4.91M
Категория: ИсторияИстория

Художественная культура и искусство Древней Руси

1.

8 класс

2.

ВАЖНЕЙШИЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕРУССКОГО
ИСКУССТВА
Отсутствие авторства.
Нередка анонимность
древних художественных
произведений. Даже в тех
случаях, когда мастер
ставил своё имя в рукописи
или на стене храма, он не
стремился выражать
собственное «я», подчиняя
внутренние чувства и
мысли общим соборным
установкам и нормам
творчества по законам
духовной красоты.

3.

Каноничность. Искусство выражалось в традиционно
повторяемых сюжетах, образах, средствах
художественного обобщения. В каждом из искусств был свой
набор канонических правил.
Символичность. Самая яркая черта художественного
языка древнерусского искусства. С помощью символов
мастера раскрывали образы небесной духовной
действительности, что сокрыта от взора живущих на
земле людей.
«Символ есть связь между двумя мирами, знак иного мира в
этом мире», - писал великий русский философ 20 в. Н.А. Бердяев.

4.

Архитектурное строительство приобрело на Руси особый
размах с принятием христианства в 988 г.

5.

6.

«Матерь городов русских» - так писал митрополит
Илларион в середине XI столетия о «славном
граде» Киеве

7.

Главным входом в город с юго-запада были знаменитые
Золотые ворота, обращённые в сторону Византии.

8.

Эти ворота первыми встречали посланников из
Византийской империи.
Остановившись перед ними, нельзя было не задуматься:
если ворота таковы, то каков же сам город?

9.

Две параллельные стены,
перекрытые сводом,
образовывали проход
глубиной в 25 метров.
Надвратная церковь
Благовещения с золочёным
куполом венчала
сооружение.
Две массивные створки
центральных ворот были
окованы позолоченной
медью, ярко сверкавшей на
солнце.

10.

Это и определило их название.
В нижней части Золотых ворот, под церковью, находилось
хранилище для ценностей.

11.

12.

По случаю
выдающейся
победы над
печенегами князь
Ярослав велел
заложить храм на
месте сечи. Для
выполнения заказа
были приглашены
лучшие мастера.
Зодчие заложили большой пятинефный храм (в самой Византии
строили только трехнефные церкви). Храм окружили с трех
сторон двумя галереями. По углам с западной стороны соорудили
две башни. Подлинным украшением собора стало многоглавие,
глав было 13.

13.

Обилие пролётов, арок, украшающих пространство
храма, создавало впечатление пышности его
убранства.

14.

Многочисленные красочные фрески и искрящиеся золотом
мозаики придавали храму особую парадность и
торжественность.

15.

16.

Он, словно шлем,
надвинул главы
И стены выставил,
как щит.
Он весь – тугая
соразмерность,
Соотношение высот,
Ассиметрия, тяжесть,
верность,
И сводов медленный
полёт.

17.

С XII-XIII веков Владимиро-Суздальское княжество –
крупнейший архитектурный центр Руси.

18.

19.

Храм Покрова Богородицы (на Нерли)

20.

В XIV веке русские земли начинают объединяться
вокруг Москвы.

21.

Московский Кремль при
Дмитрии Донском
А. Васнецов.
Московский Кремль при
Иване Калите
А. Васнецов

22.

Успенский собор (1327)
Архангельский собор
(1333)

23.

Возведён в честь
победы русского
войска над Казанским
ханством. Храмовая
икона – Покров
Богородицы.
Царь Иван Грозный поручил его строительство
мастерам Барме и Постнику.

24.

Один из патриархов так описывал
этот храм:
«Множеством куполов возглавлен
этот собор; есть там купол
мавританский, есть индийский,
есть очертания византийские,
есть и китайские, а посередине
высится над всеми купол русский
– объединяющий всё здание. Ясен
замысел этой гениальной
постройки: Русь должна
объединить разноплеменные
народы и быть их водителем к
Небу».

25.

Он рвётся ввысь, торжественен и
строен,
Певучей силой камень одарён,Для Бога он иль не для Бога
строен,
Но человеком был воздвигнут он.
И нет в нём лицемерного
смиренья,Безвестный зодчий, дерзостен и
смел,
Сам стал творцом – и окрылил
каменья,
И гордость в них свою запечатлел…
В. С. Шефнер
English     Русский Правила