Похожие презентации:
Икона (с греч. «о́браз», «изображение»)
1. Икона
2.
Икона (с греч. «о́браз»,«изображение»)
• Изображение Бога,
Богоматери, святых,
Библейских сцен.
• Является предметом
поклонения верующих.
• Написана по
определенным
правилам - канонам.
3.
В период формирования искусстваВизантии, этим словом обозначалось
всякое изображение Христа, святого,
или события Священной истории,
независимо от того было ли это
изображение, скульптурным,
монументальной живописью или
станковой, независимо от того, какой
техникой было исполнено.
4.
5.
Теперь слово икона, обычноприменяется к изображениям,
выполненные в рамках
восточнохристианской традиции
на доске красками.
6.
Не все изображения Христа,Богоматери, святых можно
назвать иконой.
Протоирей Сергий Булгаков так
описал свое впечатление о
"Сикстинской Мадонне
Рафаэля: "Здесь - красота,
лишь дивная человеческая
красота, с ее религиозной
двусмысленностью, но...
безблагодатность. Молиться
перед этим изображением: это хула и невозможность!
Красота Ренессанса не есть
святость, но то двусмысленное,
демоническое начало,
которое прикрывает
пустоту, и улыбка его играет
на устах леонардовских
героев"
7.
Красота в картине –внешняя, материальная.
Красота в иконе – красота
внутренняя, духовная.
8.
Икона – сама молитва.Цель иконы – не в том,
чтобы возбудить или
усилить в нас то или иное
естественное
человеческое чувство.
Икона не «трогательна»,
не чувствительна.
Цель её – направить наши
чувства, ум и всю нашу
человеческую природу на
путь преображения, ввысь,
к божественному архетипу.
9. Первообразные иконы
10.
А. Спас Нерукотворный- отпечаток лика Христа на ткани.
11.
Церковное Предание утверждаетсуществование иконы Спасителя еще
при Его жизни – это образ, который мы
знаем под названием
Спас Нерукотворный.
История этого образа сводится к
следующему:
Эдесский царь Авгарь, больной проказой,
послал ко Христу своего
архивария-художника, прося
Христа прийти в Эдессу и исцелить его.
Христос, видя, что архиварий хочет
написать Его портрет, умылся, вытер
свой лик платком, и на этом платке
отпечатался Его образ.
Получив плат, Авгарь исцелился. Это
сильно подействовало на
распространение христианства среди
жителей Эдессы.
Плат долго хранился в Эдессе как
драгоценное сокровище города.
В 944 году византийские императоры
выкупили Нерукотворный Образ у
Эдессы.
После разгрома Константинополя
крестоносцами в 1204г. следы плата
теряются.
12.
13.
Плат св. Вероники14.
Погребение Христа15.
Туринская плащаницахристианская реликвия,
четырёхметровое льняное полотно,
в которое, по преданию,
Иосиф из Аримафеи завернул тело
Иисуса Христа после его крестных
страданий и смерти.
Сейчас хранится в соборе
Св. Иоанна Крестителя в Италии, в
городе Турине.
16.
Б. Первые иконыБожией Матери
предание приписывает
евангелисту Луке.
17.
Церковное предание говорит,что евангелист Лука первый в
мире написал образ
Божией Матери, держащей на
руках Младенца на доске
стола, за которым
трапезничал Христос с
Марией и Иосифом,
а затем еще две иконы
Пресвятой Богородицы.
Желая узнать, угодно ли это
Богоматери, принес их Ей.
Богородица, увидав образ
свой, изрекла пречистыми
устами: «Благодать
Родившегося от Меня и Моя
да будет с сими иконами».
18.
Одиги́трия(греч. Οδηγήτρια — Указующая Путь),
Путеводи́тельница —
один из наиболее распространённых
типов изображения Богоматери с
младенцем Иисусом, по преданию,
написанная евангелистом Лукой.
Богородица с младенцем Христом
Энкаустика
500-550
Икона привезена с Синая в Россию
архимандритом Порфирием
Успенским (1804-1885).
Сейчас в находится в
Киевском музее Западного и
Восточного искусства.
19.
Появление иконы ииконопочитания относят
к 2-3вв..
Но самые ранние из
сохранившихся икон
датируются 5-6вв.
20.
Христос Пантократор500-600
Энкаустика
Синай, Монастырь св. Екатерины
21.
Ранние иконы (6-8вв.)выполнены в технике
энкаустики (воск. краски),
с 9в. – темперой.
Каноны иконописи в это
время еще не сложились.
Богоматерь с младенцем Христом,
ангелами, свв. Георгием, Феодором
500-600
Энкаустика
Синай, монастырь св. Екатерины
22.
Апостол Петр.В медальонах Христос, св Мина и
Богоматерь
600-700
Энкаустика
Синай, монастырь св. Екатерины
23.
Епископ Авраамий, 500-600, БерлинХристос и св. Мина, 600-700, Лувр
24.
Свв. Сергий и Вакх, 600-700, энкаустика, (с Синая) Киев25.
Египет, Синай, монастырь св. Екатерины26.
Большое влияние наиконопись оказали
а. Фаюмский
погребальный
портрет (традиции поздней
эллинистической живописи)
27.
Фаюмский погребальный портрет, 1-2вв. н.э.28.
Большое влияние наиконопись оказали
б. катакомбные фрески
- самые древние
христианские
изображения.
29.
Катакомбные фрески3-4 век
30. Процесс создания иконы
А. Подготовка доски (углубление –ковчег, грунт – левкас).
Б. Доличное письмо (фон. одежды).
В. Личное письмо (лики святых).
Г. Лак – олифа.
31.
КлеймаКлейма – изображения,
располагающиеся на полях
иконы, обрамляющие средник.
«Житийные иконы» появляются в
Византии с 9в.
Средник
32.
Оклад (Риза) –накладное украшение на иконах,
обычно из металла.
33.
Иконобо́рчествоVIII-IX вв.
В Византии запрещены иконы.
В иконах видели пережиток
идолопоклонничества.
Иконоборцы считали священные
изображения идолами, а
почитание икон —
идолопоклонством, ссылаясь на
ветхозаветные заповеди («не
сотвори себе кумира и никакого
изображения того, что на небе
вверху… не поклоняйся им и не
служи им» (Исх. 20:4-5))
Фреска в Византийском храме
8 век
Вместо изображения Бога, святых
- орнамент, пейзаж.
34.
В период иконоборчествахудожественные произведения,
посвящённые христианской
тематике, безжалостно
уничтожались: иконы сжигались,
украшавшие стены храмов
мозаики и фрески сбивались,
иконописцы казнились.
Патриарх Герман опускает в море Лиддскую икону Богородицы,
чтобы спасти её от иконоборцев.
35.
После восстановленияиконопочитания в 9в. (843)
искусство иконописи
становится более
строгим и каноничным.
На основе опыта духовного
опыта святых отцов были
выработаны постоянные
иконографические схемы,
отступать от которых
строжайше запрещалось.
36.
Средневековый иконописец,как правило, монах, особым образом
готовился к иконописанию: уходил
в затвор, отрешаясь от мирских дел,
постился, погружался в молитву,
очищая и настраивая себя на время
работы.
Требования к художественному
творчеству, оформленные на
Стоглавом соборе 1551г., гласили:
«Подобает бытии живописцу смирену,
кротку, непразднословцу,
несмехотворцу, несварливу,
независтливу, непьяницы,
неграбежнику, неубийцы».
37.
Иконописный подлинник — это особое руководство по иконографии:это собрание образцов, определяющих все детали канонических изображений
различных лиц и событий, воспроизводимых на иконах. Иконописные подлинники
делятся на лицевые и толковые. Лицевой подлинник содержит рисунки
(прориси) икон, располагаемые обычно по дням церковного почитания. В качестве
лицевого иконописного подлинника может использоваться лицевой синодик,
лицевая Библия, а также собрания отдельных прорисей. Толковый подлинник
включает в себя описания сюжетов, композиций, цветов и прочих деталей икон по
дням почитания.Первые дошедшие до нас иконописные подлинники датируются не
ранее 16-го века.
38. Каноны иконописи
39.
Нет реализма.Изображается не материальный мир,
А мир духовный.
Гора Фавор, Израиль
Преображение Господне
40.
Условность,символизм.
Дух святой – белый голубь
Святая Троица Новозаветая
41. Символы
якорь — образ надежды (якорь является опорой корабля в море, надежда
выступает опорой души в христианстве);
голубь — символ Святого Духа;
феникс — символ воскресения;
орёл — символ юности («обновится яко орля юность твоя» (Пс. 102:5));
павлин — символ бессмертия (по мнению древних его тело не подвергалось
разложению);
петух — символ воскресения (крик петуха пробуждает от сна, а пробуждение по
мнению христиан должно напоминать верующим о Страшном суде и всеобщем
воскресении мёртвых);
агнец — символ Иисуса Христа;
лев — символ силы и могущества;
оливковая ветвь — символ вечного мира;
лилия — символ чистоты (распространено из-за влияния апокрифических
историй о вручении архангелом Гавриилом Деве Марии при Благовещения
цветка лилии);
виноградная лоза и корзина с хлебом — символы евхаристии (св. причастия).
42.
Символика цвета43.
Золотой цвет. Золотой блеск мозаик и икон позволял почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, гденикогда не бывает ночи. Золотой цвет обозначал самого Бога. Этот цвет сияет различными оттенками на иконе
Владимирской Божией Матери.
Пурпурный цвет. Пурпурный, или багряный, цвет был очень важен в византийской культуре. Это цвет царя, владыки Бога на небе, императора на земле. Только император мог подписывать указы пурпурными чернилами и восседать на
пурпурном троне, только он носил пурпурные одежды и сапоги (всем это строжайше запрещалось). Кожаные или
деревянные переплеты Евангелия в храмах обтягивали пурпурной тканью. Этот цвет присутствовал в иконах на одеждах
Богоматери - царицы Небесной.
Красный цвет. Красный - один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии
Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения - победы жизни над смертью. Но в то же время это цвет крови и
мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников. Красным небесным огнем сияют крылья
приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писали красные фоны - как знак торжества вечной жизни.
Белый цвет. Белый цвет - символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках
святых и праведников обычно изображали в белом Праведники - люди, добрые и честные, живущие "по правде". Тем же
белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только
праведные души.
Синий и голубой цвета. Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет
считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное. Росписи во многих храмах, посвященных
Богоматери, наполнены небесной синевой.
Зеленый цвет. Зеленый цвет - природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного
обновления. Зеленым цветом писали землю, он присутствовал там, где начиналась жизнь - в сценах Рождества.
Коричневый цвет. Коричневый - цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром
в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.
Черный цвет. Черный цвет - цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры - символы могилы - и зияющую
адскую бездну. В некоторых сюжетах этомог быть цвет тайны. Например, на черном фоне, означавшем непостижимую
глубину Вселенной, изображали Космос - старца в короне в иконе Сошествия Святого Духа. Черные одежды монахов,
ушедших от обычной жизни, - это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.
Серый цвет - никогда не использовался в иконописи. Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом
неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы.
44.
Обратнаяперспектива
45.
Нет тенейНе изображается
источник света.
Свет – духовная категория.
46.
Условностьархитектуры.
Красная драпировка – действие в
интерьере.
47.
Условность пейзажа.Горки
48.
Условность пейзажа.Горки
Пальмы
49.
Деформация фигур ипредметов.
Фигуры утрачивают материальность,
объемность, телесность.
Разномасштабность.
50.
Изображение вневремени и вне
пространства.
51.
Нет эмоций.52.
Лики святых всегдаизображены в анфас
или ¾. Никогда в профиль.
53.
Анонимность.Авторы не подписывали свои
произведения.
Иконописец осознавал себя не
творцом, а исполнителем
божественной воли.