12.46M
Категория: ПравоПраво

Развитие римского, канонического и городского права

1.

Развитие римского,
канонического и городского
права
Автор: Павлинчук Ксения (ЮЮРбд-22-21)

2.

Рецепция римского права
• Ещё в раннефеодальных монархиях, образовавшихся на развалинах Западной
Римской империи, сохранились элементы римской правовой культуры и
законодательства, а для галло-римского населения создавались специальные
сборники римского права, наибольшую известность из которых получил lex
Romana Wisigothorum, составленный в начале 6 в. при короле вестготов
Аларихе II
• Распространению римского права способствовала также католическая церковь;
большую роль в этом сыграли глоссаторы и особенно постглоссаторы, не
только преподававшие классическое римское право, но и обработавшие его
применительно к условиям феодального общества. Особенно глубокие
последствия имела Р. р. п. в Германии, где оно в несколько модифицированном
виде (пандектное право) действовало вплоть до 19 в.

3.

Школы римской юриспруденции во Франции и
Италии.
• Италии существовали особые юридические школы (Фиккер,
Фит-тинг). Древнейшею из них была школа в Павии; потом
возникла школа в Вероне, наконец—в Нонантоле. В двух
первых занимались по преимуществу лангобардским правом,
которое получило здесь некоторую теоретическую
разработку; в Нонантоле (близ Модены по границе Романьи)
преобладал интерес к римскому праву, сила которого
наименее утратилась в Романье, где в судопроизводстве
сохранялся римский порядок.
• Во Франции не было особых юридических школ, но римское
право преподавалось в общих школах. Они процветали под
римским владычеством в IV и V вв. и пришли в упадок с
покорением страны Франками; однако и тогда об отдельных
личностях свидетельствуется, как о знатоках римского права.

4.

Университетское преподавание и
практический интерес к римскому праву.
• Интерес к римскому праву был связан с тем, что с
усилением королевской власти появилось стремление
правителей ослабить значение народных правовых обычаев
в судах. В связи с этим королевскою властью назначались
судьи, знакомые с римским правом
• Возникновение западных правовых систем нового времени
в конце XI и в XII в. было тесно связано с возникновением
первых европейских университетов. Именно там впервые в
Западной Европе право преподавалось как четко
очерченный и систематизированный свод знаний, наука, в
которой отдельные юридические решения, нормы и
законодательные акты изучались объективно и объяснялись
с точки зрения общих принципов и истин, базовых для всей
этой системы в целом.

5.

Школа глоссаторов
• Основатель Ирнерий (1055-1130) – работал в Болонском Университете создал школу
глоссаторов. Глоссаторы делали свои пояснения и уточнения по тексту юстиниановых
памятников в виде глосс. Некоторые глоссы представляли собой суммированное
изложение комментируемого отрывка (брокардики) или содержали широкие правила,
выведенные из текста (правовые максимы).
• Глоссаторы составляли учебники права, включавшие краткий пересказ глосс и
называвшиеся – Суммами, сборники спорных вопросов, а также казусов. Прорабатывая
памятники римского права, глоссаторы преодолевали казуистический характер римского
права, вводили широкие обобщения, создавали новую систематику.
Ввели понятия
- единой концепции вещного права
- единая система понятия «владение»
- положили начало юридической науке.
Со временем приобрели такой авторитет, что установилось правило – «что не признает
глосса, то не признает суд».

6.

Школа глоссаторов
• К наиболее известным глоссаторам относились
основатель этой школы Ирнерий (1065—1125),
который первым прочел публичные лекции по
имеющимся в его распоряжении источникам
римско-византийского права. Его учениками были
Плацентии, Мартин, Бургундио, Рожер, Бассиэн,
Пиллиус, Булгар, Гу- голен, Азо, Рофруа, Аккурсий
и Яков и др.
Glossa Ordinaria

7.

Деятельность Ирнерия.
• Ирнерий был одним из первых ученых, написавших “глоссы” на
римское право, сами названия которых дали имя Школе глоссаторов.
• Подобный метод интерпретации вошел в науку как глоссирование
текста, то есть написание на полях текста нового текста-толкования.
Именно по этой методике и работала созданная Ирнерием школа
глоссаторов,
• Ирнерий был автором книги “Summa Codicis” – первого
систематического изложения римского права, которое было сделано в
средневековье.
• Его подстрочные глоссы к работе Юстиниана, “Корпус Юрис
Цивилис”, составили содержание его книги “Summa Codicis”. Эта
работа стоит у истоков европейского права и представляет собой
систематическое, всеобъемлющее и рациональное изложение основ
римского права.
• Основные труды: “Authentica”, “Formularium tabellionum Quaestiones”,
“Summa Codicis”, “Quaestiones de juris subtilitatibus”.

8.

Схоластический метод.
• Метод познания, не допускающий противоречий с догматом. В
Средние века в качестве такого догмата выступали тексты Библии, а
также Платона и Аристотеля (см.). Научному анализу ставятся
определенные пределы. Обычно этот метод содержал стадии
этимологического, семантического, концептуального и
спекулятивного анализа.
• На стадии этимологического анализа обсуждалось происхождение
слов, их значения.
• Семантический анализ, особенно если это касалось священных
текстов, был нацелен на морализирование.
• Концептуальный анализ предполагал выяснение хода мыслей
авторов произведений.
• На спекулятивной стадии выяснялись следствия из усвоенного,
проводилась систематизация знания. Схоластический метод часто
характеризуют исключительно в негативных тонах.

9.

«Большая Глосса» Аккурция 1250 г.
• Аккурсий в 1260 г. скомпилировал работы всех знаменитых глоссаторов,
сделал извлечения, снабдил их собственными примечаниями и составил
полный комментарий к Corpus Juris Civilis. В литературе этот труд получил
название «Стандартной глоссы» (Glossa ordinaria), «Большой глоссы»
(Glossa magna), «Глоссы Аккурсия» (Glossa accursiana).
• Глосса содержала 96–97 тыс. глосс и обобщала знания всех предыдущих
поколений глоссаторов.
• В судах Глосса почти сразу стала настольной книгой. Ее влияние оказалось
громадным. Глосса Аккурсия стала первостепенным источником
дальнейшей разработки римского права. Прежние глоссы перестали
употреблять; из Кодификации Юстиниана были признаны имеющими
законную силу только те места, которые признавались Глоссой Аккурсия, и
только в том виде, как в ней были определены их смысл и пространство
действия. Кстати, в Глоссе можно найти зачатки многих учений,
касающихся в том числе и отдельных институтов международного частного
права. Очень скоро Глосса стала важнейшим предметом изучения и
сделалась сама предметом толкования.

10.

Школа постглоссаторов
• Основателями школы постглоссаторов считаются испанский ученый
Раймонд Луллий (1234–1315) и француз Жак де Равиньи. Они оба были
философами и богословами, что отразилось и на характере всей школы.
• Постглоссаторы стремились практически использовать римское право,
приспособить его решения к новым условиям. В связи с данной целью
сочинения этих ученых имели иную форму, нежели сочинения
глоссаторов: систематические сборники («Summae») исчезли и появились
обширные комментарии («Repetitiones», «Lecturae», «Quaestiones»,
«Concilia»).
• Комментаторы ввели в юридическую теорию и практику очень
существенное понятие о юридическом лице (persona fictiva – фиктивное
лицо), с помощью которого стали разрешаться практически очень
сложные вопросы взаимных требований людей и
учреждений, государства, церкви. Особенно важным оказалось
новшество, внедренное в классическое понятие о собственности:
разделение на «прямое господство» (dominium directum) и «полезное
обладание» (dominium utile). С его помощью реалии иерархической
земельной собственности феодального типа оказались включенными в
общую систему других норм традиционного римского вещного права.
Раймонд Луллий

11.

Деятельность Бартоло де Сассоферато
(глава школы постглоссаторов)
• Из сочинений Бартола известны Комментарии к Corpus iuris
civilis – к Пандектам, Кодексу, Новеллам, Институциям.
• Известны и более мелкие произведения: Concilia, Quastiones,
Tractatus. Quastio inter virgintm Mariam наглядно представляет,
каков в ту эпоху был нормальный ход судебного процесса.
Tractatus de statutes есть первое по времени исследование о
соотношении разноместных законов.
• Отдельные произведения Бартолапечатались с 1470 г., первое
полное их собрание издал Дипловатакциус (Венеция, 1521);
наиболее полное собрание вышло в Базеле (1588—89), потом
оно многократно переиздавалось (Вена, 1590, 1603, 1615);
последнее издание «Opera omnia» (Мюнхен, 1843-45) осталось
неоконченным.

12.

Соперничество легистов и декретистов.
• В споре императоров и церкви легисты-глоссаторы
выступали на стороне светской власти. Большинство
легистов (юристов) утверждало, что народ передал
императорам всю власть, которая неограниченна и
наследственна. Ссылаясь на законы Римской империи, где
воля императоров считалась высшим законом, легисты
полагали главным источником права законы, установленные
светской властью императоров, королей, городов.
• Аналогичные идеи с XIV в. обосновывали постглоссаторы.,
комментаторы, применявшие правила схоластической
логики к обработке материала, собранного глоссаторами.
Некоторые юристы средних веков считали свободу
естественным правом, а рабство — порождением насилия.

13.

Соперничество легистов и декретистов.
• В противовес школам легистов в XII в. была создана
школа канонистов, систематизировавших папские
декреты и буллы, решения церковных соборов,
высказывания отцов церкви, положения Библии.
• Естественное право они отождествляли с
божественным законом, изложенным в священных
книгах, а единственным источником человеческого
права считали обычай.
• Канонисты одобряли старые решения синодов (IX в.),
строго запрещавшие епископам и аббатам наделять
свободой рабов или посвящать их в духовный сан.
Канонисты грозили анафемой тем, кто поощрял рабов
к бегству или помогал беглым рабам.

14.

Школа гуманистов.
• В историко-правовой науке понятие юридического гуманизма обозначает особое
направление изучения римского права, сложившееся благодаря культуре
Возрождения. Французские правоведы-гуманисты отбросили всякую
почтительность в отношении прежней юридической традиции и сделали
гуманистический метод знаменем оппозиции итальянским бартолистам, а также
Римской церкви.
• Последователи гуманистического направления стали относиться к римскому
праву по-другому. Свод Юстиниана они начали анализировать исторически и
филологически. Старые тексты стали очищаться от искажений, в римском праве
увидели развитие: правила эпохи Цицерона и Цезаря были совсем не такими, как
во времена Юстиниана. Отношение к римскому праву как к писаному разуму
было поколеблено; оно осталось классическим образцом. Новая форма изучения
римского права получила название «галльского метода», и наиболее видными
представителями гуманистической школы стали французы Я. Куяций (XVI в.) и
Я. Готофред (XVII в.).

15.

Деятельность Ж. Куяция и Я. Готофреда.
• Жак Кюжа (1522-1590)
• Он выдвигает на первый план чистое
римское право, рассматривает его в
связи с жизнью и культурой
• В своих трудах восстановляет неясные
до тех пор подробности этой культуры,
дает длинный ряд верных толкований
норм римских юристов, вместо
искаженных комментаторских, старается
оживить образы истинных творцов
римского права

16.

Деятельность Ж. Куяция и Готофреда.
• Готофред:
• Его наиболее важной работой была
публикация критического и
комментированного текста Кодекса
Феодосия.
• Другой важной работой была
реконструкция Закона о двенадцати
таблицах (раннеримское право). Он так
же впервые опубликовал по найденным
им рукописям полный текст
Юстинианова Свода.

17.

Школа пандектистов.
• При проведении общеимперской судебной реформы 1495 – 1530
гг. было специально оговорено, что римское право имеет прямую
и вышестоящую силу в новых судах («Кто ссылается на римское
право, имеет основательный иск»); собственное германское право
в случае коллизий должно было уступать место римскому как jus
commune (общему праву). Такое прямое использование римского
права в качестве общегосударственного получило название
нового применения (Usus modernus Pandectarum). В дальнейшем
на его основе сложилась знаменитая научная школа пандектного
права.
• Представители школы Ф. К. фон Савиньи и их последователи —
пандектисты (Г. Пухта, Б. Виндшайд, Г. Дернбург, Ф.
Регельсбергер, Ю. Барон, А. Бринц, и др.) завершили
многовековую переработку системы римского частного права: из
казуистичных норм как результата практического мышления
римских юристов оно трансформировалось в дедуктивно
выстроенную систему, где правовые институты особенной части
основываются на системе общих понятий, институтов и
немыслимы без нее.
Георг Фридрих Пухта

18.

«Новое применение» римского права в
Германии и научная школа его изучения
• Римское право к концу XVI-XVII вв. становится «общим правом» Германии.
• Судьи мотивировали свои решения, ссылаясь на Свод Юстиниана, который
рассматривался как действующее законодательство. Только рецепция римского права
дала Германии единое гражданское право, которое не в состоянии была создать
слабая императорская власть. Римское право при рецепции приспосабливалось к
условиям времени и немецким правовым воззрениям и потребностям.
• Например, не были реципированы институты, отжившие свой век, как, например,
институт рабства, стипуляция; отцовская власть в соответствии с немецкими
воззрениями была ослаблена и урезана и т. д.
• В XVI - XVII вв. в результате взаимодействия реципированного римского права и
действующего местного права постепенно создавалось обновленное (современное)
римское право, или пандектное право.

19.

Специфика рецепции римского права в
Англии
• Специфическая роль римского права в Англии в XII—XIII вв. состояла в том,
что оно являлось инструментом ускоренной формализации общего права. Но
подобная служебная роль римского права не могла иметь длительного
значения, она могла оставаться прежней лишь до тех пор, пока процесс
формализации общего права не завершился. Завершение данного процесса
приходится как раз на конец XIII в.
• Влияние римского права выражено в:
• Дифференциации всех исков на уголовные и гражданские, английское право
того времени не знало такого деления.
• Заимствовании в вещном праве и видах контрактов.
• Развитии права в Англии через прецедент.

20.

Творчество Г. Брэктона, Р. Глэнвилла, Э.
Кока и др.
• «Трактат о законах и обычаях Англии»
(1188 г, Р. Гленвилл)
• «Трактат о законах и обычаях Англии»
(1250 г. Г. Брэктоном)
• «Институты права Англии»(1628 г. Э. Кок )
Эдвард Кок

21.

Библиографический список:
• Журнал международного публичного и частного права. № 2. 2008. С. 43-47. И.В.
Гетьман-Павлова. [Текст/электронный ресурс] /
https://pravo.hse.ru/data/2013/07/01/1285595206/%D0%91%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%20%D0%B4%D0%B5%2
0%D0%A1%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%20(%D0%B6%D0%B8%D0
%B7%D0%BD%D1%8C%20%D0%B8%20%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE).pdf
• Гарольд Дж. Берман ЗАПАДНАЯ ТРАДИЦИЯПРАВА: эпоха формирования.
[Текст/электронный ресурс] / https://fsspx-
fsipd.lv/components/com_booklibrary/ebooks/berman_zapadnaja_tradicija_prava.pdf
• Полдников Д.Ю.. Доктрины договорного права Западной Европы XI-XVIII вв.. 2012.
[Текст/электронный ресурс] / https://sci-book.com/prava-gosudarstvaistoriya_1195/doktrinyi-dogovornogo-prava-zapadnoy-evropyi.html
• Гримм Д.Д. Лекции по догме римского права. СПб., 1916. [Текст]
• [Электронный ресурс] / https://history.wikireading.ru/395058
English     Русский Правила