Лекция №5 Философия Нового Времени
ПЛАН
Философия Нового Времени (17-18 вв.)
Основные представители философии Нового времени
Эмпиризм (Ф.Бэкон, Д.Локк, Т.Гоббс):
Джон Локк – создатель английского сенсуализма
Рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц)
ВЫВОД
Социальная проблематика господствовала в эпоху Просвещения - 18 веке
2.77M
Категория: ФилософияФилософия

Философия Нового времени

1. Лекция №5 Философия Нового Времени

2. ПЛАН

1. Проблема познания в философии
Нового времени
2. Социальная проблематика в
философии Нового времени

3. Философия Нового Времени (17-18 вв.)

Характеристика общества:
- развитие капитализма в странах Западной Европы
- появление рыночных отношений
- прогресс в технике: замена ручного труда
ремесленников простыми механизмами
(появление мануфактуры, затем – фабрики)
- критика религии и укрепление материализма
- бурное развитие науки: опытноэкспериментального естествознания и математики
- научная революция в физике, создание раздела
«механика» (И. Ньютон)

4. Основные представители философии Нового времени

– Фрэнсис Бэкон
– Томас Гоббс
– Джон Локк
– Бенедикт Спиноза
– Готфрид Лейбниц
– Рене Декарт
– Франсуа Вольтер
– Жан - Жак Руссо
– Шарль Монтескье
– Дени Дидро
Родоначальники философии Нового времени –
англичанин Фрэнсис Бэкон и француз Рене
Декарт.

5.

Отличительные особенности
философии Нового времени
логоцентризм: культ научного разума и
знаний («Знание – сила»- Ф.Бэкон)
гносеологический оптимизм (нет
пределов познанию, прогресс общества
есть прогресс познания)
механицизм как общенаучная картина
мира (Ньютон, Лейбниц, Паскаль)
детерминизм (все имеет свою причину и
объясняется ею)

6.

Основная особенность
философии Нового времени
Наука стала доминантой в культуре
поэтому в философии преобладает
гносеологическая проблематика

7.

Основная проблема Нового времени проблема познания
Суть данной проблемы:
Каков источник знаний о мире?
Каков метод познания?
Возможно ли существование «врожденных
идей»?
Эта проблема решается
философских направлений
рационализма
в

рамках двух
эмпиризма и

8. Эмпиризм (Ф.Бэкон, Д.Локк, Т.Гоббс):

- источник знания о мире –чувственный
опыт и наблюдения, а разум и рассуждения
являются источником заблуждения
- основной метод познания - метод индукции
(от лат. индукцио – наведение), переход от
частных наблюдений к общим выводам (от
частного к общему)
- теория «чистой доски» (tabuba rasa): в
момент рождения душа, ум представляют
собой «чистую доску», т. е. в уме нет никаких
врожденных знаний.

9.

Схема познания Ф. Бэкона
Истины факта
Индукция посредством
должных разграничений и
исключений
Средние аксиомы
Самые жизненные аксиомы
Гипотетико-индуктивный метод
Научное знание
способно
принести
человечеству
огромную пользу,
«Знание – сила»
Высшие аксиомы

10.

Препятствия на пути познания
- 4 типа заблуждений, которые Бэкон называет
«идолами»
Идолы рынка –
употребление
слов, имеющих
неопределённый
смысл, но модных.
Идолы рода –
заблуждения всего
человечества,
например,
антропоморфизм
Идолы пещеры –
индивидуальные
заблуждения,
основанные на
личных
предпочтениях
Идолы театра вера в
авторитеты и
догмы
Статуя Бэкона в часовне
Тринити-колледжа

11. Джон Локк – создатель английского сенсуализма

• В основе познания лежит
только опыт («нет ничего в
мыслях человека, чего до
этого не было в чувствах»)
• Сознание – пустое
помещение, которое в течение
жизни наполняется опытом
(сознание - «чистая доска»,
Tabula rasa, на которой опыт
оставляет свои следы)

12. Рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц)

- источник знания о мире – разум и рассуждения, а
чувственный опыт и наблюдения - источник
заблуждения
- основной метод познания - метод дедукции (ход
мысли от общего к частному)
- теория «врожденных идей» Р. Декарта:
«врожденные идеи» – это максимально простые и ясные идеи,
которые невозможно обнаружить в опыте; постигаются с
помощью интеллектуальной интуиции. Таковы, например,
понятия бога, движения, существования, положение «из ничего
не может произойти нечто», принцип недопустимости
противоречия.

13.

Схема познания Р. Декарта
Врожденные идеи
разума
Интеллектуальная
интуиция
дедукция
Менее общие
положения
Материя и
сознание –
равноправные и
взаимосвязанные
начала
дедукция
Истины факта
Контролируют
познание

14.

разум и мышление
Р. Декарт первым в истории
философии стал отождествлять
сознание с мышлением:
источником достоверности всякого
познания является мыслящее «Я»:
«Мыслю, следовательно, существую»

15. ВЫВОД

• мыслители Нового времени не смогли
правильно решить вопрос о соотношении
чувственного и рационального начал в
познании, они противопоставляли опыт и
разум
• НО, всякий опыт, эксперимент должен быть
теоретически обоснован, а всякая теория
может быть проверена на практике опытным
путем

16.

Вторая проблема Нового времени – проблема человека,
общества и государства
борьба с религией (атеизм)
проблема общественного равенства и
терпимости
теория «разумного эгоизма»
теория «естественных прав» личности
теория «общественного договора»

17. Социальная проблематика господствовала в эпоху Просвещения - 18 веке

• Просвещение - это общественнополитическое движение, представители
которого стремились устранить
недостатки существующего общества
путем распространения научных
знаний, идей добра и справедливости
• лозунг «Прогресс общества есть
прогресс познания».

18.

Теория «разумного эгоизма»:
Человек по своей природе эгоист, а движущая
сила всех поступков – личный частный интерес
(т.е. стремление к наслаждению и уклонение от
страданий)
Частный интерес понимается не как
сиюминутный, а как долгосрочный, просчитанный
Разумному человеку выгодно согласовывать свой
личный интерес с общественным
Правильно понятый личный интерес ведет к
нравственности
Добро – просчитанная выгода

19.

Теория «естественных прав человека»
«Естественные права» даны человеку от
природы и неотчуждаемы от него, природа
создала всех людей равными
3 основных «естественных» права человека
(Дж. Локк):
• право на жизнь
• право на свободу (свобода как личная
независимость)
• право на собственность (собственность
священна и неприкосновенна)

20.

Теория «общественного договора»
-
Авторы теории:
Т. Гоббс (работа «Левиафан»)
Д. Локк («Трактат о
государственном правлении»)
Ж. Руссо («Об общественном
договоре»).

21.

Взгляды Т. Гоббса
«Мы находим в
природе человека три
основных причины
войны: во-первых,
соперничество; вовторых, недоверие; в
третьих, жажда
славы»
«Нельзя отрицать,
что естественным
состоянием людей до
образования
общества была
война, и не только
война, но война всех
против всех»

22.

Теория «общественного договора»
Объясняет происхождения государства:
• Государство создается путем договора
между людьми, когда граждане отчуждают
часть своих прав в пользу государства как
носителя власти
• Государство выполняет роль «ночного
сторожа», охраняет «естественные права»
граждан и обеспечивает их безопасность

23.

ВЫВОД
1. «Теория общественного договора»
стала фундаментом для построения
современного демократического
правового государства
2. Теория «естественных прав»
послужила основой для первых
документов о правах человека в
Европе и Америке
English     Русский Правила