Древнерусская иконопись
Домонгольская иконопись
Домонгольская иконопись
Иконописные школы.
29.58M
Категория: ИскусствоИскусство

Древнерусская иконопись

1. Древнерусская иконопись

2. Домонгольская иконопись

Достоверных икон
Х-ХI вв. не сохранилось.
Самые ранние русские иконы
– датируются XII веком.
Ангел Златые Власы
(Архангел Гавриил) 1180-1200 ГРМ

3.

Али́пий Пече́рский
(? — 1114) первый из названных по имени
древнерусский иконописец.
Преподобный святой,
мощи находятся в
Антониевых пещерах
Киево-Печерской лавры.
Достоверные произведения
Алипия не сохранились.

4.

Жизнеописание Алипия, в
«Слове о первом русском
иконописце Алимпии»
(Слово 34 «Киево-Печерский
патерик») состоит в основном
из рассказов о чудесах,
творимых им, или происходивших
с его иконами.
Согласно легендам, многие
произведения Алипия были
созданы при участии
божественного промысла:
так, когда уже перед смертью,
из-за физической немощи,
Алипий не смог исполнить
заказ, к нему явился ангел
и «в 3 часы икону написа».
Раев В. Е.
«Блаженный Алипий,
иконописец печерский», 1848

5.

Алипий считается предполагаемым
создателем ряда прославленных
икон, например,
Богоматери Великой Панагии
(«Ярославской Оранты»),
обнаруженной в начале 20 века в
Спасском монастыре Ярославля
и хранящейся ныне в
Государственной Третьяковской
Галерее.
Ярославская Оранта
1114-1224 ГТГ

6.

Владимирская икона Богоматери
1100-1125 (Византийский мастер)
Привезена на Русь в начале XIIв.

7.

Богоматерь Умиление
1180-1200 Новгород
Богоматерь Умиление Белозерская 1200-1250 ГРМ

8. Домонгольская иконопись

В XII-XIIIвв. местные особенности
иконописи были выражены слабо.
• Сильное влияние Византийской
культуры.
• Особые черты ликов:
миндалевидный разрез глаз,
тонкий прямой нос,
маленький изящный рот.
• Торжественная
монументальность.
• Жесткий линейный контур.
• В колорите преобладают
золотисто-желтые, вишневые,
синие тона.
Ангел Златые Власы
(Архангел Гавриил) 1180-1200 ГРМ

9.

Георгий Победоносец
1130-40 ГТГ
Георгий Победоносец
1170 Успенский собор
Московского Кремля

10.

Дмитрий Солунский
1180-1200 ГТГ

11.

Спас Златые Власы
1200-1230 Успенский собор
Московского Кремля

12.

Христос Спас Эммануил с ангелами 1180-1200 ГТГ

13.

Двусторонняя икона
СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ
1150-1200 ГТГ
-
ПОКЛОНЕНИЕ КРЕСТУ (оборот)

14.

Двусторонняя икона
БОГОМАТЕРЬ ЗНАМЕНИЕ 12-13в Новгородский М
Св. ПЕТР И НАТАЛЬЯ (оборот)

15.

Устюжское Благовещение
1150-1200 ГТГ

16.

Успение Богоматери
13в ГТГ

17.

Николай Чудотворец
1200-1220 ГРМ

18.

Апостолы Петр и Павел
12-13в Новгород Ист-арх музей

19. Иконописные школы.

Вторжение татар,
разобщеность русских городов,
изоляция Руси от Византии,
привела к появлению
местных иконописных школа:
Новгородская
Псковская
Тверская
Московская и пр.

20.

Новгородская Икона.
• Лаконичность, простота композиции.
• Слегка удлиненные пропорции.
• Повествовательность,
пристрастие к сюжетным
подробностям.
• Яркие красочные пятна (красный,
белый), их контрастные сочетания.
• Крупные черты лица, широко
открытые глаза.
• Лики и руки обводились черным
контуром.
Избранные святые:
Свв. Иоанн Лествичник, Георгий и
Власий 1280-1300 ГРМ

21.

Св. Георгий –
Чудо Георгия о змие
1300-1320 ГРМ

22.

Св. Георгий –
Чудо Георгия о змии
1390-1410 ГРМ

23.

Отечество
(Св.Троица Новозаветная)
1300-1400 ГТГ

24.

Битва новгородцев и
суздальцев
1460-е

25.

Избранные святые:
Василий Великий, Иоанн
Златоуст, Григорий Богослов
1480-1500
Софийский с, Новгород

26.

Псковская школа.
• Повышенная эмоциональность,
ощущение драматизма.
• Фигуры тяжелы и неподвижны.
• Преобладают темно-зеленые
и красно-коричневые тона.
• Резкие мазки белой краской.
• Характерные лики: треугольные
формы глазниц, образуемые
светлыми пятнами на скулах и
вдоль носа; утолщенное
окончание носа при
удлиненном овале лица.
Сошествие во Ад
1380-1400 ГРМ

27.

• Резкие мазки белой краской.
• Характерные лики:
треугольные формы глазниц,
образуемые светлыми пятнами
на скулах и вдоль носа;
утолщение на конце носа при
удлиненном овале лица.

28.

Св. Дмитрий Солунский
1400-1500

29.

Архангел Гавриил
1380-1400

30.

Тверская школа
Свв. Борис и Глеб
1280-1300

31.

Архангел Михаил
1300-1400 ГТГ

32.

Спас Вседержитель
1290-1330 ГТГ

33.

Московская икона
Св. Борис и Глеб на конях
1300-1400

34.

Феофан Грек
1340-1410
Первый иконописец на Руси о
котором имеются достоверные
сведения.
Родом из Византии.
Работал в Константинополе,
Кафе (Феодосии), Новгороде,
Нижнем Новгороде, Москве.

35.

Особенности:
• Экспрессия, динамика.
• Энергичный мазок, блики.
• Напряженные, суровые
выражения ликов.
• Смелые композиционные
решения.
• Аскетизм.
• Острые индивидуальные
характеристики.

36.

Иконостас
Благовещенского собора
Московского Кремля
Феофан Грек, Андрей Рублев

37.

Феофан Грек - Деисус (моление Христу)

38.

39.

40.

Феофан Грек Богоматерь Донская - Успение 1393 ГТГ

41.

Преображение
(из Спасо-Преображенского
С Переславля-Залесского)
1403 ГТГ

42.

Фрески в ц. Спаса Преображения
на Ильине улице в Новгороде,
1378

43.

Христос Пантократор в куполе

44.

Св. Троица
Ветхозаветная

45.

Святые столпники

46.

Евангелие Кошки
Заглавный лист, Буквицы
1392
English     Русский Правила