Похожие презентации:
Первобытная культура. Периодизация и основы
1.
2.
Периодизация первобытной культурыЭпоха первобытной культуры наиболее продолжительная в истории человечества
, и согласно археологической периодизации (по материалу, из которого изготавл
ивались орудия труда и оружия) включает в себя следующие основные этапы раз
вития:
• каменный век (40 тыс. лет — 4 тыс. лет до н. э.);
• бронзовый век (3-2 тыс. до н. э.);
• железный век (1-ое тыс. до н. э.).
3.
Кратко рассмотрим каждый из периодов развитиякультуры первобытной эпохи
Проблема возникновения культуры является одной из центральных проблем куль
турологии. Именно в ее решении заключается ответ на вопрос о специфике чело
веческого. Культура первобытной эпохи – это не просто особый этап развития ку
льтуры. Это ее первый этап, т. е. своеобразная опытная площадка. Все, что было
сделано здесь, осталось в культуре навсегда, ибо возникала сама культурная фор
ма жизни. Культура возникла только с человеком, она существует только у людей
.
4.
Каменный ВекКаменный век (палеолит, мезолит, неолит) характеризуется примитивными камен
ными орудиями труда, строительством первых лодок, наскальной живописью, рел
ьефами и круглой пластикой. Охота и собирательство, как образ жизни палеолит
а к 12-8 тыс. до н. э. сменяются разведением домашнего скота, оседлым образом
жизни, появлением лука и стрел (мезолит). В период с 9-4 тыс. до н. э. в жизни п
ервобытного общества утверждается скотоводство и земледелие, совершенствует
ся техника обработки камня.
5.
Бронзовый ВекБронзовый век (3-2 тыс. до н. э.) отделил ремесло от земледелия и приве
л к созданию первых классовых государств.
6.
Железный векЖелезный век (1-ое тыс. до н. э.) ускорил неоднородное раз
витие мировой культуры.
Социальная классификация отдельных этапов первобытной
культуры выглядит так:
• эпоха родового стада (охотничьи коллективы численность
ю 20-30 чел.);
• эпоха родового строя (матриархат, патриархат);
• эпоха военной демократии.
7.
Основные черты первобытной культурыДля первобытной культуры характерны медленные темп
ы изменений, средств и целей деятельности. Все в ней ор
иентировано на повторение некогда сложившегося образ
а жизни, обычаев и традиций. В ней господствуют сакрал
ьные (священные), канонизированные представления в с
ознании человека.
Главная черта первобытной культуры — синкретизм (сое
динение), то есть нерасчлененность ее форм, слитность
человека и природы. Деятельность и со знание первобыт
ных людей отождествляется со всем, что они видят вокру
г себя: с растениями, с животными с солнцем и звездами,
с водоемами и горами. Эта связь проявляется в художест
венно-образном познании мира, в его религиозно-мифол
огическом толковании.
8.
Вторая отличительная черта первобытной культуры — ее бесписьменность.Этим объясняются медленные темпы накопления информации а также замедленное социальное и
культурное развитие. Синкретизм, то есть нерасчлененность, имел свои корни в производственно
й деятельности первобытных людей: охота и собирательство были унаследованы человеком от ж
ивотных способов потребления природы, а изготовление орудий труда явилось сродни созидатель
ной деятельности человека отсутствующей в природе.
Итак, первобытный человек, вначале по природе своей собиратель и охотник и только значительн
о позже скотовод и земледелец.
Постепенно складывались элементы духовной культуры. Это:
• первоэлементы морали;
• мифологическое мировосприятие;
• ранние формы религии;
• ритуальные обрядовые действа и начальное пластическое изобразительное искусство.
9.
Главным условием начала культурного процесса, явился язык. Речь открыла путь к самоопределению
и самовыражению человека, сформировала устное
вербальное общение. Это дало возможность опира
ться не только на коллективный строй мысли, но и
иметь собственное мнение и размышления по пово
ду отдельных событий. Человек начинает давать и
мена предметам, явлениям. Эти имена становятся с
имволами. Постепенно предмет, животные, растен
ия, да и сам человек получают свое, обозначенное
словом место в действительности и формируют тем
самым общую картину культуры древнего мира.
10.
Первоструктурой морального сознания древнихлюдей выступает культура табу, то есть запрета
половых связей и убийств членов своей группы,
которые осознаются, как кровные родственники.
С помощью табу регулируется распределение пи
щи, охраняется неприкосновенность вождя.
Слово табу переводится, как запрет, а сам проце
сс табуирования возникает вместе с тотемизмом,
т. е. верой в кровнородственную связь между ро
дом и священным растением или животным. Пер
вобытные люди признавали зависимость от этог
о животного или растения, поклонялись ему.
11.
На ранней стадии первобытного общества язык и речь были еще очень примитивными. В это время главным коммуникационным каналом культуры
являлась трудовая деятельность. Передача информации касательно трудо
вых операций происходила в невербальной форме без слов. Основными с
редствами обучения и общения стали показ и подражание. Определенные
эффективные и полезные действия становились образцовыми и затем коп
ировались и передавались от поколения к поколению и превращались в у
твержденный ритуал.
Поскольку причинно-следственные связи между действиями и результата
ми при недостаточном развитии языка и мышления плохо поддавались со
знанию, постольку ритуалами становились и многие практически бесполе
зные действия Вся жизнь первобытного человека состояла из выполнения
множества ритуальных процедур. Значительная часть из них не поддавал
ась рациональному объяснению, имела магический характер. Но для древ
него человека магические ритуалы приставлялись столь же необходимым
и и эффективными, как и любые трудовые акты. Особой разницы между т
рудовыми и магическими операциями для него не было.
12.
Мир смыслов, в котором жил первобытный человек, задавался ритуалами. Они были невербальными « текстами» его культуры. З
нание их определяло степень владения культурой и социальную
значимость личности. От каждого индивида требовалось слепое
следование образцам; творческая самостоятельность исключала
сь. Индивидуальное самосознание развивалось слабо и практиче
ски полностью сливалось с коллективным. Проблемы нарушения
социальных норм поведения противоречия между личными и об
щественными интересами не существовало. Индивид просто не
мог не выполнять ритуальных требований. Невозможным для не
го было и нарушать запреты — табу, которые охраняли жизненн
о важные устои коллективной жизни (распределения пищи, недо
пущение кровно-родственных половых связей, неприкосновенно
сть особы вождя и т. д.).
Культура начинается с введения запретов, которые пресекают а
социальные проявления животных инстинктов, но вместе с тем и
сдерживают личную предприимчивость.
13.
С развитием языка и речи формируется новый информационный канал — устное вербальное общение. Развивается мышл
ение и индивидуальное сознание. Индивид перестает отожде
ствляться с коллективом, у него появляется возможность выс
казывать различные мнения и предположения по поводу соб
ытий, действий, планов и т. д., хотя самостоятельность мышл
ения еще долгое время остается очень ограниченной.
На данном этапе духовным основанием первобытной культур
ы становится мифологическое сознание. Мифы объясняют вс
е, несмотря на малость реальных знаний. Они окутывают все
формы жизнедеятельности людей и выступают, как основные
«тексты» первобытной культуры. Их устная трансляция обес
печивает единство взглядов всех членов племенного сообще
ства на окружающий мир. Вера в «свои» мифы скрепляет взг
ляды сообщества на окружающую действительность, и, вмест
е с тем отделяет его от «чужаков».
14.
В мифах закрепляются и освящаются практические сведения и навыки хозяйственной деятельн
ости. Благодаря их передаче от поколения к по
колению накопленный в течение многих веков
опыт сохраняется в социальной памяти. В слит
ном недифференцированном («синкретичном»)
виде первобытная мифология заключает в себе
зачатки основных областей духовной культуры,
которые выделятся из нее на последующих сту
пенях развития, — религии, искусства, филосо
фии науки. Переход от первобытного общества
к более высоким ступеням общественного разв
ития, к более развитым типам культуры в разн
ых регионах Земли происходил по-разному.
15.
Первоначальные формы религии можно считать и первыми формами духовной культуры.
Перечислим их:
• тотемизм — (totem — «его род») — поклонение рода, племени животному, раст
ению или предмету, который считается предком рода;
• анимизм — (anima — «душа») — вера в существование духов, в наличие души у
людей, животных, растений;
• фетишизм — вера в сверхъестественные свойства особых предметов;
• магия — вера в действительность особых обрядов (она бывает любовной, вредо
носной, сельскохозяйственной и т. д.).