Похожие презентации:
Значение иконы в жизни православного человека
1.
Значение иконы в жизни православногочеловека
Образ по-гречески — εικων. Отсюда происходит и русское слово
“икона.” Но как мы различаем Слово и слова, так же следует
различать Образ и образы, в более узком смысле 7 -иконы (в русском
просторечии не случайно сохранилось на- звание икон — “образа”).
Без понимания смысла Образа нам не понять и смысла иконы, ее
места, ее роли, ее значения.
Русская православная икона — одно из высочайших общепризнанных
достижений человеческого духа. Сейчас трудно найти в Европе такой
храм (католический и протестантский), где бы не было православной
иконы — хотя бы прекрасной репродукции на доске из хорошего,
тщательно обработанного дерева, помещенной на самом видном месте
Икона является неотъемлемой частью православной традиции. Без
икон невозможно представить интерьер православного храма. В доме
православного человека иконы всегда занимают видное место.
Отправляясь в путь, православный христианин также берет с собой по
обычаю небольшой походный иконостас или складень. Так на Руси
повелось издав- на: рождался человек или умирал, вступал в брак или
начинал какое-то важное дело — его сопровождал иконописный
образ.
2.
Икона понимается как сложныйорганизм, в котором богословская идея
передается определенными
художественными средствами, которые
призваны выразить основные
положения вероучения. Православная
традиция понимает икону, как текст, а
не как схему поэтому в ней очень важно
учитывать не только художественную
составляющую, но и идеологическую. В
этом кроется залог развития
иконописи как вида искусства. Икона
это прежде всего молитвенный акт в
котором постижение смысла красоты
сочетается с внутренним духовный
ростом самого человека. Именно
данный подтекст ставит иконопись в
ряд художественной деятельности и
дает ей возможность развиться как
самостоятельному виду искусства
3.
Библейское преданиеСогласно церковному преданию, первое
изображение Иисуса Христа было создано
при его земной жизни, вернее, оно
проявилось само собой, без всякого
человеческого усилия, отчего и получило
название Нерукотворного образа, погречески Мандилион ( ), в русской традиции
— Нерукотворный Спас.
4.
Происхождение Нерукотворного образа предание связываетс исцелением царя Авгаря, правителя Эдессы. Будучи
неизлечимо больным, Авгарь услышал об Иисусе Христе,
исцеляющем больных и воскрешающем мертвых. Он
послал в Иерусалим своего слугу, чтобы пригласить Иисуса
в Эдессу. Но Христос не мог оставить предназначенного ему
дела. Слуга попытался нарисовать портрет Христа и не смог
этого сделать из-за сияния, исходившего от его лика. Тогда
Иисус попросил принести воды и чистое полотенце, умыл
лицо и вытерся полотенцем, и тотчас на ткани изобразился
нерукотворно его лик. Слуга доставил это изображение в
Эдессу, и Авгарь, приложившись к образу, получил
исцеление.
5.
Туринская плащаница. ФрагментМногие ученые отождествляют Нерукотворный образ с
Туринской плащаницей. И сегодня в научных кругах споры о
происхождении Туринской плащаницы не прекращаются, в
церковном же предании Нерукотворный образ считается первой
иконой.
6.
Изначально образысвятых в христианском
искусстве появились с
создания первых икон,
предание которых
относится к
апостольским временам и
связывают с
именем евангелиста
Луки.
7.
древнейшие из дошедшихдо нас икон были найдены в
монастыре Святой
Екатерины на Синае, их
датируют V–VII вв.
Написаны они в технике
энкаустики (восковыми
красками), энергично,
пастозно, натуралистично,
как было принято в
античности.
Св. Петр. V–VII вв.
Монастырь св. Екатерины, Синайский
полуостров
8.
Художественный и символическийязык иконы
Язык религиозной символики способен
передавать сложные и глубокие понятия
духовной реальности. Первые иконы
напоминают поздне-римский портрет, они
написаны энергично, пастозно, в
реалистически Суть иконы — пасхальная
радость, не расставание, а встреча. И икона в
своем развитии двигалась от портрета — к
лику, от реального и временного — к
изображению идеального и вечного
9.
с принятием христианства в 988 г Русьтак же переняла традиции античной,
прежде всего греческой
«эллинистической» культуры. Но
именно христианство заложило основы
духовной культуры Руси. Не стоит
забывать что, начиная с периода
средневековья в древнерусском
искусстве произошло, столкновение
двух укладов - патриархального и
феодального, а так же двух религий
язычества и христианства.
Русь приобрела основы ее языка и
культуры, которые были
в
последствии
переработаны
и
приобрели
на
Руси свои
характерные
особенности.
Из
Византии
Русская
культура
переняла евангелие.
10.
Христианство на РусиВ домонгольскую пору политическим и
культурным центром русской земли стал
киев
Сразу после принятия христианства в
Киеве бы л построен храм успения
Богородицы, так называемая десятинная церковь
(989 – 996) которая являлась первым
каменным храмам на Руси
11.
12.
Виды первоначального искусства на Русиискусство имело в большей степени
монументальный и декоративный характер.
В основном предпочтение отдавалось мозаике и
фреске. Стиль росписи церковных сооружений
русские мастера переняли от византийцев.
Примером мозаики может служить Софийского
собора «Христос Вседержитель». Данная мозаика
было исполнена греческими мастера и их
русскими учениками
13.
Этой мозаикой былиукрашены главные части
интерьера подкупольное и
алтарное пространство храма
Этой мозаикой были украшены главные
части интерьера подкупольное и алтарное
пространство храма
14.
Искусство мозаики на РусиВ данной работе прослеживается
строгий ритм и торжественная
каноническая неподвижность,
которая в то время была
характерной чертой для
изображения святых.
Язык мозаике прост и лаконичен,
как правило, для мозаике всегда
было характерно плоскостное
изображение фигур на золотом
фоне что подчеркивало их
силуэтный характер. Яркий цвет
одежды как правило служил
цветовыми пятнами.
15.
Иконопись на РусиВ XI век на Руси прославился
создание не малого количества икон.
вывезенная из Константинополя в
киев в начале XII века икона
«Владимирской Божий матери» была
произведением византийского
искусства, но позже приобрела
«Владимирская» когда, в 1155 году
владимиро-суздальский князь Андрей
Юрьевич Боголюбский ушел из Киева
во Владимир, где основал
Боголюбский монастырырь многие
известные храмы города Владимира.
16.
Суть работы над иконой как надхудожественным произведением
Лик в иконе — самое главное. В практике иконописания стадии работы так и разделяются
на “личное” и “доличное.” Сначала пишется “доличное” — фон, пейзаж , архитектура
(палаты), одежды и проч.
По своему осмысливается в иконе жест, он передает своего рода
духовный импульс — благословляющий жест Спасителя, молитвенный
жест. Также имеет большое значение предмет в руках изображенного
святого как знак его служения. Мученики изображаются с крестом в
руках или пальмовой ветвью: крест — знак сораспятия со Христом,
пальмовая ветвь — принадлежность Царству Небесному. Пророки
обычно держат в руках свитки. Тела в иконах словно парят в
пространстве, зависая над землей, не касаясь ногами позема, в
многофигурных композициях это особенно заметно, так как персонажи
изображены словно наступающими друг другу на ноги. Эта легкость
парения возвращает нас к евангельскому образу человека как хрупкого
сосуда. Тела на иконах имеют удлиненные пропорции (обычное
соотношение головы и тела 1:9, у Дионисия достигает 1:11), что является
выражением одухотворенности человека, его преображенного
состояния.
17.
Новгородская школаПри своих икон ориентировались не столько на
киевскую школу, сколько на греко-византийскую.
Новгородские иконы отличаются статичным
изображением святого, несколько укрупненными
чертами лица с широко распахнутыми глазами. на
каждой иконе писали только одного святого, а в
том случае, если изображали несколько фигур, их
писали анфас, без взаимообращения друг к другу.
Все иконографические композиции отличают
строгость и лаконичность, тонкая проработка
деталей, тоновая чистота жизнеутверждающего
колорита, плоскостность изображения.
18.
Новгород19.
Свв. Иоанн Лествичник, Георгий и Власий. 2пол. XIII век. ГРМ.
Богоматерь на престоле («Толгская Первая»).
Конец XIII века. ГТГ.
20.
21.
Владимирская школаВладимиро-суздальская школа, формировавшая свой стиль
написания священных ликов на протяжении XII–XIII вв.,
органически впитала в себя достижения киевских мастеров,
служившие образцами для создания храмовых фресок, и
опыт греческих иконописцев, приглашенных для росписи
соборов. Мягкость письма, сотканные золотыми штрихами
бесплотные фигуры, золотой свет, пронизывающий
изображения, правильные пропорции как след античного
влияния и гармоничный подбор красок стали
отличительными чертами этой школы и источником
рождения новой – московской иконописной школы.
22.
Владимирская школа•Боголюбская
икона
Богоматери.
XII век.
Княгинин
монастырь во
Владимире.
23.
Тверская школаСочетание византийской аскетичности и суровости в
написании ликов, непропорциональности и статичности в
изображении фигур с чисто русской экспрессией цветового
решения. Ранняя тверская икона отличается особой
монументальной силой, напряженностью образов. С
развитием школы цветовое решение стало более
гармоничным, исчезли чрезмерная экспрессивность и
напряженность в передаче образов, стал формироваться
придворно-аристократический стиль тверской иконописи с
характерным высветлением ликов, излюбленным
сочетанием светло-голубого цвета с насыщенно-вишневым.
24.
Тверская школа25.
Московская школаМосковская школа, зародившаяся в XIII–XIV вв. в первую очередь под
влиянием владимиро-суздальской школы иконописи, свое настоящее
развитие получила в творчестве А. Рублева и Дионисия.
По-весеннему жизнерадостные краски, античная стройность и грация
в передаче поз и жестов, гармоничное цветовое решение, чистота и
совершенство линий, умелое построение композиций с подобранным
соотношением свободного фона к изображенным фигурам, духовная
завершенность образов – все это свойственно радостным и
наполненным спокойствием иконам А. Рублева.
Жизнерадостность и гармоничность московской школы получили свое
дальнейшее развитие в творчестве Дионисия.
Иконы этого прославленного мастера отличает изысканность
пропорций немного вытянутых фигур, плавность и изящество линий,
гибкость рисунка, свежесть красок с преобладанием чистых зеленых,
голубых и желтых тонов.
26.
27.
Оборот Донской иконы. УспениеБогоматери.
Борис и Глеб. Конец XIV века. ГТГ.
28.
1) Назовите основные иконописные школы2) Что приобрела культура культура др Руси
когда приняла Христианство как основную
религию ?
3) Какие виды искусства Русь
позаимствовала из Византии?
4) Какую знамению икону привез во
Владимир князь Андрей боголюбский и
какую знаменитый монастырь он основал ?
29.
Развитие христианского реализмав Западной Европе
Средневековая культура делится на
несколько периодов:
V в. н.э. – конец VIII в. н.э. – период
«варварства».
Конец VIII в. н.э. – первая половина IX в.
н.э. – каролингское возрождение.
X – XII вв. – романский период
XIII – XIV вв. – готический период.
30.
Искусство западной ЕвропыВ первый период шла утрата культурных ценностей,
оскудение духовной и материальной жизни. Очагами
культуры оставались монастыри.
Во второй период (в Возраждения) появляется
преклонение перед образованностью. Жители Европы
начинают заново знакомиться с античной культурой. На
европейские языки переводятся многие античные авторы,
развивается ремесло, строятся города. Становится
престижным быть образованным и культурно жить. После
распада империи Каролингов закончилось
Для романского и готического периодов характерно
развитие архитектуры. К концу готического периода
получают большое распространение литература и
народное творчество каролингское
31.
Романский периодВедущая отрасль –
архитектура,
преимущественно
церковная: храмы,
монастыри; светская
архитектура – замки
Для скульптуры характерна
приспособленность к
архитектуре. Живопись
плоская, нет перспективы,
нет глубины пространства.
Преобладают фрески
(монументальный вид
живописи по сырой
известковой штукатурке
специальными водными
красками). Распространен
орнамент: сюжеты
фантастичны и мрачны
32.
Готические период•Увеличивается число светских
сооружений Типичное здание церковной
архитектуры – это городской собор.
Нарядное здание с широкими
стрельчатыми окнами, гармонично
устремленное вверх
•живописи – иконопись. Изобразительное
искусство представлено росписями,
мозаиками, миниатюрами, витражами.
Живопись готики представлена также
витражами в ущерб росписям, расширяется
цветовая палитра, исчезает орнамент,
появляются фигуры людей. Витражи
украшают, поучают, освещают.
Изобретена техника дублирования стекол,
что обеспечивает тонкие нюансы цвета
•В готический период крупнейшее
достижение искусства книжной
миниатюры – эволюция к реализму.
Иллюстрируют Библии, Евангелия,
Псалтыри, Часословы, учебники,
энциклопедии, светскую литературу,
поэзию.
33.
Эпоха Возраждения (ренесанс)Термин «Renissance» (Возрождение) был введен
мыслителем и художником самой эпохи Джорджо Вазари
(«Жизнеописание знаменитых живописцев, ваятелей и
зодчих»). Так он назвал время с 1250 по 1550 гг. С его
точки зрения это было время возрождения античности.
Для Вазари античность предстает идеальным образом.
городская культура создавала новых людей, формировала
новое отношение к жизни, создавала атмосферу, в которой
рождались великие идеи и великие произведения. Но
идейно все это оформлялось на элитарном уровне
Новое нарождающееся мироощущение человека
нуждалось в мировоззренческой опоре. Античность и
выступила такой опорой.
34.
35.
Фреска «Чудо со статиром» со времён Вазари считается лучшим произведениемМазаччо (в некоторых русских книгах её именуют «Подать»).
Этот эпизод из жизни Христа взят из Евангелия от Матфея (17: 24-27). Иисус и апостолы
путешествуя с проповедями, пришли в город Капернаум. Для того, чтобы войти в город, надо
было заплатить пошлину в один статир. Поскольку у них не было денег, Христос
приказал Петру поймать рыбу в близлежащем озере и сотворить чудо, достав монету из её чрева.
На фреске изображены сразу три эпизода. В центре — Христос в окружении апостолов
указывает Петру то, что предстоит сделать; слева — Пётр, поймавший рыбу, достаёт монету из её
чрева; справа — Пётр отдаёт монету сборщику налогов возле его дома.
36.
Леонардо да Винчи37.
Леонардо да Винчи38.
Рафаэль Санти39.
Рафаэль Санти40.
Питер пауль Рубенс41.
Альбрехт Дюрер42.
Альбрехт Дюрер43.
Альбрехт Дюрер44.
•Картина «Корабль «дураков» относится к зреломупериоду творчества Босха.
Центральная тема «Корабля дураков» проходит через все
творчество художника. Это осмеяние и осуждение
пороков человеческого общества, глупости и зла,
господствующих в мире.
Представление о «кораблях» широко распространилось
еще во время средневековья. Существовали образы
«Корабль господен» и «Корабль дьявола»,
олицетворявшие доброе и злое начала. Эти понятия
имели обобщающий смысл: праведники и грешники
находятся, соответственно, на своих кораблях.
Композиционным построением своей картины Босх подчеркивает неустойчивость и эфемерность
корабля, бессмысленность происходящего. Фигуры плоские, грубые и уродливые, напоминают
гротескные маски. Они кривляются, кричат, буйствуют, рискуя перевернуть корабль.
Каждая фигура и каждый предмет имеют символическое значение и намекают на человеческие
пороки: невоздержанность, разврат, пьянство, обжорство, тщеславие.
45.
•На картине Рембрандта изображёнфинальный эпизод притчи, когда
блудный сын возвращается домой, «и
когда он был ещё далеко, увидел его
отец его и сжалился; и, побежав, пал
ему на шею и целовал его», а его
старший праведный брат,
остававшийся с отцом, осердился и
не хотел войти.
46.
Александр Иванов47.
Иван Крамской48.
49.
50.
ЗаключениеЯзык иконы условен и глубоко символичен, потому что в иконном
образе открывается нам иная реальность. Иконописное изображение на
первый взгляд необычно: оно не реалистично, вернее, не
натуралистично. Икона не ставит основной целью натуралистическое
изображение ликов святых. Она несет в себе духовный смысл. Как
правило иконы принято писать по естеству а не по точной
пропорциональной копии человека.
На сегодняшний день для современного искусства крайне необходима
духовная составляющая так очень важно уметь отличать китчь который
действует разрушающе нас от произведения искусства с которого стоит
брать пример. На примере картин творческих произведений
художников а так просто икон и фресок которые рассматривались
нами сегодня можно вполне сделать вывод что религиозная и тоже
время духовная составляющая вовсе не принижает искусство а как
раз наоборот задает определеные цели и задачи не только будущиму
произведению искусства но и так же самому художнику и дает ему
внутрений рост. Как и икона которая позволяет нам духовно расти
созерцая ее.