Похожие презентации:
Основные темы лирики Пушкина
1. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ЛИРИКИ ПУШКИНА
• 1. Гражданская тема: «Лицинию», ода «Вольность», (1818 призывает свято соблюдать закон,которому одинаково подвластны и народ, и царь), «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…»,
1818), «Деревня» (1819) - (восхищение красотой родной природы, но «мысль ужасная здесь душу
омрачает», т.к. «барство дикое, без чувств, без Закона»), «Узник», «Зимний вечер», «Арион», «Во
глубине сибирских руд…», «Анчар», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
• 2. Патриотическая тема: «Клеветникам России» (1831), «Бородинская годовщина» (1831), поэт
говорит о необходимости единства народа и власти в периоды исторических потрясений,
угрожающих самому существованию России.
• 3. Тема любви: «Я помню чудное мгновенье…» (1825), «Я вас любил…», «На холмах
Грузии…» (1829), «Сожженное письмо», «Признание», «Не пой, красавица, при мне…», «Что в
имени тебе моем?», «Для берегов отчизны дальней», «Черная шаль», «Желание славы»(1825),
«Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…», 1830)
• 4. Тема дружбы: «Пирующие студенты», «19 октября» (1825), «Друзьям», «Дельвигу»,
«Пущину», «Во глубине сибирских руд…», «Арион»
• 5. Тема поэта и поэзии: «Поэт», «Пророк» (1826) – (Назначение поэта – «глаголом жги сердца
людей»), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Я памятник себе воздвиг
нерукотворный…»(1836), «Разговор книгопродавца с поэтом», «Чернь»,
• 6. Тема родины и природы: «Деревня», « К морю», «Зимний вечер» (1825), «Зимняя дорога»,
«Зимнее утро» (1829), «Бесы», «Туча», «Осень» (1833), «Обвал» (1829), «Вновь я посетил…» (1835)
• 7. Философская лирика: «Телега жизни», «Дар напрасный, дар случайный…», «Брожу ли я
вдоль улиц шумных…», «Бесы», «Пора, мой друг, пора…»,
«Я памятник себе воздвиг
нерукотворный…»(1836
2. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина
Тема поэта и поэзии была ведущей в творчествеПушкина на протяжении всей его жизни.
Менялись идеалы свободы, творчества,
вдохновения, счастья, но постоянной оставалась
тема поэтического призвания и назначения
поэта и поэзии в общественной жизни. В своем
творчестве Пушкин обращался и к
традиционным формам поэзии, и к прозе, и к
белому стиху. Он относился к тем поэтам, чье
творчество можно достаточно четко разделить
на периоды, обусловленные влиянием на автора
различных литературных течений, его
внутренней эволюции, а также
обстоятельствами личной жизни.
3. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина
Лицейский период творчества Пушкина часто характеризуют как подражательный. Он искал свой идеал в ужеустановившихся формах и образцах.
Симпатии Пушкина к поэтам-карамзинистам
отразились в увлечении популярным среди них
жанром послания. Именно так написано
стихотворение “Городок” (1815), которое можно
считать своеобразной литературной программой
молодого поэта. В нем мы видим образ
поэта-избранника, оставшийся с Пушкиным
на всю жизнь:
Он к солнцу воспарит,
Превыше смертных станет,
И слава громко грянет:
“Бессмертен ввек пиит”.
4. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина
Идея гражданского долга поэта нашла свое воплощение в период пребывания поэта вПетербурге (1817-1820): поэт входит в круг передовой дворянской молодежи, где в
дискуссиях рождается программа будущего переустройства России. В этот период поэта
занимает мысль о том, что закон, дарованный монархом, а не взятый насильственно,
могуч и является одинаковым для всех, включая и самого монарха. Его исполнение вкупе с
просвещением дает искомую вольность. Участие поэта в приближении “минуты
вольности святой” дает ему возможность “воспеть свободу миру, на тронах поразить
порок” и, в то же время, преподнести “урок царям”, указать им путь к “народов вольности
и покою”.
5. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина
Если в петербургский период лирический герой-поэт стремился к активному участию если не в политической,то в идейной жизни, то в южный период в его творчестве появляется мотив бегства от людской толпы, от
оков света, сплетен, предрассудков, суетных желаний и “порочных убеждений”:
Лети, корабль, неси меня к
пределам дальним
По грозной прихоти
обманчивых морей.
Но только не к брегам печальным
Туманной родины моей.
6. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина
Поэт погружается в мир воспоминаний и мечтаний о недостижимой свободе. Они, а не мимолетные радостиили иллюзии, становятся завершением исканий поэта в романтическом направлении, представленном в
стихотворении “К морю” (1824):
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.
7.
• Само творчество воспринимается поэтом как дар, данный свыше, которыйтребует от поэта жертвенности. Многие стихотворения на тему поэта и
поэзии создаются А. С. Пушкиным по мотивам известных сюжетов, однако
поэт их перерабатывает и иначе расставляет акценты, придавая
произведению современное звучание, а известной теме - своё толкование.
8. Тема поэта и поэзии в раннем творчестве Пушкина.
Тема предназначения волновалапоэта на протяжении всей жизни,
и стихотворения данной тематики
появляются ещё в ранний период
творчества Пушкина. Это такие
стихи как : «К Жуковскому»(1816),
«К портрету Жуковского»(1818),
«Деревня»(1819) и другие.
9.
• Автор начинает задумываться о своей роли в жизни общества имечтает о даре воздействия на людей поэтическим слово:
« О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой Витийства грозный дар?»
(«Деревня» 1819)
10. Эволюция темы
В последующих годах темаполучила новое осмысление.
Стихотворение «Пророк»(1826)
в основе имеет библейский
сюжет о пророке Исаии и
продолжает традиции М. В.
Ломоносова и Г. Р. Державина.
11.
• https://www.youtube.com/watch?v=6hx4cu0R1EI12. Служении поэзии, по мнению Пушкина, сродни высокой деятельности пророка. Лирический герой, «духовной жаждою томим», проходя
через мучительноепреображение, получает от шестикрылого Серафима не только «вещие зеницы»,
но и цель собственного пути:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли
Глаголом жги сердца людей»
13.
• Через боль и смертные страдания к герою приходит очищение отчеловеческой слабости. Особую экспрессию здесь создаёт приём
антитезы, используемый Пушкиным, чтобы подчеркнуть разительность
перемен: язык «грешный», «и празднословный и лукавый» — «жало
мудрыя змеи»; «сердце трепетное» — «угль, пылающий огнем» и др.
14. Анализ стихотворения «пророк»
А. С. Пушкин написал стихотворение «Пророк» в 1826 году. Как раз в то время былинаказаны участники декабристского восстания, многие из которых были пушкинскими
друзьями. Это стихотворение было как бы ответом на такой неожиданный поворот
событий.
В начале стихотворения описывается одинокий полумёртвый путник, с трудом
перемещающийся по пустыне: «…В пустыне мрачной я влачился…». Затем показывается
контрастное, противопоставленное, спасающее явление серафима, как бы нарушающего
предшествовавший покой: «И шестикрылый серафим на перепутье мне явился». Серафим
преображает путника, убирает всё человеческое, грешное: открывает ему глаза . Так как
это был обычный смертный, то такие страдания не могли окончиться бесследно: «…Как
труп в пустыне я лежал…». Стихотворение заканчивается воззванием Бога к новому
пророку наказать людей за их грехи: «Восстань, пророк… / И, обходя моря и земли, /
Глаголом жги сердца людей».
15. Анализ стихотворения «пророк»
Тем у стихотворения две: жестокое преображение человека и горькая миссия пророка. Поэтверил, что когда-нибудь на землю придёт пророк и накажет людей за их грехи, в
частности, правительство за неоправданное, по его мнению, наказание декабристов.
Пушкина настолько переполняют эмоции по поводу убитых или сосланных в Сибирь
друзей, что в прямой форме он их сразу вылить не может, к тому же сделать это ему
мешает возможность разоблачения его стихов и наказания за сообщничество с
декабристами, он использует косвенную форму, описанную выше.
В стихотворении используется много контрастности: «…В пустыне мрачной я влачился, /
И шестикрылый серафим / На перепутье мне явился…», «…Как труп в пустыне я лежал,
/ И Бога глас ко мне воззвал…», «И вырвал грешный мой язык… / И жало мудрыя змеи /
В уста мои вложил». Автор использует много повторов союза И в началах строк, чтобы
показать единство, одну цель всего происходящего.
16. Анализ стихотворения «пророк»
Чтобы яснее изобразить различные образы в стихотворении, Пушкин использует сравнения:«…Перстами, лёгкими, как сон…», «Отверзлись вещие зеницы, как у испуганной
орлицы…», «…Как труп в пустыне я лежал…». Автор использует много
церковнославянизмов, что говорит о том, что при написании им этого стихотворения он
опирался на библейскую легенду.
В стихотворении встречается очень много шипящих звуков – создаётся атмосфера
длительного и мучительного страдания героя. Стихотворный размер – четырёхстопный
ямб с многочисленными пиррихиями – тоже делает стихотворение медлительномучительным. В стихотворении используются все виды рифмовки – это говорит о том,
что автор не особо обращал на это внимание, его больше занимало содержание его
стихотворения.
17.
• Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Пророк», «Пророк» был создан Пушкиным в1826 году. В этом стихотворении зрелого поэта говорится о том, как посланник Бога,
серафим, преобразует всю природу человека, чтобы сделать из него поэта («пророка»).
В стихотворении три части. Первая о «духовной жажде» поэта и явившемся спасителе
– ангеле; во второй части описывается превращение человека в пророка; и в третьей –
это последнее напутствие Бога к пророку.
Тема – описание свойств, какими должен обладать поэт, чтобы достойно выполнять
свое назначение.
Основные образы – Человек–Пророк–Поэт, Серафим и Бог.
Мотивы: дар от Бога как назначение поэта
Смысловой центр – высокая цель, идея, во имя которой Пророк–Поэт говорит и
которая оживляет, дает смысл, содержание всему, что он видит, слышит и умеет точно
выразить в слове.
В общем, все стихотворение построено на аллегории, начиная с замены поэта
пророком.
Используется много архаизмов славянского языка, эпитетов; есть гипербола.
Из синтаксических фигур используется многосоюзие, инверсия, обращения.
Размер стихотворения – четырехстопных ямб. Рифмы преимущественно мужские.
Роль «Пророка» в творчестве Пушкина заключается в том, что он через аллегорию,
символику показал реальную жизненную правду о задачах и смысле искусства.
18. Поэт, перерождаясь морально и физически, платит дорогую цену за право нести Слово людям. Гуманистическая идея пророческой
деятельности Поэтапродолжает желание, высказанное А. С. Пушкиным еще в
«Деревне»:
• «О, если б голос мой умел сердца тревожить!»
19. Верность Поэта призванию, несмотря на все житейские бури и грозы, звучит в стихотворении «Арион» (1827), в основе которого
Верность Поэта призванию, несмотря на все житейские бури игрозы, звучит в стихотворении «Арион» (1827), в основе которого
лежит легенда, переданная Геродотом и преображенная Пушкиным
в сюжет о крушении пловцов-декабристов. Даже гибель
«кормщика» и «пловца» не может заставить замолчать голос
спасшегося:
«Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.»
20. Стихотворения «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), Поэту» (1830) продолжают развитие темы поэта и поэзии в творчестве А. С.
Пушкина и декларируют идею свободы и независимости поэтаот светской толпы, глухой и равнодушной к истинному
творчеству:
Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы…
(«Поэт» 1827)
21. Миссия Поэта — служить вечным ценностям и идеалам, не обращая внимания на «суд глупца и смех толпы»:
Ты царь: живи один.
Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Они в самом тебе.
Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
(«Поэту» 1830)
22.
• Поэт должен иметь чуткую душу, чтобы слышать «божественный глагол». Лишь Всевышний, дающийпоэтический дар человеку, вправе беспристрастно
оценить, как этим сокровищем распоряжается его
избранник.
23.
• В 1831 г. А. С. Пушкин создает стихотворение «Эхо», вкотором сравнивает Поэта с «откликом в воздухе» …«всякого
звука», проводя мысль о нерасторжимости художника с
жизнью, его окружающей. Отрешиться от действительности
истинный творец не может.
24.
• Тема поэта и его назначения достигает апофеоза в стихотворении «Япамятник себе воздвиг…» (1836). Здесь А. С. Пушкин продолжает тему
Ломоносова, который первый перевел оду Горация «К Мельпомене» на
русский язык, а также Державина, подражавшего ей в своем
стихотворении «Памятник». Пушкин дает свое понимание
«нерукотворного памятника».
25. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина
В стихотворении “Я памятник себе воздвигнерукотворный” (1836) Пушкин как бы подводит
итог своему творчеству, обосновывает свои
жизненные и творческие принципы. Только
искусство может, в конечном счете, “прах
пережить и тленья убежать”, подняться “выше
Александрийского столпа”. Предназначение
искусства в том, чтобы пробуждать “чувства
добрые”, в “жестокий век восславлять свободу”.
Искусство не должно зависеть от мнения
“черни”:
26. Анализ стихотворения Пушкина А.С. «Памятник» (1836)
«Памятник» - поэтическая медитация, взгляд сверху на свое творчество. К теме памятника, своему искусству, своейгениальной
личности, обращались многие поэты (Ломоносов, Державин), эпиграфом взята первая строка из стихотворения
Горация, древнегреческого
поэта: «Exegi monumentum» - «Я памятник воздвиг». Первые три строфы, по определению Д. Лихачева, передают
панорамное зрение - поэт способен одним взглядом охватить необъятное пространство. «Взор поэта охватывает не
только физическое,
но и временное пространство. Наличие панорамного зрения отражает способность видения всех сторон мироздания в
их единстве»:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.