ПЛАН
КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА
Культурная политика
Культурная жизнь
Картина мира
Модель «Ромашка»
Культурное ядро
Субкультура
Субъекты культурной жизни
Субъекты культурной жизни, способные реализовать собственную культурную политику
Функции гос-ва как субъекта КП
Государство в сфере КП призвано регулировать:
Демократизм и патернализм
КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА
Институты реализации культурной политики
Аспекты культурной политики
Разновидности культурной политики
Методы воздействия на культурную жизнь
уровни реализации культурной политики
Региональный аспект
Региональные аспекты
565.50K

Тема 5. Культурная политика: исследовательские модели

1.

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ МОДЕЛИ

2. ПЛАН

• 1. КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ,
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ
• 2. СУБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ И
КУЛЬТРНОЙ ПОЛИТИКИ
• ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРНОЙ
ПОЛИТИКИ
• ВИДЫ И УРОВНИ РЕАЛИЗАЦИИ
КУЛЬТУРНО ПОЛИТИКИ
• МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОЙ
ПОЛИТИКИ

3.

• Социологические основания культурной
политики: И.В. Бестужев-Лада, Э.А. Орлова,
А.Я. Флиер, В.А. Ядов и др.
• Теоретико-методологические и философские
аспекты: А.И. Арнольдов, Э.В. Ильенков, Б.И.
Каверин, В.А. Лекторский, В.С. Степин, А.Н.
Чумаков, В.Г. Юдин и др.
• С точки зрения системного подхода: С.Н.
Иконникова, М.С. Каган, Т.Ф. Кузнецова, Э.С.
Маркарян, В.М. Межуев, К.Э. Разлогов,
• На материалах омского региона проблемы
культурной политики активно исследуются
Н.М. Геновой, Н.А. Томиловым, Т.Н. Паренчук

4.

• На обывательском уровне, понятие
«культурная политика» понимается,
прежде всего, как политика
государства в области культуры.

5. КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА

• СОВОКУПНОСТЬ ОБДУМАННЫХ И
СОЗНАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ В
ОБЩЕСТВЕ, НАПРАВЛЕННЫХ НА
ДОСТИЖЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ
КУЛЬТУРНЫХ ЦЕЛЕЙ ПОСРЕДСТВАМ
ОПТИМАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИМЕЮЩИХСЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ И
ДУХОВНЫХ РЕСУРСОВ

6. Культурная политика

• По мнению В.С. Жидкова и К.Б.
Соколова, «культурная политика - это
специфический вид деятельности... по
регулированию культурной жизни,
сводящийся к воздействию на личность с
целью формирования ее картины
мира…»

7. Культурная жизнь

• Деятельность личностей, коллективов
и социальных институтов, связанная
с созданием, фиксацией (в вещах,
навыках, ценностях…), хранением,
отбором, трансляцией культурных
ценностей. Каждый из этих
процессов нуждается в управлении и
ресурсном обеспечении.

8. Картина мира

• под картиной мира авторы
понимают «ядро культуры, которое
обеспечивает взаимопонимание
представителей различных
субкультур, входящих в данную
культурную общность»

9. Модель «Ромашка»

Субкультуры
Контркультура

10. Культурное ядро

• КУЛЬТУРНОЕ ЯДРО – ПРЕДСТАВЛЯЕТ
СОВОКУПНОСТЬ БАЗОВЫХ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИК (ЦЕННОСТЕЙ,
НОРМ, ИДЕАЛОВ, ПРЕДСТАВЛЕНИЙ,
СТАНДАРТОВ ПОВЕДЕНИЯ И Т.Д.). КУЛЬТУРНОЕ
ЯДРО СОСТАВЛЯЕТ ФУНДАМЕНТ ЛЮБОЙ
КУЛЬТУРЫ, ЯВЛЯЕТСЯ НАИБОЛЕЕ
КОНСЕРВАТИВНОЙ ЕЕ ЧАСТЬЮ, ПРИЗВАННОЙ
ОБЕСПЕЧИВАТЬ СОХРАНЕНИЕ И
ВОСПРОИЗВОДСТВО ОСНОВНЫХ
ХАРАКТЕРИСТИК ДАННОЙ КУЛЬТУРЫ.

11.

• Механизм культурного развития
сводится к взаимодействию
культурного ядра общества с
культурными вариациями, которые
допустимо назвать субкультурами

12. Субкультура

• СУБКУЛЬТУРА – ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ В
НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ОТЛИЧАЮЩАЯСЯ ОТ
ОСНОВНОЙ ЧАСТИ И ВКЛЮЧАЮШЩАЯ, КРОМЕ
НОРМ И ЦЕННОСТЕЙ ПРИСУЩИХ
КУЛЬТУРНОМУ ЯДРУ, ЕЩЕ И СВОИ
СОБСТВЕННЫЕ, ХАРАКТЕРИНЫЕ ТОЛЬКО ДЛЯ
НЕЕ.
• СУБКУЛЬТУРЫ МОГУТ ВЫДЕЛЯТЬСЯ ПО
РАЗЛИЧНЫМ ПРИЗНАКАМ: ПО
НАЦИОНАЛЬНОМУ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ,
ПОЛОВОМУ, ВОЗРАСТНОМУ И ДР.

13. Субъекты культурной жизни

• В зависимости от положения в системе
«производство - сохранение - распространение восприятие культурных ценностей» :
• Потребители (люди, принадлежащие к разным
субкультурам);
• Творцы и распространители (люди,
обеспечивающие инновационную деятельность
в сфере культуры);
• Управленцы (государственные деятели,
определяющие законодательные и иные правила
поведения в сфере культуры, чиновники,
управляющие ее социальными институтами)
• меценаты.

14. Субъекты культурной жизни, способные реализовать собственную культурную политику

• Отдельные люди;
• Субкультурные группы, общественные
организации…
• ГОСУДАРСТВО

15. Функции гос-ва как субъекта КП


Функции гос-ва как субъекта КП
Формирование концептуальных представлений о месте
кульуры в жизни общества
Определение приоритетных целей развития кульуры,
составление соответствующих программ и их
реализцация с привлечением необходимых ресурсов
Согласование картин мира и культурных ценностей
представителей разных субкультур
формирование общенациональной картины мира и ее
распространение среди граждан;
поддержание и сохранение существующей картины
мира в форме традиции и передача ее последующим
поколениям;
развитие, модернизация, приспособление
существующей картины мира к меняющейся
реальности.

16. Государство в сфере КП призвано регулировать:

• Процесс общественного признания
отдельных произведений искусства и их
авторов;
• Обучение и воспитание творцов
культурных ценностей
• Отбор, хранение, распространение
культурных ценностей и обеспечение их
досупности широкому кругу населения;
• Формирование вкуса потребителей

17. Демократизм и патернализм

• С одной стороны – широкая демократия,
учет интересов широких масс населения,
разнообразных субкультур (массовый
художественный спрос)
• С другой стороны, - КП должна иметь
патерналистский характер (особо по
отношению к элитарной части культуры),
ориентироваться не только на сегодняшние
запросы, но на перспективу, стремиться к
повышению уровня аудитории.

18. КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА


ЦЕЛИ
ПРИОРИТЕТЫ
ЗАДАЧИ
СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ,
ПРОГРАММЫ

19. Институты реализации культурной политики

• социальные институты религии,
искусства и науки - создание новых
культурных ценностей
• каналы распространения социальные институты образования
и массовых коммуникаций

20. Аспекты культурной политики

• Внутренний (сохранение культурного
ядра при взаимовлиянии различных
субкультур) • Внешний (защита своеобразия
национальной картины мира от внешних
влияний более «сильных» культур и
ознакомления с ней других народов)

21.

• Если преобладает цель сохранения
существующей картины мира –
культурная политика носит
консервативный характер
• Если цель – изменение картины мира
и ее приспособление к новым
условиям – инновационный характер

22. Разновидности культурной политики

• инновационная (когда субъект культурной
политики стремится ускорить эволюцию
картины мира или ядра культуры в какомто определенном направлении)
• консервативная (когда тот же субъект
стремится замедлить эволюцию картины
мира (ядра культуры), сохраняя его, по
возможности, в неизменном виде)

23. Методы воздействия на культурную жизнь

• Научно-идеологический (воздействие
наук о культуре на восприятие культуры и
мира в целом)
• Социально-психологический
(материализация высокого статуса
деятеля культуры в почетных званиях,
наградах)
• Правовой
• Экономический

24. уровни реализации культурной политики


государственный;
национально-региональный;
муниципальный;
институциональный (культурные и
образовательный учреждения);
• личностный

25. Региональный аспект

• По мнению Н.М. Геновой, региональная культурная
политика выступает как «идеология управления,
обеспечивающая функционирование культурной жизни
в регионе»
• «способ согласования интересов элиты региона,
руководства органами культуры и специалистов
учреждений культуры и искусств в процессе
формирования региональных культурных программ, в
ходе создания, хранения и распространения
культурных ценностей, а также субъектов, созидающих
культурные ценности населением, имеющим свои
ценностные ориентации»

26. Региональные аспекты

• Основная цель «культурной политики»
должна заключаться в «стимулировании
процессов самоорганизации культурной
жизни, создание условий для
саморазвития культуры путем
оптимального использования
экономических механизмов, культурного
потенциала, материальных и
человеческих ресурсов территории»
English     Русский Правила