Похожие презентации:
Философия эпохи Средневековья. Лекция №3
1. Философия Лекция №3
Старший преподаватель кафедрыфилософии
Панькова Наталья Михайловна
2. Философия эпохи Средневековья
1.Основные характеристикифилософского мировоззрения эпохи
Средневековья.
2.Философские направления
Средневековья.
3. Основные характеристики философского мировоззрения эпохи Средневековья
4.
Античность– политеизм –
существование многих богов.
Иудаизм, христианство,
мусульманство:
в основе – единобожие (или
монотеизм).
Усиление роли субъекта.
5. Особенности философского мировоззрения эпохи Средневековья
1. Теоцентризм2. Креационизм
3. Провиденциализм
6.
Теоцентризм –конкретно-
исторический тип
мировоззрения,
характерный для
средневековой
философии.
7.
Средневековая Фсориентирована на
религию.
• Бог - это абсолютное,
совершенное,
наивысшее бытие,
источник жизни и
блага.
8.
Креационизм – учение о сотворениимира Богом из ничего.
Бог – абсолютное начало,
Остальной мир – его творение.
Единственный
способ
сверхъестественного – вера.
познания
9.
Провиденциализм - пониманиеистории как осуществление заранее
предусмотренного Богом плана
спасения человека.
Концепция линейного времени.
Понятие прогресса.
10. 2. Философские направления Средневековья.
ПатристикаСхоластика
• Апологетика
• Классическая
• Догматика
• Ранняя
• Зрелая
• Поздняя
11. Патристика ( от греч. patér, лат. pater — отец) – учение «отцов церкви»
Совокупность философских и теологических доктринхристианства I – VIII вв. н.э.
Представители:
Тертуллиан (II-III вв. н.э.);
Августин Аврелий (IV-V вв. н.э.); ;
Григорий Нисский;
Ансельм Кентерберрийский.
Соборы:
Никейский (325 г.) (двуединая природа И. Христа)
Халкидонский (451 г.) (Триединство Бога)
12. Августин Аврелий (354-430 гг.)
Августин Аврелий (354-430 гг.)Основные
труды: «Исповедь», «О
граде Божьем»
«О граде Божием» - «первая
мировая история».
Человеческая история - есть
борьба двух враждебных царств царства приверженцев всего земного,
врагов божьих, то есть светского
мира (civitas terrena или diaboli), и
царства Божия (civitas dei).
Царство
Божие
Августин
отождествляет с римской церковью.
Основной тезис:
«Верую, чтобы понимать!»
13. Учение Августина Блаженного:
Бенедетто Бонфильи.Св. Августин и Св. Себастьян, XV в.
При сотворении мира Бог
заложил в материальный
мир в зародыше формы
всех вещей, из которых они
затем
самостоятельно
развиваются.
Бог бестелесен, а значит
божественное
начало
бесконечно и вездесуще.
Сотворив
мир
он
позаботился о том, чтобы в
мире царил порядок.
14. Учение Августина Блаженного
Человек - это душа, которую вдохнул в него Бог.Тело (плоть) презренны и греховны. Душа есть
только у людей, животные её не имеют.
Человек
создавался
Богом,
как
свободное
существо, но, совершив, грехопадение, сам выбрал
зло и пошёл против воли Бога. Так возникает зло, а
человек становится несвободным.
Человек несвободен и неволен ни в чём, он
всецело зависит от Бога.
15. Характерные черты средневековой философии:
На первое местосредневековые
философы ставили
нравственность.
Мир представлен в виде
иерархии на вершине
которой Бог.
Вершина общества
человеческого – двойная:
император и папа.
Природа стоит ниже
человека.
16. Теодицея – оправдание Бога
В мире творится зло. Почему Бог допускает зло?Все сотворенное Богом в той или иной мере
причастно к абсолютной доброте. Поэтому в
природе, в людях, в обществе заключено добро.
Зло - не сила, которая существует сама по себе, а
ослабленное добро, необходимая ступень к
добру.
Видимое несовершенство является частью
мировой гармонии.
Мучащее человека зло в конечном счете
оборачивается добром. Так, например, человека
наказывают за преступление (зло) с целью
принести ему добро через искупление и муки
совести, что приводит к очищению.
Иными словами, без зла мы не знали бы, что
такое добро.
С. Ботичелли. Св. Августин
17. Схоластика – (от греч . scholastikos - школьный, ученый) - совокупность философских учений, в рамках которых осуществляется
Схоластика – (от греч .scholastikos - школьный, ученый) совокупность философских
учений, в рамках которых
осуществляется попытка
рационально обосновать и
систематизировать христианское
вероучение.
Схоластика – синтез
христианского (католического)
богословия и логики Аристотеля.
Основные
направления:
Реализм
Фома Аквинский;
Дунс Скотт
Номинализм
Иоанн Росцелин;
Уильям Оккам;
Иоанн Буридан.
18. Основные проблемы схоластики:
Проблема веры и разума;способы познания
Спор об универсалиях:
Как всеобщее существует в частном?
19. Проблема универсалий
роды и виды существуют ли в реальности или жетолько в мысли?
если допустить, что они существуют реально, то
телесны они или бестелесны?
и существуют ли они отдельно от чувственных
вещей или же в самих вещах?
20.
Номинализм:согласно
классов
философское
которому
и
имена
отношений
не
учение,
свойств,
являются
Реализм: приписывает
действительность общим идеям.
собственными именами, то есть именами
Таким образом, этот реализм есть то,
отдельных единичных «сущностей» -
что с другой точки зрения называется
реальных или идеальных, а суть только
идеализмом (Платон).
общие имена, своего рода переменные,
Откуда люди знают о Боге, если в
вместо
единичных вещах он не дан?
которых
можно
подставлять
имена единичных сущностей (например,
вместо
общего
имени
«человек»
-
собственные имена «Пётр», «Павел»,
«Анна», «Мария» и т.д.)
Реальны только единичные вещи.
Реальны только общие понятия.
21. Фома Аквинский (1225 – 1274 гг.)
Фома Аквинский (1225 – 1274 гг.)Основное произведение:
«Сумма теологий»
Объединяет христианское
вероучение с философией
Аристотеля;
Проблема веры и разума;
Пять доказательств бытия
Бога.
Основной тезис:
«Понимаю, чтобы верить!»
22. Петр (Пьер)Абеляр (1079-1142 гг.)
Представительконцептуализма
–
Жан Виньо
философского учения, согласно которому
«Каноник Фульбер застает врасплох познание проявляется вместе с опытом, но не
Абеляра и Элоизу»
исходит из опыта.
Бог дал человеку все силы для достижения
благих целей, следовательно, и ум, чтобы
удержать в пределах игру воображения и
направлять религиозное верование.
Вера, по Абеляру, основывается на
убеждении, достигнутом путём свободного
мышления; потому вера, приобретённая без
содействия умственной силы и принятая без
самостоятельной
проверки,
недостойна
свободной личности.
Единственными
источниками
истины
являются диалектика и Священное писание.
Даже апостолы и отцы церкви могли
заблуждаться. Т.о. любая официальная догма
церкви, не основанная на Библии, в принципе
могла быть ложной.
23. Иоанн Дунс Скот (1265-1308 гг.)
Индетерминист - признавал первенство воли надумом как у человека, так и у Бога; придавал
громадное
значение
индивидуальности,
индивидуальной свободе (в отличие от Ф.
Аквината).
С точки зрения Д. Скота, всё действительное
познается только эмпирически, через своё
действие.
Внешние вещи действуют на нас в чувственном
восприятии, и наше познание со стороны
реальности своего содержания зависит от
предмета, а не от субъекта.
Преподавал богословие в Оксфорде и Париже.
Собрание сочинений Скота включает 12 томов.
24. Уильям Оккам (1285-1349 гг.)
• Сторонник номинализма.• Существует только индивидуальное, а
универсалии существуют только благодаря
абстрактному мышлению в человеческом
уме.
• Существенный вклад сделал в теорию
познания. Один из величайших логиков всех
времен.
• Был убежден в рациональности мира и
наличии изначальной гармонии слова и
бытия.
• Бритва Оккама - принцип, лаконично
сформулированный, как: «Не должно
множить сущее без необходимости» или
более современным языком: «Не следует
умножать сущности сверх необходимого».
25. Задание к самостоятельной работе:
Прокомментируйте высказываниеИ.Бродского: «Неверье – слепота, но чаще –
свинство!» с позиции средневековых
философов.
Спасибо за внимание!