902.53K
Категория: ФилософияФилософия

Философия Китая

1.

ФИЛОСОФИЯ
КИТАЯ
2.11
Учебник стр. 42-60

2.

Хронология
夏 Xià Династия Ся (2140-1711 д.н.э.)
商 Shāng Династия Шан (1711-1066
д.н.э.)
隋 Suí Династия Суй (581-618)
周 Zhōu Династия Чжоу (1066- -256 д.н.э.)
唐 Táng Династия Тан (618-807)
秦 Qín Династия Цинь (221 -206 д.н.э.)
五代 Wǔdài Пять Династий (807-906)
汉 Hàn Династия Хань (206 д.н.э.- -220
н.э.)
宋 Sòng Династия Сун (906-1279)
三国 Sānguó Троецарствие(220-280)
魏 Wèi - Вей, 蜀 Shǔ -Шу и 吴 Wú Ву
晋 Jìn Династия Цзинь (265-420)
南北朝 Nánběicháo Династии
Юга и Севера (420-589)
辽 Liáo Династия Ляо (907-1125)
金 Jīn Династия Цзинь (1115-1234)
元 Yuán Династия Юань (1206-1368)
明 Míng Династия Мин (1368-1644)
清 Qīng Династия Цин (1616-1911)

3.

Истоки
Мифология уже пытается объяснить возникновение мира из него самого.
Вначале был хаос, породивший два духа – Инь и Ян, которые его упорядочили
Ян – управляет небом
Инь – управляет землей
Мир состоит из 5 первоэлементов:
Воды, Огня, Металла, Дерева и Земли
Природа одушевлена, каждая вещь, явление, место имеет своих демонов.

4.

Классические книги китайской образованности
Еще в времена династии Шан, в первой половине 1 тысячелетия появляются
книги, которые станут основой воспитания китайской интеллигенции, поскольку
знание их позволяло сдать экзамен на должность чиновника
Книга песен - Ши цзин
Книга историй - Шу цзин
Книга порядка – Ли шу
Книга Весны и Осени – Чунь цю (Хроники государства Ли)
Книга перемен И цзин

5.

И цзин - триграммы
Добавьте первый пункт списка
Добавьте второй пункт списка
Добавьте третий пункт списка

6.

И -цзин
Ян – активное, освещающее, познающее, мужское
Водоем (Озеро) – успокаивает
Огонь - высушивает
Гром - приводит в движение
Ветер – приводит в беспокойство
Вода - увлажняет
Гора - ?
Инь - пассивное, темное, ожидающее, женское

7.

Даосизм
Основоположник Лао-цзи (старый учитель)
Дао де цзин
Дао – путь, обладающий собственной творческой силой дэ, которая через инь и
янь создает мир вещей, которому человек ищет имена
Цель человека – слияние с природой, поскольку он ее часть. Человек не может
влиять на мир, но должен быть смиренен и находиться в покое
Теория не-деяния как умения соблюдать меру.
Мудрец уединяется, отстраняется от мира, чтобы его познавать.
Государь существует, чтобы предотвращать смуты, а его подданые сами
разберутся, что делать

8.

Конфуцианство – принцип Ли, убеждение.
Основоположник Конфуций (551-479 до н.э.) Династия Чжоу (1066-256
д.н.э.)
Нравственное совершенство на пути соблюдения правил и ритуалов: теория
общества, сосредоточенная на этических правилах и социальных нормах.
Управлять – значит поступать правильно, нечто положительное достижимо,
только если руководствоваться правильными принципами
«Беседы и Суждения» – книгу написал ученик Кун Фу-цзи Лунь Юй

9.

Качества благородного мужа
Ли – почтительность и ритуал. Воспитанный человек предъявляет требования к
себе, низкий – к другим
И – справедливость.
Жэнь – человечность. Не делай другим того, чего не хотел бы для себя
Вэнь - воспитанность. Образованность в сочетании с любовью к учению и
способностью спросить совет нижестоящих
Чжун – верность. Преданность государю и нравственный авторитет
правительства
Сяо – сыновья почтительность. Повиновение старшим по возрасту и должности

10.

Принципы
Чжен-мин – выправление имен.
В основе порядка в обществе соответствие поведения человека занимаемой им
должности.
Цзюнь-цзы – этический идеал, образ благородного мужа.
Все могут быть нравственными, но в первую очередь это удел мудрых
Простолюдины должны обслуживать аристократическую элиту и императора, их
главная добродетель – труд.

11.

Даосизм
и
Выражено мистическое начало
Человек как существо природное
демократичен
конфуцианство
Ориентировано на рациональное
восприятие
человек как существо культурное,
разумное
Учение образованных,
интеллектуальных слоев

12.

Легизм «законники» Принцип Фа - наказание
С эпохи Хань основа политической культуры Китая
Политика не совместима с нравственностью: не надо убеждать, надо принуждать.
Авторитет закона основывается на жестоких наказаниях, абсолютном повиновении и
сознательном отуплении народа, порядок в обществе достижим сокрытием недостатков
Место правителя определено божественными небесами.
Правитель создает законы (фа) через указы (мин) – в их рамках содается система наград
и наказаний
Подданый продает способности за награды и боится наказаний
Награды должны быть минимальными, наказания – жесточайшими.
Так правитель создает то поведение, которое требуется от людей и меняет направление
их деятельности. Народ должен заниматься сельским хозяйством и воевать.

13.

Моизм
Мо-цзы
Цзань ай Взаимная польза Устаревшие порядки должны обновляться, особенно в сельском хозяйстве и
ремесле. Война аморальна и губительна, но страна должна быть защищена,
должны строиться крепости и укрепления

14.

Основные принципы
• Всеобщая любовь и взаимная выгода;
• Почитание мудрости и достойных людей
• Пацифизм
• Бережливость при захоронениях (критика расточительных похоронным обрядам
конфуцианства);
• Бережливость, уменьшение потребления;
• Признание воли Неба;
• Отрицание судьбы, но понимание и признание воли духов.

15.

Рекомендованные дополнительные источники
https://magisteria.ru/category/ancient-chinese-philosophy
(только те направления, которые были упомянуты. На сайт можно зайти через
через учетную запись фейсбука)
Вопросы?
English     Русский Правила