Похожие презентации:
Философия европейского Средневековья и эпохи Возрождения
1.
Философия европейского Средневековья и эпохи Возрождения2. Философия европейского Средневековья и эпохи Возрождения
1.Общая характеристика,
основные направления и
выдающиеся представители
средневековой философии.
2.
Общая характеристика,
основные направления и
выдающиеся представители
философии эпохи
Возрождения.
3. Основные проблемы средневековой философии
►Сотворенли мир Богом или
существует от века?
►Постижима ли воля и намерения
Бога и сотворенный им мир?
►Каково место человека в мире и
какова роль его в истории?
►Как сочетаются свобода воли
человека и божественная
необходимость?
►Если Бог есть истина, добро и
красота, то откуда в мире зло и
почему Творец его терпит?
►Как соотносятся истины откровения,
выраженные в Библии, и истины
человеческого разума?
4. Характеристики философского мировоззрения эпохи Средневековья
1.2.
3.
4.
5.
Теоцентризм
Монотеизм
Креационизм
Провиденциализм
Персонализм
5. Теоцентризм (от греч. θεός – Бог и лат. centrum – центр) Бог – абсолютное, совершенное, наивысшее бытие. Бог – абсолютный источник жизни и блага
Теоцентризм(от греч. θεός – Бог и лат. centrum – центр)
Бог – абсолютное, совершенное, наивысшее
бытие.
Бог – абсолютный источник жизни и блага.
6. Монотеизм (букв. «единобожие» — от греч. μονος — один, θεος — Бог)
учение о единомперсонифицированном Боге
7. Креационизм (от лат. creatio, род. п. creationis — творение)
Мир – результат творения БогаЕдинственный способ познания – вера.
8. Провиденциализм (от лат. providentia – «провидение»)
Бог управляет миром.История человечества – исполнение его предначертаний.
Экзегетика – истолкование смысла Священного Писания
Эсхатология – учение о конце света, искуплении и загробной жизни
9. Персонализм (от лат. persona — личность)
► Человекесть личность, поскольку он сотворен
по образу и подобию Бога.
► Важнейший вопрос – отношения человека и
Бога.
10. Основные направления философии Средневековья
►ПатристикаII – VIII вв. н.э.
►Схоластика
IX – XV вв.
Номинализм
Реализм
Концептуализм
11. Патристика (лат. pater — отец)
совокупность философских итеологических доктрин
христианства
II-VIII вв., созданных «отцами
церкви»
В этот период велико влияние Платона
12. Вера выше разума
Тертуллиан:И Сын Божий умер: это
бесспорно, ибо нелепо.
И, погребённый, воскрес:
это несомненно, ибо
невозможно
Credo quia absurdum est
(«верую, ибо абсурдно»)
13. Августин Блаженный (354-430 гг.)
«Исповедь»«О граде Божьем»
Град земной – жизнь во
плоти
Град Божий – жизнь по
духу
14. Схоластика (от греч. scholastikos - ученый, школьный)
Совокупность философскихучений, в рамках которых
осуществляется попытка
рационально обосновать
и систематизировать
христианское вероучение.
Главная проблема-отношение
веры и знания
Основной тезис-вера выше
разума
Основной философский вопрос –
отношение общего к единичному
Влияние Аристотеля
15. Основные проблемы схоластики
► Проблемаверы и разума
способы познания
► Проблема
универсалий
(предельно общих понятий)
Как всеобщее существует в частном?
16. Проблема универсалий
роды и виды существуют ли в
реальности или же только в мысли?
если допустить, что они существуют
реально, то телесны они или
бестелесны?
существуют ли они отдельно от
чувственных вещей или же в самих
вещах?
17. Проблема универсалий
КонцептуализмРеализм
(лат. realis,
действительный) –
философское учение,
утверждающее, что
универсалии
существуют реально
и независимо
от сознания.
Universalia sunt realia.
Универсалии –
реальные сущности.
(лат. conceptus, понятие)
философское учение,
которое, не приписывая
общим понятиям
самостоятельной
онтологической
реальности, утверждает,
что они воспроизводят
сходные (общие)
признаки единичных
вещей.
Universalia sunt concepta.
Универсалии –
это понятия.
Номинализм
(лат. nomen,
имя) –
философское учение,
утверждающее, что
реальны лишь
единичные вещи,
а универсалии
сами по себе
(вне мышления
и речи)
не существуют.
Universalia sunt nomina.
Универсалии –
это имена (слова).
18. Представители
Номинализм
Иоанн
Росцелин
Вильгельм Оккам
Жан Буридан
•Концептуализм
Пьер Абеляр
Реализм
Альберт
Великий
Фома Аквинский
Ансельм
Кентерберийский
19. Фома Аквинский (1225 - 1274)
«Сумма теологий»► Христианские
идеи
+учение Аристотеля
► Проблема веры и
разума
► Пять доказательств
бытия Бога
► Томизм
20. Философия эпохи Возрождения сер XIV – XVI вв.
Иероним Босх21. Характерные черты философии Возрождения
Антропоцентризм и гуманизм – преобладание
интереса к человеку, вера в его безграничные
возможности и достоинство
Оппозиционность к Церкви и церковной идеологии,
отрицание не самой религии, Бога, а организации,
сделавшей себя посредником между богом и
верующими, а также схоластики
Принципиально новое пантеистическое
миропонимание
Интерес к социальным проблемам обществу,
государству
Широкое распространение идеи социального
равенства
22. Принципы философии Возрождения
Пантеизм – отождествление Бога с миром (всё естьБог)
Деизм (лат. deus — бог) —философское учение,
согласно которому бог не вмешивается в течение
природных и общественных процессов, в
повседневную жизнь человека.
Антропоцентризм – человек центр земного мира,
его проблемы становятся в философии центральными
Гуманизм – совокупность взглядов, выражающих
уважение достоинств и прав человека на свободу,
счастье, всестороннее развитие
23. Философские направления эпохи Возрождения
► Гуманизм► Неоплатонизм
XV-XVIвв.
► Натурфилософия XVI-XVIIвв.
► Реформация XVI-XVII вв.
► Социально-политическая
философия: утопический социализм,
учение Н.Макиавелли
24. Гуманизм
Совокупность взглядов, выражающих
уважение достоинства и прав
человека, его ценность как личности.
В центре внимания-человек, его
достоинство, величие и могущество,
ирония над догматами Церкви
Представители:
Франческо Петрарка
Лоренцо Валла
25. Неоплатонизм XV-XVIвв.
► Углубленноеизучение и
систематизация учения Платона,
применение его идей к познанию
природы и человека
► Представители:
Николай Кузанский
Парацельс
Франческо Патрици
26. Натурфилософия XVI-XVII вв.
Умозрительное толкование
природы, рассматриваемой
в целостности.
Попытка, опираясь на
научные открытия,
развенчать учения Церкви
о Боге, Вселенной, космосе
и основах мироздания
Представители:
Николай Коперник
Джордано Бруно
Галилео Галилей
Леонардо да Винчи
27. Реформация XVI-XVII вв.
Критика идеологии
средневекового
католицизма
Противопоставление
авторитета Библии
авторитету церкви как
посредника между
человеком и Богом
Представители:
Мартин Лютер
Томас Мюнцер
Эразм Ротердамский
28. Социально-политическая философия
Утопический социализм XVXVII вв.Поиск идеально-фантастических
форм построения общества,
государства, без частной
собственности при всеобщем
уравнении, тотальном
регулировании со стороны
государства
Представители:
Томас Мор
Томмазо Кампанелла
► Политическая философия (XVXVIвв.)
Изучение проблем управления
государством, роли правителей
Никколо Макиавелли
29. Задание к теме
Философские вопросыМесто Бога в мире.
Роль Бога в мире.
Место человека в мире.
Роль человека в мире и
смысл его жизни.
Способы познания мира.
Устройство (картина)
мира.
Происхождение и
устройство государства.
Философия Средних
веков
Философия эпохи
Возрождения