Похожие презентации:
Готический стиль XIII-XIV веков
1.
2.
В эпоху господства готического стиля (готики) главная рольв общественной жизни принадлежит не монастырю или
замку, а городу. В нем протекает бурная и пестрая светская
жизнь. Туда из монастыря перемещается ремесленное
производство, там сосредоточены цеховые организации.
Ремесла и торговля способствуют прогрессу феодального
общества.
Развивается архитектура. Соборы и гражданские здания
имеют красивые, вытянутые вверх силуэты и очень
изысканный декор. Замечательные образцы статуарной
скульптуры и рельефа украшают фасады готических
соборов.
В городах открываются университеты. Профессора,
студенты, богатые бюргеры покупают книги, спрос на
которые растет. В связи с этим развивается книжная
миниатюра и увеличивается выпуск книг.
Развивается и изменяется костюм.
3.
Идеал красотыИдеалом мужской красоты является уже не мужественный
рыцарь с суровым лицом и крепким телом, а изнеженный,
утонченный, несколько женственный щеголь с длинными
кудрями, в одежде, напоминающей женскую, с обилием
деталей, в том числе зубчиков, фестонов и бубенчиков.
Идеал женской красоты — гибкое тонкое тело, длинная шея,
голова с высоким лбом, слегка наклоненная вперед,
несколько прогнутая в области поясницы спина и
выступающий вперед живот (для чего под юбкой
закреплялись стеганые подушки — босы), затянутый в корсет
лиф с завышенной талией. Так достигался модный Sобразный силуэт. Чтобы шея казалась длиннее, над ней
сбривали волосы, иногда до середины затылка, а чтобы
увеличить высоту лба, сбривали волосы от линии роста к
темени. Оставшиеся волосы прятали под головными уборами
самых изощренных форм и размеров. Модными были лицо
бледное, почти без косметики, морщины — признак мудрости,
выщипанные брови и ресницы. Женщина казалась хрупким,
изогнутым, чахлым растением.
4.
Виды и формы одежды. ТекстильМужчины и женщины носили в основном накладные и распашные
одежды: котт, сюрко, котарди, жакет, пурпуэн, упе-лянд. Драпирующимися
были только плащи, накидки, покрывала. К поясным одеждам относились
штаны.
Текстиль был очень разнообразным: фламандское и итальянское сукно
ярких цветов. Сукно было тонким, прочным и эластичным, одежда из него
хорошо подгонялась к фигуре. Знать носила одежды модных красного,
зеленого, синего и белого цветов. Простолюдины ходили в одежде серого,
землистого оттенка, окрашенной растительными красителями, например
соком орешника. Появляется ткань с эффектом «шан-жан», т. е.
меняющая цвет на свету. Очень моден был желтый цвет, считавшийся
мужским. Желтое сукно было дорогим из-за дороговизны красителя.
Продолжает развиваться «лоскутная» мода «мипарти». Встречались
штаны «мипарти», сочетавшие в себе части синего и зеленого цветов.
Такое сочетание цветов имело символическое значение (синий цвет —
верность, зеленый — влюбленность), поэтому надевали их не все.
Повседневные платья шили обычно из ткани серого, черного,
фиолетового цветов. Однако фиолетовый шелк использовался также и
для изготовления нарядной одежды.
5.
В эпоху готики в Европе узорные ткани изготовлятьеще не умели. Поэтому сукно и шерсть расшивали
серебряными и золотыми нитями. Роскошные узоры,
различные орнаменты (рис. III.26), например очень
модное «павлинье око», превращали ткань и саму
одежду в драгоценное изделие. Одежда из красной
английской шерсти «шарлах» отличного качества из
зеленого гентского сукна считалась признаком
хорошего тона. С XV в. модным стал черный бархат.
В эпоху готики существуют два силуэта мужской и
женской одежды: очень облегающий вследствие
сложного кроя и очень свободный, характерный для
верхней одежды: упеляндов, плащей.
Пожилые люди и знать, особенно бургундская,
предпочитали свободные длинные одежды,
молодежь — короткие, облегающие.
В период готики продолжается развитие
портновского ремесла. Сложный крой, позволявший
добиваться плотного и удобного облегания тела
одеждой, достигался применением муляжного
моделирования, т.е. наколки на манекене. За
выполнением наколки следовали раскраивание и
пошив изделия, что обусловило появление съемного
рукава, клиньев, вытачек, воротников. Вшитые
рукава появились одновременно с застежкой и
распашной одеждой.
6.
Мужская одеждаДо XIV в. мужчины носили котт и сюрко,
но эти длинные одежды постепенно
вытеснялись короткими. Так, появилась
прилегающая куртка котарди (рис.
III.27), напоминавшая рыцарскую
«рубашку», длиной до середины бедер
либо короче, с рукавами различной
длины, ширины и формы, иногда с
длинными «языками». Куртка котарди
имела декоративный пояс из чеканных
бляшек, облегавший бедра. Чуть позже
появился жакет, плотно облегающий
тело и туго стянутый на талии, ниже
которой он расходился веером складок.
Он имел рукава, высоко поднятые с
помощью присборенного оката (рис.
III.28).
7.
Иногда плечи и верхнюю часть рукава подбивали ватой. Часто жакет имелоткидные рукава. Прямая высокая линия плеч, тесное облегание тела
одеждой натуралистично обрисовывали его формы и подчеркивали
мужественность. При этом в одежде допускалась некоторая игривость:
выглядывающие рубашка, нижнее белье, детали штанов, пояса, подвязки.
Все это стало типичной чертой мужской моды при бургундском дворе.
Котарди и жакет носили с коротким плащом манто полукруглая сторона
которого обычно располагалась по правому боку (рис. III.29). Носили также
пурпу-эн с баской из трапециевидных клиньев — обычно «мипарти» (рис.
III.30).
8.
Манто прикрывало одну руку, как пелерина, а другая рука оставалась свободной. Оно моглобыть из узорчатой дорогой ткани либо из сукна, шерсти, бархата и оторочено мехом.
Продолжается мода «мипарти». Штаны-шоссы часто кроят в виде чулок с кожаным следом
либо носят с обувью, имеющей клювообразный носок. Прикрепляются они к нижней
плечевой одежде — жипону, который надевался под котарди, жакет, пурпуэн.
Приблизительно с 1360 г. появляется свободный широкий упелянд, сменивший сюрко. Это
была более удобная верхняя одежда из сукна, шерсти и даже шелка с очень широкими по
низу рукавами. Теплый вариант упелянда отделывался мехом (рис. 111.32).
Упелянд из дорогих тканей считался праздничной одеждой (рис. III.33, а) и был разной
длины: от середины бедер, как жакет, и до пола. Периодически в мужской одежде появлялся
нарамник. Он мог быть длинным и коротким, иногда поверх нарамника надевали пояс.
Мужской верхней одеждой был также роб до колена с капюшоном и меховой отделкой (рис.
III.34).
9.
Женская одеждаЭто длинные многослойные одежды из
ярких контрастных тканей с роскошной
узорчатой вышивкой: нижняя рубашка,
платье котт, сюрко, плащ или упелянд.
Сначала платье котт шнуровалось на
груди и по бокам. Сквозь шнуровку
виднелась тонкая рубашка кремоватого
оттенка, подкрашенная шафраном.
Постепенно крой изменился так, что
котт и сюрко стали тесно облегать
тело. Лиф сюрко имел глубокий Vобразный вырез, подол был поддернут
и из-под него выглядывало
контрастное по цвету котт. На животе
под котт прикрепляли стеганые
подушечки-босы; сзади на юбке был
шлейф.
10.
Сюрко могло иметь короткие рукава с языками, тогда этобыло так называемое женское котарди (рис. III.35). Одно
время носили сюрко с большими боковыми вырезами
(«адскими окнами»). Такое сюрко напоминало современный
сарафан (французское «королевское сюрко»). В качестве
верхней одежды женщины также носили упелянд (рис. III.33,
б; III.36).
11.
ОбувьОбувь была очень разнообразна
и имела клювообразный носок.
Это полусапоги пулены (рис.
III.37, а), хуссо для верховой
езды (рис. III.37, б), галоши (рис.
III.38, а, б, в), башмаки на низком
каблуке (рис. 111.38, г) и др.
Обувь знатных людей была из
золоченой и пурпурной кожи. У
бургундских аристократов была
популярна обувь из белой кожи.
В эту эпоху получили
распространение сумки и
перчатки.
12.
Головные уборы, прически, украшения, косметикаМужские прически были довольно однообразны. Это
разновидности пейзанской стрижки и стрижки «под Христа».
Молодежь носила длинные завитые волосы, зрелые мужчины —
более короткие, а также аккуратные бородки. Простолюдины
стриглись «под скобу», «в кружок».
Женские головные уборы поражали вычурностью и роскошью. Это
рогатые чепцы, высокие конусообразные колпаки генины,
«сахарная голова», эннены (рис. III.41) и др. Эннен напоминал
генин, но имел две волнообразные глубокие складки по всей
длине. Эти головные уборы выполнялись из парчи и бархата на
каркасе и дополнялись вуалью (рис. III.42). Церковь считала их
карикатурой на готические соборы и неоднократно подвергала
публичному проклятию и сожжению на кострах.
13.
Прическам не придавалось большого значения, так какони были спрятаны под головными уборами. «Рыцарские
косы» исчезли, остались «улитки», «баранки»,
вложенные в темплеты — чехольчики, сеточки, которые
частично выглядывали из-под покрывала (рис. III.43;)
Модным было покрывало круселер на каркасе
прямоугольной формы. Круселер красиво обрамлял лицо
пеной воланов, края которых были вырезаны фестонами
(рис. III.44;). Эта отделка называлась «фанфрелюш».
Носили также шляпы туре из фетра, различные вуали.
14.
У мужчин были популярны шапероны скорнетом, отделанным фестонами и
длинным концом «ке», либо без корнета,
тюрбаны, а также высокие бонне.
Украшения в основном использовали на
головных уборах. Это были пряжки,
брошки, подвески из золота и серебра,
павлиньи перья, дорогая вышивка.
Бубенчики также являлись «звучащим»
украшением на одежде.
Косметикой пользовались мало.