5.56M
Категория: ИсторияИстория

Искусство в системе первобытной культуры

1.

Искусство в системе
первобытной культуры
Подготовила:
Кузнецова Е.А., 19СА1
Преподаватель:
Рябова Г.Н.

2.

Периодизация первобытной культуры
Эпоха первобытной культуры наиболее
продолжительная в истории человечества,
и согласно археологической периодизации
(по материалу, из которого
изготавливались орудия труда и оружия)
включает в себя следующие основные
этапы развития:
• каменный век (40 тыс. лет — 4 тыс.
лет до н. э.);
• бронзовый век (3-2 тыс. до н. э.);
• железный век (1-ое тыс. до н. э.).

3.

Особенности первобытной духовной
культуры
Возникновение духовной стороны культуры относится к эпохе палеолита. Наиболее древние, хотя и
чрезвычайно редкие свидетельства тому — захоронения неандертальцев в эпоху ашелль (более 700 тысяч лет
назад).
Для первобытной культуры характерны медленные темпы изменений, средств и целей деятельности. Все в ней
ориентировано на повторение некогда сложившегося образа жизни, обычаев и традиций. В ней господствуют
сакральные (священные), канонизированные представления в сознании человека.
Наиболее существенной особенностью первобытной истории является то, что зарождающееся сознание еще
полностью погружено в материальную жизнь. Речь привязана к конкретным вещам, событиям и
переживаниям. Преобладает образно-чувственное восприятие реальности. Мышление и воля возникают в ходе
непосредственного действия индивидов. Зарождающаяся духовность не расчленена на отдельные виды. Эта
черта культуры называется синкретизмом и характеризует ее неразвитое состояние.
Главная черта первобытной культуры — синкретизм (соединение), то есть нерасчлененность ее форм,
слитность человека и природы. Деятельность и со знание первобытных людей отождествляется со всем, что они
видят вокруг себя: с растениями, с животными с солнцем и звездами, с водоемами и горами. Эта связь
проявляется в художественно-образном познании мира, в его религиозно-мифологическом толковании.
Вторая отличительная черта первобытной культуры — ее бесписьменность. Этим объясняются медленные
темпы накопления информации а также замедленное социальное и культурное развитие.

4.

Элементы духовной культуры
Элементы духовной культуры:
• первоэлементы морали;
• мифологическое мировосприятие;
• ранние формы религии;
• ритуальные обрядовые действа и
начальное пластическое
изобразительное искусство.

5.

Главным условием начала культурного процесса,
явился язык. Речь открыла путь к
самоопределению и самовыражению человека,
сформировала устное вербальное общение. Это
дало возможность опираться не только на
коллективный строй мысли, но и иметь
собственное мнение и размышления по поводу
отдельных событий. Человек начинает давать
имена предметам, явлениям. Эти имена
становятся символами. Постепенно предмет,
животные, растения, да и сам человек получают
свое, обозначенное словом место в
действительности и формируют тем самым
общую картину культуры древнего мира.

6.

Первобытное сознание является также, по преимуществу,
коллективным. Ради сохранения и выживания рода все духовные
проявления должны жестко подчиняться общим требованиям,
которые отличаются стабильностью. Первыми культурными
регулятором поведения людей выступает культура табу, то есть
запрета половых связей и убийств членов своей группы, которые
осознаются, как кровные родственники. С помощью табу
регулируется распределение пищи, охраняется неприкосновенность
вождя. На основе табу позднее формируются понятия
нравственности и законности.
Слово табу переводится, как запрет, а сам процесс табуирования
возникает вместе с тотемизмом, т. е. верой в кровнородственную
связь между родом и священным растением или животным.
Первобытные люди признавали зависимость от этого животного
или растения, поклонялись ему.

7.

Другим средством укрепления социального единения первобытных людей
служило нарождающееся искусство. Среди ученых нет единого мнения о
конкретных причинах возникновения искусства и изменений в нем. Считается,
что оно выполняло функцию коллективного обучения промысловым,
хозяйственным и иным полезным действиям (имитация охоты на зверя в танце,
например). Помимо этого искусство давало предметную форму мифологическим
представлениям, а также позволяло фиксировать в знаках позитивные знания
(первичный счет, календарь). Образцы первобытного «звериного стиля»
поражают своим реализмом.
На протяжении сотен тысяч лет искусство помогало людям освоить окружающий
мир в образно-символической форме. Практически все виды художественного
творчества — музыка, живопись, скульптура, графика, танец, театрализованное
действие, прикладные искусства — зародились в первобытной культуре.

8.

9.

Мир смыслов, в котором жил первобытный человек, задавался ритуалами. Они
были невербальными «текстами» его культуры. Знание их определяло степень
владения культурой и социальную значимость личности. От каждого индивида
требовалось слепое следование образцам; творческая самостоятельность
исключалась. Индивидуальное самосознание развивалось слабо и практически
полностью сливалось с коллективным. Проблемы нарушения социальных норм
поведения противоречия между личными и общественными интересами не
существовало. Индивид просто не мог не выполнять ритуальных требований.
Невозможным для него было и нарушать запреты — табу, которые охраняли
жизненно важные устои коллективной жизни (распределения пищи, недопущение
кровно-родственных половых связей, неприкосновенность особы вождя и т. д.).

10.

11.

Зарождение религии
Первоначальные формы религии можно считать и первыми формами духовной культуры:
• Тотемизм — (totem — «его род») — поклонение рода, племени животному, растению или
предмету, который считается предком рода. В эпоху палеолита еще отсутствует поклонение
тотемному объекту.
• Анимизм — (anima — «душа») — вера в существование духов, в наличие души у людей,
животных, растений. Все окружающее люди воспринимали, как подобное себе — то есть как
способное к движению, активности, ответному действию. Любой предмет, таким образом, мог
быть дружественным или враждебным по отношению к человеку.
• Фетишизм (от португальского слова, обозначавшего талисман, амулен) — приписывание
сверхъестественных свойств неодушевленным предметам, будь то камень необычной формы, клык
зверя или «священное» копье.
• Магия — вера в действительность особых обрядов (она бывает любовной, вредоносной,
сельскохозяйственной и т. д.). Магия (в греческом языке — колдовство) являлась максимальным
выражением силы и, одновременно, слабости первобытной духовности. В

12.

Первобытные верования нуждались в коллективных
действенных выражениях — культах. Наиболее древними
являлись культы солнца, огня, промыслового зверя,
погребальный культ. В эпоху расцвета родовой общины особое
значение принимает материнско-родовой культ (культ предков,
культ плодородия). Неолитическая революция порождает
земледельческие культы, а также трансформирует все
первобытные верования, постепенно вытесняя из них
зооморфные, «звериные» элементы.

13.

Спасибо за внимание!
English     Русский Правила