42.46M
Категория: МузыкаМузыка

4 симфония П. И. Чайковского

1.

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования детей
«Детская музыкальная школа № 41»
_____________
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ
4 симфония
П. И. Чайковского
Автор – преподаватель ДМШ №41 Амосова Е.Ю

2.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, ИДЕЯ СИМФОНИИ
Написана была в годы острого душевного
кризиса. Тут сформировался новый тип
симфонии

психологическая
драма.
Показано столкновение человека с силами
неумолимой судьбы, рока. Сама эта идея бетховенская (Чайковский признавал влияние
Пятой симфонии Бетховена)
Завершена в 1877 году, впервые исполнена в
Москве 22 февраля 1878 года оркестром под
управлением Н.Г. Рубинштейна.
«Я жестоко хандрил прошлой зимой, когда
писалась эта симфония, и она служит
верным отголоском того, что тогда
испытывал» - писал композитор в письме
баронессе фон Мекк.
Симфония
стала
итогом
всего
предшествовавшего творчества композитора,
открыла новый этап, осветила новые
перспективы.

3.

ПРОГРАММА СИМФОНИИ
Четвёртая
симфония
создавалась
при
поддержке Н. Ф. фон Мекк – с ней велась
оживленная
переписка,
в
которой
композитор раскрывал содержание каждой
части. В переписке автор называет Четвёртую
симфонию
«нашей
симфонией».
На
титульном
листе
партитуры
пишет
"Посвящается моему лучшему другу".
Обращаясь
к
баронессе
Чайковский пишет:
в
письме,
«Только Вам одной я могу и хочу указать
на значение как целого так и отдельных
частей его. Разумеется я могу это
сделать только в общих чертах…»
Из писем композитора знаем, что основная
тема
симфонии

столкновение
человеческого
порыва
к
счастью
с
неумолимым фатумом, судьбой.

4.

1 ЧАСТЬ. СОНАТНОЕ АЛЛЕГРО
СХЕМА СОНАТНОЙ ФОРМЫ И ТОНАЛЬНЫЙ ПЛАН:
Экспозиция
ГП - f-moll, в
трехчастной
форме.
Вступление
Побочная
представлена
двумя темами:
1Пп - as-moll
2Пп - H-dur
Закл - H-dur
Разработка
Реприза
Драматичная,
взволнованная,
происходит борьба
ГП и темы
ВСТУПЛЕНИЯ.
Динамичная, более
лаконичная, основная
тональность
восстанавливается не
сразу.
3 волны нарастания.
В момент
кульминации звучит
тема ВСТУПЛЕНИЯ,
отмечая границу
между разработкой и
репризой.
ГП – d-moll
1Пп - d-moll
2Пп - F-dur
Закл - нет, вместо нее
вторгается тема
ВСТУПЛЕНИЯ, отмечая
начало КОДЫ.
КОДА

5.

ТЕМА ВСТУПЛЕНИЯ
«Интродукция есть зерно всей симфонии безусловно главная мысль.
Это фатум, это та роковая сила, которая мешает порыву к счастью
дойти до цели, которая ревниво стережет чтобы благополучие и покой
не были полны и безоблачны, которая как Дамоклов меч висит над
головой и неуклонно постоянно отравляет душу. Она непобедима и ее
никогда не осилишь. Остается лишь смириться и бесплодно тосковать»
Тональность f-moll. Характер жесткий, угрожающий. Вдалбливание
одной ноты, активный ритм с триолями и пунктиром. Тема исполняется в
унисон, в октавном удвоении, фортиссимо духовых инструментов, где
особо выразительно
звучит медная группа – фанфары зла. Сам
композитор назвал ее зерном всей симфонии, главной мыслью.
Она
появляется во всех узловых моментах, несколько раз внутри первой части
и в Финале.

6.

ГЛАВНАЯ ПАРТИЯ
«Безотрадное и безнадежное чувство делается все сильнее и
более жгуче».
Главная партия очень объемная, развернутая, в трехчастной форме с
развитием. Основная тема имеет порывистый взволнованный
характер, мелодия хроматизирована, передает душевное смятение,
основные мотивы развиваются в виде секвенций. Беспокойный ритм с
пунктиром и синкопами.
В конце наступает быстрый спад до пианиссимо.

7.

ПОБОЧНАЯ ПАРТИЯ
ПОБОЧНАЯ сфера представлена двумя темами.
1 побочная тема. Тональность as-moll. Характер задумчивый лирический,
просветленный. Гибкая пластичная мелодия звучит у солирующего
кларнета. Напевные фразы перемежаются быстрыми хроматическими
пробежками-спусками.
«Не лучше ли отвернуться от действительности и погрузиться в
грезы? О радость! по крайней мере, сладкая и нежная греза явилась.
Какой-то благодатный, светлый человеческий образ явился и манит
куда-то»

8.

ПОБОЧНАЯ ПАРТИЯ
2 побочная тема. Тональность - H-dur. Светлый безмятежный характер,
тонально она очень удалена от главной (их тоники на расстоянии
тритона). Это противоположный полюс жизни. В мелодии подъем вверх
сменяется плавными покачивающимися мелодическими ходами.
«Как хорошо! как далеко уж теперь звучит неотвязная первая тема
аллегро. Но грезы мало-помалу охватили душу вполне. Все мрачное,
безотрадное позабыто. Вот оно, вот оно, счастье!»

9.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ТЕМА
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ТЕМА – апофеоз счастья. Мажорная, триумфальная.
Тональность H-dur. Тема широкого дыхания, в ней нисходящие ходы по
трезвучиям сменяются гаммообразными подъемами.
«Нет! это были грезы, и фатум пробуждает от них»
Возвращается ТЕМА ВСТУПЛЕНИЯ.
Это грань между ЭКСПОЗИЦИЕЙ и РАЗРАБОТКОЙ.

10.

РАЗРАБОТКА
Разработка по характеру очень напряженная, активная.
По структуре представляет собой 3 волны нарастания. Происходит
столкновение противоборствующих начал - ГП с темой Фатума. Тут
Чайковский продолжает традицию бетховенского симфонизма, это
новое воссоздание ситуации борьбы человека с судьбой.
С каждой следующей волной звучание становится все более
напряженным. Третья волна подводит к кульминации.
В момент кульминации снова появляется тема Вступления (в
исполнении тромбонов), это рубеж, отмечающий начало репризы.

11.

РЕПРИЗА
В репризе возвращаются все основные темы симфонии. Необычен тональный
план репризы. Основная тональность восстанавливается не сразу.
Главная партия и 1 побочная - в ре миноре. 2 побочная – в фа мажоре.
На грани репризы и коды снова звучит зловещая тема вступления.
– вершина всей первой части, её кульминация. Убыстряется темп,
нарастает эмоциональный накал. Это последний этап борьбы.
кода
Итог первого этапа этой драмы П.И. Чайковский описал так:
«Итак, вся жизнь есть чередование тяжелой действительности со
скоропроходящими сновидениями и грезами о счастье… Пристани нет…
Плыви по этому морю, пока оно не охватит и не погрузит тебя в
глубину свою.»

12.

II ЧАСТЬ. ANDANTE
Andantino in modo di canzona (неторопливо , в характере песни), b-moll.
Форма – сложная трехчастная.
«Вторая часть симфонии выражает другой фазис тоски. Это то
меланхолическое чувство, которое является вечерком, когда сидишь один,
от работы устал, взял книгу, но она выпала из рук. Явились целым роем
воспоминания. И грустно, что так много уж было, и приятно вспомнить
молодость... Жизнь утомила… Вспомнилось многое… Все это уж где-то
далеко.»
1 раздел. Основная тема — меланхолическое соло гобоя на фоне пиццикато
струнных. Мелодия напевная, задумчивая. Настроение тихой светлой грусти.

13.

Средний раздел. Характер просветляется, этот раздел более
активный, оживленный, происходит подготовка радостной темы
финала. Тональность F-dur (такая же, как в 3 части и в финале).
Развитие этой темы протекает очень интенсивно, звучность
усиливается до фортиссимо, затем затихает, возвращая к
настроению начала части.
Реприза. Здесь звучат те же темы, что и в первом разделе, но в иной
инструментовке.
Обо всей этой части Чайковский писал: «И грустно и как-то сладко
погружаться в прошлое».

14.

III ЧАСТЬ. СКЕРЦО
Scherzo: Pizzicato ostinato . Тональность F-dur. Форма трехчастная.
«Третья часть не выражает определенного ощущения. Это капризные
арабески, неуловимые образы, которые проносятся в воображении… На душе
не весело, но и не грустно. Ни о чем не думаешь; даешь волю воображению, и
оно почему-то пустилось рисовать странные рисунки…»
1 раздел. Основная тема - подвижная, стремительная, изложена аккордами. Тут
очень необычная инструментовка - исполняется струнными пиццикато. Звучит
причудливо, создается эффект шороха.

15.

Средний раздел. Музыка этого раздела возникла под впечатлением различных
картинок быта.
Сначала звучит тема народно-танцевального склада в характере веселой
задорной песни.
Внезапно возникает совсем другой образ:
Издалека доносится тема военного марша. Ее исполняют медные духовые
(валторны, трубы, тромбоны) в исполнении литавр.

16.

IV ЧАСТЬ. ФИНАЛ
Allegro con fuoco (быстро, с огнем).
Тональность F-dur. Форма – РОНДО-СОНАТА.
«Если ты в самом себе не находишь мотивов для радостей, смотри
на других людей. Ступай в народ. Смотри, как он умеет
веселиться, отдаваясь безраздельно радостным чувствам.
Картина праздничного народного веселья. Едва ты успел забыть
себя и увлечься зрелищем чужих радостей, как неугомонный фатум
опять является и напоминает о себе. Но другим до тебя нет дела.
Они даже не обернулись на тебя и не заметили, что ты одинок и
грустен. О, как им весело! как они счастливы, что в них все
чувства непосредственны и просты. Пеняй на себя и не говори, что
все на свете грустно. Есть простые, но сильные радости. Веселись
чужим весельем. Жить все-таки можно.» (П. Чайковский)
В финале противопоставлены две образные сферы:
1) картина народного веселья, праздник (внешний мир) и
2) внутренний мир героя симфонии
- его лирикодраматические переживания, где очень важный момент вторжение темы Фатума из Вступления.

17.

В музыке финала взаимодействуют три основных темы:
1) нисходящая вихревая тема, радостная, праздничная, интонации которой
постепенно «прорастали» в предыдущих частях;
2) тема хороводной песни «Во поле берёза стояла»;
3) могучий и радостный народный пляс.

18.

В ходе музыкального развития разертываются вариации на тему
«Во поле береза стояла…»
Тема драматизируется, звучит с надломом, включает
хроматические гармонии, что не характерно для народной
музыки (она варьируется на «западный манер»). Кучкисты
критиковали Чайковского за неумение сохранить дух русского
фольклора.
Постепенная драматизация приводит к грозному звучанию темы
рока. Но вот что удивительно – на фоне народного веселья она
теряет свою роковую силу, просто отодвигается в сторону,
возвращается атмосфера народного веселья.
Хотя герой ещё не разделяет неистощимого народного
оптимизма, но выход будто бы уже найден:
«Смотри на других людей. Веселись чужим весельем. Жить
всё-таки можно!»

19.

конец
English     Русский Правила