Похожие презентации:
Философия древнего Китая
1.
Философия древнего Китая.Предпосылки
зарождения
китайской древней
философии
Значение древней
китайской
философии
Классические
книги китайской
образованности
Отрывки из
текстов
Особенности
древней китайской
философии
Философские
школы древнего
Китая
- таблица,
- тексты.
Информация о
некоторых
философах
древнего Китая
Создаем образы
философа
Великие
афоризмы
Проверь себя
Основные понятия
китайской философии.
2.
ПРЕДПОСЫЛКИ ЗАРОЖДЕНИЯ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ.1. Мифологическое
мышление
китайского народа стало источником
философского мировоззрения.
2. Мифология выделила главные принцип, который правит миром - это
персонифицированный принцип, обозначенный словом "тянь" - небо; условия
существования "тянь" домыслили философские школы.
3. Замкнутость и автономность древнего Китая способствовали развитию
философии, которая носила консервативный и патриархальный характер.
4.Экономическое развитие приводило к медленному изменению традиционных
общественных отношении, а это, в свою очередь, выдвигало вопросы
управления обществом, вопросы социально - политических и морально –
этических отношения в обществе в условиях коллективного способа
существования.
5. Существование в I тысячелетии до н.э. классических книг китайской
образованности, в которых были заложены философские вопросы, способ-ствовали
развитию различных философских школ, течений и направ-лений.
6. Товарно-денежные отношения, частная собственность требовали новых
знаний, новых систем управления китайским обществом.
7. Желания объединить страну способствовали созданию особой картины мира.
3.
КЛАССИЧЕСКИЕ КНИГИ КИТАЙСКОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ.1. И цзин-Книга перемен.(XII-VI века до н.э.). Это гексаграммы для гаданий,
комментарии к гаданиям, предсказания, в которых даются первые философские
представления о мире.
2. Ши цзин-Книга песен или "Канон стихов" (XI-VI века до н. э.). Сборник
древнейшей народной поэзии.
3. Шу цзин-Книга истории, "Шан-шу" - Шанские документы.
(нач. I тыс. до н.э.)
4. Чунь цю - Книга Весны и Осени (IV век до н.э.). Хроника государства Лу
VII – V веков до н.э.
5. Ли шу - Книга порядка (IV-V века до н.э.).Описание церемонии, правил и
норм общества.
В этих книгах содержится древнейшая поэзия, мировоззрение, философия, вопросы
законодательства, предсказания, история. Эти книги писались
разными авторами в разное время, но знание их содержания долгое время,
вплоть до XX века, было необходимым условием образованного интеллигентного
человека, претендующего на место в государственной системе управления.
4.
ОСОБЕННОСТЬ ДРЕВНЕЙ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ.1. Китайское общество создало уникальные философские системы взглядов в условиях
автономного, закрытого общества.
2. Китайская философия в отличие от других внутренне очень стабильна и не впускала
в себя другие философские системы, имея критическое отношение к инакомыслящим.
З. В китайской философии дается глубокий анализ ценностных отношении
патерналистского общества.
4. Китайская древняя философия носила социально-этический характер и
формировала систему нормативной иерархии вещей.
5. Китайская древняя философия создала представления о мире и человеке как
созвучных реальностях.
6.
Древняя китайская философия имела множество направлений, течений и учения
(даосизм,
конфуцианство,
теории
индивидуализма,
натурфилософию,
материалистические, идеалистические и дуалистические учения), но они не разорвали
китайскую философию, сохранилось единство.
7. Китай в I тысячелетии до н. э, представлял собой множество отдельных
государств, среди которых семь были наиболее крупными. Все царства
вели между собой борьбу за идею. Поднебесной империи. Эта борьба определила детали
специфической модели мира, созданной китайскими философами. Китаецентризм,
возникший в результате замкнутости Китая, способствовал развитию критических
философских взглядов относительно иных картин мира.
5.
ЗНАЧЕНИЕ ДРЕВНЕЙ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ.Автономная
китайская
философия,
созданная
в
условиях
изоляции
от
западного мира, представляет собой уникальную систему философских идей,
принципов и понятий. Созданная в условиях раздробленного государства,
но объединенного идеей создания единой Поднебесной империи, китайская
древняя философия представляет собой совокупность различных учений, течении,
направлений, но, все-таки, объединенных социально-политической и моральнонравственной тематикой. Различные философские школы создали особенные картины
мира: натурфилософские, материалистические, идеалистические, дуалистические, однако
все эти картины мира представляли собой китаецентристское видение проблемы.
В период небывалого расцвета культуры в I тысячелетии до н. э., в эпоху воюющих
государств
китайские
философы
смогли
создать
теории,
которые
привели к административно-государственным переустройствам и реформам; система
законодательства и судопроизводства опередила европейскую. Практические потребности
китайского общества всколыхнули философов, которые сформулировали свои
мировоззренческие системы, базирующиеся на принципах подчиненности и соблюдения
нравственных общественных норм.
И не смотря на огромные противоречия, сформулированные в западных
и восточных философских системах, китайская древняя философия оказала
и оказывает заметное влияние на всю мировую философскую мысль, поражая своей
глубиной, практической обоснованностью и нравственной направленностью.
6.
ОТРЫВКИ ИЗ ТЕКСТОВ.1.
Высказывания Конфуция.
Благородный человек научен справедливостью, малый человек научен выгодой.
Становится известно, как стойки сосна и кипарис, лишь с наступлением холодного сезона.
Напрасно обучение без мысли, опасна мысль без обучения.
Не печалься о том, что люди тебя не знают, а печалься, что ты не знаешь людей.
Можно с полководцем разлучить солдат, но нельзя стремлений у простых людей отнять.
Семененко И.И. Афоризмы Конфуция.
-М.,-1987.
2. Высказывания Конфуция.
Подлинная доброта вырастает из сердца человека. Все люди родятся добрыми.
Не зная, что говорят люди, нельзя узнать людей.
Умереть с голоду - событие маленькое, а утратить мораль- большое.
Если человек не обладает человеколюбием, к чему тогда говорить об этике и музыке?
Тот, кто обладает моралью, непременно умеет хорошо говорить.
Как на небе не может быть двух солнц, гак и у народа не может быть двух правителем.
Стрельба из лука учит нас, как надо искать истину. Когда стрелок промахивается, он не винит
других, а ищет вину в самом себе,
Тот, кто, дожив до сорока лет, вызывает лишь неприязнь,-конченый человек.
Достойный человек не идет по следам других людей.
Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать
Павел Таранов. Золотая философия. -М. ,-1999.
С. 48-49.
7.
3. Высказывания Мэн-цзы.10. Корзинка риса, миска похлебки: получишь - будешь жить, не получишь - умрешь. Но
предложи их с грубым окриком - и не возьмет даже бродяга. А предложи их, пнув ногою, откажется и нищий.
11. Мэн -цзы говорил:
- Человечность - это сердце человека. Долг - это путь человека. Как жаль, когда люди бросают
свой путь и не идут по нему, теряют свое сердце и не знают, как отыскать! Когда теряют кур или
собак, знают, как их отыскать, а когда сердце теряют, не знают! Смысл ученая только в том,
чтобы отыскать свое потерянное сердце.
12. Мэн-цзы говорил:
- Вот безымянный палец - он согнут и не разгибается. Боли это не причиняет, работать не
мешает. А ведь найдись где-нибудь человек, способный разогнуть вам этот палец, и даже путь от
Цинь до Чу не показался бы далеким. А все лишь оттого, что палец не как у людей. Когда палец
не как у людей, - на это досадуют. А вот если сердце не как у людей - это досады не вызывает!
Стало быть, не понимают, что важнее.
Человек. Мыслители прошлого и настоящего
о его жизни, смерти и бессмертии. -М.,-1991.
С. 26.
4. Высказывания Лао-цзы.
„Даодецзин."
Когда Великий путь утрачен - появляются "человечность" и "долг". Вместе с остротой ума
рождается и великое коварство. Когда шесть родичей не ладят - появляется "сыновья
почтительность" и "родительская любовь". Когда в государстве смута - возникают
"верноподданные" ...
8.
Человек при рождении нежен и слаб, а когда умирает- тверд и крепок. Все существа, и трава, идеревья при рождении - нежны и мягки, а когда гибнут - сухи и ломки. Ибо твердость и
крепость - спутники смерти, а нежность и слабость - спутники жизни. Вот почему сильное
войско не побеждает, а крепкое дерево гибнет. Большое и крепкое оказывается внизу,
а нежное и слабое - наверху.
Из книг мудрецов.
Проза Древнего Китая. -М.,-1987.С.74.
5. Высказывание Мо-цзы.
Мо-цзы говорит: "Какую питают любовь - всеобщую или отдельную- злые люди
Поднебесной, ненавидящие людей? Ответим: непременно отдельную любовь. Таким образом
сторонники отдельной любви в результате порождают великое зло в Поднебесной. Поэтому
следует отвергнуть отдельную любовь..."
Поэтому всеобщая выгода, всеобщая любовь приносят Поднебесной большую пользу;
отдельная корыстная выгода, за счет общей выгоды, есть большое зло для Поднебесной. Во
всеобщей пользе лежит истина... Необходимо отдельную любовь, корыстную выгоду заменить
всеобщей любовью, взаимной выгодой...
Человек. Мыслители прошлого и настоящего
о его жизни, смерти и бессмертии.-М.,-1991.
С. 47.
9.
СОЗДАЕМ ОБРАЗ ФИЛОСОФА.1. Конфуций.
Основоположник китайского ритуала, китайской традиции. Учитель Кун удивлял всех с
рождения. Да и рождение его было необычным. Сын обедневшего дворянина, потомок одной
из царственных ветвей, сын старого солдата. Шулян Хэ было 70 лет, когда он женился в
третий раз на девочке (Чжэн-цзай не было 16 лет) из простой семьи. А что делать? Любимая
жена подарила Хэ восемь дочерей, вторая – сына - уродца, но только полноценный мужчина
- потомок мог подносить жертвенное мясо и вино душам усопших, иначе всему роду Шулян
Хэ быть в царстве мертвых злыми духами, вечно мучимыми голодом и жаждой. Отец
девушки уже готовил дочь в шаманки, "девушку духов"- посредницу между живыми и
мертвыми при родовом храме предков... И вот просьба старого солдата (возможно,
однополчанина) все изменила. Младшая дочь простолюдина смирилась с поворотом судьбы.
10.
И в день осеннего равноденствия 22 сентября 551г. до н.э. родила удивительного мальчика,впоследствии мудреца Китая … Известно, что будучи мальчиком, и живя вдвоем с
матерью (отец не протянул и трех лет после рождения сына), он целыми днями
развлекался игрой в заупокойные обряды и был большим их знатоком. Да лицо малыша
напоминало маску божества, которую во время погребальных церемоний несли впереди
гроба, чтобы отгонять нечистую силу. Голова ребенка с вмятиной на темечке напоминала
контуры горы, где он родился. (Правда, мужчины в Китае того времени обязаны были
носить шапку и снимать ее только на ночь. Появиться на людях без головного убора
считалось большим позором).
... Сильный и крепкий ребенок рос быстрее сверстников и в зрелые годы отличался
необычно высоким ростом и могучим телосложением. Лицо его было необычным и с
возрастом удивляло, мягко говоря, некрасивостью: массивный лоб, очень длинные уши,
вздернутая верхняя губа, из под которой выступали два неестественно крупных передних
зуба, густые брови и борода, мясистый нос с широкими ноздрями, выпученные и белесые
глаза. Он считался бы при такой внешности уродом, если бы не природная грация и
хорошие манеры ...
Сам Конфуций утверждал, что внешность человека, не так уж важна, надо судить о
человеке по его делам и силе духа - и это было новым для учеников Куна... Одевался
учитель более чем скромно и практично.
Из статьи Г.В. Арзямовой. Нравственные портреты пророков. -М.,-1993. С.102-103.
11.
2. Лао-цзы.Сказания о Лао-цзы расцвечены самыми яркими цветами народной фантазии, несущими
явные следы буддийских легенд. Согласно преданий, Лао, как воплощение дао, подобно
Дудде, с незапамятных времен являлся в мир то в одном, то в другом облике, пока
однажды не очутился в чреве Божественной девы Юн-нюи. Случилось это самым
неожиданным образом. Когда чудесной ночью прекрасная дева, вдыхая полуночные
ароматы, прислонилась к сливе, с небес на ее приоткрытый рот спустился светящийся
шарик – едва заметная капелька Солнца, похожая на падающую звезду. Юн-нюй,
проглотила шарик, после чего зачала дитя, которое носила в своем чреве 81 год.
Вполне понятно, что Лао родился не несмышленым младенцем, а мудрым, как старик.
Поэтому и имя его означает "Старый ребенок". У новорожденного было золотистое лицо,
белые волосы и большие уши, считавшиеся в Китае признаком особого ума. Сразу же
после рождения Лао сел, скрестив ноги, под ту самую сливу, где был зачат и указал на нее
пальцем со словами: "Это мой род". Подростком он ступил на стезю ученичества,
постигая сокровенные тайны волжбы и оккультных наук. Научился продлевать жизнь и
многие годы странствовал по Китаю...
Ю.Я.Бондаренко. Человек. Судьба. Вселенная.
Глазами древних мудрецов.-М.,-1994.С.145.
12.
Великие афоризмы древнего Китая.1. Мэн-цзы:
- "Если уважать мудрых и использовать способных, на постах окажутся выдающиеся мужи".
-"Правители имеют три драгоценности: землю, народ и дела
управления".
2. Хуэй Ши:
-"Тень летящей птицы никогда не движется".
3. Сюнь- цзы:
-"Учиться надо всю жизнь, до последнего дыхания".
-"Когда заботятся только о личной выгоде и забывают о чувстве долга -это называется величайшей
подлостью".
4. Конфуций:
-"Подлинная доброта вырастает из сердца человека".
-"Достойный человек не идет по следам других людей".
5. Лао-цзы:
-"Под небом все лишь временно бывает".
-"Кто много обещает, тот не заслуживает доверия".
6. Хань фй:
-"Для беды и счастья не существует ворот, они порождаются самим же
человеком".
7. Мо-цзы:
-"Жизнь- это совмещенность тела и сознания".
8. Чжуан-цзы утверждал, что "большой человек лишен самого себя".
-"Восток и Запад взаимно противоположны, но друг без друга существовать не могут".
13.
Проверь себя.Опросный
лист
Тест
Логические
задачи
Найди
ошибки
14.
ОПРОСНЫЙ ЛИСТ ТЕМЫ.«Философия древнего Китая».
1. Каковы предпосылки возникновения философии в древнем Китае?
2. Каковы исторические условия существования философии в древнем Китае?
З. В каких древних китайских источниках заложены основы философско мировоззрения
Древнего Китая?
4. В чем особенность древней китайской философии?
5. Какие философские школы древнего Китая Вы знаете?
б. В чем значение даосизма в развитии древней китайской философии?
7. В чем значение конфуцианства в философии древнего Китая?
8. Какие элементы составляет основу мира по взглядам философской школы
пяти элементов?
9. Что обозначают в китайской философии понятия "ян" и "инь"?
10.Что в философии Лао-цзы обозначается словом "дао"?
11. Каково значение школы натурфилософов в древней философии Китая?
12. Каковы основные идеи моизма?
13. В чем особенность школы эклектиков в философии древнего Китая?
14. Дайте характеристику Конфуцию, как личности.
15. Дайте характеристику Лао-цзы, как личности.
16. Чем философия древнего Китая отличалась от индийской философии?
17. В чем историческое значение Книги перемен (И цзин) в китайской
философии?
18. Какими явлениями вошла в историю "эпоха воющих государств"?
19. Что в китайской философии и культуре понимается под словом "сяо ти"?
20. В чем значение древней китайской философии?
15.
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ1. Прокомментируйте высказывание китайского философа V-IV вв до н.э. МО-Цзы: "На основе
прошлого познаем будущее, на основе ясного познаем скрытое"
2. Прав ли, по-вашему, МО-Цзы, сказавший, что "как бы ни была хороша чья-то мудрость, но
стремление к ней не всегда благо"?
3. Как Вы думаете, к чему призывал китайский философ IV-III вв. до н.э.ЧЖуан-цзы, говоря: "Научись
видеть, где все темно, и слышать, где все тихо"?
4. Как Вы думаете, какие шесть чувств, по мнению Чжуан-цзы приводят в хаос дэ?
5. В одном из своих парадоксов Хуэй Ши, китайский философ IV-III вв до н.э. сказал: "Тень летящей
птицы никогда не движется".Объясните, как Вы это понимаете.
6. Продолжите мысль китайского философа III века до н.э. Хань Фэя: "Лепешка, оставленная на
время, черствеет и потом оказывается непригодной в пищу, так же происходит и с ..."
7. Китайский философ III века до н.э. Хань Фэй воскликнул: "О несчастье! Оно является опорой
счастья!" Как Вы это понимаете?
8. Великий китайский мыслитель VI века до н.э. Лао-цзы говорил: " Я имею три сокровища, которыми
дорожу: первое - это человеколюбие, второе-бережливость, а третье состоит в том ..." В чем же?
9. Лао-цзы высказал удивительную мысль: "Если хочешь, чтобы люди шли за тобой, иди за ними" Как
Вы это понимаете?
10. Лао-цзы уверял, что по себе можно познать других. Вы согласны с ним?
11. Продолжите мысль великого китайского мыслителя VI века до н.э. Конфуция: "Мораль
благородного мужа подобна ветру; мораль низкого человека подобна траве ..."?
12. Как Вы думаете, какие пять вещей, по мнению Конфуция, составляют совершенную добродетель:
серьезность, щедрость души,- а еще три?
13.Однажды Конфуция спросили: "Есть ли одно такое слово, руководствуясь которым можно было бы
прожить всю жизнь?" Как Вы думаете, что он ответил?
14. Однажды Конфуция спросили, существует ли бессмертие. Как Вы думаете, что он ответил?
16.
ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ"Подбери правильное понятие"
(философский диктант)
1. Этим словом обозначалась в древней китайской философии персонифицированная
высшая сущность.
2. Этим понятием в китайской древней философии обозначалось слово "небо".
3. Как называется в китайской философии принцип темного начала, которому отведена
роль пассивного ожидания?
4. Как называется в китайской философии принцип, представляющий собой светлое
начало, которому отведена активная роль?
5. Этим понятием в китайской философии обозначен путь вещей и путь
мира движении?
6. Каким термином в конфуцианстве обозначен порядок как этическая категория?
7. Каким понятием обозначено слово добродетель в китайской философии?
8. Под этим термином в китайской философии употребляется понятие "человечность".
Что это за термин?
9. Каким понятием обозначено в китайской философии сыновнее почитание?
10. Как на письме обозначается исправность в китайской философии?
11. Что получится, если соединить вместе ''жэнь", "и", "ли", "чжи"?
12. Как звучит по-китайский понятие "материальное вещество"?
13. Если соединить вместе ян и инь, какой диалектический процесс получится?
14. Как называется в философии учение, признающее в качестве первооснов
одновременно два начала?
15. Какая философская школа древнего Китая смогла показать роль законов в
обществе?
Выбери нужные ответы из предложенных понятий: легисты, "шан-ди", дуализм, инь,
тянъ", ци, ян, благо, дао, и, ли, сяо ти, дэ, жэнь, соединение неба и земли,
17.
НАЙДИ ОШИБКИ В ТЕКСТЕ.1. Другой влиятельной школой в древнекитайской философии был даосизм
(Кун ФУ-цзы и др), представляющий собой строго идеалистическое
направление. Основным в даосизме является понятие "дао", обозначающее
сыновнюю почтительность и братское уважение. В поле внимания даосов были так
же проблемы бытия и небытия. Движении мира и его познаний, т.е. общие вопросы
мировоззрения. Дао рассматривался как вечный источник всех вещей и их
внутренняя сущность. Он есть всегда и везде.
2.Основной школой в философии древнего Китая считается натурфилософская
школа, основателем которой был Кун Фу-цзы, который в возрасте 50 лет создал свою
школу и имел много учеников. По его мнению, верховной силой является небо,
которое следит за порядком вещей и справедливостью в мире (Поднебесное). Большое
внимание в данной философской школе уделялось теме воспитания. Считалось, что
образцом воспитанности является "благородный муж".
18.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КИТАЙСКЛЙ ФИЛОСОФИИ.1. Дао - правильный путь, высший закон, которому подчиняется все сущее.
2. Дэ - добродетель, нравственная сила.
3. Жэнь - человечность.
4. Инь - принцип, представляющий собой темное, пассивное начало.
5. И - принцип справедливости и исправности.
6. Ли - порядок, норма конкретных отношений.
7. Мера вещей - принцип, провозглашенный даосизмом для существования человека в обществе.
8. Пять элементов - огонь, вода, дерево, металл, земля как единая гармония. (в философской школе пяти
элементов)
9. Сяо ти - сыновняя и братская добродетель, почитание.
10. Тянь - Небо, высший правитель всего сущего.
11. Ци - материальное вещество.
12. Цжи - мудрость.
13. Чжи - сознание.
14. Шан - ди - наивысший правитель, персонифицированный принцип.
15. Шэн - жизнь.
16. Эпоха воюющих государств- эпоха I тысячелетия до н. э., когда Китай представлял собой множество
отдельных государств, которые вели между собой борьбу за идею Поднебесной империи, создавая
специфическую модель мира.
17. Ян - принцип, представляющий собой светлое, активное начало.
19.
ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ.ШКОЛА ИМЕН
«МИН-ЦЗЯ»
(IV-III вв. до н.э.)
- Хуэй Ши (350-260).
- Гунсунь Лун (284-259).
- Инь-Вэнь-цзы.
- Дэн Си-цзы, который сказал:
«Истина, открывающаяся исследованием
имен, является вы шей истиной».
ЛЕГИЗМ
(IV-III вв. до н.э.)
- Шэнь Бухай (400-337)
- Шан Ян
- Хань Фей-цзы (ум. в 233 г. до н.э.)
МОИЗМ
(V в. до н.э. – II в. до н.э.)
- Мо Ди (479-391).
КОНФУЦИАНСТВО
ДАОСИЗМ
(VI в. до н.э.)
(VI. до н.э.)
-Кун Фу-цзы (551-479)
- Мэн-цзы (371-289)
-Лао-цзы (VI в. до н.э.)
-Чжуан-цзы (369-286)
-Ян Чжу.
-Сюнь-цзы (298-238)
-Сунь Цзян.
-Дун-Джун-шу (179-104)
-Ин Вэнь.
НАТУРФИЛОСОФЫ
«ИНЬ-ЯН»
(X-VI вв. до н.э.)
ШКОЛА ПЯТИ ЭЛЕМЕНТОВ
(III в. до н.э.)
- Цзоу Янь (III в. до н.э.)
- Дун Джун-шу (179-104)
ЭКЛЕКТИКИ
(III в. до н.э.)
- Гуань – цзы
- Люй Бувэй (ум. в 235 г. до н.э.)
20.
1. ШКОЛА ИМЕН - "МИН-ЦЗЯ". (IV-III вв. до н.э.), философскаяшкола древнего Китая, которая решала задачи языкового выражения
действительности. Представители школы: Хуэй Ши (350-260), который
был уверен в том, что наименование любою вещи должно происходить
в соответствии с реальными характеристиками этой вещи.
Гунсунь Лун (284-259), который тоже исследовал вопросы правильного
наименования вещей.
ИНЬ-ВЭНЬ-ЦЗЫ,
ДЭН
СИ-ЦЗЫ, который сказал: "Истина, открывавшаяся
исследованием имен, является высшей истиной".
21.
2. МОИЗМ (V-II века до н.э.), философская школа в древнем Китае,основателем которой считается МО-ЦЗЫ (или МО ДИ, 479-381). По
своим взглядам моисты были противниками конфуцианцев.
Основные идеи моистов:
- предопределенной судьбы нет;
- пропаганда в обществе в качестве нравственного принципа"всеобщей любви" и "взаимной пользы";
- пропаганда социально- этических отношений;
- мистицизм, признание "небесной воли";
- наивный материализм;
- теория познания истины через сенсуализм.
22.
3. ЛЕГИЗМ, ЛЕГИСТЫ (IV-III века до н.э.), философское учение,которое развивало вопросы социальной теории и проблемы
государственного управления. Основателем школы считается ШЭНЬ
БУХАЙ (400-337). Учение явилось продолжением конфуцианства, и в то
же время в нем имелась критика конфуцианских идеи. Представители
легизма:
ХАНЬ ФЭЙ-ЦЗЫ (ум. в 233 г. до н.э.), ученик конфуцианца,
интерпретатор этого учения, по своему увидел общество;
- продолжил разговор о дурной природе человека;
- показал роль законов в обществе;
- показал место правителя в обществе, определенное небом;
- критически относился к другим учениям.
23.
4. ЭКЛЕКТИЗМ, ЭКЛЕКТИКИ (III в. до н.э.), философская школадревнего Китая, для мыслителей которой характерно соединение
разнородных взглядов, идей и концепций для создания собственной
универсальной системы познания мира. Представители философской
школы:
ГУАНЬ-ЦЗЫ.
ЛЮЙ БУВЭЙ (ум. в 235 г. до н.э.).
24.
5. ДАОСИЗМ (VI век до н.э.), философская школа древнего Китая, учениео "дао" - пути. Основатель учения ЛАО-ЦЗЫ, настоящее имя ЛАО-Дань.
Его идеи изложены в книге "Дао дэ цзин". Это одно из важнейших
направлений философской мысли древнего Китая наряду с
конфуцианством, характеризующееся как наивная диалектика.
Суть даосизма в следующем:
- все в мире имеет собственный путь- дао;
- в центре внимания даосизма - природа, космос, человек и их
отношения;
- в учении рассматривались идеи бытия, движения мира, теории
познания;
- человеческая жизнь предопределена;
- в даосизме разработано политическое учение о мудром правителе;
- главный принцип даосизма - "мера во всем"
Представители даосизма:
ЯН ЧЖУ, СУНЬ ЦЗЯН(III в. до н.э.),ИН ВЭНЬ,ЧЖУАН ЦЗЫ(369-286)
Со временем даосизм разделился на три основных вида:
- философский,
- религиозный,
-даосизм бессмертных
25.
6. КОНФУЦИАНСТВО (VI в. до н. э.), одно из важнейших идейныхтечений в древнем Китае. Основоположник - Конфуций (КУН ФУ-ЦЗЫ,
551-479), взгляды которого изложены его последователями в книге
"ЛУНЬ ЮЙ" - "Беседы и суждения". Учение представляло собой
нравственно-философские рассуждения об иерархии ценностей в
китайском обществе. Конфуцианство со временем стало государственной
идеологией Китая. Большое внимание в конфуцианстве уделено Небу
(Тян), которое является верховной сущностью. Основные темы
конфуцианской теории:
- воспитание на добродетелях;
- общество существует на принципах хорошей семьи;
- человек - "добродетельный муж", который обладает подлинным
благородством, имеющий высокую нравственность;
- идея общественной иерархии;
- идеи добродетельного управления;
- идея коллективизма и подчинения.
В конфуцианстве пропагандировалось следующее правило: не делай
другим того, чего не желаешь себе.
Представители конфуцианства: МЭН ЦЗЫ, СЮНЬ-ЦЗЫ (298-238),
ДУН ДЖУН ШУ (II в. до н.э.).
26.
7. НАТУР ФИЛОСОФЫ. (XII-VI века до н.э.), одна из первыхфилософских школ в древнем Китае, возникла одновременно с Книгой
перемен. Основу натурфилосовкого мировоззрения составляло
представление о двух принципах - инь и ян, которые показаны не как
дуалистические начала, а как единая сила, состоящая из двух начал: ян
- активное, светлое начало, инь- пассивное, темное начало, но вместе
они-диалектическое движение.
27.
8. ШКОЛА ПЯТИ ЭЛЕМЕНТОВ (III век до н. э.), одна из раннихфилософских школ древнего Китая, основателем школы считают
ЦЗОУ ЯНЯ, труды которого не сохранились, но в пересказе китайского
историка Сыма Цяня можно увидеть, что в школе имелись
представления об элементах материального характера: воде, огне,
дереве, металле, земле, которые сменяются, преодолевают
сопротивление друг друга, развиваются в соответствии со своими
характеристиками, что создает гармонию в мире.
28.
КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ФИЛОСОФАХ ДРЕВНЕГО КИТАЯ.1.
2.
-
ВЭНЬ-ЦЗЫ (VI век до н.э.), ученик Лао-цзы, последователь Конфуция.
КУН ФУ-ЦЗЫ (551-479), Конфуций:
создал свою школу;
развил социально-этическую теорию отношения в обществе древнего Китая.
призывал к воспитанию "благородного мужа", воспитанного на добродетелях;
считал важным в китайском обществе соблюдение иерархии и подчинения;
- широко пропагандировал идеи воспитания в коллективистских условиях существования
китайского общества;
- считал верховной силой – Небо.
- был низшим чиновником в государстве, странником, учителем;
- с его именем связывают трепетное отношение к традициям страны и семьи.
3. ЛАО-ЦЗЫ (VI век до н.э.), настоящее имя ЛАО ДАНЬ, основатель даосизма, автор книги "Дао
дэ цзин".
- по возрасту был старшим современником Конфуция, хотя по легенде он прожил 200 лет;
- развил учение о дао-пути, понятии очень сложном: "Дао – есть тождественность,
одинаковость, предполагающая все остальное, а именно: дао не зависит от времени, как
полоса возникновения, развития
и гибели Вселенной, но есть фундаментальное и универсальное единство мира" (из книги
история философии в кратком изложении. Перевод с чешского И.И.Богуты. -М.,-1991. С.53)
- говорил в своем учении о вечном движении мира;
- говорил о гармонии человека в природе;
- видел главную задачу человека в соблюдении "меры вещей".
29.
4. МО ДИ (479-391), МО-ЦЗЫ, основатель философской школы в древнем Китае, которая непринимала конфуцианство. Главные идеи моизма:
- считал, что судьба не предопределена;
- пропагандировал в обществе принцип "всеобщей любви";
- призывал людей к добродетельной жизни;
- склонялся к мистицизму;
- моизм; как философская школа содержал в себе наивно материалистические идеи.
5. МЭН-ЦЗЫ (МЭН КЭ, 371-289), представитель конфуцианства.
-
защищал конфуцианство;
-
вырабатывал концепцию человеческой природы;
-
продолжал развивать конфуцианскую идею о моральном благе;
-
придерживался принципа сыновней добродетели (сяо ти);
-
пропагандировал в обществе принцип человечности;
- в теории познания стоял на идеалистических позициях, основой процесса познания считал
свидетельства разума;
-
подчеркивал мысль о главенствующей роли народа и подчиненной роли правителя;
6. СЮНЬ-ЦЗЫ (СЮНЬ ЦИНЬ, III в. до. н.э.), представитель конфуцианства.
-
выступал против концепции
человеческой природы, выдвинутой МЭН ЦЗЫ;
-
был продолжателем идей Конфуция;
- под небом он понимал нечто постоянное, имеющее свой путь (Тянь дао)
-
выдвинул тезис о дурной природе человека;
-
развивал теорию о человеческом разуме;
-в теории познания придерживался взгляда, что познание мира возможно при помощи
чувственного опыта и размышления;
30.
- много внимания в своей теории уделял проблемам воспитания;- по взглядам был близок к материалистам.
7.
-
ХАНЬ ФЕЙ-ЦЗЫ (ум. в 233 г. до н.э.), ученик конфуцианца, легист.
критически относился к конфуцианству;
занимался интерпретацией конфуцианства;
показал роль законов для регулирования отношений в обществе;
критически относился к другим философским школам;
- считал, что место правителя определено небом.
8. Хуэй ШИ (350-260), по другим источникам годы жизни 370-310 до н.э.
Занимал пост главного помощника правителя царства Вэй, пользовался
славой искусного спорщика.
- стал известен как автор 10 тезисов о проблемах в Поднебесной;
- пропагандировал по отношению к природе и обществу "всеобщую
любовъ".
- в его учении видны диалектические идеи;
- известен как автор парадоксов, например: "Лошадь несет яйца",
"Черепаха длиннее змеи".
9. ЧЖУАН-ЦЗЫ (369-286), последователь и пропагандист даосизма,
- по своим убеждениям был фаталистом;
- отрицал возможность познания истины, но разработал теорию, в которой процесс забывания
приводит к познанию истины;
- считал, что ценность всех вещей одинакова, так как все вещи происходят от дао и их нельзя
сравнивать.