Похожие презентации:
Средневековая_философия_Патристика_Схоластика
1.
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИСРЕДНЕВЕКОВЬЯ
ПАТРИСТИКА И СХОЛАСТИКА
2.
План занятия-
Общие вопросы.
-
Периодизация средневековой
философии
-
Основные проблемы
-
Патристика
-
Схоластика
-
Проблема универсалий
-
Онтологическое доказательство
бытия Бога
-
Бритва Оккама
-
Теория двойственной истины
-
Средневековые университеты
-
Выводы
3.
Христианство и античнаяфилософия
«Инаковость» христианства по отношению к античной культуре и
философии:
Проблема Троичности (Бог Един в ТРЕХ ЛИЦАХ);
Христологическая проблема(соединение в Иисусе Христе двух
природ: человеческой и Божественной, которые «нераздельны и
неслиянны»);
Вопрос о соотношении свободы и благодати;
Проблема соотношения веры и разума;
Креационизм (Творение Богом мира из ничего);
Новое понимание любви («агапе» – любовь. Источником которой
является Бог).
4.
Периодизация средневековойфилософии
1. патристика (2–10 вв.). Важнейшая веха – Никейский
Собор (325 г.)
1а. ранняя
1б. зрелая
1в. поздняя
2. схоластика (11–14 вв.)
2а. ранняя
2б. поздняя
5.
Основные проблемы средневековойфилософии:
Проблема онтологического доказательства Бытия Бога
Соотношение веры и разума
Проблема теодицеи (оправдание зла в мире) и греховности
человеческого бытия
Проблема универсалий
6.
Патристика: общая характеристикаВ широком смысле патристика – это доктринальная форма
построения христианской культуры, многоплановый синтез религиозных
ценностей христианства и эллинского литературно-философского
наследия.
Диаметрально противоположные взгляды на содержание культурной
конвергенции («эллинизация» христианства – Гарнак, «христианизация»
эллинизма – Жильсон, Квестен) сходятся в одном: религиозный элемент
в патристике заметно превалирует над рационально-рефлексивным.
7.
Ранняя патристика (1-3 вв.)8.
Представителиранней патристики
Ориген (ок. 185 – ок. 254, Тир) - раннехристианский
философ, богослов и экзегет. Родился в христианской
семье, вероятно в Александрии. С 217 руководил
катехетической школой в Александрии, однако в 231
был осужден и отлучен александрийской церковью.
Это вынудило Оригена переселиться в Кесарию
Палестинскую, где он основал школу, подобную
александрийской. Во время гонения императора
Деция он был брошен в тюрьму, подвергся пыткам и
вскоре умер. По объему написанного Ориген
превзошел всех раннехристианских отцов Церкви:
перечень его сочинений включал 2000 «книг». Основная
деятельность Оригена была посвящена библейской
экзегезе.
-
исходит из идеи Бога как монады, но одновременно
утверждает и Его троичность, в своем понимании
Троицы являясь субординационистом: Отец для него –
«собственно Бог», Сын – «второй Бог», а Святой Дух –
меньше Сына;
-
творение Ориген мыслит как вечный акт: до нашего
мира и после него были и будут другие миры, т.о.,
мироздание является совечным Богу. За падением
должно следовать спасение или восстановление
(апокатастасис), которое Ориген понимает как
возвращение духов в первоначальное блаженное
состояние единства с Богом, что обеспечивается
Божественным провидением, а поскольку никто из
духов полностью не лишен разума и свободы,
постепенно спасены будут все, включая Сатану.
9.
Представителиранней патристики
Тертуллиан (155/165 Карфаген – после 220,
вероятно, там же)
Не будучи сухим систематиком, Тертуллиан с редкой
глубиной выразил суть религиозной метафизики
христианства в нескольких остропарадоксальных
формулах, которым по преимуществу и обязан
своей известностью. «Что общего между философом
и христианином? Между учеником Греции и
учеником Неба? Между искателем истины и
искателем вечной жизни?» (Ароl. 46). «Что общего
между Афинами и Иерусалимом, между
Академией и Церковью?» (De praescr. 7). «Сын Божий
распят – это не стыдно, ибо достойно стыда; и умер
Сын Божий – это совершенно достоверно, ибо
нелепо; и, погребенный, воскрес – это несомненно,
ибо невозможно» (De carn. Christ 5 – вероятно, именно
отсюда возникло приписываемое Тертуллиану
выражение credo qiua absurdum – «верую, ибо
нелепо»). Граница между «Афинами» и
«Иерусалимом» – предел возможностей разума:
истина открывается алогичным, парадоксальным
образом.
10.
Зрелая патристика (4-5 вв.)Период оформления
догматики. В 1-й пол. 4 в.
христианство становится
государственной религией.
Вселенские соборы,
начиная с Никейского
(325), придают теологии
догматическое измерение.
11.
Зрелая патристика. Августин АврелийАВГУСТИН (Augustinus) Аврелий (13 ноября 354, Тагаста, Сев. Африка – 28
сентября 430, Гиппон, Сев. Африка) – христианский богослов и философ,
отец Церкви, одна из ключевых фигур в истории европейской философии.
БИОГРАФИЯ. Августин происходил из небогатой провинциальной семьи и в
молодости испытал влияние матери-христианки, но долгое время сохранял
религиозную индифферентность. Получив образование в Мадавре и
Карфагене, избрал карьеру профессионального ритора (с 374). В конце
370-х гг. пережил увлечение манихейством, а в начале 380-х – скептицизмом.
В 383 переехал в Рим, но вскоре получил место ритора в Милане, где
познакомился с еп. Амвросием и начал изучать сочинения неоплатоников и
послания ап. Павла. Весной 387 принял крещение. В 388 вернулся в Сев.
Африку: с 391 – пресвитер, а с 395 вплоть до смерти – епископ г. Гиппон
Регий.
12.
УЧЕНИЕ Бл. АвгустинаМногоплановое наследие Августина, одно из самых значительных в
истории патристики (ок. 100 трактатов, несколько сот писем и
проповедей, частью весьма обширных), сравнительно хорошо
сохранилось. Сочинения: «Против академиков», «О порядке»,
«Монологи», «О свободном решении», «Исповедь», «О Граде
Божьем» и др.
родоначальник европейского «субъектоцентрического» и
исторического сознания.
«Ordo amoris» (возлюби Бога и делай что хочешь!)
Учение о времени (время и вечность, «настоящее настоящего,
настоящее будущего и настоящее прошедшего»)
Град земной и град Божий как основа эсхатологии Августина
13.
Поздняя патристикапериод «кристаллизации догматики».
Теоретико-догматическая сторона патристики
окончательно принимает форму
непреложного канона. Крупные
теоретические новации отсутствуют, зато
интенсивно ведутся комментаторство и
систематизация (Леонтий Византийский) в то
же время растут мистические тенденции
(Максим Исповедник) и принципиальное
внимание к аристотелизму (Иоанн Дамаскин),
что предвещает схоластику. На Западе
теоретизирование постепенно также начинает
приобретать переходные к схоластике
формы (Боэций, Кассиодор).
14.
СхоластикаСхоластика (от лат. schola –
школа) – период средневековой
западноевропейской
философии примерно с VIII-IX вв.
по XIV-XV вв.
Название первоначально восходит к
словам «ученый», «школьный».
Представители схоластики
стремились к рациональному
осмыслению и систематизации
христианства в противовес Отцам
Церкви, которые в постижении Бога
опирались преимущественно на
сверхразумное созерцание. Если
Тертуллиан на первое место ставил
безусловность и абсолютность веры
(тезис «Верую ибо абсурдно»), то
родоначальник схоластики – Ансельм
Кентерберийский – видел в вере
предпосылку рационального знания
«Не ищу разуметь, дабы уверовать, но
верую, дабы разуметь».
15.
Схоластика:проблемы
Основная проблематика,
заложенная еще Августином, в
схоластике расцветает
пышным цветом.
Одной из основных проблем
схоластики – это проблема
универсалий, то есть природы
общих имен или понятий. В
основном, задается вопрос о
том, обладают ли понятия
самостоятельным,
субстанциальным бытием или
это всего лишь имена для
обозначения единичных вещей?
16.
Проблема универсалий:Номинализм – понятия сами по себе не имеют
онтологического статуса, это лишь имена для единичных
вещей (представители: Пьер Абеляр, Росцелин)
Сторонники реализма, вслед за Платоном, считали, что
подлинной реальностью обладают общие понятия
(представители – Ансельм Кентерберийский, Аврелий
Августин, Фома Аквинский)
17.
Основоположникконцептуализма Пьер
Абеляр (1079-1142)
Для него понятия – это по сути
имена, фиксирующие общие
черты отдельно взятых вещей.
Абеляра называли «трубадуром
философии», «рыцарем диалектики».
Родился в Бретани в рыцарской семье.
Отказался от права майората, стал
школяром-клириком. До 1098 посещал
в Вансе школу Росцелина,
номиналистическую доктрину которого
позже расценил как «безумную».
К 1119 были написаны трактаты «О
единстве и троичности Бога» (De unitate et
trinitate Dei), «Введение в теологию»
(Introductio ad theologiam), «Теология
Высшего блага» (Tlieologia Summi boni). В
1121 состоялся поместный собор в
Суассоне, где Абеляра обвинили в
нарушениях монашеского обета,
выразившихся в том, что он вел занятия в
мирской школе и преподавал теологию без
церковной лицензии.
18.
Бог как сущее: Средние векаАнсельм Кентерберийский (1033 – 1109)
Фома Аквинский (1225-1274)
1. «Верю, чтобы понимать»
1. Бог обладает подлинным Бытием.
2. «Бог – нечто, больше чего нельзя ничего помыслить».
2. Исследует проблему не только бытия, но и
сущего
19.
Бог как сущее: Онтологическоедоказательство бытия Бога
Ансельм Кентерберийский
Фома Аквинский
Аргументы:
Аргументы:
1. Движущая причина: был кто-то третий, кто привел в
движение весь остальной мир.
1. В силу ограниченности нашего ума и предпосылки,
что Бог – сущее, мы не можем помыслить нечто вне
Божественного создания.
2. Производящая причина: кто-то третий создал Мир в его
единстве.
2. Идея Бога существует в уме. Мы знаем, что Он есть
уже по определению.
3. Существование в действительности выше, чем
существование в уме.
4. Бог существует с необходимостью.
3. Необходимость: Все в мире существует либо
потенциально, либо случайно. Случайно сущ.вещи
должны были быть порождены кем-то.
4. Степень бытия: у всех вещей в мире есть степени
совершенства, и градацию вообще можно выстраивать
только относительно чего-то наибольшего, абсолютного
(как идеального образца)
5. Целеполагание: Разумное устройство мира и стремление
всех существ к благу для себя (следовательно, к благу
вообще). Значит, должен быть организатор всего процесса,
поставивший цель в виде блага.
20.
Альберт Больштедский (Великий) (1200-1280)Учитель Фомы Аквинского. С именем Альберта Великого связана рецепция
схоластики и методов Аристотеля, при этом его трактовка аристотелизма сильно
зависела от интерпретации Ибн Сины (Авиценны), а также от христианского и
арабского неоплатонизма (А.Августин, Ал-Фараби, Псевдо-Дионисий Ареопагит).
Четко разграничивая теологию и философию, Альберт признает
самодостаточность каждой в сфере своего приложения. Теология, будучи
практическим учением, служащим идеям спасения, руководствуется положениями
веры, которые разум судить не может. Философия же как разумное постижение
сущего, или вещей самих по себе, не нуждается в каких-либо иных авторитетах,
кроме логического доказательства и опыта, и имеет целью само знание.
Философы опираются на низшую, рациональную способность ума, богословы же
извлекают мудрость из его сокровенной части (abditum mentis), озаряемой светом
Божества (lumen infusum). При этом вера использует разум для своего укрепления и
распространения.
Пытался примирить реалистов и номиналистов, утверждая, что:
Во-первых, универсалии существуют до вещей в уме Бога.
Во-вторых, они существуют в вещах, как единое во многом.
В-третьих, существуют после самих вещей, как отвлеченные понятия о вещах
уже в человеческом уме.
21.
Уильям Оккам(1285-1349)
В творчестве Оккама парадоксальным
образом сочетались две тенденции: с
одной стороны, он стремился в
максимальной степени обособить
знание от веры, полагая вслед за
Аристотелем, что в философском и
научном познании человек может и
должен опираться исключительно на
естественные способности – чувство и
разум; с другой стороны, постановка и
способ решения философских и
логических проблем у Оккама
подчинены, как правило, обоснованию
определенных теологических концепций.
Только всемогущий и абсолютно
трансцендентный Бог обладает
необходимым бытием, в то время как и
существование сотворенных вещей, и все
их характеристики случайны, т.е. не
определяются природой самих вещей, но
полностью зависят от воли Творца.
Выдвижение на первый план при
рассмотрении атрибутов Бога свободы
воли – характерная черта августинизма;
как и большинство теологовфранцисканцев, Оккам остается в русле
августинианской традиции.
22.
Уильям Оккам(1285-1349)
Известен как автор «Бритвы
Оккама», хотя на деле само
название появилось намного
позднее
профессором
логики
и
метафизики
эдинбургского
университета
Уильямом Гамильтоном (17881856) в 1852 г (книга «Беседы о
философии и литературе»).
Сам Оккам писал: «Что может
быть
сделано
на
основе
меньшего
числа
[предположений], не следует
делать, исходя из большего».
Сам
принцип
формирует
базис
методологического
редукционизма,
также
называемого
принципом
«бережливости» или «законом
экономии»
(лат.
Lex
parsimoniae).
23.
Теория двойственной истиныДальнейшее развитие теологического рационализма привело к
утверждению теории двойственной истины, согласно которой истины
разума и веры не противоречат друг другу, а являются двумя
равноправными формами постижения божественной сущности мира.
Теория двойственной истины получила как раз обоснование в учении У.
Оккама и послужила теоретической базой разрыва философии и
теологии, что знаменовало собой завершение средневековой
философии в той форме, в которой мы привыкли ее видеть.
24.
Средневековые университетыВ начале XIII века термин universitas стали применять только по
отношению к учебным объединениям, а изначально данный латинский
термин обозначал сообщество равных людей, принесших друг другу
взаимную клятву.
Круг основных дисциплин можно поделить на две большие части:
1. Trivium - грамматика, риторика, диалектика
2. Quadrivium - арифметика, геометрия, астрономия, метрика
25.
Общие выводыНа этапе схоластики учение Аристотеля было приспособлено к христианству. Впервые
мир был представлен в качестве единой системы частей, а человек признавался высшим
материальным творением Бога, разумным и духовным по своей природе. Познание
направлено на постижение добра, познавая мир, человек обнаруживает, что во всех
вещах скрыты ценности. Философия начинает понимать себя как самостоятельная
наука, помышляющая в том числе и о спасении души человека.
В основе философии и культуры Средних веков лежит текст, герменевтика обретает
свое осмысление как метод толкования текстов. Бог недоступен для прямого познания,
но приоткрывает завесу своего Бытия человеку. Его откровение явлено в текстах Библии,
толкование (экзегеза) и являются источниками богопознания. Отсюда большая роль
интерпретации. Знание о божественном бытии можно было получить только через
личный опыт откровения, а ключом к познанию служит вера.
Дуализм божественного и человеческого, небесного и земного, сакрального и
греховного, имманентного и трансцендентного. Средневековая философия – синтез
христианского откровения и античной философии.