74.43K
Категория: ФилософияФилософия

Средневековая философия: патристика и схоластика

1.

Средневековая философия:
патристика и схоластика.

2.

Средневековая философия развивалась в течение более
тысячи лет: приблизительно со II века н. э. — по XIII-XIV
вв. н. э.
При этом традиционно выделяется два основных этапов ее
формирования: патристика (II -VII в.); схоластика (IX —
XIV вв.).
Патристика – это система философских и теоретических
воззрений мыслителей религии, «отцов» церкви. Это
направление христианской философии, основной целью
которого является утверждение, обоснование и
подтверждение силы веры.
Наиболее характерным для патристики является разработка
догматики христианства и философии, на развитие которой
влияли идеи Платона. Средневековая патристика освещает
такие проблемы: отношение разума и веры, сущность Бога,
свобода человека и т.д.

3.

Схоластика — господствующий тип средневековой теологической философии,
отличительными чертами которого являлись оторванность от реальной действительности,
замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение
религиозным идеям, схематичность, назидательность, учительство. Название "схоластика"
произошло от латинского слова schola (школа), поскольку данный тип философии
несколько столетий преподавался в школах и университетах Европы. Таким образом,
схоластика представляла собой не столько науку, занимающуюся творческим поиском,
сколько застывшую школьно-университетскую дисциплину, имевшую цель философски
обосновать религиозное учение и догматы Церкви (за что получила прозвище "Философия
— служанка богословия"). Для схоластики характерно восприятие Библии как жесткого
нормативного текста, абсолютной истины.
Схоласты подразделяли знание на два вида:
• сверхъестественное, даваемое в откровении (то есть то, что имел в виду Бог, закладывая ту
или иную мысль в Библии);
• естественное, отыскиваемое человеческим разумом (то есть то, что сумел человек
"расшифровать" из текста Библии, как он понял идеи Бога).
В этой связи схоласты вели многочисленные споры, написали сотни философских томов, в
которых пытались правильно понять идеи Бога, спрятанные за строчками Библии.

4.

В Средневековье начинают создавать разнообразные школы и
университеты. Последние имели четыре факультета: философский,
теологический, медицинский и юридический. Главную роль в их
формировании играли представители богословия. Именно вокруг
университетов сконцентрировалась схоластика. Схоластика – это
философское направление средних веков, которое синтезировало
христианское богословие и логику Аристотеля. Главной задачей
данного направления было оправдание веры посредством разума.
Другими словами, рациональное обоснование веры в Бога и
христианское учение. Схоластика была предназначена для
обучения основным догмам и принципам христианства. Эти догмы
находят свои истоки в патристике.
Патристика и схоластика – два учения, которые дополняли и
укореняли друг друга. Они основывались на одних значениях,
принципах, одной символике.

5.

Можно выделить следующие основные черты средневековой теологической философии:
• теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом
философских исследований являлся Бог);
• изучению самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало
внимания, так как они считались творением Бога;
• господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении (всего Богом) и
откровении (Бога о Самом Себе — в Библии);
• сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом, так как человек выделялся из
природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась божественная
сущность человека);
• провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;
• выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при
богоугодном поведении;
• выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле
человека — Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего
человечества;
• мир считался познаваемым через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в
Бога.

6.

Основополагающими догматами средневековой
являлись догмат творения и догмат откровения.
Согласно догмату творения:
философии
и
теологии
• Бог сотворил окружающий мир из ничего; • творение мира есть результат акта
Божественной воли; • мир сотворен благодаря всемогуществу Бога; • природа не
может творить сама себя; • единственным творческим началом во Вселенной
является Бог; • Бог вечен, постоянен и всепроникающ; • подлинным бытием
является только Бог; • сотворенный Богом мир не есть подлинное бытие, он вторичен по отношению к Богу; • поскольку мир не обладает самодостаточностью и
возник по воле другого (Бога), он непостоянен, изменчив и временен; • нет четкой
границы между Богом и Его творением.
Согласно догмату откровения:
• мир можно познать, только познав Бога; • Бог недоступен для познания; • несмотря
на то, что Бог непознаваем, Он Сам разрешил познать Себя (дал информацию о
себе) через откровение - Библию; • единственный способ познания Бога и всего
сущего - толкование Библии; • Бога можно познать лишь сверхъестественным путем,
благодаря особой способности человека — вере.

7.

Особое место в средневековой теологической философии занимает проблема добра и зла.
Проблема добра и зла решается исходя из идеи творения:
• окружающий мир всецело сотворен Богом;
• Бог является носителем и сосредоточением добра и справедливости;
• следовательно, окружающий мир изначально наполнен добром;
• зло в мир приносит дьявол (сатана) - падший ангел, восставший
против Бога;
• поскольку зла первоначально в мире не было, оно часто
маскируется под добро и добивается своих темных целей;
• в мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку
мир — творение Бога и Бог добрый, то добро в итоге одержит
победу над злом.

8.

Средневековой теологической философией называется ведущее философское
направление, распространенное в Европе в V — XVI вв., которое признавало Бога в
качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир — Его творения.
Наиболее яркими представителями средневековой теологической философии
являлись: Август Блаженный (354 - 430) и Фома Аквинский (1225 - 1274).

9.

Августин Блаженный
считается крупнейшим философом и богословом периода патристики,
оказавшим существенное воздействие на всю средневековую культуру и
на последующее развитие философии. Помимо теоретического значения,
его деятельность имела и практический смысл: он, в частности, обосновал
необходимость церковной организации как посредника между Богом и
верующими.
Главные труды Августина – «О граде Божием», «Об истинной религии»,
«Исповедь», «О Троице» и др.
Августин провел огромную работу по систематизации религиозного знания,
стремился представить его в качестве единой, целостной концепции. В
своих сочинениях он следовал положению, согласно которому «истинная
философия и истинная религия одно и то же». Из философов он высоко
ценил Платона, опирался на многие его философские представления.
Богу присуща бестелесность, бесконечность в пространстве, вечность,
трактуемая как неизменчивость. Бог есть воля, высшее благо. Посредством
своей воли, нацеленной на благо, Бог создает все предметы природы, все
души людей и такие бестелесные существа, как ангелы. Таким образом
Августин обосновывает креационизм – положение о творении природы и
материи Богом.

10.

Августин Блаженный
Говоря о предопределенности Богом судьбы людей, Августин поставил
проблему свободы воли. Воля может направляться разумом, но может иметь место
и рассогласование воли и разума; выбор воли, т. е. действий человека, может быть
иррациональным, не согласующимся с разумным пониманием. Человек свободен,
когда воля направляет его действия к добру, к выполнению Божественных
заповедей, принятых «сердцем» и разумом; нужны усилия воли для утверждения в
благодати. Свободы нет, когда воля или разум стремятся к возвышению над
людьми, над Богом, когда они не согласуемы с волей Бога.
В истории человечества Августин отмечает изменения к лучшему: все больше
людей желают нравственного самоусовершенствования. Такие изменения
происходят в результате борьбы двух градов – теория града Божьего и града
Земного. Два града «созданы двумя родами любви: Земной – любовью к себе,
доведенной до презрения к Богу, и Небесной – любовью к Богу, доведенной до
презрения к самому себе. Первый полагает славу свою в самом себе, последний – в
Господе.
Церковь является представителем Божьего града на Земле, ее власть выше
светской, а потому монархи должны быть в подчинении у церкви.

11.

Фома Аквинский
самый видный философ-схоластик западного Средневековья,
монах Доминиканского ордена, ученик знаменитого
средневекового теолога Альберта Великого, канонизирован
католической церковью (1323).
Главный труд – «Сумма теологии». Под названием «неотомизм»
учение Аквинского возродилось в XX в. и стало одним из наиболее
значительных направлений современной католической церкви.
Основы философии Аквинского. Обоснование фундаментальных
принципов христианской теологии с помощью логики Аристотеля.
Согласно ему высшая истина – это Бог или Божественная истина.
Ее познание недоступно человеческому разуму, поэтому он должен
принять ее на веру. Отсюда соотношение веры и разума таково, что
предпочтение отдается вере.

12.

Фома Аквинский
Обоснование онтологических доказательств бытия Бога:
1) Бог – первопричина всего. Так как должна быть причина возникновения всего существующего, то этой
причиной может быть только Бог, ибо все остальные причины могут быть опровергнуты;
2) Бог – перводвигатель, задающий движение всему. Так как ничто не может быть одновременно само по
себе и движущим, и движимым без постороннего вмешательства, то этим движущим началом является
Бог;
3) все происходящие вокруг нас изменения воспринимаются нами как необходимые или случайные. Но
случайность – лишь недоступная нашему пониманию необходимость. Для Бога же случайности нет,
поэтому необходимо признать его, чтобы понять происходящее;
4) разные вещи обладают разной степенью совершенства. Но тогда должен быть и абсолютный эталон
совершенства, и он есть Бог;
5) все движется к определенной цели, и только Бог может задать цель для всего, что происходит в
природе.
Обоснование первостепенной значимости Священного Писания. Священное Писание основано на
знании, которым обладает Бог и которое призван познать человек через Богооткровение, поэтому
Божественное знание выше научного.
Социальные проблемы решались Аквинским через утверждение о том, что государственная власть дана
от Бога. Церкви должна отдаваться первостепенная роль в гражданском обществе, а власть государя
должна быть подчинена высшей, духовной власти. Во главе ее на небе – Христос, а на земле – Римский
Папа.

13.

Значение средневековой теологической философии для последующего
развития философии в том, что она:
• стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи
Возрождения и нового времени;
• сохранила и развила ряд античных философских идей, поскольку возникла на
основе античной философии христианского учения;
• способствовала расчленению философии на новые сферы (помимо онтологии —
учения о бытии, полностью сливавшегося с античной философией, выделилась
гносеология — самостоятельное учение о познании);
• способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный;
• положила начало появлению в будущем эмпирического (Бэкон, Гоббс, Локк) и
рационалистического (Декарт) направлений философии как результатам
соответственно практики номиналистов опираться на опыт (эмпиризм) и
повышенного интереса к проблеме самосознания (Я-концепция, рационализм);
• пробудила интерес к осмыслению исторического процесса;
• выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в
воскрешение.
English     Русский Правила