10.77M
Категория: ИскусствоИскусство

Московской консерватории 155 лет!

1.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
Департамент образования и науки города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«Образовательный комплекс градостроительства «Столица»
ГБПОУ ОКГ «Столица»
БИБЛИОТЕКА
«Московской
консерватории 155 лет!»
тематическая презентация
Сентябрь 2021
Презентацию подготовила
библиотекарь Юрчак С. Н.
отделение «Зябликово»

2.

Московская государственная консерватория
им. П.И. Чайковского
2
Одно из ведущих высших музыкальных учебных
учреждений России и мира, известнейший концертный
зал, на базе которого проводятся международные и
российские музыкальные конкурсы.

3.

История создания
История Московской консерватории
началась с открытия небольшого отделения
Русского музыкального общества в 1860 году.
Главным его руководителем был назначен
Николай Григорьевич Рубинштейн. На тот
момент ему было всего 25 лет, но он уже был
знаменитым пианистом, среди поклонников
которого
числилось
и
состоятельное
дворянство, которое всячески поддерживало
своего кумира. Но не столько связи в высшем
обществе, сколько организаторский талант
Рубинштейна позволил за очень короткий
срок, всего за 10 лет, превратить Москву
из музыкального «захолустья» в мировой
центр культуры и исполнительства.
3

4.

Николай Рубинштейн вместе с
В.А.Кологривовым открыл музыкальные
классы
Московского
отделения
Императорского
музыкального
общества.
Изначально
занятия
проходили в квартире Рубишнтейна на
Большой Садовой улице. Преподавали
там хоровое пение и музыкальную
теорию. В 1863 году Рубинштейн
переезжает на Сретенку, в дом 17, и
вместе с ним – музыкальные курсы. С
тех пор учили ещё сольному пению, игре
на фортепиано, скрипке, виолончели,
трубе и флейте.
Дом на Сретенке, в котором жил Рубинштейн, и где
в 1863-64 годах находились его музыкальные
классы
Сейчас этот дом выглядит вот так. При реставрации ему
вернули декор в стиле классицизма начала 19 века.
4

5.

Рубинштейн
давно
уже
мечтал об учреждении высшего
учебного музыкального заведения
и
воплотить
задуманное
смог
благодаря заслуженной репутации
Музыкального общества. Заручившись
поддержкой императорской семьи,
он сумел собрать необходимые
средства для создания Московской
консерватории.
На нужды Консерватории Николай Григорьевич Рубинштейн часто
отдавал собственные деньги, а когда их не хватало, не раздумывая брал в долг,
расплачиваясь потом гонорарами от своих концертов. На 10-летие Консерватории
москвичи подарили музыканту огромный серебряный поднос с грудой рваных
бумажек. Это были долговые расписки и векселя Рубинштейна, оплаченные
благодарными любителями музыки.
5

6.

В 1864 учеников было уже более 200 человек, и двухэтажный дом на
Сретенке уже не вмещал всех учащихся, Рубинштейн вместе с классами переезжает
на Моховую улицу, в дом Воейковых (на его месте стоит Ленинская библиотека). И,
наконец-то, в 1866 году музыкальные классы преобразованы в московскую
консерваторию. Чайковский уже преподавал в то время. С момента официального
основания консерватория помещалась в доме Черкасских на углу Арбатской площади
и Воздвиженки. В этот дом попала немецкая бомба в 1941 году, после войны его не
восстановили.
Дом Черкасских на Воздвиженке, вид от Арбатской площади. С
1866 по 1871 год консерватория снимала помещения именно здесь.
6

7.

В 1871 году консерватория арендовала усадьбу на Большой Никитской
улице, а в 1878 году выкупила её за 185 тысяч рублей. Само здание построено ещё в
конце 18 века, для Екатерины Романовны Дашковой, подруги и соратницы Екатерины
II, а ещё первой в мире женщины-президента Академии Наук. Для строительства
Дашкова пригласила Василия Баженова, но сама постоянно вмешивалась в
проектирование, и меняла изначальные идеи архитектора. В последние годы
проводила здесь зимы. После её смерти в 1810 году дом перешёл племяннику,
Михаилу Семёновичу Воронцову, в будущем герою войны 1812 году губернатору
Новороссии и Бессарабии, создателю Алупкинского дворца и наместнику Кавказа.
Усадьба
Дашковой на
Большой
Никитской,
1894 год.
Консерватория до
строительства
нового здания.
7

8.

Рубинштейн,
назначенный
директором, до конца жизни, до 1881 года
остался на этом посту. Следующие
директора Н. Губерт и К. Альбрехт
продержались по два года, потом, в 1885
году был назначен Сергей Иванович Танеев.
Человек с мягким характером и полная
противоположность следующему директору
– Василию Ильичу Сафонову, с 1889 по
1906
управляющему
консерваторией.
Сафонов – сын генерала терского казачьего
войска, и сам, хоть и музыкант, но с
военным характером, в отца. Он взял
консерваторию в «ежовые рукавицы»,
строил преподавателей и студентов, как
полковник строит своих солдат. Если в 186869
годах
студентов
консерватории
насчитывалось 184, то в 1893-94 – уже 430.
К тому моменту усадьба Дашковой
оставалась без значительных перестроек, и
многие студенты жаловались на тесноту и
духоту в музыкальных классах.
8
Василий Ильич Сафонов,
директор консерватории

9.

Именно Сафонов решил кардинально перестроить и расширить здание. Причём,
сначала он замахнулся на саму Театральную площадь, хотел построить новое здание
напротив Большого театра, на месте ныне самого старого фонтана Москвы работы
Витали. Городские власти отказали ему, и правильно сделали. Тогда он решил
расширить здание на Большой Никитской.
Новое здание консерватории, 1901 год. Заметьте, на
месте будущего памятника Чайковскому — ограда с
воротами по линии улицы. Она сохранялась до 1950-х
годов.
9
С 1895 по
1901 год шла перестройка
по проекту В. Загорского, от
усадьбы
Воронцовых
осталась
только
часть
фасадной
стены
с
полуротондой. Забавно, что
первыми открылись винные
подвалы с лавкой, которые
находились в старом здании
усадьбы ещё с времён М.С.
Воронцова. В 1898 году
начались занятия в новых
классах, в том же году был
открыт Малый зал, а
Большой зал – только в 1901
году.

10.

Директор Сафонов сподвиг многих московских купцов вложиться в
строительство консерватории, денег требовалось набрать больше миллиона. Самый
скупой московский купец Гаврила Солодовников пожертвовал 200000 рублей. Кроме
него, вложились сахаразаводчик П. И. Харитоненко, кондитер В. А. Абрикосов,
текстильный фабрикант Михаил Абрамович Морозов, золотопромышленник К. В.
Рукавишников.
1890-е годы, кабинет директора Сафонова
1890-е, класс фортепиано. Сверху — прослойка для
звукоизоляции по тогдашним технологиям.
10

11.

Копмозитор Василенко, друг директора Сафонова, писал: «Ну, насчет этого
я спокоен, раз постройкой заведует Загорский. Он сделает чудеса: в стенах между
классами проложат прослойку из асбеста и резины — не один звук не проникнет,
потолок Большого зала будет из вареной с маслом бумаги — не получится вредного
отражения звука. Вообще Вы увидите много чудес».
1890-е, учительская
1890-е, историко-теоретический класс. Умиляют,
тщательно выцарапанные каким-то нерадивым
студентом инициалы на парте
11

12.

Большой зал рассчитан на 1800 мест, но при открытии мягких кресел не
было. Первые 9 рядов партера занимали деревянные кресла, остальные 18 рядов
– стулья. Орган для большого зала пожертвовал железнодорожный магнат С. П.
Фон-Дервиз. Изготовлен он был в Париже, фирмой «Кавайе-Коль» и Фон-Дервиз
потратил на его доставку в Москву 40000 рублей. Орган для Малого зала подарил
фабрикант Василий Алексеевич Хлудов. Хлудовский орган проработал 73 года и
был заменён новым, заказанным в ГДР.
Репетиция в
большом зале,
1900 год.
12

13.

Большой зал, 1901 год. По бокам - 14 овальных портретов русских и
европейских композиторов, выполненных художником Н. Бондаревским. После
войны, во время борьбы с «безродным космополитизмом», решили убрать портреты
немцев-композиторов. В 1953 году Генделя и Гайдна заменили Мусоргским и
Даргомыжским, а Глюка и Мендельсона – Шопеном и Римским-Корсаковым.
Портреты Генделя и Глюка, увы, не сохранились, а Гайдна и Мендельсона –
найдены и отреставрированы, теперь их можно увидеть в фойе консерватории.
13

14.

После революции, в рамках ленинского плана монументальной пропаганды,
в 1918 году, во дворе, у главного входа в консерваторию поставили памятник
Римскому-Корсакову. Памятник разбит вандалами в ночь с 16 на 17 ноября, за три
дня до открытия. Через год, в ноябре 1919 года, поставили памятник Бетховену, но он
простоял всего месяц, и в декабре рассыпался от морозов. Памятники в те годы
делали из некачественного бетона, поэтому многие простояли совсем недолго.
14

15.

Вид на
консертваторию в
1920-е годы. По тем
временам это было
самое большое
здание в
окрестностях, видно
его было издалека.
Консерватория в 1928 году.
15

16.

Конечно
же,
со
временем
решено
было
поставить памятник самомусамому

Петру
Ильичу
Чайковскому. Заказ скульптор
Вера Мухина получила ещё в
1945 году. Открытие памятника
Чайковскому, 1954 год. Это был
последний
памятник
Веры
Мухиной, и она не дожила до
его открытия, скончалась в 1953
году.
16

17.

По бокам от памятника образует полукруг в плане металлическая ограда.
Но ограда не простая, а с нотным станом и партитурами главных тем 6 самых
известных произведений Петра Ильича – начальные строки мелодий из оперы
«Евгений Онегин», балета «Лебединое озеро», Шестой («Патетической») симфонии,
Первого квартета, Скрипичного концерта и одного из романсов композитора —
«День ли царит…». Поговаривают, что студенты консерватории периодически
меняли ноты местами, и получался «Собачий Вальс», и одно время дирекция завела
специального сторожа, который каждую неделю сверял партии с оригиналом.
17

18.

В фойе консерватории висит картина «Славянские композиторы».
Изначально она украшала зал ресторана «Славянский базар» на Никольской улице.
Создатель ресторана, Александр Пороховщиков, заказал картину молодому Илье
Репину, который взял за работу всего 1500 рублей. Для сравнения, К. Маковский
запросил 30000, другие живописцы – 15000 руб. Репин же был рад и полутора
тысячам, это был его самый первый коммерческий заказ.
18

19.

Картина написана в 1871-72 годах, и на ней изображены композиторы из
разных стран, да ещё и жившие в разное время. Например, Бортнянский умер в 1825
году, а Огинский в 1833, Римский-Корсаков и Балакирев тогда еще и не родились.В
центре картины изображены русские композиторы: на первом плане Глинка беседует с
Балакиревым, Одоевским и Римским-Корсаковым. Сзади на стуле Даргомыжский , за
ним — Ласковский, справа, в мундире — Львов, слушающий Верстовского. У рояля —
братья Антон и Николай Рубинштейны, между Антоном Рубинштейном и Львовым
стоит Серов. В глубине за ними группу образуют Гурилёв, Бортнянский и Турчанинов.
На заднем плане картины изображены польские музыканты — Монюшко (крайний
справа), Шопен, Огинский и Липинский (на фоне двери). Левый край — чешские
композиторы Направник, Сметана, Бендель и Горак.
19

20.

С 1958 года в зале проводится престижный Международный конкурс имени
П.И. Чайковского.
Орган Большого зала — гордость Консерватории. Величайший инструмент,
заказанный в Париже, уступал размерами только органу Домского собора в Риге.
Орган был сделан на средства железнодорожного магната барона фон Дервиза, дети
которого обучались у П.И. Чайковского. Многие специалисты приравнивают ценность
органа Большого зала к скрипкам Страдивари.
20

21.

В настоящее время Московской консерватории присвоен статус
университета, который не имеет больше ни один музыкальный вуз страны.
Сбылись надежды Рубинштейна о том, что выпускники Консерватории станут
виртуозными исполнителями, а произведения русских композиторов — мировым
достоянием.
В память об
основателе
Консерватории Николае
Рубинштейне
был
создан музей его имени.
В бывшем кабинете
первого
директора
хранятся
реликвии,
связанные с историей
Консерватории. В 1943
году на основе его
экспозиции был создан
Музей
музыкальной
культуры
им.
М.И.
Глинки.
21

22.

Использованные материалы:
http://moscowwalks.ru/2016/04/20/moscowconservatorium/
https://www.culture.ru/institutes/8644/moskovs
kaya-gosudarstvennaya-konservatoriya-im-p-ichaikovskogo
https://www.mosconsv.ru/ru/history.aspx
https://www.mosconsv.ru/museum/index.html
22
English     Русский Правила