Похожие презентации:
Философия XX века. Лекция 8
1.
ФИЛОСОФИЯ XX ВЕКА2.
• В XX в. на смену универсальным системам приходят философиянауки как методология познания, прагматизм как философия действия
и герменевтика как истолкование текстов и т.п. Одно из основных
отличий философии XX в. в том, что она больше занята человеком
как конкретной индивидуальностью.
• Основные направления:
3.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (МАРТИН ХАЙДЕГГЕР, АЛЬБЕР КАМЮ, ЖАН-ПОЛЬ САРТР)• «Экзистенция» — существование («Существую, следовательно, мыслю»)
• Основные черты экзистенциализма — обращенность к отдельной личности, восстановление и
возвеличивание роли индивидуальности в общественном развитии.
• Главное внимание экзистенциалисты уделили наиболее важным, с их точки зрения, состояниям и
чувствам человека, таким, как тревога, страх, совесть, забота, отчаяние, любовь и т.п.
• Самым естественным состоянием человека, в котором он раскрывается наиболее полно, является страх
(самый большой страх – это страх неизбежной смерти); он естественен и связан с отсутствием веры в
загробную жизнь.
• В жизни нет духовной цели, а стало быть, она нелогична, абсурдна (пессимизм)
• Свобода — главная ценность и основание всех ценностей. (быть свободным — значит быть самим
собой, не думать и не поступать так, как поступают и думают другие – т.е. волюнтаризм)
4.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (МАРТИН ХАЙДЕГГЕР, АЛЬБЕР КАМЮ, ЖАН-ПОЛЬ САРТР)• Конфликт — изначальный смысл социальной жизни. Человек — эгоист, поэтому зло и борьба с другими
людьми неизбежны.
• Чем больше отвоеванная свобода, тем больше ответственность.
• Человек осужден на ответственность и на вину за свои грехи.
• «Экзистенциализм — это гуманизм» (благодаря своей обращенности к конкретному человеку и есть
наиболее последовательно выраженный гуманизм)
ВЫВОД: Таким образом, экзистенциализм — философия конкретного, обособленного в себе человека,
зовущая его к свободе и обращающая в конечном счете к выводу, что наилучший путь (по которому далеко
не каждый может идти) — становление духа, сфера творчества.
5.
ПСИХОАНАЛИЗ ( ЗИГМУНД ФРЕЙД, КАРЛ ЮНГ)• Сомнения в том, что поведение полностью определяется и контролируется сознанием =) обнаружение
подсознательных мотивов поступков.
• Воле к разрушению и смерти противостоит в человеке воля к жизни, частью которой является сексуальное желание
=) узаимодействие этих двух воль определяет, по Фрейду, поведение человека.
• Сексуальное желание может переходить в творчество. В этом смысле вся духовная культура является сублимацией
(превращением) исходных инстинктов человека.
• Поскольку источником болезни являются подсознательные мотивы, важным становится осознать их (Фрейд
разработал специальную технику, в которой большую роль играет толкование сновидений).
• Архетипы — набор универсальных бессознательных образов или символов, властвующих над человеком (никогда
не может быть полностью раскрыто – Карл Юнг)
6.
ПСИХОАНАЛИЗ ( ЗИГМУНД ФРЕЙД, КАРЛ ЮНГ, ЭРИХ ФРОММ)• Юнг под внутренним ядром человека (он называл его «самость») понимал сумму сознательного и бессознательного
• Сексуальное желание может переходить в творчество. В этом смысле вся духовная культура является сублимацией
(превращением) исходных инстинктов человека.
• Поскольку источником болезни являются подсознательные мотивы, важным становится осознать их (Фрейд разработал
специальную технику, в которой большую роль играет толкование сновидений).
• Архетипы — набор универсальных бессознательных образов или символов, властвующих над человеком (никогда не
может быть полностью раскрыто – Карл Юнг)
• Две модели поведения – «иметь или быть» (человек идет по пути потребительства, когда не осознает свое глубинное
стремление стать полноценной личностью)
• Другая, по Фромму, основная дилемма — между ложным единством в тоталитарном обществе, в котором свобода каждого
подавляется, и истинным единством через любовь.
7.
НЕОПОЗИТИВИЗМ (ЛЮДВИГ ВИТГЕНШТЕЙН, БЕРТРАН РАССЕЛ, КАРЛ ПОППЕР)• Принцип верификации, в соответствии с которым научной может быть только такая теория,
которая подтверждается эмпирическими фактами и для которой существуют воображаемые
факты, опровергающие ее, если бы они на деле имели место (такая теория истинна).
• Логика является адекватным инструментом познания.
• Знание – это есть оправдывающаяся вера всего опыта человека как продукта эволюции.
• Цель неопозитивизма — свести все научные результаты к некоторому количеству базисных
положений, непосредственно проверяемых эмпирически, — оказалась нереализуемой, так
как проверка (опытная) возможна только в естественных науках.
8.
ПРАГМАТИЗМ (ДЖОН ДЬЮИ, ДЕЙЛ КАРНЕГИ)• Философия прагматизма ставит во главу угла деятельность.
• Разум для прагматизма — инструмент добывания успеха в мире, а научные теории — орудия, помогающие в
этом.
• Функция интеллекта не в том, чтобы копировать объекты окружающего мира, а в том, чтобы создавать наиболее
эффективные и выгодные отношения с объектами («мир есть то, что мы из него делаем»).
• Этично с точки зрения прагматизма все, что способствует успеху в делах (прагматизм переходит в деловую
этику).
• Правила общения и достижения делового успеха сводятся к следующему: имеет хорошие отношения с людьми и
достигает успеха в делах тот, кто максимально внимателен к другим и как можно
меньше выпячивает собственное Я.
9.
СКЕПТИЦИЗМ (ХАЙДЕГГЕР И ШВЕЙЦЕР)• Абсурдность бытия — это кризис (философия пришла к самоотрицанию).
• Антиинтеллектуализм (скептическое отношение к разуму как к таковому) — реакция против
рациональных основ философии Нового времени.
• Теряется целостность видения мира (трагедия разума, который в отсутствие веры не смог найти
потерянный смысл жизни).
• Если нет логики истории, на которую рассчитывал XIX век, значит, все случайно: и в человеческой
жизни, и в природе.
10.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ:• Главное отличие в развитии философской мысли двадцатого столетия – плюрализм мнений,
многообразие философских школ и течений.
• Европейская философия в 20 веке дошла до скептицизма и пессимизма, и
завершение ее третьего круга неслучайно совпало с мировыми войнами, разгулом
тоталитаризма и экологическим кризисом.
• Множественные попытки осмыслить человеческое существование.
• Попытки выработать «чистую философию», свободную от воздействия науки и
общественной практики, в очередной раз заканчиваются крахом.