Традиции и новации в русской иконописи
X-XIVвв. – Византийская традиция русской иконописи.
ФЕОФАН ГРЕК русско-византийский иконописец XIV век
Новации Андрея Рублева. Русская школа иконописи. Конец XIV – начало XVв.
Сравним Спас Нерукотворный
Успение Пресвятой Богородицы
Русская икона XIV-XVIвв. Расцвет.
РЕВОЛЮЦИЯ и ЕВРОПЕИЗАЦИЯ ИКОНОПИСИ конец XVII в.
Барокко Якова Казанца (Рудаков Яков Тихонов) середина XVII в.
Патриарх Никон и иконопись
Пётр I и революция в иконописи конец XVII - XVIII века
Иконы в стиле барокко XVIIIв.
Рококо в иконописи XVIII в.
Иконы в стиле барокко XIX в.
МОДЕРН и НЕОРУССКИЙ СТИЛЬ XIX - XX века
5.11M
Категория: РелигияРелигия

Традиции и новации в русской иконописи

1. Традиции и новации в русской иконописи

2. X-XIVвв. – Византийская традиция русской иконописи.


Приглушенные тона (покаяние)
Сдержанно-насыщенные краски
Строгость
Удлиненные пропорции
Крупные утонченные черты
Отрешенность
Античная одухотворенность
Большие глаза
Неподвижность фигуры
Акцент на покаяние и на Суд Божий

3.

4. ФЕОФАН ГРЕК русско-византийский иконописец XIV век

5. Новации Андрея Рублева. Русская школа иконописи. Конец XIV – начало XVв.


Славянские черты лица
Задумчивость вместо строгости
Душевность вместо отрешенности
Свечение лика
Более светлые краски
Невесомость фигур
Тонкие очертания складок
Легкость композиции
Мерцание цветов
Более яркие краски
Акцент на милость Божию (исихазм)

6. Сравним Спас Нерукотворный

7. Успение Пресвятой Богородицы

8. Русская икона XIV-XVIвв. Расцвет.


«По образцу Андрея Рублёва»: «Писать как Андрей Рублев» — такую инструкцию для русских
иконописцев утвердил в 1551 году московский Стоглавый собор.
• Три крупные школы:
Новгородская,
Псковская
Московская

9. РЕВОЛЮЦИЯ и ЕВРОПЕИЗАЦИЯ ИКОНОПИСИ конец XVII в.

• стремление соединить
многовековые традиции
византийско-русского
иконописания и
некоторые новые
тенденции, пришедшие на
Русь в XVII веке из
искусства
западноевропейских
стран.
• Школа Симона Ушакова

10. Барокко Якова Казанца (Рудаков Яков Тихонов) середина XVII в.

11. Патриарх Никон и иконопись

Из заметок Павла Алеппского: «все московиты отличаются большою привязанностью и любовью к
иконам, то они не смотрят ни на красоту изображения, ни на искусство живописца, но все иконы,
красивые и некрасивые, для них одинаковы: они всегда их почитают и поклоняются им, даже
если икона представляет набросок или детский рисунок»
Там же: «… патриарх Никон вышел и поднялся на амвон, а мы и прочие служащие разместились
вокруг него. … но вот диаконы открыли перед ним Сборник отеческих бесед, по которому он стал
читать положенную на этот день беседу об иконах. Он читал не только медленно, но еще со
многими поучениями и пояснениями…Во время проповеди Никон велел принести иконы старые
и новые, кои некоторые из московских иконописцев стали рисовать по образцам картин
франкских и польских.
Так как этот патриарх отличается чрезмерною крутостью нрава и приверженностью к греческим
обрядам, то в 1654 году он послал своих людей собрать и доставить к нему все подобные иконы, в
каком бы доме ни находили их, даже из домов государственных сановников, что и было
исполнено. … Никон выколол глаза у этих образов, после чего стрельцы, исполнявшие
обязанность царских глашатаев, носили их по городу, крича: „кто отныне будет писать иконы по
этому образцу, того постигнет примерное наказание“.
Москвитяне, весьма приверженные к иконам, как бы они ни были написаны и большею частию
не умевшие хорошо различать своих икон от латинских, видя, как патриарх поступал с иконами,
подумали, что он сильно грешит, пришли в смущение и волнение и сочли его противником икон.»

12. Пётр I и революция в иконописи конец XVII - XVIII века


Иконы становятся похожими на портреты
Угадывается стили барокко и рококо
Иконопись становится ремеслом
Сложность и перегруженность деталями
Пышная и угрюмая торжественность
Замена основного догматического смысла иконы повествовательным
Замена красок на более темные
Пышная и угрюмая торжественность
Появление богатых, сплошных окладов с венцами и узорами

13. Иконы в стиле барокко XVIIIв.

14. Рококо в иконописи XVIII в.

15. Иконы в стиле барокко XIX в.

16. МОДЕРН и НЕОРУССКИЙ СТИЛЬ XIX - XX века

Васнецов
Нестеров
Репин
Поленов
English     Русский Правила