Похожие презентации:
Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина
1. «Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина»
2. Тема поэта и поэзии
• Для Пушкина тема поэта ипоэзии и его призвания
была одной из центральных
в творчестве. Вся лирика
данной тематики носит
характер исповедальности и
выстраданности.
3.
• Само творчество воспринимается поэтом как дар, данный свыше, которыйтребует от поэта жертвенности. Многие стихотворения на тему поэта и
поэзии создаются А. С. Пушкиным по мотивам известных сюжетов, однако
поэт их перерабатывает и иначе расставляет акценты, придавая
произведению современное звучание, а известной теме - своё толкование.
4. Тема поэта и поэзии в раннем творчестве Пушкина.
Тема предназначения волновалапоэта на протяжении всей жизни,
и стихотворения данной тематики
появляются ещё в ранний период
творчества Пушкина. Это такие
стихи как : «К Жуковскому»(1816),
«К портрету Жуковского»(1818),
«Деревня»(1819) и другие.
5.
• Автор начинает задумываться о своей роли в жизни общества имечтает о даре воздействия на людей поэтическим слово:
« О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой Витийства грозный дар?»
(«Деревня» 1819)
6. Эволюция темы
В последующих годах темаполучила новое осмысление.
Стихотворение «Пророк»(1826)
в основе имеет библейский
сюжет о пророке Исаии и
продолжает традиции М. В.
Ломоносова и Г. Р. Державина.
7. Служении поэзии, по мнению Пушкина, сродни высокой деятельности пророка. Лирический герой, «духовной жаждою томим», проходя
через мучительноепреображение, получает от шестикрылого Серафима не только «вещие зеницы»,
но и цель собственного пути:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли
Глаголом жги сердца людей»
8.
• Через боль и смертные страдания к герою приходит очищение отчеловеческой слабости. Особую экспрессию здесь создаёт приём
антитезы, используемый Пушкиным, чтобы подчеркнуть разительность
перемен: язык «грешный», «и празднословный и лукавый» — «жало
мудрыя змеи»; «сердце трепетное» — «угль, пылающий огнем» и др.
9. Поэт, перерождаясь морально и физически, платит дорогую цену за право нести Слово людям. Гуманистическая идея пророческой
деятельности Поэтапродолжает желание, высказанное А. С. Пушкиным еще в
«Деревне»:
• «О, если б голос мой умел сердца тревожить!»
10. Верность Поэта призванию, несмотря на все житейские бури и грозы, звучит в стихотворении «Арион» (1827), в основе которого
Верность Поэта призванию, несмотря на все житейские бури игрозы, звучит в стихотворении «Арион» (1827), в основе которого
лежит легенда, переданная Геродотом и преображенная Пушкиным
в сюжет о крушении пловцов-декабристов. Даже гибель
«кормщика» и «пловца» не может заставить замолчать голос
спасшегося:
«Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.»
11. Стихотворения «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), Поэту» (1830) продолжают развитие темы поэта и поэзии в творчестве А. С.
Пушкина и декларируют идею свободы и независимости поэтаот светской толпы, глухой и равнодушной к истинному
творчеству:
Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы…
(«Поэт» 1827)
12. Миссия Поэта — служить вечным ценностям и идеалам, не обращая внимания на «суд глупца и смех толпы»:
Ты царь: живи один.
Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Они в самом тебе.
Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
(«Поэту» 1830)
13.
• Поэт должен иметь чуткую душу, чтобы слышать «божественный глагол». Лишь Всевышний, дающийпоэтический дар человеку, вправе беспристрастно
оценить, как этим сокровищем распоряжается его
избранник.
14.
• В 1831 г. А. С. Пушкин создает стихотворение «Эхо», вкотором сравнивает Поэта с «откликом в воздухе» …«всякого
звука», проводя мысль о нерасторжимости художника с
жизнью, его окружающей. Отрешиться от действительности
истинный творец не может.
15.
• Тема поэта и его назначения достигает апофеоза в стихотворении «Япамятник себе воздвиг…» (1836). Здесь А. С. Пушкин продолжает тему
Ломоносова, который первый перевел оду Горация «К Мельпомене» на
русский язык, а также Державина, подражавшего ей в своем
стихотворении «Памятник». Пушкин дает свое понимание
«нерукотворного памятника».
16. Как итог размышлений о назначении Поэта звучит предпоследняя строфа стихотворения:
• И долго буду тем любезен я народу,• Что чувства добрые я лирой пробуждал.
• Что в мой жестокий век восславил я
Свободу
• И милость к падшим призывал.
(«Я памятник себе воздвиг…» 1836)