Похожие презентации:
Новое понимание общества пересборка социального
1.
Новое понимание обществапересборка социального
2.
Социальная философия( с лат.«socio» - соединять, объединять)
первоначальное значение понятия
«социальный» означает связанный с
общностью, союзом, сотрудничеством
• Социальная философия – рефлексия
относительно прошлых, настоящих, будущих
форм социального бытия
• Предмет социальной философии – общество
3.
• В широком смысле слова, общество –совокупность исторически сложившихся
форм совместной деятельности людей
• В более узком смысле общество - это
совокупность взаимодействующих
субъектов (интеракционизм), или система
особого рода (структурный
функционализм)
4.
• Пересборка социального в широком смысле –выявление/обоснование новых принципов социальной
организации
• Необходимость пересборки социального обусловлена
объективными факторами:
- ростом сложности и многообразия мира;
- расширением социального – от общества людей к
обществу людей, животных, вещей;
- изменением социального под воздействием
технологий, в том числе, информационных :
делегирование полномочий (дроны); новая
медиареальность (соц.сети, видеоигры и т.д.)
• задача социальной философии – построение образа
общества, отвечающего требованиям времени
5.
Социальный утопизм и социальный реализм:общество как идеал (утопия) и общество как
данность
• Утопия (с греч. «место, которого нет»). Теория идеального государства
Платона (427-347 до н.э.): общество как воплощение идей справедливости
возникает в силу того, что люди нуждаются друг в друге для удовлетворения
своих потребностей. Управляют государством философы. Запрет на частную
собственность, общность имущества.
• «В образцово устроенном государстве жены должны быть общими, дети
– тоже, да и все их воспитание будет общим; точно так же общими
будут военные и мирные занятия, а царями надо всем этим должны быть
наиболее отличившиеся в философии и в военном деле»
• При ближайшем рассмотрении практически любая утопия (Н.Кампанелла,
Т.Мор и т.д.) оборачивается дистопией
• Идеальное государство Аристотеля (384-322 до н.э.) . В своих
представлениях об обществе он также исходил из необходимости
построения справедливого общества. Человек, по Аристотелю, это существо
политическое, несущее в себе инстинктивное стремление к совместной
жизни, а общество – это объединение людей в целях всестороннего
обеспечения жизни. Государство должно приносить людям благо – что
означает счастье, а оно заключается в совершенной деятельности и применении
добродетели. Сказанное не относилось к рабам, которых Аристотель считал
«говорящими орудиями».
6.
• Общество как данность нередко представляет собойобщество угнетения, несправедливости и грубой силы.
• Никколо Макиавелли (1469-1527). «Государь» трактат, в котором содержатся рекомендации по
захвату и удержанию власти. Политика должна быть
свободна от любых внешних для нее установлений:
религиозных, этических и даже философских;
ключевой принцип - цель оправдывает средства.
Радикальный поворот в философских представлениях
об обществе - предметом ее внимания стала реальная
политика, а не идеальные, умозрительные
конструкции.
• Термин «макиавеллизм» обозначает государственную
политику, основанную на культе силы и
пренебрежении нормами морали
7.
• В Новое время представления об обществе строятся наоснове концепции естественного права и общественного
договора
• Томас Гоббс (1588-1679). Трактат «Левиафан»: естественное
(догосударственное) состояние людей – это война всех против
всех. Страх смерти вынуждает людей к заключению
общественного договора. Это договор каждого с каждым о
передаче права управлять собой общей власти в обмен на
обеспечение мира и безопасности. Факт заключения договора
свидетельствует о переходе человечества от естественного
состояния к гражданскому, главный признак которого – наличие
государства
• Концепция естественного права: человек обладает
неотъемлемыми естественными правами , которые нельзя
отменить, изменить. Джон Локк (1632-1704): разумный человек
признает право на жизнь, свободу, собственность. Законы
соответствуют нравственным установкам людей и не могут
существовать без них
8.
Типы социальной динамики• Циклический (античность; Дж. Вико (1668-1744): «идея
исторического круговорота»)
• Линейный (Средние века). Именно тогда возникают
представления о прошлом, которое больше не повторится
(сотворение мира) и будущем, которого еще не было (Страшный
Суд). Цель истории – примирение совершившего грехопадение
человека с Богом. Аврелий Августин (354-430); Карл Ясперс (1883
– 1969) и «осевое время»
• Спиралеобразный Георг Гегель (1770-1831). В истории все
повторяется, но каждый раз — на качественно новом, более
совершенном уровне. Как и в линейной модели, история имеет
цель – это свобода
• Ризомообразный. Философия постмодернизма: Жиль Делез
(1925-1995). В ботанике ризома - корневище многолетних
растений, в котором отсутствует стержневой корень;
символизирует хаотичность и бессмысленность социальных
процессов.
9.
МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (1)ФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ
• предложена марксизмом: образ жизни человека
и общества определяет сложившаяся
экономическая система. Экономикоцентризм.
Движение от формации к формации является
прогрессивным развитием, цель которого —
бесклассовое коммунистическое общество.
• Но: неомарксизм (Г.Маркузе) признал, что
капиталистическое общество растворило в себе
пролетариат, который стал «приспособленцем» и
перестал существовать как революционный класс.
Эти функции перешли теперь к молодежи и
маргиналам
10.
Модели социального развития (II)Стадиально-цивилизационная модель
Технократический подход (1)
• Критерий деления – не экономика, а уровень развития
технологий, определяющий все структуры общественной
жизни, ведущий к последовательной смене стадий
цивилизационного развития
• «Третья волна» Элвина Тоффлера (1928 - 2016). Выделяет
три основных стадии (волны) развития человечества –
аграрную, индустриальную и постиндустриальную. Волна
- радикальный прорыв в науке и технике, который
приводит к глубинным сдвигам в жизни общества.
• Первая волна связана с сельскохозяйственной
(неолитической) революцией, вторая - с промышленным
переворотом XVII-XVIII, третья сменит вторую к 2025 г.
Имущественное расслоение в обществе по признаку
образования. Для обозначения нового интеллектуального
класса Э. Тоффлер вводит термин «когнитариат».
11.
Технократический подход (II)Дэниел Белл (1919 – 2011 гг.) «Грядущее
постиндустриальное общество». Три стадии развития
общества.
• Традиционное общество. Основные производственные
ресурсы - земля и природное сырье. Человек всецело
зависит от сил природы. Господствуют традиционные
ценности и патриархальный уклад жизни.
• Индустриальное общество. Основные ресурсы обработанные материалы. На передний план выходит
крупное машинное производство. Урбанизация, всеобщее
среднее образование. Индустриальное общество динамично
• Постиндустриальное общество. Основной ресурс
постиндустриального общества - знание. На передний план
выдвигаются наука, центром общественной жизни
становятся университеты. Главенство знания (а не
собственности)
12.
Пересборка социального и IV промышленная революция13.
«Индустрия 4.0» — это объединениепромышленности и информационных
технологий.
Целью
этой
новой
стадии
промышленной революции является
«объединение
физического
и
виртуального
миров,
стирание
границ между ними, а также
различий
между
машиной
и
человеком, чтобы создать намного
более мощный интеллект, чем
это возможно с помощью одной машины или одного
устройства» (Грингард С. Интернет вещей: будущее уже здесь.
Цифровое изд-во «Альпина-Диджитал», 2015. С. 41).
14.
• Мануэль Кастельс (1942) «Возникновениесетевого общества» - новые технологии
формируют принципиально новое,
информационное общество, которое является не
только глобальным, но еще и сетевым– оно
развивается спонтанно, в результате
взаимодействия многих социальных групп и
отдельных людей
• Он выдвигает проект «глобальной электронной
цивилизации» на базе синтеза телевидения,
компьютерной службы и энергетики.
Перспектива развития-демократии связывается с
распространением информационной техники.
15.
В современной философии сформулированыальтернативы
концепции
общества
как
органической целостности:
акторно-сетевая теория (Бруно Латур, Мишель
Каллон, Джон Ло)
По мнению Б. Латура, понятие «общество»,
предложенное социологами социального для
решения задачи социологии по удерживанию
связей в XIX в., было призвано обеспечить
гражданское согласие в эпоху модернизации.
На смену прежним подходам необходим
возврат к задаче создания ассоциации через
расширение ряда включаемых сущностей (как
социальных, так и несоциальных) и
выстраивание композиции общего
16.
Б.Латур Берлинский ключ17.
Онтологический поворот в философии обществаАкторно-сетевая теория (АСТ) (I)
Бруно Латур (1947г.) «Пересборка социального» —невозможно построить новую
теорию социального или политического без выяснения их онтологической основы.
Плоские онтологии: все объекты рассматриваются как онтологически однопорядковые.
АСТ рассматривает социальные процессы в качестве глобальной сети человеческих и
нечеловеческих актантов, обладающих в рамках данных процессов равноценной
значимостью
Основные принципы пересборки социального:
Плоская онтология – отказ от иерархии, все объекты — акторы, равные в своей
способности действовать и вступать во взаимодействия
Агентами социальных отношений являются не только люди, но и объекты - артефакты,
технические комплексы, животные.
Запрет на редукцию – запрет на сведение социального к природному, культурному,
экономическому, политическому, символическому и т.д.
Социальное формируется в процессе взаимодействия акторов, когда в результате
сборки возникают эмерджентные свойства, присущие образовавшейся сети, но не
присущие каждому объекту в отдельности.
Социальное не есть раз и навсегда заданный порядок, оно есть процесс – сеть
гетерогенных элементов, соединенных набором разных социальных практик
Социология из науки о социальном у Латура превращается в социологию как
прослеживание связей — социологию ассоциаций или социологию перевода
(трансформации)
18.
АСТ удаляет социальное из объяснения как некой силы,действующей на заднем плане и возвращает его как
ассоциации участников различной природы, соединенных
заново в определенном порядке
• АСТ - подход «материально-семиотический»:
наносит на одну и ту же карту такие отношения, которые
являются и «материальными» (между вещами) и
«семиотическими» (между понятиями).
• Например, взаимодействия в банке включают в себя как
людей, так и их идеи, и компьютеры. Вместе они образуют
единую сеть.
19.
АСТ (II)• Мануэль Деланда (1952г.) – американский философ. Автор термина
«плоские онтологии» . Теория ассамбляжа. Ассамбляж — это сборка.
• Ассамбляжи — это конструкции, или динамические отношения,
существующие в виде автономных целостностей, которые состоят
из гетерогенных частей любой природы, в свою очередь, также
являющихся ассамбляжами.
• При этом отсутствует как некий субъект сборки, так и жесткий принцип,
центр, вокруг которого эта сборка осуществляется. Сущности ,
объединяющиеся в ассамбляжи, представляют собой динамичные
объекты, свойства которых могут изменяться в результате реализации
этими сущностями их способностей к взаимодействию с другими
динамичными объектами. И это взаимодействие является
принципиально непредсказуемым, так как потенции, или способности
сущности, нам не даны. Каждый ассамбляж, в том числе социальный,
содержит в себе компоненты, потенциал которых всегда остается
загадкой для исследователя.
• Картина социальной реальности — это сосуществование на одной
онтологической плоскости взаимно вложенных друг в друга популяций
ассамбляжей.
20.
Мануэль Деланда (2)• движения социальной справедливости — это
ассамбляжи сети из нескольких сообществ;
• центральные правительства — это ассамбляжи
нескольких организаций;
• города — это ассамбляжи людей, сетей,
организаций, равно как и ряда инфраструктурных
компонентов: от зданий и улиц до трубопроводов
для потоков материи и энергии;
• государства
—
это
ассамбляжи
городов,
географических регионов, образованных городами,
и провинций, сформированных несколькими
подобными регионами»
(Деланда М. Новая философия общества. Теория
ассамбляжей и социальная сложность).
21.
АСТ (III)• Мишель Каллон (1945г.) – французский социолог,
теоретик АСТ. Общество сконструировано из
деятельности людей и не-людей, которые
становятся в равной степени активными, и
которые были переведены, связаны друг с
другом во временные и изменяющиеся
конфигурации. Таким образом, понятие
общества, составленного из людей, заменяется
понятием коллектива, составленного из людей
и не-людей.
22.
• общество — это не онтологически даннаяцелостность, а множество пригнанных
друг к другу единичностей
(сингулярностей), образующих
«разнородную (гетерогенную) сеть».
Общество складывается, собирается,
монтируется, конструируется, оно не
может служить объяснительным
принципом.