Похожие презентации:
Современная западная философия
1. Современная западная философия
2. План
1. Современная западнаяфилософия: общая
характеристика.
2. Аналитическая философия.
3. Феноменология и герменевтика.
4. Философский мистицизм.
3. Основные черты современной западной философии
• Преодоление и критика классическойфилософии
• Локализация отдельных
философских проблем, которые
оформляются в отдельные
философские направления
• Разрушение общефилософского
стержня
4. Основные проблемы разрабатываемые современной западной философией
• преобладание изучения жизнииндивида над изучением больших
человеческих общностей;
• идея движения к человеку, жёстко
детерминированному экономикой,
политикой, религией и т.д.
• идея двух непересекающихся линий
человеческого знания – философии
и науки.
5.
Основные направления СЗФФилософия жизни (Ф. Ницше,
В. Дильтей)
Феноменология (Э. Гуссерль)
Структурализм (К. Леви-Стросс)
Философская антропология
(М.Шелер, Г.Плеснер)
Прагматизм (Ч.Пирс,
У.Джемс, Д.С.Милль)
Экзистенциализм (М.Хайдеггер,
К.Ясперс, Ж.П.Сартр)
Реалистическая философия
(У. Марвин, Сполдинг,
Сантаяна)
Герменевтика (Шлейермахер,
Г. Гадамер, П. Рикёр)
Позитивизм (О.Конт, Г.Спенсер)
Постмодернизм (Ж. Делез,
Ф. Лиотар)
6. Аналитическая философия
• рациональность — это аргументы исвидетельства разума, те правила, с
помощью которых устанавливается, что
можно считать основанием наших убеждений
и нашей веры во что-нибудь.
• рациональность - система правил,
критериев, эталонов, являющихся
общезначимыми, т. е. имеющими одинаковый
смысл для всех членов общества
(профессиональной или любой другой
группы)
7.
• Аналитическую философию можнотрактовать как определенный стиль
философствования который характеризуется
строгостью и точностью используемой
терминологии, вниманием к нюансам, или
тончайшим оттенкам, мысли, недоверием к
широким обобщениям и умозрительным
построениям, к «доводам сердца»,
поэтической непричесанности мысли,
вкусовым предпочтениям и эмоциональным
мнениям.
• Для него важно не только (а иногда и не
столько) «что», но и «как» — с помощью
каких аргументов и корректно ли получен тот
или иной результат.
8. Основные представители
БертранРассел
9.
Джордж Эдвард МурЛюдвиг Витгенштейн
10.
Основные положения современной западной философииСложнейшие философские и научные проблемы можно разрешить
с помощью строгих логико-семантических методов
Многие из этих проблем и возникли по причине неправильного
использования языка, небрежного обращения со словами
«Большинство предложений и вопросов философа коренится в нашем
непонимании логики языка...».
«Философские проблемы возникают, когда язык на каникулах».
Главная задача аналитической философии — борьба против
языковой засоренности мышления, против «зачаровывания нашего
интеллекта средствами нашего языка».
Аналитическая философия должна ставить диагноз и
врачевать «языковые болезни», оказывать терапевтическую
логико-лингвистическую помощь культуре.
11. Феноменология и герменевтика
• Феноменология обращает наше внимание на«человеческий фактор» как ключ к тому, что реально
существует.
• Феноменологическая установка — это убеждение,
что мы никогда не доберемся до реальности, если
будем объяснять жизнь и людей — ее конкретных
носителей, объективно (как объект-вещь, наряду с
другими вещами или телами), извне,
естественнонаучными и традиционнопсихологическими средствами.
• Цель феноменологии — описание того, как мы
изучаем опыт в терминах «сущностей» и «резонов».
• Сознание — реальнейшая из реальностей
12.
13. Феноменология Э. Гуссерля
• Девиз феноменологии как метода — назадк вещам!
• Феномен - что само себя обнаруживает,
предмет, непосредственно явленный
сознанию
• Феномен — это идеальная сущность,
идеальный смысл, обладающий
непосредственной достоверностью,
неопровержимой данностью, стабильной
очевидностью.
• Феноменология работает не с вещами, а с
их смысловыми эквивалентами,
содержательно-познавательными
сущностями.
14.
ПРИНЦИПЫ ФЕНОМЕНОЛОГИИГлавная цель феноменологии заключается в том, чтобы
построить философию как строгую науку и раскрыть «жизненный мир»,
т.е. мир повседневной жизнедеятельности, как основу всякого познания
Сознание является основным предметом философии
Нужно стремиться выделить «чистое», т.е. допредметное,
досимволичное сознание и определить его особенности.
Чтобы обнаружить «чистое сознание» необходим особый метод метод феноменологической редукции
15.
Метод феноменологической редукции.Чтобы обнаружить «чистое сознание» необходим
особый метод - метод
феноменологической редукции.
Воздержание, отстранение от внешнего мира
Гуссерль называет «эпохе».
Трансцендентально-феноменологическая редукция.
Это процедура дальнейшего очищения сознания от
культурно-исторических и философских истолкований самого
сознания. Здесь «в скобки» заключаются все суждения,
относящиеся к «естественной установке»
(естественная установка – это переживания человека, которые
находятся в его сознании). Эпохе распространятся и на второй этап.
16. Герменевтика
• Герменевтика - направление вфилософии, которое использует
теорию и практику, истолкования,
интерпретации, понимания.
• Основатель Ф. Шлейермахер
17.
Основные философские направления главных представителей герменевтикиРаботы первых
герменевтов
Теория Ф. Шлейермахера
Основные положения
Средневековые
теологи-схоласты
(Ф. Аквинский)
При истолковании текста возможны два метода –
Грамматический («дух языка») и психологический
(«дух автора»)
Герменевтика имеет смысл при родственности душ
автора и читателя
Понимание осуществляется при помощи, во-первых,
при дивинации – искусственного «вчувствования»,
«вживания» в душу автора произведения
Дивинация должна чередоваться со сравнением и
наоборот.
18. Философский мистицизм.
• Под мистикой в широком смысле понимаютединство необычных («мистических»)
состояний психики человека и «мистицизма»,
то есть «теорий», объясняющих и
оправдывающих эти состояния
• мистицизм утверждает, что
целенаправленное изменение сознания —
это и есть путь спасения, путь освобождения
от зла «неистинного существования».
19.
МИСТИКАСоциальная сторона
способ решения жизненных проблем,
в том числе обретения нравственного
смысла жизни, проблем
психологической адаптации и
собирания себя в личностную
целостность, проблем, связанных
с психическими травмами и
страхами, когда отсутствуют
общепринятые средства их решения.
Философская сторона
вненаучная духовная практика,
сознательно снимающая
противоположность субъекта
и объекта познания и
деятельности. Это сотворение
уникальной духовной реальности,
уникальной в том смысле, что
создается каждым мистиком
лично, что наряду с природной
реальностью и реальностью
культурного мира здесь
утверждается существование
специфически иной, третьей
реальности, явно не имеющей
характеристик трансцендентного
Бога традиционных религий
20.
Философско-мистические ученияТеософия
Е.П. Блаватской
психоделический
мистицизм
К. Кастанеды
Антропософия
Р. Штейнера
Мистические учения Н. К. и Е. И. Рерихов,
Г. И. Гурджиева, Д. Л. Андреева, Дж. Лилли, Т. Роззака,
С. Грофа, А. Кёстлера, Р. Генона, Раманы Махариши,
Джидду Кришнамурти, Шри Ауробиндо Гхоша и т.д.