Современная философия XX века
Современная философия
Лебеди, отраженные в слонах
С. Дали
"Мальчик с трубкой" ...
Основные понятия
Иррационализм
Неклассическая философия
Неклассическая философия
Волюнтаризм
Основной труд: «Мир как воля и представление»
А Шопенгауэр
волюнтаризм
А Шопенгауэр
Фридрих Ницше (1844-1900)
Ницше
Ф.Ницше
Ницше
3 ступени должна пройти душа человека, чтобы он мог стать Личностью.
Ницше
Ф Ницше
Ницше
Произведения Ф. Ницше
Экзистенциализм—философия существования
Направления экзистенциализма
экзистенциализм
Кьеркегор
экзистенциализм
направления:
Ж- П. Сартр
экзистенциализм
Миф о Сизифе
Карл Ясперс ( 1883-1969 )
Хайдеггер
Произведения
Зигмунд Фрейд (1856-1939).
Сублимация
З Фрейд
схема
З. Фрейд
Фрейд
Сверх-Я
Произведения З. Фрейда
Карл Густав Юнг
Юнг
Коллективное бессознательное
Архетипы -
Архетипы
К. Юнг
К. Юнг
Огюст Конт (1798-1857)
Позитивизм - ( positivus — положительный) - философское учение и направление в методологии науки
Основные черты позитивизма:
позитивизм
Позитивизм
Позитивизм – отрицает ценность метафизики
Эрнест Мах (1836 – 1916) - австрийский физик и философ-позитивист
«Третий позитивизм» или Неопозитивизм (логический позитивизм)
Неопозитивизм
Постпозититвизм
Постпозититвизм
позитивизм
постпозитивизм
постпозитивизм
постпозитивизм
К. Поппер
К.Поппер
Хайдеггер
Т.Кун
И.Лакатос (1922-1974
П.Фейерабенд
Постмодернизм – это философия, направленная против философии Нового времени.
Постмодернизм
прагматизм
Прагматизм - сугубо американская форма развития позитивизма
прагматизм
Ганс Георг Гадамер (1900-2002) — Философ, основатель «философской герменевтики»
Что такое герменевтика?
Герменевтика - искусство и теория толкования текстов.
Философская герменевтика.
В конце XIX в идеи герменевтики разрабатывали
Герменевтика
Спасибо!
4.35M
Категория: ФилософияФилософия

Современная философия XX века

1. Современная философия XX века

2. Современная философия

1.Философия волюнтаризма.
2.Философия экзистенциализма и её
основные направления
3. Проблема бессознательного и
нерационального.
Теория психоанализа и неофрейдизм.
4.Позитивизм и его исторические
формы.

3. Лебеди, отраженные в слонах

1

4. С. Дали

1

5. "Мальчик с трубкой" ...

"Мальчик с трубкой" ...
1

6.

7. Основные понятия

Иррационализм – философское учение,
настаивающее на ограниченности
познавательных возможностей разума,
мышления и признающее основным
видом познания интуицию, чувство.
Пессимизм – мировоззрение, для которого
характерно негативное отношение к
действительности, ожидание в будущем
наихудшего варианта развития событий.

8. Иррационализм

Иррационализм – «философия
неразумности» – обращение к
нерациональным компонентам сущности
человека (инстинкт, воля, интуиция,
бессознательное, Дух
Иррационализм (от лат.- неразумный,
бессознательный)- это идеалистическое
течение в философии, которое
ограничивает или отрицает роль разума
в процессе познания.

9. Неклассическая философия

Иррационализм (от лат.- неразумный,
бессознательный)- это идеалистическое
течение в философии, которое
ограничивает или отрицает роль разума
в процессе познания.
Главная особенность неклассической
философии – в стремлении учесть в
мире и человеке стихийные,
бессознательные, неразумные силы
( интуицию, эмоции).

10. Неклассическая философия

волюнтаризм
экзистенциализм
прагматизм
позитивизм
фрейдизм
герменевтика

11. Волюнтаризм

Один из основателей — нем. Ф. Артур
Шопенгауэр (1788-1860).
Главное произведение — «Мир как воля
и представление»
Утверждает, что в основе мира лежит
воля, носящая всеобщий космический
характер. Объективация этой мировой
воли образует реальный мир.
«Всё
происходящее происходит в
силу необходимости»

12. Основной труд: «Мир как воля и представление»

В мире господствует мировое зло,
которое неискоренимо, счастье
иллюзорно, а страдание неотвратимо,
оно коренится в самой «воле к жизни».
Поэтому для Ш. существующий мир –
«наихудший из возможных».
Два пути спасения: искусство и аскеза.
Ш. был сторонником полицейского
государства, применяющего насилие.

13. А Шопенгауэр

Преодоление человеческого эгоизма
происходит в сфере искусства и морали,
а более полно – при подавлении любых
желаний, что позволяет обрести
душевный покой (буддистские мудрецы).
Он пессимистически относился к
попыткам и возможности создания на
Земле справедливого и счастливого
общества, лишённого страдания
и эгоизма. Поэтому учение Шопенгауэра
называют иногда пессимизмом.

14. волюнтаризм

Силы природы — слепое, бесцельное и
совершенно бессознательное, стремление
(тяготение, магнетизм, цунами,
землетрясение);
Растительный мир -чувствителен к холоду
или свету.
Животное царство- каждое животное
существует за счёт пожирания другого
животного и, оставляя потомство, спешит,
переродившись в своём потомстве, к
бесконечному повторению того же.
Человек как высшая ступень
объективации воли:
войны, революции, бессмысленные
кровопролития, терроризм,
ложь, обман и пр.

15. А Шопенгауэр

Цель искусства состоит в
освобождении души от страданий
жизни.
Искусство освобождает нас от
традиционной суеты жизни.
Полнота спасения достигается лишь
через отрицание воли, отказ от
желаний - через бесстрастную
аскетическую жизнь

16. Фридрих Ницше (1844-1900)

Сущность жизни - это «воля к
власти», т.е. некая сила,
стремящаяся к господству.
Сама жизнь является вечной
борьбой этой воли за власть, за
господство – как внутри человека,
так и в обществе.

17.

(4) Вечное возвращение и
«любовь к судьбе» (amor fati)
• Мир находится в вечном
становлении и возвращается к
самому себе, поэтому желая чегото, нужно желать и его вечного
возвращения (абсолютное
утверждение), любить свою
судьбу в вечности
«Человек – это канат
над пропастью,
натянутый между
животным и
сверхчеловеком»
«Так говорил Заратустра», «По ту сторону
добра и зла»

18.

Христианская религия исчерпала себя
и не способна решать кардинальные
проблемы жизни.
Субъектом морали выступает
сверхъчеловек как определенный тип
людей.
Мораль выступает как разлагающий
элемент культуры, она является
послушанием, инстинктом толпы.
Здоровая мораль должна прославлять
и укреплять жизнь, ее волю к власти.

19. Ницше

писал:
«Что хорошо?
- Все, что повышает в человеке
чувство к власти, волю к власти,
саму власть.
Что плохо? – Все, что происходит
из слабости.
Что есть счастье? – Чувство
растущей власти, чувство
преодолеваемого противодействия».

20. Ф.Ницше

: « В человеке тварь и творец
соединены воедино: в человеке есть
материал, обломок, глина, грязь,
бессмыслица, хаос;
но в человеке есть и творец,
ваятель, твердость молота,
божественный зритель».

21. Ницше

Качества
человека, по поводу
которых больше всего негодует
философ, — это слабость духа,
безволие, приспособленчество.
Но человек не рождается слабым;
таким его делают, по мнению
Ницше, государство, религия и
мораль.

22. 3 ступени должна пройти душа человека, чтобы он мог стать Личностью.

"дух-верблюд".
Это дух человека, который послушно принимает
все запреты общества, считая их должными и
необходимыми.
1.
''дух-лев".
Это дух человека, который приподнимается
над однообразием бытия и не так слепо
доверяет общепризнанному.
"дух-ребёнок".
Это и есть состояние "сверхчеловека", то
есть Личности . Его сила — в его чистоте,
бескорыстии и смелости.
Жить спонтанно — значит говорить то, что
думаешь, и делать так, как говоришь.
Его сила — в его чистоте, бескорыстии и
смелости. Ему неведомы страхи "маленького
человека"

23. Ницше

Стремясь
к сверхчеловеку - такому
существу, который обладает
мощным дионисийским началом,
сильно развитыми инстинктами,
силой жизни, смелостью и
настойчивостью, способностью к
выживанию - можешь стать
человеком в подлинном смысле
этого слова.

24.

(4) Вечное возвращение и
«любовь к судьбе» (amor fati)
• Мир находится в вечном
становлении и возвращается к
самому себе, поэтому желая чегото, нужно желать и его вечного
возвращения (абсолютное
утверждение), любить свою
судьбу в вечности
«Человек – это канат
над пропастью,
натянутый между
животным и
сверхчеловеком»
«Так говорил Заратустра», «По ту сторону
добра и зла»

25. Ф Ницше

Человек,
должен взять на себя
ответственность за
бессмысленность мира, научиться
жить с ней, найти мужество
восторжествовать над обломками
иллюзий, жить, постоянно
увеличивая свою силу и власть над
миром.

26.

отношение человека к окружающей его жизни может быть трояким:
1. попытаться изменить саму эту жизнь, используя любые
средства — вплоть до насилия;
2. приспособиться к ней, подавляя при этом своё "Я";
3. уйти в сторону от противоречий жизни, замкнувшись в
"скорлупе" своего внутреннего духовного мира.
Первый вариант удел сильных, но глупых (революционеры,
террористы и т.п.);
второй — удел слабых, но хитрых (обыватель,
удовлетворяющийся "маленькими радостями", которые удалось
урвать от жизни);
третий, — удел гордых, но слабых (монашество, суицид,
отшельничество и т.п.).
Философ предлагает четвёртый вариант — изменить себя, —
путь сильных и умных

27. Ницше

Человек
должен, по Ницше,
заниматься своим делом воспитывать в себе философа,
художника или святого, и если
каждый будет заниматься своим
делом - тогда будет общий
прогресс.

28. Произведения Ф. Ницше

«
Так говорил Заратустра»
«Генеалогия морали»
« Антихрист. Проклятие
христианству»
“Рождение трагедии из духа
музыки”,
“Воля к власти”

29. Экзистенциализм—философия существования

Возник накануне I мировой войны в
России (Шестов, Бердяев), после нее
в Германии (Хайдеггер, Ясперс,
Бубер) и в период II мировой войны
во Франции (Марсель, Сартр, МерлоПонти, Камю, С. де Бовуар).
Э. призывал человека бунтовать.

30. Направления экзистенциализма

Атеистическое
(Ж.-П. Сартр,
А.Камю,
Х.Арендт): человек
абсолютно одинок
в этом мире,
должен сделать
свою жизнь сам,
не рассчитывая на
помощь высшего
существа;
короткое время
жизни – шанс
выразить себя.
Религиозное
(Бердяев, Ясперс,
Марсель):
человеческое
бытие связано с
обращением к Богу,
а смысл
существования
заключается в том,
что человек – Его
образ и подобие.

31. экзистенциализм

Основоположник датский теолог и
философ С.Кьеркегор (1813-1855)
Он ввел понятие- “экзистенции” –
(от лат. existentia - существование)
Экзистенциализм это философия
существования, причем под
существованием понимается
внутреннее бытие человека, его чувства
и переживания, его страсти и
настроения.

32. Кьеркегор

провозгласил
безусловный
приоритет единичного над
всеобщим и завещал на своей
могиле написать слова
« Я единичный»
«Или-или»,
«Страх и трепет»

33.

Экзистенциализм
Религиозн
Г.Марсель (1889-1973 гг.)
ый
К.Ясперс (1883-1969гг.)
Н.Бердяев (1874-1948гг.)
М.Хайдеггер (1889-1976гг.)
Ж-П.Сартр (1905-1980гг.)
А.Камю (1913-1960гг.)
Атеи
Экзистенциальная
диалектика
С.Къеркегор (1813-1855гг.)
42

34. экзистенциализм

в России:
Л.Шестов
Н.Бердяев
В Германии:
К.Ясперс
М.Хайдеггер
О.Больнов
во Франции:
К.Марсель
Ж.-П.Сартр
А.Камю

35.

Карл Ясперс (1883-1969)
Жан-Поль Сартр (1905-1980)
Мартин Хайдеггер (1889-1976)
Альбер Камю (1913-1960)

36. направления:

Атеистическое
М. Хайдеггер
Ж. П. Сартр
А. Камю
религиозное
К. Ясперс,
Г. Марсель
Н. А. Бердяев
Л. И. Шестов

37. Ж- П. Сартр

Свободный выбор индивида - его удел,
ответственность и его трагедия.
Личность человека определяется тем,
как она сама выстраивает собственное
существование.
Как считал Жан-Поль Сартр, человек
свободен от окружающего пассивного
мира до тех пор, пока он
самосовершенствуется.

38.

• Свобода – бремя, которое должен нести человек,
поскольку он – личность. Он может отказаться от свободы,
стать «как все», но только ценой отказа от своей личности
• Отказавшись от свободы, человек оказывается в мире, где
всё анонимно, где никто ничего не решает, а потому не
несёт ни за что ответственности. Общение людей в таком
мире не может быть подлинным, фальшивы даже любовь
и дружба – в тех формах, которые установлены обществом
• Единственный способ подлинного общения (Камю) – это
объединение в бунте против «абсурдного» мира, против
конечности и смертности человека, бессмысленности его
существования

39. экзистенциализм

40. Миф о Сизифе

Символом «человеческого
состояния" для Камю является
Сизиф, который, согласно
греческому мифу, осужден
богами на тяжкий и
бесполезный труд: вкатывать
на высокую гору тяжелый
камень, который, едва
достигнув вершины,
скатывался вниз. Подобно
Сизифу люди "вкатывают" свои
"камни" изо дня в день, из года в
год. ". Одни начинают убеждать
себя высокими словами — долг,
труд, общественная необходимость,
творчество .; другие — вдруг
бросают всё и идут покорять горные

41.

• Свобода – бремя, которое должен нести человек,
поскольку он – личность. Он может отказаться от свободы,
стать «как все», но только ценой отказа от своей личности
• Отказавшись от свободы, человек оказывается в мире, где
всё анонимно, где никто ничего не решает, а потому не
несёт ни за что ответственности. Общение людей в таком
мире не может быть подлинным, фальшивы даже любовь
и дружба – в тех формах, которые установлены обществом
• Единственный способ подлинного общения (Камю) – это
объединение в бунте против «абсурдного» мира, против
конечности и смертности человека, бессмысленности его
существования

42. Карл Ясперс ( 1883-1969 )

придерживался
принципа
историзма, у всемирной истории
существует смысловая связь
времен.
По Ясперсу, пока
человек философствует он
ощущает свою связь с «осевым
временем».

43. Хайдеггер

в
произведение « Бытие и
время», поставил вопрос о
смысле человеческого бытия,
бытие в мире .
Человек своим рождением
забрасывается в мир.
Dasein ( Дазайн), тут- бытие,
здесь - бытие, присутствие.

44. Произведения

А. Камю:
« Миф о Сизифе. Эссе об
абсурде», « Человек бунтующий»,
«Чума»
Ж-П. Сартр: « Бытие и ничто» ,
« Тошнота»,» «Дороги свободы»
«Марксизм и экзистенциализм»

45. Зигмунд Фрейд (1856-1939).

психика человека представляет собой взаимодействие
трех уровней:
«Оно»- это бессознательный слой психики,
представляющий собой «кипящий котел инстинктов».
Второй слой психики "Я" - сфера сознательного,
которое ограничивает биологические влечения и
инстинкты, поднимающиеся из глубин ОНО, как бы
фильтрует потребности , позволяя удовлетворять их
только в форме , допустимых в данной социальной
среде.
"сверх -Я« -высшее существо в человеке.
"Сверх-Я« - осуществляет строгий контроль над
деятельностью "Я", подавляя природные склонности
человека.

46.

•(1) Оно («область» инстинктов и влечений),
из которой возникают Я (реализует /
запрещает «позывы» Оно, соотнося их со
Сверх-Я и обществом) и Сверх-Я
(«инстанция» нравственности – соотносит
мысли и поступки с общественными
нормами)
(2) Эрос (инстинкт жизни) и более
фундаментальный – Танатос (инстинкт
смерти и самоуничтожения)
«Культура, с одной
стороны, ограничивает
неконтролируемые и
агрессивные
инстинкты человека, а
с другой – делает его
больным и
несчастным»

47. Сублимация

— это трансформация энергии "Оно", то
есть энергии инстинктов, в культурные,
цивилизованные формы. Возможности
такой трансформации предоставляет, в
принципе, любой вид деятельности, где
присутствует элемент соревнования,
состязательности.
Состязание с коллегами в
профессионализме, конкуренция в
бизнесе, соревнование между
студентами в учёбе, которое подспудно
присутствует в учебном процессе.

48. З Фрейд

1

49.

1

50. схема

1

51. З. Фрейд

Главный
принцип "Оно" — это
принцип удовольствия.
Я" выступает "посредником" между
"Сверх-Я" и "Оно";
Основной принцип "Я"— это
принцип реальности.

52. Фрейд

Фрейд анализирует бессознательное.

53. Сверх-Я

54. Произведения З. Фрейда

« Я и Оно»
« Введение в психоанализ»
«Толкование сновидений»
«По ту сторону принципа
удовольствия»
«Тотем и табу»

55. Карл Густав Юнг

"мы имеем перед собой психическую
реальность, по меньшей мере
равноценную физической ... мы лишь
воображаем, что обладаем и управляем
нашими душами, а на самом деле то, что
наука называет "психикой"... есть
открытая дверь, через которую из вне
человеческого мира то и дело проникает
нечто неведомое и непостижимое»
Бессознательное, по Юнгу, простирается
далеко за пределы индивидуального
сознания, обретая космическое
измерение.

56.

Карл Густав Юнг (1875-1961), швейцарский врач, психолог и
философ
Первично не индивидуальное, а «коллективное»
бессознательное (не обусловленное событиями
индивидуальной душевной жизни)
• Содержание коллективного бессознательного: инстинкты
и «архетипы» («первообразы») – эмоционально
заряженные образы, соотносящиеся с инстинктами и
вызывающие чувство «священного»

57.

• Архетипы – наследие психической
истории человечества; дают материал для
религиозных образов и символов, мифов,
сказок и снов («тень», «анима» / «анимус»,
«великая мать», «мудрец» / «мудрая
женщина», схождение души в царство
мёртвых)
«Лишь овладев
содержанием
бессознательного,
человек в полной
мере обретает
себя»
• Задача человека и культуры – интеграция
содержания бессознательного в сознание,
достижение целостности, гармонии между
рациональным и иррациональным.
Преобладание одной из сторон может
вести к дезинтеграции сознания либо к его
оскудению

58. Юнг

59. Коллективное бессознательное

60. Архетипы -

Архетипы генетический
код, человеческое
коллективное бессознательное
своего рода «первичные
прообразы»
Архетипы представляют собой
центры психической энергии; это,
своего рода, "атомы души", они
недоступны непосредственному
наблюдению.

61. Архетипы

1

62. К. Юнг

утверждал
индивидуальная
психика вырастает из присущего
всем людям и передаваемого по
наследству коллективного
бессознательного, которое хранит
в себе все этапы психической
эволюции подобно тому, как наше
тело несет в себе в свернутом
виде историю всей эволюции
биологической.

63. К. Юнг

В бессознательном, по мнению Юнга,
всегда находятся наготове комплексы
воспоминаний индивидуального
прошлого, и прежде всего родительские,
детские комплексы, комплекс власти и
др.
Комплексы – это своего рода
психологические демоны,
свидетельствующие о силе и власти
бессознательного над сознательными
процессами.

64. Огюст Конт (1798-1857)

Родоначальник
позитивизма.
Основоположник
социологии как
самостоятельной
науки.
Основные труды:
«Курс позитивной
философии»
«Система
позитивной
политики»

65.

Наука и позитивная философия помогут
создать саморегулирующееся общество,
построенное на началах любви, порядка
и прогресса
• Главное в науке – факты,
несомненные и устойчивые
данные; они приносят
позитивное знание. Основное
дело науки – собирать факты и
систематизировать их, не строя
теорий насчёт их возможных
причин. Поэтому основной метод
научного познания –
наблюдение, а главная функция
науки – описание
Герберт Спенсер, Джон Стюарт Милль

66.

• Научное знание по мнению Конта –
высшая ступень развития знания.
Самым ценным видом знания является
научное (позитивное) – достоверное,
точное, полезное.
• Метафизика (классическая философия)
– наоборот не точное, не достоверное,
бесполезное.

67. Позитивизм - ( positivus — положительный) - философское учение и направление в методологии науки

Позитивизм - ( positivus — положительный) философское учение и направление в методологии
науки
направления:
Позитивизм
Неопозитивизм
Постпозитивизм

68. Основные черты позитивизма:

наука
и научная рациональность
признается высшей ценностью;
попытка избавить науку от умозрительных
построений, требование все проверять
опытом;
вера в прогресс науки.

69. позитивизм

Г.
т. позитивизма состоит в том, что
подлинное (положительное) знание
о действительности может быть
получено только лишь
конкретными, специальными
науками.
Философия же не имеет права
претендовать на самостоятельное
исследование какой-либо
реальности.

70. Позитивизм

возник а 30-х годах XIX века во
Франции.
Основатель Огюст Конт
Огюст Конт: автор шеститомного труда
«Курс позитивной философии».

71. Позитивизм – отрицает ценность метафизики

«Первый позитивизм»
О.
Конт (1798-1857),
Дж. Милль (1806-1873)
Г. Спенсер (1820-1903)

72. Эрнест Мах (1836 – 1916) - австрийский физик и философ-позитивист

•Махизм (эмпириокритицизм)
считается вторым этапом эволюции
позитивизма
•Представитель субъективного
идеализма
•Мир – комплекс ощущений,
задача науки – описывать
ощущения

73. «Третий позитивизм» или Неопозитивизм (логический позитивизм)

Мориц
Шлик
Любые утверждения,
(1882-1936)
не проверяемые
Людвиг
эмпирически,
Витгенштейн
отвергались как
(1889-1951)
бессмысленные.
Бертран Рассел
Таким образом,
(1872-1970)
метафизические
Рудольф
утверждения
Карнап
бессмысленны.
(1891-1970)

74. Неопозитивизм

М.
Шлик (1882-1936)
Л. Витгенштейн (1880-1951)
Б. Рассел (1872-1970)
Задача философии – анализ
научных высказываний и
обобщений

75. Постпозититвизм

Т.
Кун (1922-1996)
П Фейерабенд (1924-1994)
И. Лакатос (1922-1974)
К. Поппер (1902-1994)

76. Постпозититвизм

Карл
Поппер
Томас
Имре
Пол
Кун
Лакатос
Фейерабенд
(1924-1994)
Получение
позитивного знания
из опыта
История науки
Факторы развития
науки
Взаимодействие
философии и науки

77. позитивизм

Вторая историческая разновидность П. (рубеж XIX-XX
вв.)связана с работами Эрнста Маха и Рихарда Авенариуса
представлена махизмом или эмпириокритицизмом. Махисты
отказывались от изучения внешнего источника
Третий этап развития П. - неопозитивизм (философия
науки и языка) начинается в 20-е годы XX в. =
Рудольф Карнап, Л. Витгенштейн, Б. Рассел, Морис
Шлик, Отто Нейрат
Логический П. представлен именами Мориц Шлик ,
Рудольфа Карнапа
Л.П основывается на принципе верификации (от
лат. veritas — истина). Как определить являются ли те
или иные высказывания научными или ненаучными?
Каков критерий научности?
Для этого был выдвинут принцип верификации,
согласно который любое высказывание в науке,
подлежит опытной проверке на истинность.

78. постпозитивизм

четвертая
волна П. - В 60-70гг.
развивается течение
постпозитивизма –( критический
рационализм)
Карл Поппер
Томас Кун,
И. Лакатос,
П.Фейерабенд.

79. постпозитивизм

Главная проблема в постпозитивизме –
объяснение развития науки,
исследование логики и роста научного
знания. Его представителей интересуют,
прежде всего, следующие вопросы: как
возникает новая теория, каким образом
она утверждается в новом сообществе,
каковы критерии выбора
конкурирующих научных теорий и т.п.

80. постпозитивизм

Начало П. связывается с выходом в свет
основной методологической работы К.Поппера
« Логика научного открытия» и книги Т.Куна
«Структура научных революций».
Главная проблема в постпозитивизме –
объяснение развития науки, исследование
логики и роста научного знания. Его
представителей интересуют, прежде всего,
следующие вопросы: как возникает новая
теория, каким образом она утверждается в
новом сообществе, каковы критерии выбора
конкурирующих научных теорий и т.п.

81. К. Поппер

К.Поппер отверг принцип
верификации. Главную задачу
философии видел в проблеме
демаркации — разграничении
научного знания от ненаучного.
Метод демаркации основан на
принципе фальсификации т.е.
принципиальная опровержимость
любого утверждения, относящегося к
науке. Любое научное знание носит
лишь гипотетический характер, в науке
научно то, что опровержимо.

82. К.Поппер

Рост научного знания
заключается в выдвижении смелых
гипотез и их опровержении. Это
ведет к решению все более
глубоких научных проблем.
Развитие науки — это смена
проблемных ситуаций, отмирание и
выживание теорий.

83. Хайдеггер

Герменевтический круг — это путь от
первичного понимания, безотчетного,
дорефлексивного, когда читающий текст имеет
некий проект, когда даже самый
непосредственный смысл читается в свете
определенных ожиданий, к вторичному
пониманию, возникающему на рефлексивном
уровне как филологическая или философская
интерпретация. И тогда первичное понимание
пересматривается.

84. Т.Кун

считает, что история науки
представляет собой чередование
эпизодов конкурентной борьбы между
научными сообществами,
для которых характерны некоторые
парадигмы (определенный стиль
мышления, определенные традиции в
исследовании, совокупность убеждений,
и технических средств,матрицы).

85. И.Лакатос (1922-1974

вводит понятие научноисследовательских программ.
Каждая научно- исследовательская
программа представляет собой
сложную, систему состоящую из:
- «Твердого ядра» (« жесткого
ядра») – совокупность суждений,
которые являются теоретической
основой определенного стиля
мышления;

86.

«Защитного пояса» или «запретного
пояса» - указывающий каких путей
исследования следует избегать,
рекомендующий наиболее
предпочтительные пути исследования;
«Защитный пояс» предохраняет
«твердое ядро» от опровержения. Этот
"защитный пояс" программы приникает
на себя огонь критических аргументов.
Постоянная модификация защитного
пояса теории, её различных гипотез,
позволяет сохранять в
неприкосновенности твердое ядро

87. П.Фейерабенд

выдвинул методологический принцип
пролифирации-( размножения) теорий.
Согласно этому принципу ученые должны
стремиться создавать теории, несовместимые с
уже существующими и признанными. Создание
таких альтернативных теорий способствует их
взаимной критике и ускоряет развитие науки.
Он выдвинул теорию «методологического
анархизма». Каждый ученый может
изобретать и разрабатывать свои собственные
теории, не обращая внимания на противоречия
и критику. Деятельность ученого не
подчиняется никаким рациональным нормам.

88. Постмодернизм – это философия, направленная против философии Нового времени.

Призыв постмодернистов:
Больше хаоса, плюрализма,
чувственности, кризиса
авторитетов, несогласия,
нигилизма, отсутствия
единообразия…

89. Постмодернизм

Жак Деррида
Жан Лиотар
Делез.
Призыв постмодернистов: больше
хаоса, нигилизма, плюрализма,
деконструции. Симулякр.

90. прагматизм

Основы философии прагматизма были
заложены в 70-х гг.
XIX в. американским философом,
математиком Ч. Пирсом (1839 - 1914).
Но сложился прагматизм в начале
XX в.
Название этой философской школы
связано с греческим словом «прагма»,
что в переводе означает дело, действие
поэтому представители этой школы
называют свое учение «философией
действия».

91. Прагматизм - сугубо американская форма развития позитивизма

Наиболее почетным и полезным занятием стало «делать
деньги»; человек оценивался в зависимости от того, сколько
на его счету долларов; все, что не приносит денег, ценилось
невысоко
В качестве цели человеческого существования прагматизм
выдвигает индивидуальное благополучие и возможность
достижения богатства и счастья в условиях «американского
образа жизни». Рекомендуя простому человеку рецепты для
этого, прагматизм рассматривает человека преимущественно
как
1 Утилитаризм (от лат. utilitas - польза, выгода) - принцип
оценки всех явлений с точки зрения их полезности,
возможности служить средством для достижения какой-либо
цели.

92. прагматизм

Истину прагматисты толкуют как
соответствие мысли действию, считают
ее научной в том случае, если она
представляет собой полезную рабочую
гипотезу.
Еще Ч. Пирс утверждал, что истина
состоит в будущей полезности для
наших целей. Как только истина
перестает «работать» на нас, она
перестает быть истиной. Прагматисты
отрицают объективность истины, а,
следовательно, научной теории.

93. Ганс Георг Гадамер (1900-2002) — Философ, основатель «философской герменевтики»

Родился в Марбурге, Германия в 1900 году, один из самых
значительных мыслителей второй половины XX века. Изучал
философию, историю, теорию литературы, историю искусств и
евангелическую теологию в университетах Берслау и Марбурга. В
1922 году защитил докторскую диссертацию под руководством Пауля
Наторпа. В 1923 году познакомился с Мартином Хайдеггером,
преподававшим
в
Марибургском
университете.
Дополнил
образование изучением классической филологии 1929 году защитил
диссертацию о платоновском «Филебе». С 1939 по 1947 годы —
профессор в Лейпцигском университете (в 1946-1947 ректор). После
двухлетнего преподавания во Франкфурте-на-Майне занял кафедру,
которой ранее руководил Карл Ясперс, в университете Гейдельберга.
Ясперсом основан в 1953 году журнал «Philosophische Rundschau».
После выхода на пенсию (1968) преподавал в качестве
приглашённого профессора в университетах США (до 1989 года).
Основные Сочинения: Истина и метод(1960г.); Философия Герменевтики(1967г.)

94. Что такое герменевтика?

1) Теория и методология истолкования текстов («искусство понимания»)
2) Направление в философии XX века, выросшее на основе теории
интерпретации литературных текстов, с точки зрения которой задача философии
заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку
реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой
совокупность основополагающих текстов.

95. Герменевтика - искусство и теория толкования текстов.

Текст рассматривается как
единство грамматики, стиля и
содержания и как отношение
части к целому (творчеству
автора, школы).
Активно начала развиваться в
XVIII в. Представители - Ф.
Шлейермахер, Х. Гадамер.

96. Философская герменевтика.

Герменевтика-
теория понимания
и интерпретации
Герменевтика — “техника
истолкования”,

97. В конце XIX в идеи герменевтики разрабатывали

Фридрих Шлейельмахер
Вильгельм Дильтей
Мартин Хайдеггер
Ханс Гадамер

98. Герменевтика

Они считали герменевтику универсальным
методом всех гуманитарных наук. ЕЁ
важнейшая задача – понять историю
человеческого духа выраженная в
классических текстах, произведениях
искусства, в религиозных текстах.
Интерпретация — важнейшая операция
познавательной деятельности. Это
методология, применяемая при истолковании
текстов, вытекающая из самих вещей, по
мнению Гадамера, гарантирует научный
характер поиска.

99.

Итог развития новоевропейской философии: кризис
западного христианства и распад всеохватывающего
мировоззрения, которое систематически объединяло бы
все области человеческого знания и веры

100. Спасибо!

English     Русский Правила