Похожие презентации:
Основные понятия и предмет философии
1.
1. Становление философии из мифологии.Характерные черты философии: понятийность,
логичность, рефлективность.
2. Предмет и определение философии.
2.
• Философия исследует общие принципы видения мира человеком и обществом.• Постоянное развитие — одна из фундаментальных характеристик философии.
• Всякая философская концепция есть результат предшествующей истории, точка
пересечения разнородных, а зачастую и противоречивых тенденций, идущих из
прошлого через настоящее в будущее.
• Наш курс по «Основам философии» состоит из двух разделов:
• 1. Предмет философии и ее история;
• 2. Структура и основные направления философии.
3.
Философия в буквальном переводе с греческого означает «любовь к мудрости» («филиа» — любовь, «софиа» —
мудрость) – Пифагор, V в. до н. э.
В это время в Греции — богатом, процветающем регионе с высокоразвитой культурой — были люди, которых
называли софистами, т.е. мудрецами.
Один из первых философов — Сократ, иронизируя над объявлявшими себя мудрыми софистами, часто повторял:
«Я знаю, что я ничего не знаю». Таким образом, философия начинается с сомнения в собственной мудрости и
любовного стремления к ней.
Любовь к мудрости послужила основой становления философии как отрасли духовной культуры.
Мифология как система, уходящая своими корнями к временам первых цивилизаций и являющаяся их духовной
основой, состоит из двух уровней: образного, доставшегося ей от искусства, и более глубокого — смыслового,
который по мере эволюции логического мышления и развития тенденции рационализации становился все более
важным.
Философия начинается с осознанной замены образов понятиями. Это точка перехода от мифологии к философии.
Греция — страна наиболее четкой, последовательной и логичной мифологической системы. Необходимость
систематизации мифов вела к формированию логики и правил понятийного мышления и тем самым была
внутренней культурной причиной, приведшей к возникновению философии.
Миф широко использовался в период становления философии как удобная, привычная всем согражданам форма, в
которую вкладывалось новое, рациональное содержание.
4.
Становление философии из мифологии позволяет определить ее как первую рациональную отрасль в истории духовной
культуры. В буквальном переводе с латинского «рацио» означает «разум».
Рациональность можно выразить формулой Р = П + Л + Д, где Р — рациональность, П — понятийность, Л — логичность, Д —
дискурсивность.
Понятийность означает умение мыслить с помощью понятий, т.е. слов и терминов, определенных по соответствующим
правилам. Эти правила таковы: 1) существенность определения, т.е. представимость в нем наиболее важных обобщенных
свойств предметов; 2) всеобщность определения, т. е. принадлежность описанных в нем признаков любому конкретному
объекту, принадлежащему к определяемому классу; 3) однозначность определения, т.е. признание его правильным всеми
людьми; 4) положительность определения, т.е. включение в определение имеющихся, а не отсутствующих свойств.
Логичность, т.е. мышление в соответствии с законами формальной логики, возникшей, кстати сказать, в недрах философии и
являвшейся на протяжении двух с половиной тысячелетий истории философии одним из важнейших ее разделов. Требование
логичности можно проиллюстрировать на таком примере. Рассмотрим умозаключение, состоящее из двух исходных
утверждений — посылок и одного вывода. 1. Все люди должны отвечать за свои поступки. 2. Годовалый ребенок — человек. 3.
Годовалый ребенок должен отвечать за свои поступки. Ложный вывод из двух верных посылок следует из-за логической
ошибки, а именно потому, что понятие «человек» используется в разных значениях: в первом случае под человеком понимается
сознательное правовое существо, а во втором — представитель вида Homo sapiens.
Дискурсивность – характеризует способность обосновывать выдвигаемые суждения. Предположим, вы говорите, что вам
нравится какой-то человек. Если вы можете объяснить, за что именно он вам нравится (умный, добрый, веселый и т.д.), вы
мыслите дискурсивно, и чем более обоснованным окажется ваше суждение, тем выше дискурсивность.
Одна из важных задач рационализации — прояснение мыслей. По этому поводу Поварнин справедливо пишет: «Иллюзия
ясности мысли — самая большая опасность для человеческого ума»
5.
Философия (от греч. phyle — любовь и sophia – мудрость) – любовь к мудрости. Термин Пифагора.
Возникла философия в 6-5 веке до н.э. в Древней Греции, Индии, Китае.
Разделы философии выделил Аристотель в 5 веке до н.э.
Онтология (онтос (греч.) бытие, логос – наука. Раздел философии изучающий бытие. Отвечает на вопрос:
как устроен мир? Бытие - самое широкое понятие в философии. Бытие называет все в мире и утверждает,
что мир существует.
Гносеология ( гносис – знание, огос – наука) Гносеология – раздел философии изучающий проблемы
познания. Отвечает на вопрос, как познавать мир?
Этика. Этика (греч) касающийся нравственности. Этика - наука о морали. Отвечает на вопрос, как жить
человеку?
Эстетика. Эстетикос (от греч.) - чувствующий. Наука о прекрасном. Отвечает на вопрос, что есть
прекрасное?
Антропология. Анотропос (греч.) – человек, логос – наука. Антропология – раздел философии. изучающий
человека
Натурфилософия. Натура (от лат.) – природа, Натурфилософия – философия природы.
6.
Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место человека в нем. В истории человечества выделяются три основные формы
мировоззрения: • мифология; • религия; • философия.
Мифология — форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и
реалистическое восприятие окружающей действительности. Чертами мифа являются:• очеловечивание природы; • наличие
фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком; • отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии); • практическая
направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.);• однообразие и поверхность
мифологических сюжетов.
Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь
человека и окружающий мир. При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не
рациональная) форма восприятия окружающей действительности. Отличие религии от мифологии. Мифология — это вымысел, не
побуждающий к какой-либо деятельности. Религия же — это нечто совсем другое. Слово религия произошло от латинского religare —
воссоединять, уже одно это говорит само за себя. То есть религия — это определенный свод правил, обрядов,
ритуалов, религиозных атрибутов, объединяющий людей, придерживающихся веры именно в эти правила. Основными мировыми
религиями являются: • христианство; • ислам; • буддизм.
Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и
мифологического тем, что оно:
• основано на знании (а не на вере либо вымысле);
• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя; имеют место абстрактные размышления);
• логично (имеет внутреннее единство и систему);
• опирается на четкие понятия и категории.
Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.
7.
• космоцентризм;теоцентризм;• антропоцентризм.
Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира,
явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно
которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна
Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).
Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через
господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе).
Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека
(Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).
8.
Основная специфика философского знания заключается в его
двойственности, так как оно: • имеет очень много общего с
научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат;
• однако не является научным знанием в чистом виде.
Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что
философия является теоретическим мировоззрением, предельным
обобщением ранее накопленных человечеством знаний. Предмет
философии шире предмета исследования любой отдельной науки,
философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их,
не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.
9.
Можно выделить следующие особенности философского знания:• имеет сложную структуру (включает онтологию (учение о бытие), гносеологию (теория познания), логику (наука о
законах и приемах познавательной деятельности и т. д.);
• носит предельно общий, теоретический характер;
• содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;
• во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;
• является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на
себе влияние эпохи;
• изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;
• имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов,
так и само на себя);
• испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;
• в то же время динамично — постоянно развивается и обновляется;
• опирается на категории — предельно общие понятия;
• неисчерпаемо по своей сути;
• ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные"
проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души,
наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно
разрешены логическим путем.
10.
Предметом философии являются общие закономерности развития бытия мышления и познания. Предметомназывается круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского
знания составляют четыре основных раздела: • онтология (учение о бытии);• гносеология (учение о познании);
человек;• общество.
В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных
вопросов: • сущность бытия; • происхождение бытия; • материя (субстанция), ее формы; • сознание, его
происхождение и природа; • взаимоотношение материи и сознания; • бессознательное;• человек, его сущность и
существование; • душа, духовный мир человека; • общество; • общество и человек; • природа; • природа и
общество;• духовная сфера жизни общества; • материально-экономическая сфера жизни общества; • социальная
сфера общества; • общественно-экономические формации, цивилизации; • перспективы человека, общества;
экология, проблемы выживания; • особенности познания; • влияние познающего субъекта на процесс познания и его
результаты; • ограниченность и безграничность познания; • движение;• философские категории; • диалектика
(теория и метод познания действительности) и ее законы.
Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское
исследование) являются: • диалектика (метод критического исследования, исследующий противоречия);
метафизика (наука о сверхчувственных принципах и началах бытия); • догматизм ( способ мышления, оперирующий
догмами (считающимися неизменными вечными положениями, не подвергаемыми критике) и опирающийся на них);
• эклектика (способ построения философской системы путём сочетания различных положений); • софистика
(философское течение в античности, умение вести спор); • герменевтика (наука о толковании текстов).
11.
• материализм; • идеализм; • эмпиризм; • рационализм.При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая,
материя — как первичная субстанция, а сознание — ее модус — есть проявление материи.
(Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии и имеет широкое
распространение в современной российской.)
Суть идеалистического философского метода — признание в качестве первоначала и определяющей
силы идеи, а материи — как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно
широко распространен в США и ряде стран Западной Европы (например, Германии).
Эмпиризм — метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса,
знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. ("Нет ничего в
мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях".)
Рационализм — философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно
достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого
разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение — это
уже работа мысли, разума.)
12.
Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи,назначение.
Принято выделять следующие функции философии: • мировоззренческую; • методологическую; • мыслительнотеоретическую; • гносеологическую; • критическую; • аксиологическую; • социальную; • воспитательно-гуманитарную;
прогностическую
Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве,
месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. Методологическая функция заключается в том, что
философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. Мыслительно-теоретическая
функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать
окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира. Гносеологическая —
одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей
действительности (то есть механизм познания). Роль критической функции - подвергать сомнению окружающий мир и
существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции —
расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios —ценный) заключается в оценке вещей, явлений
окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и
др. Цель аксиологической функции — быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать
тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних
веков — поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма
конца XIX — начала ХХ вв. и др.). Социальная функция — объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию,
современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или
смягчения, совершенствования общества. Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы
культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали,
помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни. Прогностическая функция заключается в том,
чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания
спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
13.
Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к
мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного
разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и
является главной задачей философии.
Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В
связи этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.
Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении
проблемы: что первично — материя или сознание? Суть гносеологической (познавательной) стороны
основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания? В
зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные
направления — соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.
Материализм (так называемая "линия Демокрита") — направление в философии, сторонники которого
считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.
Идеализм ("линия Платона") — направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и
сознания первичным считали сознание (идею, дух).
Наряду с полярными (конкурирующими) главными направлениями философии — материализмом и
идеализмом — существуют промежуточные (компромиссные) течения — дуализм. Дуализм как
философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что:
существуют две независимые субстанции — материальная (обладающая свойством протяжения) и
духовная (обладающая свойством мышления)
14.
• Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена:эмпиризмом (сенсуализмом); • рационализмом.
• Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон. Эмпиристы считали, что в основе
познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения ("Нет ничего в мыслях
(в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях").
• Основоположником рационализма (от лат. ratio — разум) считается Р. Декарт.
Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может
быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного
опыта.
• В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр).
Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а
следовательно, никогда не будет познан разумом.
• С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия
гностицизма и агностицизма. Представители гностицизма (как правило,
материалисты) считают, что: • мир познаваем; • возможности познания
неограничены. Противоположной точки зрения придерживаются агностики (как
правило, идеалисты): • мир непознаваем; • возможности познания ограничены
познавательными возможностями человеческого разума.
15.
• В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основнойвопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с
гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной)
философской проблемой. В ХХ в. в западной философии наметилась
тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу
философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою
актуальность. Ясперс, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в
будущем может появиться другой основной вопрос философии – проблема
экзистенционализма, то есть проблема человека, его существования,
управления собственным духовным миром, взаимоотношений внутри
общества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни и
своего места в жизни, счастья.