Похожие презентации:
Бытие. Введение
1. БЫТИЕ
2. ВВЕДЕНИЕ
Понятие бытие подчеркивает единство мира,взаимосвязь, взаимодействие, взаимопереход
его материального и духовного начал. Так,
созданию
любой
машины,
механизма
предшествуют цель, идея, план, проект, а мысли,
чувства, настроения человека, выражающие его
неудовлетворенность
условиями
жизни,
побуждают его к практическим действиям по
преобразованию общества в интересах живущих
в нем людей.
3. Понятия бытие.
•Бытие – философская категория, в которойфиксируются
убеждения
человека
в
существовании окружающего его мира и его
самого со своим сознанием.
•Бытие – это реальная жизнь природы,
общества и человека в бесконечном
разнообразии их проявлений.
4. ИСТОРИЯ ПОНЯТИЯ
5. Введение
Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии.Вопрос о том, что такое бытие, постоянно присутствует в любом
философствовании. Он возник вместе с зарождением философии и
будет постоянно сопровождать ее, пока будет существовать
мыслящее человечество. Это вечный вопрос. И глубина его
содержания неисчерпаема.
6.
Картина мира – это способ видениямира как целого, включая и самого
человека
Общая картина мироздания
(бытия)
Мифологическая
картина мира
Религиозная
картина мира
Естественнонаучная
картина мира
Философская
картина мира
7. Философия Древней Индии
Индийская философия представляет собойсовокупность философских теорий всех
индийских
мыслителей,
древних
и
современных, индусов и неиндусов,
теистов и атеистов. Некоторые полагают,
что «индийская философия» (Indian
philosophy) есть синоним «философии
индусов» (Hindu philosophy). Это было бы
верно в том случае, если бы слово «индус»
понималось
исключительно
в
географическом смысле — как житель
Индии. Однако поскольку под словом
«индус» подразумевается последователь
индуизма,
то
есть
определенного
религиозного
верования,
то
такое
отождествление было бы неправильным и
дезориентирующим.
8.
Необходимость философского осмысленияпроблемы бытия задана:
• тем, что любая теоретическая модель требует
исходных аксиом «предельных оснований
бытия»
• тем, что проблема бытия связано с бытием
человека
• придание смысла всему тому, что он делает и, в
конечном счете, чтобы найти ответ на вопрос
ради чего живет человек
9.
БЫТИЕбытие человека
материальное бытие
Бытие
(сущее и существующее)
социальное бытие
идеальное бытие
10.
Анализ философского понятия бытияпредполагает раскрытие разных аспектов
содержания этого понятия
Предметный аспект
отражает наличную
данность качественной
определенности всего,
что существует
Динамический аспект
заключается в том, что
всякое бытие - это не
только какой-то налично
данный предмет, но и
существование этого
предмета как процесс
смены его состояний и
его реализация
11.
ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯГегелевское понимание
диалектики
чистого бытия, ничто
и наличного бытия
ЧИСТОЕ БЫТИЕ
- это бытие вообще,
сам факт существования
динамический аспект реального бытия
НИЧТО
- это отсутствие бытия,
в предметном мире
отрицание какого-либо нечто
НАЛИЧНОЕ БЫТИЕ
есть определенное бытие
непосредственно данное
налично сущее, качество
12.
ОСНОВНЫЕ ОНТОЛОГИЧЕСКИЕКАТЕГОРИИ
Онтологические категории
Бытие
Ничто
Сущность
Явление
Единое
Многое
Целое
Часть
Качество
Количество
Содержание
Форма
Единичное
Общее
Возможность
Действительность
13.
ФОРМЫ БЫТИЯБЫТИЕ ПРИРОДНОГО
- это естественная среда,
которая охватывает вещи,
процессы, состояния природы
БЫТИЕ СОЦИАЛЬНОГО
это бытие человека
в обществе
БЫТИЕ ДУХОВНОГО
-существует как
индивидуальное и
общественное сознание людей
14.
БЫТИЕ ПРИРОДЫВ этой области современное миропонимание
опирается на три фундаментальные характеристики
природы:
• системная организация природы
• способность к эволюции: феномен эволюции не
локален, а универсален (относится также и ко
Вселенной)
• самоорганизация, т.е. спонтанный, самопроизвольный
переход открытой неравновесной системы на более
высокий уровень организации и порядка
15.
БЫТИЕ СОЦИАЛЬНОГОХарактерными чертами современного
общества стали:
технологизация
институциализация
глобализация
информатизация
16.
Категория «бытие» в ДревнейИндии.
Впервые понятие
«бытие» (cam) в
сопоставлении с
понятием
«небытие»(acam)
упоминается в
древнеиндийском
философском
трактате «Ригведа»
17. Формирование категории «бытие» в Древнем Китае.
Философия Древнего Китая.Формирование категории «бытие» в
Исторически сложилось так, что развитие Китая
Древнем
Китае.
в
течение
длительного
периода времени шло обособленно от развития
европейских
стран.
Знания
китайцев об окружающем их мире были очень
ограниченными
это
способствовало появлению Древнем Китае
представлений
о
том,
что
Китай
является центром мира, а все остальные страны
находятся
в
вассальной
зависимости
от
него.
18. Даосизм
ДАОСИЗМ — учение о дао или "пути вещей".Как особая система философствования возникает
в Китае в 6—5 вв. до н.э. Основоположником
даосизма
принято считать Лао-цзы (много
позже, в эпоху Тан — 7—9 вв. — был
канонизирован
как
святой).
Видными
представителями даосизма (4—3 вв. до н.э.)
являлись Ян Чжу, Инь Вэнь, Чжуан-цзы и др.
Согласно постулатам
даосизма, только
соблюдение естественных законов (дао) жизни
позволяет человеку "сохранить в целостности
свою природу". Лишь на этой основе
представляется возможным постижение истины
и овладение мудростью.
19.
Представители даосизмаутверждали:
В основе мира лежит материальная
субстанция ци (вещество), а источник
его
движения
–
взаимно
обусловленные
противоположные
силы: свет – тьма, тепло – холод,
твердое – мягкое, мужское – женское и
т.д.
20.
Философия в древнерусскоймифологии
Философская мысль древней Руси и периода феодальной
раздробленности усваивала достижения античной и
византийской цивилизаций и одновременно делала первые
самостоятельные шаги. Она развивалась в рамках
религиозного мировоззрения. Но за религиозной оболочкой
скрывалась сильная и самобытная мысль, исследовавшая
вопросы миросозерцания, пытавшаяся найти теоретический
ответ
на
практические
вопросы.
Философская мысль в феодальной Руси XIV-XVI вв.
развивалась все еще в рамках религиозной идеологии.
Вместе с тем в этот исторический период она сделала
крупный шаг вперед, что было связано с появлением ростков
рационализма, попыток критически, с позиций разума
подойти к догматам православно-христианского вероучения
и к деятельности православной церкви. Хотя рационализм
существовал еще внутри зарождения тенденции к отделению
философии
от
религии
и
богословия.
21.
Категория «бытие» в древнерусскоймифологии
Согласно «Велесовой
книге» бытие
представлено 3-мя
субстанциями:
Явь – видимый,
реальный мир;
Навь – потусторонний
мир мертвецов;
Правь – истина и
закон Сварога
22. Категория «бытие» в древнерусской мифологии
ПравьЯвь
Навь
23. Философия Древней Греции
Для античной философии в тойили иной степени свойственно
нерасчленение
бытия
и
мышления во всех аспектах:
гноселогическом,
онтологическом и этическом. В то
же время в ней были заложены
основы для познания сущего в
последующие века человечества
(обоснование истины, добра,
красоты, свободы через понятие
бытия, творческая активность
бытия и т.д.)
24. Термин «бытие» в Древней Греции
Доказывал, что бытие непрерывно,однородно и неподвижно, оно не
содержит в себе никакого небытия и
воспринимается только мыслью.
Парменид
«Одна и та же вещь
существует
и
не
существует»
Гераклит
25.
Левкипп• Фиксировали бытие как специфическую
категорию для обозначения твердого вещества
в его противопоставлении с небытием
(пустотой).
Демокрит
26.
небытие27.
Объединял идеальное бытие счувственно
воспринимаемыми
вещами в таких категориях, как
«предельное» и «беспредельное»,
«единое» и «многое», «покой» и
«движение» и т.д
Платон
Понимал бытие в 4-х смыслах:
1) как материальную вещь или
ее составные части; 2) как
существенный
принцип
материальной вещи; 3) как
совокупность частей вещи в
свете данного принципа; 4) как
форму вещи, актуально ее
организующую.
Аристотель
28. Середина XIXв. идеалисты.
Идеалистчеловек
бескорыстный,
бескорыстно служащий какому-нибудь делу, идее.
Человек, идеализирующий действительность,
мечтатель, непрактичный человек.
ИДЕАЛИ́ЗМ — тип философствования; школы и
направления в истории философии, способ
выбора жизненной позиции, признающей в
качестве первичного субстанционального начала
идеальное в той или иной его форме.
29.
Понятие «бытие» в серединеXIXв. идеалистами
Отделяли бытие от природы, рассматривая
его как самостоятельную сущность и
первоначало объективного мира, а это
неизбежно приводило к религиозным
трактовкам мироздания или к логическим
абстракциям.
30. Середина XIXв. материалисты.
Материалист-
последователь
философского
человек
с
материалистическим
материализма,
мировоззрением.
Деловой человек, практик.
Человек,
заботящийся о выгодах, поглощенный
материальными интересами.
МАТЕРИАЛИЗМ - Философское учение, признающее, в
противоп. идеализму, первичность материи по отношению
к духу. — Материализм берет природу за первичное, дух
— за вторичное, на первое место ставит бытие, на
второе — мышление.
31.
Понятие «бытие» в серединеXIXв. материалистами
Бытие – это бытие природы. В этой позиции
они
основывались
на
достижениях
естественных
наук.
Это
понятие
употреблялось в смысле чувственно
воспринимаемой материи, фактического
существования материального.
32. Немецкая философия
Немецкая классическаяфилософия – это
громадное достижение в
области философии,
достижение, значимость
которого трудно
переоценить. Вместе с тем
весь период развития
классической философии
предстает как целостный
процесс, включающий в
себя взаимодействие и
противоборство различных
концепций, а также их
взаимовлияние.
33. Формирование категории «бытие» в немецкой философии
Под бытием понимали бесконечное инезависимое
от
сознания
существование материи, основываясь
на следующих положениях:
1) нет начала вообще, а есть начало
существования конкретных объектов,
процессов и явлений и начало
познания бытия материи.
2) небытие не означает пустоты или
абсолютного исчезновения материи.
3) нет бытия самого по себе, а есть
бытие материи.
34.
Вывод:История понятия «бытия» формировалось
в
течении
длительного
времени,
претерпевая
множество
изменений,
каждый смотрел на это понятие по-своему,
в результате это привело к современному
понятию бытия дошедшего до наших
дней.
35.
БЫТИЕ ДУХОВНОГОЭта форма бытия в ХХ в. получило некоторые
специфические черты:
в полную мощь проявлена инструментальность
обнаружены индивидуальные и коллективные формы
бессознательного
главными критериями развития стали плюрализм и
толерантность
новые коммуникационные технологии видоизменяют
формы представления духовного бытия
36.
БЫТИЕ ДУХОВНОГОЭта форма бытия в ХХ в. получило некоторые
специфические черты:
в полную мощь проявлена инструментальность
обнаружены индивидуальные и коллективные формы
бессознательного
главными критериями развития стали плюрализм и
толерантность
новые коммуникационные технологии видоизменяют
формы представления духовного бытия
37.
Проблема бытияв истории философских учений
Античные натурфилософы бытие
отождествляли с материальным,
неразрушимым и совершенным космосом
Парменид в 6 в. до н.э. одним из первых
среди античных мыслителей стал
использовать понятие бытия в его общем
значении, образно представлял бытие в
виде единого, неподвижного и плотного
шара, за пределами которого ничего быть
не может.
Платон противопоставил чувственное бытие
вещей истинному бытию чистых идей.
В Средние века понятие бытия было связано Схоласты выделяли истинное божественное
с божественным творением мира
бытие и неистинное, сотворенное бытие,
бытие актуальное и потенциальное,
сущность и существование
В Новое время метафизические системы
Декарта, Спинозы, Лейбница выдвинули для
решения проблемы бытия понятие
субстанции
В философии 17 в. были одновременно
представлены три возможные модели
бытия: монистическая, дуалистическая,
плюралистическая
В ХХ в. одни философы стали считать
В экзистенциализме средством описания и
проблемы бытия псевдопроблемой, другие в толкования бытия берутся субъективные
качестве приоритетного и изначального
категории - экзистенциалы
бытия стали признавать специфику
существования человека
38. 2 способа существования бытия
39. Бытие человека
• физическое• духовное
40. Вывод
• Бытие – философская категория• Категория «бытие» имеет продолжительную историю
• «Бытие»- философский объект размышления
• Бытие человека специфично
41. Вопросы для размышления:
• 1 Согласны ли вы что бытие человека специфично? Ответаргументируйте
• 2 «Одна и та же вещь существует и не существует». (Гераклит) Как
вы понимаете данную цитату?
• 3 Подумайте, что для вас понятие бытие?
42. СЛОВАРЬ
43. А
АТЕИЗМ (от греч. atheos — безбожный). Втрадиционном понимании — ментальномировоззренческая установка,
программно альтернативная теизму, т.е.
основанная на отрицании наличия
трансцендентного миру начала бытия.
44. Б
БЫТИЕ — категория, фиксирующаяоснову существования (для мира в
целом или для любой разновидности
существующего);
в
структуре
философского
знания
выступает
предметом онтологии.
45. Г
ГНОСЕОЛОГИЯ (греч. gnosis — знание, logos —учение) — философская дисциплина,
занимающаяся исследованиями, критикой и
теориями познания, — теория познания как
таковая. Г. рассматривает процесс познания с
точки зрения отношений субъекта познания
(исследователя) к объекту познания
(исследуемому объекту) или в категориальной
оппозиции "субъект — объект".
46. Д
ДАОСИЗМ — учение о дао или "путивещей".
Как
особая
система
философствования возникает в Китае в
6—5 вв. до н.э
47. И
ИДЕАЛИ́ЗМ — тип философствования;школы и направления в истории
философии, способ выбора жизненной
позиции, признающей в качестве
первичного субстанционального начала
идеальное в той или иной его форме.
48. К
КАТЕГОРИЯ (греч. kategoria — высказывание,обвинение; признак) — предельно общее
понятие. Образуется как последний результат
отвлечения (абстрагирования) от предметов
их особенных признаков. Для него уже не
существует более общего, родового понятия,
и, вместе с тем, он обладает минимальным
содержанием, т.е. фиксирует минимум
признаков охватываемых предметов.
49. М
МАТЕРИАЛИЗМФилософское
учение, признающее, в противоп.
идеализму, первичность материи по
отношению к духу. — Материализм
берет природу за первичное, дух — за
вторичное, на первое место ставит
бытие, на второе — мышление.
50. О
ОНТОЛОГИЯ (греч. on, ontos — сущее, logos — учение) — учениео бытии: в классической философии — учение о бытии как
таковом, выступающее (наряду с гносеологией, антропологией и
др.) базовым компонентом философской системы.
51. Р
РАЦИОНАЛИЗМ (лат. ratio — разум) —определенная общая ориентация и стилистика
мышления, а также доминирующая линия
философского развития, идущая от Платона
вплоть до первой трети — середины 19 в. со
свойственными ей установками на разумность и
естественную упорядоченность мира, наличие в
нем внутренней логики и гармонии, а также
убеждением в способностях разума постичь этот
мир и устроить его на разумных началах.
52. Т
ТЕИЗМ (греч. theos — бог) — специфический тип религиозногосознания,
вероучение
которого
центрируется
вокруг
аксиологически максимальной персонификации Бога как
трансцендентного миру разумного начала.