44.48M
Категория: КультурологияКультурология

Русские народные костюмы

1.

Д. Г. Левицкий. Портрет
Агафьи Дмитриевны
(Агаши) Левицкой,
дочери художника, в
русском народном
костюме девушкигорожанки, 1783 г.

2.

Кокошник
кормилицы,
конец 19-нач
20 в.

3.

4.

Сарафан и телогрея.
Центральные губернии,
первая половина XIX в.

5.

6.

7.

8.

Шугай, украшенный золотным
шитьем (вышивкой золотыми
нитками). Нижний Новгород

9.

10.

11.

12.

1. Олонецкий кокошник, Карелия
2. Однорогий костромской кокошник
3. Владимиро-нижегородский кокошник
4. Псковский кокошник
5-6. Тверской кокошник
7, 9. Южнорусский кокошник «златоглав» (Курская и Орловская губернии)
8. Северорусский кокошник (Архангельская, Вологодская губернии, север Вятской
губ.)

13.

14.

15.

16.

Владимиро-нижегородский
кокошник

17.

Название «кокошник» происходит от
древнеславянского «кокош»,
обозначавшего курицу. Характерной чертой
этого головного убора является гребень,
форма которого в разных губерниях была
различной. Кокошники делали на твёрдой
основе, сверху украшали парчой,
позументом, бисером, бусами, жемчугом, у
наиболее богатых — драгоценными
камнями. Они имели матерчатое дно.
Нижний край кокошника часто обшивали
поднизями — сеткой из жемчуга, а по
сторонам, над висками крепили рясна —
низко спадающие на плечи нити
жемчужных бус. Кокошник расшивали
различными орнаментами-оберегами и
символами супружеской верности и
плодородия, кокошник был не только
украшением женщины, но и ее оберегом.
Кокошники тщательно хранили в семье и
передавали по наследству.
Костромской кокошник

18.

На кокошнике по бокам
— S-образные фигуры
лебедей — символов
супружеской верности.

19.

Владимиронижегородский
кокошник

20.

Тыльная часть
кокошника
вышивалась
особенно богато:
стилизованный куст
символизировал
древо жизни,
каждая веточка
которого — новое
поколение; часто
располагалась над
веточками пара
птиц, символ связи
земли и неба и
брачующейся пары,
в лапках птиц —
семена и плоды.

21.

Портрет женщины в
костюме Псковской
губернии

22.

23.

Кокошники
Олонецкой губернии

24.

25.

26.

Тверские кокошники

27.

28.

И. Я. Аргунов. Портрет
неизвестной
крестьянки в русском
костюме, 1784.
На женщине кокошник
южнорусского типа
(Курская или Орловская
губерния)

29.

30.

Девичья повязка. Русский
Север, 18 век.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

Пиком этой моды стал
Костюмированный бал
1903 года в Зимнем
дворце, гости которого
были одеты по моде XVII
века, в частности, в «часто
утрированные в «оперном»
стиле русские кокошники».
Император Николай II и
императрица
Александра Фёдоровна в
костюмах царя Алексея
Михайловича и царицы
Марии Ильиничны
Милославской

39.

Княгиня Зинаида
Николаевна Юсупова

40.

Княгиня Ольга
Константиновна
Орлова

41.

Екатерина Ильинична Татищева и фрейлина баронесса Эмма Фредерикс

42.

43.

44.

45.

46.

Гжель – это самый известный русский
народный керамический промысел.
Подмосковный район из 30 деревень,
который находится в 60 километрах от
Москвы, славился своими гончарными
изделиями еще с XVI в.
Первые документальные упоминания о
поселении на берегах реки Гжелки найдены
среди грамот Ивана Калиты. Слово
“Гжель” пришло из седой старины, когда
целый район с многочисленными
разноименными деревнями называли
Огнель, Акжель, Жгель - вкладывая в
названия определенный смысл “ Жечь”,
“Обжигать”.
Гжельский фарфор - это вазы, посуда в
наборах, предметы для сервировки,
украшения стола и интерьера, сервизы, а
также разнообразные сувениры.
Основные элементы гжельской росписи «широкая и узкая полоса», «точка»,
«волна», «кустик», «лепесток», «сетка»,
«листок».

47.

48.

49.

50.

На берегу Волги стоит славный и
древний город Городец.
Жители Городца и окрестных
селений славились как умелые
плотники, резчики по дереву. Леса
давали материал, из которого
делали все: от детских игрушек и
колыбелей до кораблей.
Со временем мастера стали
расписывали короба, игрушки,
посуду, мебель и даже части дома
- ставни, двери, ворота.
Городецкая роспись - как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

51.

52.

53.

Жил когда – то в нижегородских лесах
чудо – мастер. Построил он дом на берегу
реки и начал делать да красить
деревянную посуду. Его узорные чашки и
ложки были похожи на золотые. Слава об
этой посуде и до Москвы дошла, и дальше
по всему миру пошла. И тогда передал
мастер секрет «золотой посуды» жителям
села Хохлома, а сам исчез…
В старину люди ели из деревянной
посуды. В селе Хохлома искусные мастера
делали деревянную посуду и расписывали
ее красивой росписью, отправляли в
другие города. Посуда эта нравилась
людям своей яркостью, праздничностью,
узорами. Чашки, ложки, ковши
пользовались большим успехом.
Позже стали делать и детскую мебель.
Как волшебница Жар-птица,
Не выходит из ума
Чародейка-мастерица,
Золотая Хохлома!

54.

55.

56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.

История Жостовского промысла восходит к началу ХIХ
века, когда в ряде подмосковных сел и деревень (в их
число входило и Жостово) возникли мастерские по
изготовлению расписных лакированных изделий из
папье-маше. Возникновение жостовского расписного
подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых.
Датой основания считается 1825г. Чуть позже
расписывать стали и железные подносы. Для
производства жостовских подносов применяется
тонкая кровельная сталь. После этого подносы
грунтуют, шлифуют и несколько раз покрывают
масляным лаком обычно черного цвета с просушкой
каждого слоя в печи.
Затем мастера расписывают подносы от руки
масляными красками без применения трафаретов
и образцов, полагаясь на свою фантазию. Основной
мотив росписи — цветочный букет простой
композиции, в котором чередуются крупные садовые и
мелкие полевые цветы. Роспись производится обычно
по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному,
серебряному) причем мастер работает сразу над
несколькими подносами. Вначале делается замалёвoк
(основные силуэты букета), затем выправка:
накладываются тени, прописываются светлые места,
наносятся плотные мазки, блики, тонкими линиями —
прожилки листьев, тычинки, а потом крупные цветы
связываются с более мелкими элементами узора
травами, стеблями и т.д., в последнюю очередь
наносится орнамент, расположенный
на бортах (т.e. уборка). После росписи жостовские
изделия снова трижды покрывают бесцветным лаком с
просушкой в печи и полируют тонким порошком
вручную до зеркального блеска.
English     Русский Правила