Похожие презентации:
Современная философия. Предпосылки возникновения СЗФ
1. СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ
Ле
к
ц
и
я
2. План:
Предпосылки возникновения СЗФОсновные черты современной западной
философии
Особенности СЗФ
Основные направления СЗФ
3. Предпосылки возникновения философии XX века
Войны, революционные события (человек ощущаетсебя ненужным, «за-брошенным существом»);
Появление техники (рационализация жизни);
Социально-экономические потрясения (экономические
кризисы);
Появление массового общества;
Идеологизированность процессов в государстве;
Внедрение компьютерного производства;
Развитие средств массовой информации;
Появление «нового» среднего класса.
4. Основные черты современной западной философии
Преодоление и критика классическойфилософии
Локализация отдельных философских
проблем, которые оформляются в
отдельные философские направления
Разрушение общефилософского
стержня
5. Основные черты современной западной философии
Характерная черта современной философии— отсутствие ярко выраженного
господствующего направления (в отличие,
например, от XVIII—XIX вв.), многообразие
(плюрализм) конкурирующих философских
школ и направлений. Наиболее влиятельные
среди них — экзистенциализм,
неопозитивизм, философия жизни,
постмодернизм, психоанализ,
феноменология
6. Основные черты современной западной философии
СциентизмАнтисциентизм
7. Особенности философии XX века
Примат изучения жизни индивида над изучением жизнибольших человеческих общностей
Движение от идеи человека активного к
человеку, жестко детерминированному условиями (экономикой,
политикой, религией и т.д.)
Человек определяется не только «разумом» и «сознанием», но
и «бессознательным» началом, интуицией или другими
внерациональными способами
Сознание (индивидуальное и общественное) – это объект
манипуляции со стороны различных структур (государства,
партий, сект и т.д.)
Антигуманистическая сущность науки и техники
Расширение географического пространства мировых
философских центров
8. Основные направления СЗФ
Постмодернизм (Ж. Делез,Ф. Лиотар)
Герменевтика (Ф. Шлейермахер,
Г. Гадамер, П. Рикёр)
Философская антропология
(М.Шелер, Г.Плеснер)
Экзистенциализм (М.Хайдеггер,
К.Ясперс, Ж.П.Сартр)
Позитивизм (О.Конт, Г.Спенсер)
Прагматизм (Ч.Пирс,
У.Джемс, Д.С.Милль)
Структурализм (К. Леви-Стросс)
Философия жизни (Ф. Ницше,
В. Дильтей)
Феноменология (Э. Гуссерль)
Реалистическая философия
(У. Марвин, Э. Сполдинг,
Дж.Сантаяна)
9. Прагматизм
ПРАГМАТИЗМ (от греч. дело,действие) - философское учение,
возникшее в 70-х годах XIX века в
США и получившее наибольшее
распространение в первой половине
XX века, оказав сильнейшее влияние
на духовную жизнь страны.
10. Прагматизм
Прагматист не склонен рассуждать о постижимостиили непостижимости внутреннего смысла бытия.
Предпочитает думать о том, что ведет к
успеху в жизни, а отсюда следует, что
задача человека заключается в том, чтобы
наилучшим способом устроиться в жизни, в
мире, а задача философии – помочь ему в
этом. Истина = полезность. Главный критерий
человеческой деятельности является успех,
который абсолютизируется, превращаясь не только
в единственный критерий истины, но в само
содержание истины.
11. Прагматизм
Отсюда и оправдание религиознойверы, которая при таком подходе также
является истинной, поскольку служит
людям и приносит им удовлетворение.
Верование сводится к привычке и
определяется как готовность действовать
определенным образом. Поэтому
изменение верований – это всего лишь
изменение привычек: изменил привычку –
изменил веру.
12. Прагматизм
Основные идеи прагматизма высказалЧ.Пирс, затем эту доктрину разрабатывали
У.Джемс, Дж.Дьюи и др. Функция мысли в
прагматизме - не в познании как
отражении объективной реальности, а в
преодолении сомнения, являющегося
помехой для действия (Пирс), в выборе
средств, необходимых для достижения
цели (Джемс) или для решения
"проблематической ситуации" (Дьюи)
13. Экзистенциализм
Экзистенциализм (от лат. «existencio» —существование) — философия
существования.
Представители: датский философ С.
Кьеркегор (1813—1855), Ф. М.
Достоевский, французские писатели Ж. П.
Сартр и А. Камю, немецкие философы М.
Хайдеггер, К. Ясперс, испанский философ
Х. Ортега-и-Гассет.
14. Ж.П. Сартр и А. Камю
Выдающиеся представители французскогоэкзистенциализма.
15. Экзистенциализм
Для экзистенциалистов центральныйвопрос философии связан с
существованием человека. Они
считают, что в целом окружающий мир
абсурден и враждебен человеку, который
всю жизнь вынужден бороться за своё
существование. Отдельно взятый человек
бесконечно одинок и чаще испытывает
страдания от нереализованности своих
желаний.
16. Миф о Сизифе А. Камю
«Одни начинают убеждать себявысокими словами — долг, труд,
общественная необходимость,
творчество .; другие — вдруг бросают
всё и идут покорять горные
вершины»
17. Экзистенциализм
Глубинный смысл человеческой жизнираскрывается в «пограничных» кризисных
ситуациях (опасность, тяжёлая болезнь и
т. д.), когда человек, с одной стороны,
наиболее остро осознает неустойчивость и
трагедийность своей жизни, а с другой —
вынужден делать выбор. Свобода выбора
(причём выбора сознательного) — это и
есть смысл человеческой жизни; если есть
возможность выбора, значит, есть и
свобода.
18. Герменевтика
Герменевтика - направление вфилософии, которое использует
теорию и практику, истолкования,
интерпретации, понимания.
Основатель Ф. Шлейермахер (17681834)
19. Теория Ф. Шлейермахера
При истолковании текставозможны два метода –
Грамматический («дух языка») и
психологический(«дух автора»)
Герменевтика имеет смысл при
родственности душ автора и
читателя
Понимание осуществляется при
помощи дивинации –
искусственного
«вчувствования», «вживания» в
душу автора произведения
Дивинация должна чередоваться
со сравнением и наоборот.
20. Психоанализ
«Коперник переместил человечествоиз центра мира на его окраину,
Дарвин заставил его признать свое
родство с животными, а Фрейд
доказал, что рассудок не является
хозяином в собственном доме».
Выделение бессознательного как главного
компонента человеческой психики
21. Психоанализ
(1856- 1939г.)По Фрейду, не
сознание,
а бессознательное
определяет поведение
человека.
22. Психоанализ
Инстинкты - движущая сила поведенияФрейд признавал существование двух основных
групп: инстинктов жизни и смерти.
Энергия жизненных инстинктов получила
название либидо (от лат. «хотеть» или «желать»).
Вторая группа – инстинкты смерти, называемые
Танатос, – лежит в основе всех проявлений
жестокости, агрессии, самоубийств и убийств.
23. Психоанализ
Карл Юнг (1875 –1961) выявил общие
для людей архетипы.
Ввел представление
о существовании
коллективного
бессознательного.
24. Психоанализ
Эрих Фромм (1900 –1980)
Акцент на социогуманитарных
детерминантах
человеческого
поведения.
Ввел представление
о существовании
социального
бессознательного.
25. Феноменология
Главная цель феноменологии заключается в том, чтобыпостроить философию как строгую науку и раскрыть
«жизненный мир», т.е. мир повседневной
жизнедеятельности, как основу всякого познания
Сознание является основным предметом философии
Нужно стремиться выделить «чистое», т.е. допредметное,
досимволичное сознание и определить его особенности.
Чтобы обнаружить «чистое сознание» необходим особый
метод - метод феноменологической редукции
Это процедура дальнейшего очищения сознания от
культурно-исторических и философских истолкований
самого сознания.
26. Феноменология Э. Гуссерля
Феномен - что само себяобнаруживает, предмет,
непосредственно явленный
сознанию
Феномен — это идеальная
сущность, идеальный смысл,
обладающий
непосредственной
достоверностью,
неопровержимой данностью,
стабильной очевидностью.
Феноменология работает не
с вещами, а с их смысловыми
эквивалентами,
содержательнопознавательными сущностями.
27. Неопозитивизм
«Неопозитивизм» (20—60-е гг. ХХ в.). предметомфилософии должны быть не абстрактные рассуждения, а
проблемы, связанные с позитивным знанием, т. е. наукой,
прежде всего, это анализ фундаментальных основ науки,
разработка её методологии и универсального научного
языка.
Проблемы, не связанные с точным научным знанием,
неопозитивисты считали ложными и недостойными для
изучения философией. По сути, все многообразие
философских знаний и проблематики они сводили к
философии науки, что было крайне односторонним
подходом.
Во второй половине ХХ в. идеи неопозитивистов получили
развитие в работах постпозитивистов.
28. Постпозитивизм
Свои исследования они сосредоточили нарешении проблемы установления
истинности той или иной научной
концепции, а также проблемы научных
революций и развития науки в целом. Ими
было предложено три принципа проверки
ценности научных знаний:
29. Постпозитивизм
«принцип верификации» (в пер. с лат. — «выявлениеистины») означает, что научные знания являются истинными, только если
подкреплены чувственным опытом;
«принцип фальсификации» (введён К. Поппером)
предполагает, что у подлинно научной теории всегда должны быть факты,
которые ставят её под сомнение; теория, не допускающая критики,
является ложной;
«принцип конвенции» (обоснован Т. Куном)
объясняет, почему некоторые теории доминируют в науке длительное
время: эти теории поддерживают сообщества учёных, состоящих в
соглашении (конвенции) друг с другом, они используют сходные методы
исследования и разделяют общую научную парадигму (наиболее общий
подход к изучению окружающего мира).
30. Постпозитивизм
Исходя из этих принципов,постпозитивисты объясняют и само
развитие науки как этапы
последовательной смены парадигм
мышления (Т. Кун),
как непрерывный процесс обновления
научных знаний (К. Поппер),
как конкуренцию различных научно
исследовательских программ (И.
Лакатос).
31. Постмодернизм
Представители: французские философы Ж. Деррида, Ж.Ф. Лиотар и М. Фуко, а также итальянский философ Дж.
Ваттимо.
Основные идеи:
постмодернистская философия существует в двух основных
своих вариантах - постструктуралистском и
герменевтическом. Наибольшее влияние она испытывает со
стороны Ф. Ницше, М. Хайдеггера и Л. Витгенштейна.
В методологическом плане постмодернистская философия
опирается на принципы плюрализма и релятивизма,
согласно которым в реальной действительности
постулируется "множественность порядков", между
которыми невозможно установление какой-либо иерархии.
32. Постмодернизм
В соответствии с принципом плюрализма сторонникипостмодернистской философии не рассматривают
окружающий мир как единое целое, наделенное каким-либо
объединяющим центром. Мир у них распадается на
множество фрагментов, между которыми
отсутствуют устойчивые связи.
Постмодернистская философия отказывается от
категории бытия, которое в прежней философии
означало некий "последний фундамент", добравшись до
которого мысль приобретает бесспорную достоверность.
Прежнее бытие уступает место языку, объявляемому
единственным бытием, которое может быть познано.
33. Постмодернизм
Постмодернизм весьма скептически относится кпонятию истины, пересматривает прежнее понимание
знания и познания. Он решительно отвергает сциентизм и
перекликается с агностицизмом.
Не менее скептически смотрит он на человека как субъекта
деятельности и познания, отрицает прежний
антропоцентризм и гуманизм.
Постмодернистская философия выражает разочарование
в рационализме, а также в разработанных на его основе
идеалах и ценностях.
34. Постмодернизм
Постмодернизм в философии сближает ее с наукой илитературой, усиливает тенденцию к эстетизации
философской мысли.
В целом постмодернистская философия выглядит весьма
противоречивой, неопределенной и парадоксальной.
Постмодернизм представляет собой переходное состояние и
переходную эпоху. Он неплохо справился с разрушением
многих отживших сторон и элементов предшествующей
эпохи. Что же касается положительного вклада, то в этом
плане он выглядит довольно скромно. Тем не менее
некоторые его черты и особенности, видимо, сохранятся в
культуре нового столетия.
35. Вывод:
Современная философиячрезвычайно
многообразна. Вместе с
тем, в ней есть свои
центры притяжения в
виде относительно
самостоятельных
направлений или
течений.