2.80M
Категория: МузыкаМузыка

5 симфония Чайковского

1.

5 Симфония
Чайковского
Презентацию подготовила:
Брындина Екатерина Ивановна
Учитель музыки
ГБОУ СОШ № 147

2.

А кто такой Чайковский?
Знаменитый русский
композитор, дирижер. Один
из величайших композиторов
мира, автор более 80
музыкальных произведений.
Родился Петр Ильич
Чайковский 25 апреля 1840
года в городе Воткинск

3.

А сколько всего у него Симфоний?
Симфония № 1«Зимние грезы»-1868г
Симфония № 2 «Малороссийская»-1873г
Симфония № 3 -1875г
Симфония № 4-1878г
Симфония № 5-1888г
Симфония № 6 «Патетическая»-1893г

4.

Возвращение к Истокам?
Почти через одиннадцать лет
после создания Четвертой
симфонии Чайковский вновь
обратился к той же теме.
Теперь он хочет решить ее
по-иному: вступить в борьбу
с роком и победить его.

5.

Музыка! Музыка! И еще раз Музыка!
Сезон 1887—1888 годов был у
него очень напряженным.
Больше изматывали не сами
концерты, а то, что было много
вечеров в его честь,
приходилось принимать и
отдавать визиты, слушать
чужую музыку.

6.

Старость не Радость?
Поначалу сочинение продвигалось очень медленно и трудно

сказывалось
огромное
утомление
предшествующих
месяцев. Композитор даже начал сомневаться в своих
возможностях. Тем не менее к 14 августа симфония была
полностью закончена и посвящена И. Ф. Т. Аве-Лаллеману,
видному
музыканту
деятелю,
основателю
и
музыкальному
и
Филармонического общества.
руководителю
общественному
Гамбургского

7.

Провал или Шедевр?
В
обеих
столицах
новая
симфония имела большой
успех у публики, однако
мнение критики не было
столь
единодушным.
один
из
рецензентов
Так
петербургских
говорил
об
упадке таланта Чайковского,
другой
упрекал
безыдейности и рутине.
в

8.

Выступление по частям
Всего в ней 5 частей:
• Вступление симфонии
• Первая часть
• Вторая часть
• Третья часть
• Финал

9.

Вступление
Траурный марш, интонируемый бас-кларнетом в
сопровождении низких струнных. «Полнейшее
преклонение
перед
судьбой...
перед
неисповедимым предначертанием, — пишет об
этом музыкальном образе Чайковский в своих
черновиках. — Сомнения, жалобы, упреки...»

10.

Первая часть
Снова марш, уже более решительный, но тоже
сумрачный и тревожный. Движение порывисто,
ритмика обострена. Постепенно колорит светлеет,
набирает силу, становится все более мощным
музыкальный
поток,
скоро
достигающий
действенной кульминации. Вступает побочная
партия — распевная, с романтическим порывом.

11.

Вторая часть
• Звучит скорбный хорал струнных инструментов, затем
вступает валторна с глубоко проникновенным соло. Ее
поддерживают
деревянные
духовые
с
лирически-
светлыми напевами. Растет, расцветает томительнопрекрасная песнь. Но врывается тема рока. Ответ ей —
после мгновений молчания — еще более экспрессивно
звучащая
мелодия
в
выразительном,
человеческому голосу тембре виолончелей.
подобном

12.

Третья часть
• Свободно переходит его мелодия от инструмента
к инструменту, прихотливо смещаются акценты,
нарушая
привычную
танцевальную
метрическую сетку, придавая музыке свободу,
широту дыхания. Отстраняются, отходят на
задний план трагические коллизии

13.

Финал
• Начинается
подчеркнуто
вслед
за
последними
торжественным,.
аккордами
Марша,
не
вальса
желающего
подчиниться привычному ритму шага. Это звучит тема рока
— преображенная, ставшая музыкой силы,, мужества.
Врывается другой образ: стремительный вихрь движения. Из
него временами вычленяются отдельные «реплики», затем все
вновь
сливается
в
один
поток.
Снова
и
снова
в
пронзительном, прорезающем полную звучность оркестра
тембре медных, звучит тема рока.
English     Русский Правила