространство и время – атрибуты,характеристики вещей;
обоснована неразрывная связь
пространства, времени и материи, которая
впоследствии была подтверждена
естествознанием;
в современной науке эта концепция
конкретизируется в квантовой механике,
квантовой теории поля, космологии,
теории относительности;
представители – Аристотель, Г. Лейбниц,
А. Эйнштейн.
75. Неклассические представления о пространстве и времени
пространственно-временные характеристики телзависят от скорости их движения;
пространство и время взаимосвязаны и образуют
4-х-мерный континуум пространство-время;
свойства пространства и времени зависят от
распределения и плотности вещества
(вблизи тел с большой массой пространство
«искривляется», а время течет медленнее).
76. Модель статичной Вселенной А. Эйнштейна
Вселенная бесконечна во времени, ноконечна в пространстве.
77. Модель нестационарной Вселенной А. Фридмана
Вселенная изменяется (бесконечна) и вовремени, и в пространстве;
она пульсирует с определенным
интервалом (то сжимается, то
расширяется);
в настоящее время Вселенная находится в
состоянии расширения.
78. Многообразие форм пространства и времени
пространство и время в неживой природе;биологическое пространство и
биологическое время;
социальное пространство и социальное
время.
79. Пространство и время в неживой природе
микромир (пространство и времяхарактеризуется дискретностью –
прерывностью);
макромир (пространство и время
характеризуются евклидовой геометрией);
мегамир (кривизна пространства и
времени связана с взаимодействием
тяготеющих масс).
80. Биологическое пространство
асимметрия в строении органов, вкомпозиции частей тела сложных
организмов;
биосфера.
81. Биологическое время
«биологические часы» – внутреннее времяживых существ, которое зависит от
физиологических процессов организмов;
напр., для новорожденного ребенка один
физиологический год в 70 раз
продолжительнее, чем для 100-летнего
старика (за это время организм младенца
сделает в 70 раз больше физиологической
работы).
82. Социальное пространство
социально организованная среда,необходимая для человеческого бытия
людей;
напр., жилище, «очеловеченная природа»,
сельский и городской тип поселения.
83. Социальное время
исторический процесс, допускающийпараллельное развитие культурных и
цивилизационных явлений;
эпоха, время индивидуального бытия
человека.
84. Социальное время
по мере развития общества как бы«уплотняется»:
происходит заметное ускорение процессов
в различных сферах жизнедеятельности –
урбанизация, рост образованности
населения и т. д.