453.75K
Категория: МедицинаМедицина

Общение в сестринском деле

1.

Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Башкирский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Медицинский колледж
Общение в сестринском деле
Преподаватель: Яшина Е.В.
Уфа, 2020

2.

БИОЭТИКА
— активно развивающаяся научная отрасль — имеет
множество направлений (биоэтика окружающей среды
или экологическая биоэтика, медицинская биоэтика,
клиническая биоэтика), некоторые из них находятся в
стадии формирования.
Термин «биоэтика» в отношении новой отрасли
науки впервые употребил американский биохимик
В.Р.Поттер (1969). По Поттеру, биоэтика призвана
соединить «факты» и «ценности», ликвидировать
разрыв между всё возрастающими техническими
возможностями
и
знаниями,
накопленными
человечеством, и не таким активным осмыслением
серьёзности влияния прогресса на общечеловеческие
ценности.

3.

Модель Гиппократа («не навреди»)
Принципы врачевания, заложенные «отцом
медицины» Гиппократом (460-377гг. до н.э.), лежат
у истоков врачебной этики как таковой. В своей
знаменитой «Клятве», Гиппократ сформулировал
обязанности врача перед пациентом.
Несмотря на то, что с тех пор прошли многие
века, «Клятва» не потеряла своей актуальности,
более того, она стала эталоном построения многих
этические
документов.
Например,
Клятва
российского врача, утвержденная 4-ой Конференцией Ассоциации врачей России, Москва, Россия,
ноябрь 1994, содержит близкие по духу и даже по
формулировке принципы.

4.

Модель Парацельса («делай добро»)
Другая модель врачебной этики сложилась в Средние
века. Наиболее четко ее принципы были изложены
Парацельсом (1493-1541гг.). В отличие от модели
Гиппократа, когда врач завоевывает социальное доверие
пациента, в модели Парацельса основное значение
приобретает патернализм - эмоциональный и духовный
контакт врача с пациентом, на основе которого и строится
весь лечебный процесс.
В духе того времени отношения врача и пациента
подобны отношениям духовного наставника и послушника,
так как понятие pater (лат. - отец) в христианстве
распространяется и на Бога. Вся сущность отношений
врача и пациента определяется благодеянием врача, благо в
свою очередь имеет божественное происхождение, ибо
всякое Благо исходит свыше, от Бога.

5.

Деонтологическая модель (принцип «соблюдения
долга»)
В основе данной модели лежит принцип
«соблюдения долга» (deontos по-гречески означает
«должное»). Она базируется на строжайшем
выполнении предписаний морального порядка,
соблюдение некоторого набора правил, устанавливаемых медицинским сообществом, социумом, а также
собственным разумом и волей врача для обязательного
исполнения. Для каждой врачебной специальности
существует свой «кодекс чести», несоблюдение
которого чревато дисциплинарными взысканиями или
даже исключением из врачебного сословия.

6.

Биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства
человека»)
Современная медицина, биология, генетика и
соответствующие
биомедицинские
технологии
вплотную подошли проблеме прогнозирования и
управления наследственностью, проблеме жизни и
смерти организма, контроля функций человеческого
организма на тканевом, клеточном и субклеточном
уровне. Некоторые проблемы, стоящие перед
современным обществом, были упомянуты в самом
начале данной работы. Поэтому как никогда остро
стоит вопрос соблюдения прав и свобод пациента как
личности, соблюдение прав пациента (право выбора,
право на информацию и др.) возложено на этические
комитеты, которые фактически сделали биоэтику

7.

Принцип информированного согласия
Под информированным согласием понимается
добровольное принятие пациентом курса лечения или
терапевтической процедуры после предоставления
врачом адекватной информации. Можно условно
выделить два основных элемента этого процесса: 1)
предоставление информации и 2) получение согласия.
Первый элемент включает в себя понятия
добровольности и компетентности.
Врачу вменяется в обязанность информировать
пациента:
1) о характере и целях предлагаемого ему лечения;
2) о связанном с ним существенном риске;
3) о возможных альтернативах данному виду лечения.

8.

Добровольное согласие
принципиально важный момент в процессе
принятия
медицинского
решения.
Добровольность информированного согласия
подразумевает неприменение со стороны врача
принуждения, обмана, угроз и т.п. при принятии
решения пациентом. В связи с этим можно
говорить о расширении сферы применения
морали, моральных оценок и требований по
отношению к медицинской практике. Правда,
пусть жестокая, сегодня получает приоритет в
медицине. Врачу вменяется в обязанность быть
более честным со своими пациентами.

9.

Эвтаназия
Термин происходит от греческих слов ей- «хорошо», и thanatos «смерть», означая буквально «добрая», «хорошая» смерть. В
современном понимании, данный термин означает сознательное
действие или отказ от действий, приводящие к скорой и
безболезненной (не всегда) смерти безнадежно больного человека, с
целью прекращения некупируемой боли и страданий.
На практике применяется достаточно четкая классификация
эвтаназии.
1) Medical decision concerning end of life (MDEL), или «медицинское
решение о конце жизни». MDEL можно разделить на две большие
категории:
a) Собственно эвтаназия - случаи активного участия врача в смерти
пациента. Это, собственно, производимое врачом убийство больного
с информированного согласия последнего;
b) Ассистируемый врачом суицид (Phisician assisted sucide - PAS),
когда врач приготовляет смертельное лекарство, которое больной
вводит себе сам.

10.

Эвтаназия
2) Случаи, когда роль врача сводится
к согласованному с пациентом отказу от назначений, позволяющих продлить жизнь больного,
или же к осуществлению мер и/или увеличению
доз облегчающего страдания лекарства (например,
обезболивающего или снотворного), в результате
чего жизнь больного сокращается. В основном это прием опиоидных анальгетиков. Также, к
данной
группе
следует
отнести сознательное информирование безнадежно
больного о смертельной дозе принимаемого им
препарата.

11.

Аборты, ЭКО и контрацепция
Отношение к проблеме медицинского аборта
неоднозначно со времен античности до наших дней. В
«Клятве» Гиппократа (V в. до н.э.) четко сформулировано: «...Я не вручу никакой женщине абортивного
пессария...». Напротив, Аристотель в «Политике»
пишет, что если «...должен родится ребенок сверх
положенного числа, то следует прибегнуть к аборту,
прежде, чем у зародыша появится чувствительность к
жизни...». В «Клятве российского врача» и «Этическом
кодексе российского врача», принятых на 4-й
конференции Ассоциации врачей России в 1994г.
отношение
к
искусственному
прерыванию
беременности никак не отражено.

12.

Аборты, ЭКО и контрацепция
Революционным достижениями XX века является возможность
контрацепции и искусственного оплодотворения. Контрацепция
длительное время отвергалась христианством, которое признавало
единственной формой предупреждения зачатия воздержание в
браке. Это сформировало воззрения врачей, продержавшиеся до
начала XX века, и только в конце нашего столетия врачебным
сословием была принята официальная политика медицинской
помощи по контрацепции. ЭКО была неоднозначно встречено
духовенством, так как данная процедура, с одной стороны,
вмешивается в сам процесс зарождения жизни, а с другой - все-таки
позволяет иметь желанного ребенка в бесплодном браке. Нельзя не
отметить, что христианские ученые даже самых либеральных
взглядов признают только оплодотворение спермой мужа, так как,
по их мнению, донорство в подобной ситуации угрожает разрушить
сам институт семьи, освященный Богом.

13.

Трансплантация
биомедицинская технология замещения поврежденных или
отсутствующих органов и (или) тканей собственными органами,
тканями или взятыми из другого организма.
Святые Косма и Дамиан
пересаживают ногу.
Худ. Лос Балбасес, кон. XVI в.
(Университетская
библиотека. Лондон)

14.

История научной трансплантации начинает свой
отсчет с XIX века.
До начала 60-х годов ХХ века трансплантология оставалась
областью экспериментальной хирургии. Большой вклад в
развитие трансплантологии был внесен выдающимся советским
хирургом, ученым-экспериментатором В. П. Демиховым, (19151998) который в 60-х годах заложил основы новой отрасли
медицины.

15.

Трансплантология
Вдохновленный смелыми экспериментами В. П. Демихова,
южноафриканский хирург К. Барнард в 1967 году осуществил первую в
мире пересадку донорского сердца от человека человеку, ставшую
мировой сенсацией, даже несмотря на то, что реципиент умер через 18
дней после трансплантации из-за инфекции.
В течение последующего 1968-го года была проведена уже 101
подобная операция. В 70-80-х годах ХХ века трансплантология вышла
на уровень клинической практики. В России первая пересадка
донорского сердца сделана академиком В. И. Шумаковым (в 1987 г. в
центре трансплантологии и искусственных органов, который теперь
носить его имя). Сегодня трансплантация – одна из самых наукоемких и
динамично развивающихся современных медицинских технологий
восстановления здоровья и продления жизни больных при тяжелых
формах сердечной, почечной, печеночной и легочной недостаточности.
При этом это сфера острейших этических конфликтов.

16.

Виды трансплантации
В зависимости от типа донора выделяют разные
виды трансплантации:
• аутотрансплантация – пересадка в пределах одного
организма; • аллотрансплантация – пересадка органов
и/или тканей от организма того же вида, например, от
человека к человеку;
• изотрансплантация – пересадка от генетически
идентичного организма, например, от одного близнеца
к другому близнецу;
ксенотрансплантация
(или
межвидовая
трансплантация) – пересадка органов и/или тканей
животных (иммунологически близких – свиньи или
высших приматов) человеку.

17.

Этические проблемы трансплантации органов и тканей
Всемирная медицинская ассоциация приняла ряд этических
документов, осуждающих куплю-продажу человеческих органов
для трансплантации («Заявление о торговле живыми органами»
(1985 г.), «Декларация о трансплантации органов» (ВМА, 1987 г.),
«Декларация о трансплантации эмбриональных тканей» (1989 г.),
«Резолюция по вопросам поведения врачей при осуществлении
трансплантации человеческих органов» (1994 г.)).
Купля-продажа
донорских
органов
запрещена
и
международным, и российским законодательством (ФЗ «О
трансплантации органов и (или) тканей человека» (1992 г.), Статья
15). Этическое основание данного запрета: человек не может
рассматриваться как средство для достижения цели другого
человека. Органы и ткани, превращаясь в «биологические
материалы», не должны становится средством коммерциализации.

18.

Констатация смерти человека по критериям смерти мозга:
этические принципы
Констатация смерти – необходимая предпосылка забора органов. Под
влиянием целей и задач трансплантологии сформировалось понятие «смерть
мозга».
Смерть мозга – это ятрогенное заболевание, так как развивается благодаря
вмешательству медицинского персонала в естественный процесс умирания.
Условием этически безупречного установления диагноза смерти мозга
является соблюдение трех условий или этических принципов:
1) принцип единого подхода: одинаковый подход к диагностике вне зависимости
от того, станет ли пациент потенциальным донором.
2) принцип коллегиальности: обязательное участие в диагностике нескольких
врачей (минимум – трое). Это позволяет значительно уменьшить риск
преждевременной диагностики и вероятность злоупотреблений.
3) принцип организационной и финансовой независимости бригад, участвующих
в трансплантации. Первая бригада – только констатирует «смерть мозга», вторая
– только проводит забор органов и третья – бригада трансплантологов
осуществляет пересадку органов. Недопустимо, чтобы трансплантологи
поощряли лечащих врачей в зависимости от количества пациентов с диагнозом
смерть мозга.

19.

Эксплантация органов или тканей у трупа
Существуют следующие виды юридического регулирования
посмертной эксплантации органов/тканей:
1) рутинное изъятие: осуществляется, исходя из интересов и
потребностей государства, т.к. тело человека после смерти
признается собственностью государства. Так было в советской
системе здравоохранения с 1937 г. до 1992 года. В современном
обществе рутинное изъятие утратило свою правомерность.
2)
презумпция
согласия
(«предполагаемое/неиспрошенное
согласие»): если прижизненно не было оформлено или четко
высказано несогласие с возможностью донорства органов/тканей,
то это означает автоматическое согласие. Презумпция согласия
положена в основу действующего в нашей стране ФЗ «От
трансплантации органов и (или) тканей человека» (1992), а также в
законодательства ряда европейских стран.

20.

Эксплантация органов или тканей у
трупа
3) презумпция несогласия («испрошенное согласие»): изъятие
органов/тканей возможно только в случае прижизненного
согласия донора, либо (после его смерти) – согласия
родственников, документально оформленного («карточка
донора»). Действует в США, во многих европейских странах.

21.

Клонирование человека
процесс создания человеческого существа, генетически
идентичного другому живому или умершему человеку, путём
переноса в лишённую ядра женскую половую клетку ядра
соматической клетки того человека, чью копию собираются
получить.
Принято выделять два вида клонирования: репродуктивное и
терапевтическое. Принципиально они различаются лишь тем, что
результатом первого становится рождение живого существа
(ребёнка), чей статус в настоящее время весьма сомнителен,
развитие эмбриона во втором случае останавливается на стадии
бластоцисты (до 14-го дня гестации), а сам эмбрион используют
для получения стволовых клеток. Потенциал для терапевтического
клонирования в медицине огромен: это родоначальники клеток
почти всех тканей и органов взрослого человека и, в случае утраты
их в течение жизни, у больного человека есть шанс восстановления
здоровья за счёт тканей и органов, выращенных из эмбриональных
стволовых клеток.

22.

Недостатки клонирования
1. Противоестественность идеи иметь двойника, поскольку она
противоречит уникальности человека. К каждому родившемуся ребёнку
необходимо относиться как к личности, а не копии другого человека.
2. Потеря человеческой индивидуальности. Поскольку в результате
процедуры
появляются
генетически
идентичные
организмы,
клонирование может привести к потере генетического разнообразия, а
многократно повторяющиеся одни и те же комбинации генов способны
привести к уменьшению резистентности человека к различным
инфекциям и эпидемиям.
3. Случайные нарушения в структуре дезоксирибонуклеиновой кислоты
(ДНК) при применении процедуры клонирования могут привести к
неконтролируемым изменениям как в хорошую, так и в плохую
стороны, что отразится на здоровье популяции.
4. Нельзя забывать и про человеческий фактор. Возрастание
агрессивности общества: вполне вероятны клоны жестоких правителей,
создание целых армий послушных воинов. Люди, возможно, захотят
иметь своего клона для пересадки себе повреждённых органов, а это
повлечёт за собой выращивание «живого технического материала».

23.

Достоинства клонирования
1. Возможность создания стволовых клеток зародыша, которые
идентичны клеткам донора, а значит, их можно использовать при
лечении многих заболеваний и не беспокоиться об отторжении
пересаженных органов и тканей — они будут идентичны клеткам
реципиента.
2. Репродуктивное клонирование создаёт клон донора, и это может
помочь бесплодным парам в тех случаях, когда материал партнёра
нельзя использовать из-за генетической предрасположенности к
серьёзным заболеваниям. Если гены, определяющие заболевание,
содержатся в хромосомах отца, то в яйцеклетку матери можно
пересадить ядро её собственной соматической клетки — и тогда
появится здоровый ребёнок, точная генетическая копия матери. Если
эти гены содержатся в хромосомах матери, то в её яйцеклетку будет
перемещено ядро соматической клетки отца, и появится здоровый
ребёнок, генетическая копия отца.
3. Произведение на свет детей с запланированным генотипом
позволит множить людей с особенными возможностями, как
умственного плана, так и физического, в лабораторных условиях.

24.

Суррогатное материнство
вспомогательная
репродуктивная
технология,
при
применении которой женщина добровольно соглашается
забеременеть с целью выносить и родить биологически чужого
ей ребенка, который будет затем отдан на воспитании
генетическим родителям. Они будут юридически считаться
родителями этого ребенка.
Суррогатной матерью может быть только та женщина, которая
достигла возраста 18 лет и успела родить минимум одного
своего ребенка.
В России первая программа суррогатного материнства была
проведена в 1995 году в центре ЭКО
в Санкт-Петербурге.
Первой пациенткой этого центра была женщина, у которой
первенец, появившийся на свет с помощью кесарева сечения,
умер после родов, а роженице пришлось удалить матку. Целью в
жизни для нее стал родившийся новый ребенок. Она уговорила
стать мамой для ее будущего ребенка свою подругу.

25.

Суррогатное материнство
Применение этой технологии дает шанс бесплодной семье завести
своего ребенка. Однако тем самым ребенок становится товаром, а
суррогатное материнство хорошей высокооплачиваемой работой.
Аргументы "против"
1) Вынашивание и рождение суррогатной матерью чужого ребенка
очень плохо сказывается на психике женщины и оскорбляет ее
чувства;
2) Женщина, которая будет являться биологической матерью, может
не испытывать материнских чувств к малышу, так как он будет рожден
от чужой женщины.
3) Суррогатная мать может разрушить семью биологических
родителей, оказав негативное влияние на отца будущего ребенка.
4) С точки зрения религии, например, православия и мусульманства,
суррогатное материнство недопустимо.

26.

Суррогатное материнство
Аргументы "за"
1) Для бесплодной семьи это отличная альтернатива решения их
проблемы.
2) Для суррогатной матери это решение может помочь решить
материальные проблемы, если таковы имеются.
Законы, регулирующие суррогатное материнство, в каждом
государстве разные. Например, во Франции, Германии, Австрии,
Норвегии, Швеции суррогатное материнство запрещено совсем.
В США, ЮАР, России, Украине и Казахстане законодательно
разрешено. А в Беларуси суррогатным материнством может
воспользоваться только та женщина, которая не способна сама
выносить и родить ребенка.

27.

Морально – этические нормы, правила и принципы
профессионального сестринского поведения.
Долг
медицинского
работника
предусматривает
квалифицированное и беззаветное выполнение каждым
медицинским
работником
своих
профессиональных
обязанностей, предусмотренных нормами морально-этического и
правового регулирования медицинской деятельности, другими
словами, долг медработника:
1) моральный – оказание медицинской помощи вне зависимости
от социального положения, вероисповедания и т.д.
2) профессиональный – никогда, ни при каких обстоятельствах
не совершать действий, вредных для физического и психического
состояния людей.

28.

Основные принципы сестринской этики и деонтологии,
изложенные в:
1) Клятве Флоренс Найтингейл,
2) Этическом кодексе Международного совета медицинских
сестер,
3) Клятве Гиппократа,
Этическом кодексе медицинской сестры России являются:
Гуманность и милосердие, любовь и забота
Сострадание
Доброжелательность
Бескорыстие
Трудолюбие
Учтивость и др.

29.

Принципы биоэтики
1. Этический принцип — уважение автономности пациента
(самостоятельности). Медицинская сестра должна соблюдать
уважение к свободе пациента в выборе решений и действий, но
только до тех пор, пока эти решения и действия не причиняют вреда
самому пациенту или окружающим.
Этот этический принцип реализуется через моральные правила:
а) осведомленность пациента — достаточное количество
информации;
б) добровольность — пациент сам принимает решение
относительно вмешательства медицинского работника.
Медицинская сестра не может принуждать или обманывать
пациента. Она должна подвести его к этому выбору.

30.

Принципы биоэтики
2. Этический принцип - незлодеяние — не делай того, что может
принести вред. Профессиональные качества (знания и умения)
медицинской сестры, позволяют видеть ей, какова природа и
степень вреда тех или иных действий. Именно это видение
ситуации позволяет не причинять вред пациенту.
Этот этический принцип реализуется через моральное правило:
священность дара жизни – жизнь пациента.
3. Этический принцип - благодеяние.
Этот принцип отличности положительных действий, которые
предотвращают вред, устраняют вредные условия, направлены на
помощь другому человеку (пациенту).
Медицинская сестра должна делать добро везде и в любой
ситуации. Этот принцип помогает обществу быть единым целым.

31.

Внутренняя культура медицинского работника
Это отношение к труду, соблюдение дисциплины, бережное
отношение к предметам обстановки, дружелюбие, чувство
коллегиальности.
Субординация - система служебного подчинения младшего
старшему, основанная на правилах служебной дисциплины.
Интриги, грубость, ведут к разладу в коллективе, к делению его на
группы, что, в конечном счете, значительно ухудшает работу
лечебного учреждения. Нужно всегда соблюдать главной
этический принцип - Не НАВРЕДИ! Своими разладами в
коллективе можно навредить больному.

32.

Внешняя культура медицинского работника
приличие, хороший тон, культура речи, соответствующий
внешний вид и т.д.
Основными качествами медицинского работника, причем
качествами именно его внутренней культуры, являются:
Скромность

простота,
безыскусственность,
которые
свидетельствуют о красоте человека, его силе.
Справедливость — самая высокая добродетель медицинского
работника. Справедливость является основой его внутренних
побуждений.
Честность — должна соответствовать всем делам медицинского
работника.
Доброта — неотъемлемое качество внутренней культуры
хорошего человека.

33.

Внешняя культура медицинского работника
а) Внешний вид. Основное требование к одежде медика —
чистота и простота, отсутствие излишних украшений и
косметики, белоснежный халат, шапочка и наличие сменной
обуви. Одежда, выражение лица, манера держать себя отражают
некоторые аспекты личности медицинского работника, степень
его заботы, внимания к пациенту.
б) Культура речи является второй составной частью внешней
культуры. Речь медицинского работника должна быть четкой,
негромкой, эмоциональной, отличаться вежливостью. Нельзя
использовать уменьшительные эпитеты при обращении к
пациенту: «бабулька», «голубушка» и т.д.
Иногда речь медицинского работника перенасыщена модными,
жаргонными словами, примитивна, пациент не проникается
доверием к ним.

34.

Общение как средство сестринской помощи Функции
общения
Общение - это сложный социально - психологический процесс
взаимопонимания между людьми, происходящий с
помощью словесной (вербальной) и бессловесной (невербальной) информации.
В последние годы в науке используется вместо слова «общение»
термин «коммуникация».
Вербальная информация отражается в высказываниях или
написанных (письмо) чувствах, мыслях, наблюдениях.
Невербальная информация отражает поступки или поведение
того, кто передает информацию без использования речи или
написания (письма).

35.

Общение как средство сестринской помощи
Функции общения
Общение в сестринском деле — это процесс, порождаемый
потребностями совместной деятельности пациента и медицинской
сестры, искусство воздействия на личность пациента с целью адаптации
(приспособления) к изменениям в жизни в связи с изменениями
состояния здоровья.
Навыки общения в сестринском деле требуют специальных знаний и
умений, потому что медицинской сестре необходимо учитывать
состояние здоровья пациента, его физическое и психическое состояние.
Для оказания максимальной помощи и поддержки пациента
медсестре необходимы коммуникативные и профессиональные знания,
умение слушать, задавать вопросы, сопереживать, проявлять внимание и
заботу.
Общение с пациентом и всеми, кто участвует в уходе, требует
понимания, уважения и веры в выздоровление. Уникальность
сестринского общения состоит в том, что пациент должен верить в
доброту и силу, способность медсестры руководить процессом
адаптации.

36.

ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ
1) Информационная:
Получение и сообщение необходимой информации. Медсестре
необходима информация о самочувствие пациента, его реакции на
медперсонал, лечение и пребывание в стационаре. В свою очередь,
медсестра сообщает пациенту информацию о схеме приёма
лекарственных препаратов, характере подготовки к предстоящему
исследованию, и другое.
2) Экспрессивная (эмоциональная):
Пациенты ждут от медсестры эмоционального отклика,
сочувствия, душевного тепла. Не следует излишне ахать и
причитать над пациентом, но холодность и отчуждённость,
привычка постоянно контролировать свои эмоции создают
впечатление чёрствости и бездушности. С другой стороны, любые
эмоции, и в первую очередь отрицательные, заразительны и
быстро распространяются на окружающих.

37.

ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ
3) Регулятивная:
В процессе общения медсестра воздействует на сознание и
поведение пациентов, используя их жизненные ценности и
интересы, эмоциональный фон и другие «рычаги управления»
людьми. В свою очередь, медсестра также испытывает влияние
своих пациентов.
Уровни общения бывают: внутриличностные, межличностные,
общественные.
Психология чаще всего выделяет три уровня общения.
На первом уровне общения (коммуникации) происходят
передача и принятие информации. Непосредственной связи с
совместной деятельностью на этом уровне нет. Общение на первом
уровне требует определенных правил, традиций, принятых норм.

38.

На втором уровне коммуникация приобретает открыто
взаимный характер, где она представляет собой взаимную передачу
информации и принятие решений: общение на определенную тему
по решению общей задачи. Коммуникация может принимать
характер информирования, спрашивания, обучения, инструктажа,
приказания и т. д., обеспечивая слаженность совместной работы.
На третьем уровне выступает то, что для общения
(коммуникации) наиболее существенно, а именно: стремление
понять друг друга, прислушаться к мнению других, даже когда с
ним не соглашаются.
1) Внутриличностное (в мысленном общении человека с самим
собой).
2) Межличностное (между двумя и более людьми).
3) Общественное (общение одного человека с большой
аудиторией).

39.

К вербальным средствам общения относится речь
Медицинская сестра должна уметь разбираться в манере говорить и оценивать ее. Манера говорить может отражать
индивидуальные особенности пациента, его темперамент. Речь
громкая должна нацелить медсестру на мысли о нарушенном
слухе пациента. Медицинская сестра должна знать, что манера
говорить может зависеть от патологии сознания, мышления,
речесоматических и психоневрологических заболеваний.
Например, при одышке пациент говорит обрывками фраз, тяжело,
при патологии сознания (галлюцинации, сопор, кома), некоторых
соматических заболеваниях пациент не отвечает на поставленные
вопросы (неадекватная реакция пациента).
Различают
речь
быструю,
медленную,
запинающуюся,
монотонную,
громкую,
шепотную,
невнятную, с обеднением словарного запаса.

40.

К невербальным средствам общения относятся внешние
проявления человеческих чувств и эмоций.
Мимика — движения мышц лица.
Жестика — моторика всего тела, которая проявляется в изменениях
поз, походки, осанки, своеобразных движений рук, а также других
невербальных средств общения, таких как прикосновения: рукопожатия,
поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и др.
Мимика отражает внутреннее эмоциональное состояние и несет
более 70% информации о том, что переживает человек.
Жесты позволяют лучше разбираться в людях.
Выражение лица отражает психическое состояние человека.
Наблюдая за внешним видом пациента, медсестра описывает выражение
лица: злобное, испуганное, апатичное, растерянное и др. В норме
выражение лица спокойное, уравновешенное.
Через мимику, жесты, зрительный контакт, тон голоса, позу, движения
и выражение лица медсестра должна уметь расшифровывать
информацию о мыслях, чувствах, отношении пациента к окружению,
поддерживать связь с пациентами, не способными к вербальному
общению.

41.

Эффективное общение состоит из 5 элементов:
Отправитель – человек, который хочет передать
информацию.
Сообщение – информация, посланная этим человеком.
Канал – способ отправки сообщения, с помощью
устной речи, неречевых компонентов или в письменном
виде.
Получатель – человек, которому посылается
сообщение.
Подтверждение – способ, с помощью которого
получатель даёт знать отправителю, что сообщение
получено.

42.

Чтобы при наличии всех 5 элементов вербальное
общение состоялось, необходимо:
а) привлечь внимание получателя сообщением;
б) говорить медленно, хорошо произносить слова;
в) не злоупотреблять медицинскими терминами;
г) выбирать скорость и темп речи;
д) правильно выбирать время для общения (интерес к беседе);
е) не начинать беседу с неприятного;
ж) следить за интонацией голоса (энтузиазм, забота, безразличие,
раздражение, гнев, страх и т.п.);
з) выбирать нужную громкость;
и) использовать юмор;
к) убедиться в том, что вас поняли – задавать открытые, а не
закрытые вопросы:

43.

Каналы общения:
1) устная речь – получатель слышит ее;
2) неречевое сообщение – мимика, жесты, позы, какие либо действия;
получатель видит его;
3) письменное сообщение – получатель читает его.
БЕССЛОВЕСНОЕ (невербальное) ОБЩЕНИЕ.
Этот тип общения представляет более достоверное выражение чувств, т.к.
межличностный контакт происходит на подсознательном уровне. К этому типу
общения относятся:
а) внешний вид, манера держать себя, одежда;
б) выражение лица, мимика, жесты (язык тела);
в) положение тела в пространстве по отношению к пациенту.
Соблюдайте дистанцию «психологического комфорта». У каждого человека
размер этой дистанции свой. У большой части это личная зона (0,46 см – 1,2
м), т.е. человек при общении на таком расстоянии не испытывает дискомфорта.
В процессе работы приходится вторгаться не только в личную и интимную
зоны (от15 до 46 см), но и сверхинтимную (меньше 15 см).
English     Русский Правила