Хоровая литература часть 3 Оперно-хоровое творчество русских композиторов: Михаил Иванович Глинка
М.И. Глинка (1804 - 1856)
Опера «Иван Сусанин» (1836 г.)
Монументально-хоровые сцены оперы «Иван Сусанин»:
Опера «Руслан и Людмила» (1837-42)
По своему содержанию и характеру хоровые сцены оперы могут быть отнесены к 2 категориям:
234.00K
Категория: МузыкаМузыка

Хоровая литература. Оперно-хоровое творчество

1. Хоровая литература часть 3 Оперно-хоровое творчество русских композиторов: Михаил Иванович Глинка

Преподаватель: Найданова Жанна Юрьевна
ProPowerPoint.Ru

2. М.И. Глинка (1804 - 1856)

Основные черты творчества:
1. Глубокая народность
2. Реализм
3. Яркая образность
4. Оптимизм
5. Доступность
6. Совершенство формы
ProPowerPoint.Ru

3. Опера «Иван Сусанин» (1836 г.)

Отечественная героико - трагическая опера. В ней
отражены:
• Героизм
• Реальность
• Исторический эпос
• Столкновение русского и польского лагеря
Народ принимает самое живое и активное участие в
решении судьбы своей родины.
Поэтому, хор стал обязательным и важным
элементом оперы, одним из действующих лиц.
Возросли вокальные и сценические требования
к хору
ProPowerPoint.Ru

4. Монументально-хоровые сцены оперы «Иван Сусанин»:

• Хоровая интродукция:
Построена на контрасте: широкая героическая тема мужского хора
«В бурю во грозу» и оживленная тема женского хора «Весна своё
взяла».
Муз. темы имеют глубоко национальный русский колорит
Приемы развития (вариационный), характерны для русской
народной песни.
Вершина интродукции – фуга
• Хоровой эпилог:
Величие патриотического подвига передается через широту
дыхания народной песни и размеренность знаменного распева и
маршевость торжественных кантов 18 века
Приемы письма соединяют противопоставления различных групп
(хор и корифеи), широкое многоголосие (divisi в хоровых партиях),
октавные удвоения (движение параллельными октавами Т и Б),
мощные унисоны, применение высокой тесситуры голосов.
ProPowerPoint.Ru

5. Опера «Руслан и Людмила» (1837-42)

• Сказочно-эпическая опера характеризуется:
Лиричностью
Волшебным вымыслом
Бытом
Сочетание двух планов действия русского и восточного
По своему содержанию и характеру хоровые сцены
оперы могут быть отнесены к 2 категориям:
1. Хоры передающие жизнь, быт и обряды древней Руси
2. Хоры восточного характера
ProPowerPoint.Ru

6. По своему содержанию и характеру хоровые сцены оперы могут быть отнесены к 2 категориям:

1. Хоры передающие жизнь, быт и обряды древней Руси:
хор «Не тужи дитя родимое» - в пятидольном метре, напоминает
народные причеты и близок одновременно к городским лирическим
песням. хор «Лель таинственный» - небольшой диапазон и октавное
движение мелодии создает архаический характер и дух древних
языческих песнопений, вариационная форма развития. Финал
начинается с двух хоров «Ах, ты свет Людмила» (характер русских
народных причитаний) и хор «Не проснется птичка утром (характер
лирических городских песен)
2. Хоры восточного характера:
Персидский хор был написан на подлинную мелодию песни
народов востока.
ProPowerPoint.Ru
English     Русский Правила