26.00M
Категория: ИсторияИстория

Культура Древней Руси

1.

Культура Древней Руси

2.

ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО (Киевская Русь),
государство 9 — начала 12 вв. в Восточной Европе,
возникшее в последней четверти 9 в. в результате
объединения под властью князей династии Рюриковичей
двух главных центров восточных славян — Новгорода и
Киева, а также земель (поселения в районе Старой Ладоги,
Гнездова), расположенных вдоль пути «из варяг в греки». В
период своего расцвета Древнерусское государство
охватывало территорию от Таманского полуострова на юге,
Днестра и верховьев Вислы на западе, до верховьев
Северной Двины на севере. Образованию государства
предшествовал длительный период (с 6 в.) созревания его
предпосылок в недрах военной демократии. За время
существования
Древнерусского
государства
восточнославянские племена сложились в древнерусскую
народность.

3.

4.

Предки русских, украинцев и белорусов в далеком прошлом
составляли единый народ. Говорили они на одном –
древнерусском – языке и назывались великороссами,
малороссами и белороссами (последнее название произошло
оттого, что в Белой Руси большинство людей отличались
светлыми, белесыми, волосами и белой, ничем не крашенной,
домотканой одеждой). Они знали, что принадлежат к
родственным племенам, которые именовали себя славянами.
Название свое славяне производили от «славы». Второе свое
название – «словене» – объясняли они тем, что их следует
считать «разумеющими слово», тех же, кто не понимал их языка,
называли они немцами (от слова «немой»).

5.

Некоторые славянские племена
Ильменские словене, центром которых был Новгород
Великий, стоявший на берегу реки Волхов, вытекавшей из
озера Ильмень города : Ладога и Белоозеро, Старая Русса и
Псков.
Кривичи, жившие в междуречье Днепра, Волги и
Западной Двины, вокруг Смоленска и Изборска, Ярославля и
Ростова Великого, Суздаля и Мурома.
Полочане расселялись на реке Полоти, при ее впадении в
Западную Двину.
Дреговичи жили на берегах реки Припять, получив свое
имя от слов «дрегва» и «дряговина», означающих «болото».
Здесь находились города Туров и Пинск.
Северяне занимали поречье Десны, Сейма и Сулы и в
древности были самым северным восточнославянским
племенем. Когда же славяне расселились до Новгорода
Великого и Белоозера, города: Новгород Северский, Листвен
и Чернигов.
Поляне, населявшие земли вокруг Киева, Вышгорода,
Родни, Переяславля, назывались так от слова «поле». Поляне
вошли в историю как племя, в большей степени, чем другие,
способствовавшее
развитию
древнерусской
государственности.

6.

С. В. Иванов. «Торг в стране восточных славян».

7.

ОБЫЧАИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН В ДРЕВНОСТИ
Каждое объединение восточнославянских племён имело свои
обычаи, законы, предания и даже свой «нрав». Летопись сообщает:
«Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед
снохами своими и сёстрами, матерями и родителями; перед
свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и
брачный обычай: не идёт зять за невестой, но приводят её накануне, а
на следующий день приносят за неё — что дают». А древляне «живут
зверинским образом», убивают друг друга, едят «всё нечистое» и
браков у них нет, но «умыкают девиц у воды». Радимичи, вятичи и
северяне, как сообщает «Повесть временных лет», имели общий
обычай: жили в лесу, подобно зверям, ели «всё нечистое» и
срамословили при отцах и снохах. У них также не бывало браков, а
устраивались игрища между сёлами с плясками и песнями; и здесь
«умыкали» себе жён по сговору с ними; имели по две и по три жены.
Если кто-нибудь из них умирал, то устраивали «тризну»
(торжественное прощание с покойником в виде военного состязания,
игры или битвы), а затем делали большую колоду из дров и возлагали
на эту колоду мертвеца и сжигали. А после, собрав кости, вкладывали
их в небольшой глиняный сосуд и ставили на столбах при дорогах.

8.

Г.И. Семирадский Похороны знатного руса в Булгаре. 1883
Холст, масло. Государственный исторический музей

9.

Язычество
ЯЗЫЧЕСТВО, традиционное обозначение нетеистических религий
по их противоположности к теизму. В современной науке чаще
употребляют термин «политеизм» («многобожие»).

10.

Язычество
К. П. Брюллов. Гадающая
Светлана. 1836. Холст, масло.
Нижегородский государственный
художественный музей
К.В.Лебедев. Ночь на Ивана-Купалу.
Бумага, акварель. Ставропольский
краевой музей изобразительных
искусств.

11.

Язычество

12.

Язычество
Перынское языческое святилище. Реконструкция
археологов.

13.

Язычество
Языческие пляски скоморохов. С летописной миниатюры.

14.

Принятие христианства
Владимир Святославич
Стал новгородским князем в 970
г., захватил киевский престол в 978 г.
Около 988 г. он в одночасье
заменил язычество христианством,
которое принял из Византии после
захвата греческого города Херсонес в
Крыму и женитьбы на сестре
византийского
императора
Анне
(Крещение Руси). Как креститель Руси
Владимир канонизирован Русской
православной церковью.
Древнейшая русская летопись — «Повесть временных лет» — сохранила
предание о том, как Владимир «испытывал веры», желая выбрать для Руси
иную религию вместо язычества. Княжеские послы побывали в соседних
странах, где знакомились с обрядами различных религий. Посетив
богослужение в великом православном храме Византии — храме Святой Софии
столичного города Константинополя, они сказали: «Не знаем, на небе ли были
мы или на земле, ибо пет на земле такого вида и такой красоты, и мы не знаем,
как рассказать об этом, только знаем, что там Бог с человеками пребывает, и
богослужение их лучше, чем во всех иных странах. Мы же не можем забыть
красоты той». Именно это переживание будет сокровенным идеалом и
непреложным законом для каждого истинного творца: иконописца, книжника
и зодчего.

15.

ЛИТЕРАТУРА
Культура Древней Руси
уходит своими корнями в глубины
культуры славянских племен. В период образования и развития
государства она достигла высокого уровня и была обогащена
влиянием византийской культуры. В результате Киевская Русь
оказалась в ряду передовых по культуре государств своего времени.
Средоточием культуры был город. Грамотность в Древнерусском
государстве была сравнительно широко распространена среди народа,
о чем свидетельствуют берестяные грамоты и надписи на
хозяйственных предметах (пряслицах, бочках, сосудах). Есть сведения
о существовании на Руси в то время школ (даже женских).
Берестяная грамота XIV в.

16.

ЛИТЕРАТУРА
КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ (братья Солунские), славянские просветители,
православные проповедники, создатели славянского алфавита. Кирилл (ок.
827-869; до принятия в 869 монашества — Константин Философ) и Мефодий
(ок. 815-885) в 863 были приглашены из Византии князем Ростиславом в
Великоморавскую державу для введения богослужения на славянском языке.
Перевели с греческого на старославянский язык основные богослужебные
книги.

17.

ЛИТЕРАТУРА
Песнопения в честь Святых равноапостольных Мефодия и
Кирилла, учителей Словенских
Тропарь, глас 4-й
Яко апостолом единонравнии и Словенских стран учителие,
Кирилле и Мефодие богомудрии, Владыку всех молите, вся языки
Словенския утвердити в православии и единомыслии, умирити мир и
спасти души наша.
Кондак, глас 3-й
Священную двоицу просветителей наших почтим, Божественных
писании преложением источник богопознания нам источивших, из
нетоже даже до днесь неоскудно почерпающе ублажаем вас, Кирилле
и Мефодие, Престолу Вышняго предстоящих и тепле молящихся о
душах наших.
Величание
Величаем вас, снятии равноапостольнии Мефодие и Кирилле, вся
Словенския страны ученьми своими просветившия и ко Христу
ириведшия.

18.

ЛИТЕРАТУРА
Усвоение церковнославянской письменности сопровождалось
перенесением на Русь основных памятников раннехристианской и
византийской литературы: библейские книги, сочинения отцов
церкви, жития святых, апокрифы («Хождение Богородицы по мукам»),
историография («Хроника» Иоанна Малалы), а также произведений
болгарской литературы («Шестоднев» Иоанна), чехоморавской (жития
Вячеслава и Людмилы). На Руси переводились с греческого языка
византийские хроники (Георгия Амартола, Синкелла), эпос
(«Девгениево деяние»), «Александрия», «История иудейской войны»
Иосифа Флавия, с древнееврейского — книга «Есфирь», с сирийского
— повесть об Акире Премудром. Со второй четверти 11 в. развивается
оригинальная
литература
(летописание[1],
жития
святых[2],
проповедь[3]).
ЛЕТОПИСИ, исторические произведения, вид повествовательной литературы в России 11-17 вв., состояли из погодных
записей либо представляли собой памятники сложного состава — своды летописные. Летописи были общерусскими (напр.,
«Повесть временных лет», Никоновская летопись и др.) и местными (Новгородские летописи и др.). Сохранились главным
образом в поздних списках.
[2] ЖИТИЯ СВЯТЫХ, биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью. Изучаются как
исторические, литературные и лингвистические источники. В Римской империи сказания о христианских мучениках.
Переработаны в 10 в. в Византии Симеоном Метафрастом. В Киевской Руси — переводные жития святых, от южных и
западных славян и из Византии. Жития первых русских святых: книги Бориса и Глеба, Владимира I Святославича, Ольги,
Феодосия Печерского (11-12 вв.). Жития святых включены Макарием в «Великие Четьи-Минеи».
[3] ПРОПОВЕДЬ, дидактическое произведение ораторского типа, содержащее требования этического, преимущественно
религиозного, характера. Вызвана к жизни становлением мировых религий (9-5 вв. до н. э.). Один из главных жанров
средневековья (в древнерусской литературе — проповеди митрополита Илариона, Кирилла Туровского).
[1]

19.

ЛИТЕРАТУРА
Начальная страница
Остромирова Евангелия 10561057.
«ОСТРОМИРОВО
ЕВАНГЕЛИЕ»,
древнейший
датированный
памятник
старославянской письменности на
Руси (1056-1057); назван по имени
новгородского воеводы и посадника
Остромира,
для
которого
был
переписан дьяконом Григорием с
болгарского оригинала. Хранится в
Российской национальной библиотеке
в Петербурге.
Остромирово
евангелие
представляет
собой
искусно
орнаментированную
пергаментную
рукопись размером 30 на 35 см
написанную кириллицей с тремя
высокохудожественными
миниатюрами.
В языке Остромирова евангелия отражены черты болгарских
протографов и языка восточных славян 11 века. Остромирово евангелие —
ценнейший источник по истории южнославянских и восточнославянских
языков, древнеславянской палеографии, русского искусства. Это образец
искусства книги Киевской Руси.

20.

ЛИТЕРАТУРАВыдающимися
деятелями культуры были
киевский митрополит ИЛАРИОН (умер 1067 или
после 1073), древнерусский писатель, оратор,
церковно-политический
деятель;
киевский
митрополит (1051—1054/55). В летописях Иларион
характеризуется как человек исключительной
учености, близкий ко двору князя Ярослава
Мудрого. До 1051 года он был священником
церкви Святых апостолов в селе Берестове —
загородной резиденции Ярослава. Иларион
заложил
начало
традиции
«печерского
монашества» на Руси (жизни и молитвы в
пещерах): для молитвы в уединении он выкопал
себе небольшую, «двухсаженную» пещеру на
берегу Днепра. Эта пещера будет найдена
афонским монахом Антонием, который на этом
месте основал Киево-Печерский монастырь
(позднее — Киево-Печерская лавра) и стал его
первым игуменом.
Иларион — родоначальник традиции торжественного (эпидиктического)
красноречия на Руси. В конце 1030-х годов он создал «Слово о законе и
благодати»

выдающееся
произведение
древнерусской
прозы.
Предположительно оно было произнесено 25 марта 6546 (1038) года на
праздник Благовещения в новоосвященной церкви Благовещения Богородицы
на Золотых воротах в Киеве.

21.

ЛИТЕРАТУРА
ИЛАРИОН
СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ
Все страны, и грады, и люди
Чтут и славят каждый — их учителя,
что научил их православной вере.
Похвалим же и мы, по силе нашей,
малыми похвалами великое и дивное сотворившего
нашего учителя и наставника
великого государя нашей земли Владимира,
внука старого Игоря,
сына же славного Святослава.
Те в лета своего владычества
мужеством и храбростью прославились в странах многих,
и победами, и крепостью поминаются ныне
и прославляются.
Ибо не в худой и неведомой земле владычествовали,
но в Русской,
что ведома и слышима
всеми четырьмя концами земли.

22.

ЛИТЕРАТУРА
Новгородский епископ ЛУКА Жидята (Жирята) (умер 15 ноября
1059/1060), древнерусский церковный деятель, новгородский епископ (10361059). Лука Жидята — автор переводов с греческого языка и оригинальных
сочинений на религиозные темы, из которых дошло небольшое
нравоучительное сочинение «Поучение к братии» (первое из сохранившихся
древнерусских поучений, помещено в Первой новгородской летописи под
1058). Данное поучение может являться первым дошедшим до нас русским
гомилетическим сочинением, так как предположительно написано как
обращение к пастве при вступлении на епископскую кафедру (1036). Оно
сохранилось в рукописях 14-15 веков под различными названиями:
«Поучение святых апостолов о спасении души», «Поучение святого
архиепископа Василия о душевной пользе»). В «Поучении» содержатся
положения Символа веры, призывы к соблюдению христианских заповедей,
сентенции нравоучительного характера, касающиеся вопросов церковной и
семейной жизни, обличаются пороки русской жизни: пьянство, лихоимство,
сквернословие.

23.

ЛИТЕРАТУРА
ФЕОДОСИЙ Печерский (около 1008,
Василев, ныне Васильков Киевской
области — 3 мая 1074, Киево-Печерский
монастырь), древнерусский церковный
писатель,
игумен
Киево-Печерского
монастыря (с 1062). Впервые на Руси ввел
монастырский устав, заимствованный в
Студийском монастыре (Константинополь),
впоследствии
принятый
всеми
древнерусскими монастырями. Феодосий
пользовался политическим влиянием при
дворе киевского великого князя. Авторство
Феодосия
Печерского
считается
установленным для 11 сочинений: двух
посланий к князю Изяславу Ярославичу,
восьми «слов» и «поучений» монахам и
молитвы «за вся крестьяны».
Стиль его сочинений ясен, лаконичен, лишен риторических украшений,
вместе с тем эмоционален. Феодосий Печерский проповедовал основы
христианской морали, призывал монахов полностью, «без уныния» отречься
от мира, обличал своекорыстие и жадность иноков. Он выступал против
княжеских междоусобиц. Сочинения Феодосия Печерского известны в русских
и южнославянских списках, самые древние из них относятся к 13-15 веках.
Сведения о нем изложены в житии (1080-е гг.), написанном Нестором и в
«Повести временных лет».

24.

ЛИТЕРАТУРА
Среди летописцев наиболее
известны НИКОН (умер 1088),
древнерусский писатель, игумен
Киево-Печерского монастыря с
1074. По мнению А. А.
Шахматова, ряда историков и
филологов, автор летописного
свода 1073, одного из источников
«Повести временных лет».

25.

ЛИТЕРАТУРА
НЕСТОР,
древнерусский
писатель, летописец 11 — нач. 12 вв.,
монах Киево-Печерского монастыря.
Автор житий князей Бориса и Глеба,
Феодосия Печерского. Традиционно
считается одним из крупнейших
историков средневековья — автором
первой
редакции
«Повести
временных лет».
«Повесть временных лет» —
общерусский
летописный
свод,
составленный в Киеве в начале 12 в.
летописцем
Нестором.
Текст
включает летописные своды 11 в. и
другие источники.
Скульптор М. М. Антокольский,
Несторлетописец,1890, Мрамор.

26.

ЛИТЕРАТУРА
ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ (фрагмент)
ОТКУДА ПОШЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ, KTO B КИЕВЕ СТАЛ ПЕРВЫМ
КНЯЖИТЬ И KAK ВОЗНИКЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ
В год 6374 (866). Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним
в 14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на
агарян, дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь
идет походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда,
множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же
с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви
святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу
святой Богородицы, и смочили в море ее полу. Была в это время тишина и
море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали
огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к
берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и
вернуться домой.

27.

ЛИТЕРАТУРА
СИЛЬВЕСТР Печерский (умер
1123), древнерусский церковный
деятель, писатель. Был игуменом
Выдубецкого
Михайловского
монастыря в Киеве, основанного
князем
Всеволодом
Ярославичем,
и
ставшего
семейным монастырем его рода.
Благодаря этому обстоятельству
Сильвестр
был
близок
с
Владимиром Мономахом, играл
видную роль в политических и
церковных делах Киевской Руси.
Сильвестр продолжил «Повесть
временных лет» после Нестора,
стал составителем ее второй
редакции, написал девять житий
печерских угодников. В 1118 году
как человек близкий Владимиру
Мономаху
был
назначен
епископом
ПереяславляЮжного. Похоронен в Ближних
(Антониевых) пещерах КиевоПечерской лавры.

28.

ЛИТЕРАТУРА
«СЛОВО
О
ПОЛКУ
ИГОРЕВЕ»,
памятник
древнерусской литературы кон. 12
в. В основе сюжета — неудачный
половецкий
поход
Игоря
Святославича
1185.
Частный
эпизод русско-половецких войн
претворен в событие общерусского
масштаба,
что
придало
монументальное
звучание
основной идее — призыву к
князьям прекратить усобицы и
объединиться
перед
лицом
внешнего врага.
Соединив книжные и фольклорные традиции, неизвестный автор создал
уникальное произведение лироэпического жанра; будучи христианином, он
вместе с тем прибегает и к опоэтизированным языческим образам.
Опубликованное в 1800, «Слово о полку Игореве» оказало влияние на
русскую литературу (переводы В. А. Жуковского, А. Н. Майкова, Н. А.
Заболоцкого), искусство (В. М. Васнецов, В. Г. Перов, В. А. Фаворский),
музыку (опера «Князь Игорь» А. П. Бородина).

29.

ЛИТЕРАТУРА

30.

ЛИТЕРАТУРА
Из литературы периода феодальной
раздробленности
наиболее
интересны
«МОЛЕНИЕ ДАНИИЛА ЗАТОЧНИКА»,
памятник древнерусской литературы 13 в.;
по форме — послание, сочетающее высокую
книжность со скоморошьим балагурством.
Вопрос об авторстве спорен.

31.

ЛИТЕРАТУРА
Моление Даниила Заточника
XIII в.
«Моление», как и многие другие произведения древнерусской литературы,
лишено повествования о событиях. Весь текст — это обращение Даниила
Заточника к князю, прошение его о милости.
Главное, на что предполагает опираться в жизни Даниил, — это
собственный ум. «Одежда у меня скудная, а разума много». Даниил просит
князя избавить его от нищеты и горя, защитить «страхом грозы твоей». Автор
противопоставляет ум и богатство, указывая в основном на богатых вельмож
и бояр.
С одной стороны, многое в тексте восходит к народным шуткам,
прибауткам, пословицам. С другой стороны, Даниил часто ссылается
на Священное писание, цитирует его. Рассуждая о своей жизни, Даниил как бы
проигрывает отдельные ситуации: что можно сделать, чтобы избавиться
от нужды, а не украсть ли мне, а не пойти ли в монастырь, а не жениться ли
по расчёту на богатой невесте... Ни один из путей не годится для Даниила, над
всем он смеётся. Наиболее выразительно рассуждение о том, почему не надо
жениться. Здесь автор следует средневековой традиции описания «злых жён»
(поскольку женщина изначально являла собой «сосуд греха», то образ «злой
жены» был очень популярен в древнерусской книжности). «Жена злообразная
подобна ссадине: здесь свербит, здесь болит». Заканчивает Даниил своё
«Моление» самоуничижительной формулой, которая в контексте всего
произведения приобретает и реальный смысл: «Может, скажешь, князь:
солгал, как пёс, так ведь доброго пса князья и бояре любят».

32.

ЛИТЕРАТУРА
ЗАДОНЩИНА, памятник древнерусской литературы кон. 14 в.,
воинская повесть о Куликовской битве 1380; написана (возможно,
Софонием Рязанцем) с ориентацией на «Слово о полку Игореве», что
было вызвано общей идейной задачей авторов: борьба за единение
русских княжеств перед лицом внешнего врага. Ориентация
подразумевала символическое противопоставление: гибельный исход
событий в «Слове» и победоносный в «Задонщине».

33.

ЛИТЕРАТУРА

34.

АРХИТЕКТУРА
Русское искусство эпохи Средневековья начиная с X в. и вплоть до
конца XVII столетия неразрывно связано с Церковью и христианской
верой, которую русский народ вслед за своими византийскими
учителями называл православной.
Первым городом на Руси, принявшим крещение, стал Киев.
Начало новой истории и новому искусству на русской земле было
положено в конце X в. при великом князе Владимире Святославиче.

35.

АРХИТЕКТУРА
Золотые ворота в Киеве

36.

АРХИТЕКТУРА
Первая в Киеве каменная Десятинная
церковь (989-996, разрушена в 1240 греческие
мастера) была сложена из чередующихся
рядов камня и плоского квадратного
кирпича-плинфы на растворе из смеси
толченого кирпича с известью (цемянка). Вот
только плинфу здесь использовали особую —
светло-жёлтую и необычно тонкую (всего два
с половиной-три сантиметра). Из такого же
материала были построены и дворцы, её
окружавшие. По мнению разных историков,
их было три или четыре. Располагавшаяся
рядом с княжеским двором, многоглавая
(пять или семь глав) церковь Успения
Богоматери, прозванная Десятинной, потому
что князь Владимир повелел десятую часть
своих доходов отдавать на устроение этого
храма.

37.

АРХИТЕКТУРА

38.

АРХИТЕКТУРА
УСТРОЙСТВО КРЕСТОВО-КУПОЛЬНОГО ХРАМА
В Древнерусском государстве получила распространение крестовокупольная композиция в строительстве каменных храмов. Над
храмовым зданием сооружали главный купол, с которым могло
соседствовать от четырёх до двенадцати меньших куполов. Эту
центральную «главу» поддерживал барабан со световыми окнами,
опиравшийся на четыре главных столба, находящихся внутри храма.
Таким образом, прямоугольное в плане здание церкви как бы
расчленялось крестом, перекрестье которого приходилось точно на
центр храма — подкупольное пространство между четырьмя главными
столбами.
Главные и прочие столбы делили храм на нефы — галереи, идущие
от входа к алтарю, межрядовые пространства. Нефов, как правило,
было три или пять. С восточной стороны в храме располагался алтарь,
где происходила наиболее важная часть христианского богослужения. В
области алтаря церковная стена выдавалась полукруглыми выступами
— апсидами. Полукруглые покрытия церковных сводов назывались
закомарами. Вход в церковь был в западной части храма. Над ним
древнерусские зодчие строили хоры — верхнюю открытую галерею,
балкон, где пребывали во время богослужения именитые люди: князь,
его семья и приближённые.

39.

АРХИТЕКТУРА

40.

АРХИТЕКТУРА
Важный этап в истории зодчества
Киевской Руси связан со
строительством Ярослава Мудрого в стольном граде Киеве. В конце
30-х — начале 50-х гг. XI столетия по указанию великого князя
киевского был возведён самый величественный и знаменитый из всех
русских храмов — СОБОР СВЯТОЙ СОФИИ (что значит Премудрости
Божьей). Впрочем, это и самый грандиозный из всех известных в наше
время соборов византийской художественной традиции.
Киевский собор Святой Софии.
XI в. Реконструкция.

41.

АРХИТЕКТУРА
Киевский собор Святой Софии. XI в. Современный вид

42.

АРХИТЕКТУРА
Киевский собор Святой Софии. Макет.
Купола Софийского собора.
Зондажи стен Софийского собора.

43.

АРХИТЕКТУРА
Михайловский златоверхий
собор в Киеве. XI в.
Реконструкция.
На рубеже XI—XII вв. недалеко от
храма Святой Софии был воздвигнут
собор,
посвященный
Архангелу
Михаилу, который войдёт в историю
русского
народа
под
именем
Златоверхий.
СОБОР
МИХАИЛА
ЗЛАТОВЕРХОГО с колокольней (11081113).
Образец
шестистолпного,
крестово-купольного,
трехнефного
храма. Построен так же, как и
Софийский собор, смешанной кладкой с
характерным чередованием камня и
кирпича. Фасады завершаются аркамизакомарами, декорированы плоскими
лопатками;
барабан
центрального
купола украшен меандровым фризом и
большим числом плоских ниш. Кровли
куполов позолочены (отсюда название).

44.

АРХИТЕКТУРА
Михайловский златоверхий собор в Киеве XI в. Современный вид.

45.

АРХИТЕКТУРА
Самый древний из дошедших до наших дней в своём былом облике
храмов Киевской Руси находится не в Киеве, а в Чернигове. Это
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИИ СОБОР, заложенный по приказанию
могущественного князя Мстислава Владимировича в середине XI в.
Когда этот черниговский князь, сын Владимира Святославича,
задумал воздвигнуть каменный собор в своей столице, за образец он
пожелал взять Десятинную церковь. Учёные полагают, что собор
строили константинопольские мастера. По словам летописи, в год
кончины Мстислава, погребённого в ещё недостроенной церкви в 1036
г., сидящий на коне всадник мог рукой достать верх стены собора.
Спасо-Преображенский
собор в Чернигове. XI в.
Современный вид.

46.

АРХИТЕКТУРА
Спасо-Преображенский собор в Чернигове. XI в. Реконструкция.

47.

АРХИТЕКТУРА
Спасо-Преображенский собор в Чернигове. XI в. Современный вид.

48.

АРХИТЕКТУРА
На рубеже XII—XIII вв. в
Чернигове была построена ЦEPKOBЬ
ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ. Она стала
наиболее ярким воплощением новых
веяний в русской архитектуре, которые
характеризуются
смелостью
конструкций
и
оригинальностью
композиционного
решения.
Храм
отличается
высоко
поднятой
центральной частью и высоким
барабаном,
который
динамично
«взлетает» вверх. Невиданная ранее
ступенчатость
композиции
стала
возможна
благодаря
аркам
под
барабаном,
размешенным
выше
цилиндрических
сводов,
перекрывающих
остальное
пространство
храма.
Поэтому
прямоугольное
основание
плавно
переходит к круглому барабану,
который в свою очередь опирается на
возвышающиеся друг над другом арки.
Создаётся впечатление, что храм
вырастает как бы на глазах

49.

АРХИТЕКТУРА
XI век в древнерусской архитектуре - это эпоха «трёх Софий».
Византийская архитектурная традиция, воспринятая русскими
мастерами, с наибольшей полнотой отразилась в киевском соборе
Святой Софии. Однако чем дальше от Южной Руси — Киева,
Чернигова, Переяславля — строился храм, тем больше в нём черт
оригинального русского зодчества, тем больше собственных находок
привносили в строительную практику местные мастера. «Младшие
сестры» Софии Киевской — София Новгородская и София Полоцкая
— возводились по образцу «старшей сестры», но северные зодчие
творчески преобразили его до неузнаваемости.

50.

АРХИТЕКТУРА
В 1045—1050 гг. повелением князя Владимира Ярославича,
«посаженного» в Новгороде отцом Ярославом Мудрым, возвели один из
самых известных соборов Древней Руси — Софию Новгородскую. «Где
Святая София, там и Новгород», — любили говорить в старину
новгородцы. Храм стал символом города, и даже в бой новгородские
ратники ходили с кличем: «За Святую Софию!».
Собор построен из плинфы (плоского кирпича) и камня, и, хотя
кладка грубее и проще, чем в Киеве, все арки и своды сооружены в
традиционной для того времени манере «с утопленным рядом».
Обширные хоры (открытые галереи внутри храма) опирались на
мощные столбы, делившие храм на пять частей (нефов) с запада на
восток В середине храма — крестообразное свободное пространство,
увенчанное куполом. Несмотря на то что основные архитектурные
элементы Софии Киевской и Софии Новгородской во многом
совпадают, они производят совершенно различное впечатление.

51.

АРХИТЕКТУРА
Софийский собор в Новгороде Великом. XI в.

52.

АРХИТЕКТУРА
ГЕОРГИЕВСКИЙ СОБОР ЮРЬЕВА МОНАСТЫРЯ
В начале XII в. новгородским князем был сын Владимира
Мономаха Мстислав, крупный политический деятель, получивший
впоследствии историческое прозвище Великий. В годы его княжения
новгородская
архитектура
обогатилась
несколькими
монументальными постройками. В 1113 г. был заложен НиколоДворищенский собор, а несколько позднее — собор Рождества
Богородицы. Однако наиболее известным архитектурным памятником
той эпохи является Георгиевский собор Юрьева монастыря,
строительство которого началось в 1119 г. Среди многочисленных
новгородских церквей разных эпох по размерам его превосходит один
лишь Софийский собор.

53.

АРХИТЕКТУРА
Гeopгиевский собор Юрьева монастыря. 1119 г.

54.

АРХИТЕКТУРА
Церковь Успения на Торгу. 1135 г.
Церковь Иоанна Предтечи на Опоках
(Ивана на Опоках). 1127 г.

55.

АРХИТЕКТУРА
Собор Рождества Богородицы
Антониева монастыря. 1117 г.
Церковь Параскевы Пятницы на
Торгу. 1156 г.

56.

АРХИТЕКТУРА
Церковь Двенадцати Апостолов на
Пропастях. 1454 г.
Церковь Симеона Богоприимца
Зверина монастыря. 1467 г.

57.

АРХИТЕКТУРА
Церковь
Николы Белого
Николо-Бельского
монастыря.
1312—1313 гг

58.

АРХИТЕКТУРА
Церковь Спаса
на Ильине улице. 1374 г.
Церковь Петра и Павла на Славне.
1367 г.

59.

АРХИТЕКТУРА
Церковь Фёдора Стратилата на Ручью. 1360 г.

60.

АРХИТЕКТУРА
Церковь Петра и Павла в
Кожевниках. 1406 г.

61.

АРХИТЕКТУРА
Общий вид Детинца
с пешеходного моста
через реку Волхов.

62.

АРХИТЕКТУРА
Башня Кокуй.
Самая высокая башня Детинца.
XV в.
Софийская звонница (1437 г.) и часть
стены Детинца со стороны реки Волхов.

63.

АРХИТЕКТУРА
Башня в Детинце «Часозвоня».
1423 г. Часы были установлены в
1671 г.
Владимирская башня Детинца.
XV в

64.

АРХИТЕКТУРА
Грановитая палата на Владычином дворе. XV в.

65.

АРХИТЕКТУРА
БЕЛОКАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЙ
ЗЕМЛИ
Лесные земли Ростово-Суздальского княжества долгое время были
глухой окраиной Киевской Руси. Первая столица — Ростов — возникла
только в X в. В начале следующего столетия появился Ярославль,
основание которого легенда связывает с Владимиром Мономахом.
Осматривая свои северо-восточные владения, князь остановился на
ночлег в посёлке на берегу Волги. Однако местные волхвы (языческие
жрецы) встретили гостя неприветливо и натравили на него священного
медведя. Владимир в единоборстве одолел зверя и в память об этом
заложил на месте поселения город, гербом которого стал медведь с
секирой.
Примерно тогда же Владимир Мономах основал крепость в Суздале
и город на Клязьме, получивший его имя, — Владимир. Строительство
в те годы, судя по остаткам построек, обнаруженных археологами, вели
киевские мастера.

66.

АРХИТЕКТУРА

67.

АРХИТЕКТУРА
ХРАМ СВЯТЫХ БОРИСА И ГЛЕБА
В КИДЕКШЕ
Оплывшие,
но
до
сих
пор
впечатляющие
валы
окружают
единственную сохранившуюся постройку
княжеского замка — церковь святых
Бориса и Глеба (1152 г.). По преданию,
именно на этом месте полутора веками
раньше разбили стан князья Борис и
Глеб, павшие жертвой династической
борьбы
за
киевский
престол
и
впоследствии объявленные Церковью
святыми. Четырёхстолпная одноглавая
церковь не похожа на изысканные
памятники Киева. Она сложена не из
тонкой и хрупкой на вид киевской
плинфы, а из тяжёлых массивных блоков
местного белого известняка. Поэтому
кажется, что строили её не обычные
люди,
а
сказочные
богатыри.
Сужающиеся вглубь входы-порталы,
похожие на воронки (позднее учёные
назвали
их
перспективными),
подчёркивали толщину стены.

68.

АРХИТЕКТУРА
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ
СОБОР В ПЕРЕСЛАВЛЕ-ЗАЛЕССКОМ
Одновременно
с
придворной
церковью Юрий Долгорукий заложил
Спасо-Преображенский собор (1152—1157
гг.) в основанном им городе ПереславлеЗалесском.
Спасский собор поражает простотой и
суровостью облика. Храм из-за своих
пропорций (его ширина больше, чем
высота) получился почти кубическим,
приземистым,
тяжёлым;
зодчие
воплотили в нём не образ Небесной
Премудрости, как в Софии Киевской, а
земную силу и мощь. Однако собор не
воспринимается как примитивный или
грубый: прекрасная кладка стен из
гладких, идеально пригнанных блоков
придаёт
этому
творению
рук
человеческих
одухотворённость,
противопоставляя его дикой природе.

69.

АРХИТЕКТУРА
Золотые ворота во Владимире.

70.

АРХИТЕКТУРА
Успенский собор во Владимире. XII в.

71.

АРХИТЕКТУРА
Фрагменты белокаменной резьбы Успенского собора во Владимире.

72.

АРХИТЕКТУРА
Едва ли уступала по роскоши городскому собору княжеская ЦЕРКОВЬ
РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ В БОГОЛЮБОВСКОМ ЗАМКЕ (1158—1165
гг.), куда князь Андрей любил водить почётных гостей. Такой церковью,
«всею добродетелью церковной исполненной, измечтанной всею хитростию»,
можно было гордиться. Её купол несли не столбы, а круглые колонны,
которые завершались пышными золочёными капителями, напоминавшими
короны; стены пестрели фресками, а полы сверкали начищенными плитами
красной меди. Внутри было светло и просторно; высоко возносились хоры,
где во время службы стоял князь со своей свитой. Над белокаменной
крепостной стеной издалека были видны золотая глава Рождественской
церкви и две высокие лестничные башни двухэтажного белокаменного
дворца.
Княжеский дворец
Боголюбове XII в.
Реконструкция.

73.

АРХИТЕКТУРА
Церковь Рождества Богородицы в Боголюбовском замке (1158—1165 гг.),

74.

АРХИТЕКТУРА
ЦЕРКОВЬ
ПОКРОВА
НА
НЕРЛИ
От
остатков
Боголюбовского
дворца
открывается вид на постройку,
ставшую
символом
древнерусской архитектуры, —
знаменитую церковь Покрова
на Нерли (1165 г.). Андрей велел
поставить её в том месте, где
река Нерль впадает в Клязьму,
в память о сыне, юном
Изяславе, павшем в бою с
волжскими булгарами. Сейчас
церковь, уединённо стоящая на
бескрайних
просторах
владимирских
равнин,
отражающаяся
в
воде
неширокой речки, выглядит
покинутой и печальной.

75.

АРХИТЕКТУРА
Близ
Успенского
собора
Всеволод
устроил
новый
княжеский двор, где решил
поставить храм в честь своего
покровителя
СВЯТОГО
ДМИТРИЯ
СОЛУНСКОГО
(1193—1197 гг.), потому что
Всеволод носил христианское
имя Дмитрий. Из далёкой
Солуни, византийского города
Фессалоники, принесли доску от
гроба этого святого воина,
ревностного защитника своего
града. На этой доске написали
храмовую икону Дмитриевского
собора (накануне Куликовской
битвы Дмитрий Донской перенёс
святыню в Успенский собор
Московского Кремля).

76.

АРХИТЕКТУРА
Фрагменты белокаменной резьбы Дмитриевского собора во Владимире. XII в.

77.

АРХИТЕКТУРА
ГЕОРГИЕВСКИЙ
СОБОР
В
ЮРЬЕВЕ-ПОЛЬСКОМ
Другим шедевром белокаменного
зодчества
является
Георгиевский
собор в Юрьеве-Польском (1230— 1234
гг.). Его построил сын Всеволода
Святослав — тот, который изображён
на руках у отца на рельефе
Дмитриевского собора. К сожалению,
верхняя часть величественного храма
в XV в. рухнула и была сложена заново
московским купцом и строителем
Василием
Ермолиным.
Наверное,
катастрофа случилась из-за сложной
конструкции
верха
постройки:
барабан её главы стоял не прямо на
сводах, а на выложенных над сводами
высоких арках. От этого церковь
казалась ещё выше, а внутри всё её
пространство
словно
собиралось
вверх, к светоносному куполу. Эту
удачную находку владимирских зодчих
позже переняли московские мастера.

78.

АРХИТЕКТУРА

79.

АРХИТЕКТУРА
Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. XIII в.

80.

АРХИТЕКТУРА
Каменная резьба Георгиевский собор в Юрьево-Польском.

81.

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ
ЖИВОПИСЬ
(МОЗАИКА И ФРЕСКА)
Фрески собора Михаила Златоверхого в Киеве.
XII в.

82.

Святые апостолы в картине
Страшного суда.
Фрески на стене
церкви Святого Георгия в
Старой Ладоге. XII в.
Литография В. А. Прохорова.
XIX в.

83.

ФРЕСКИ СОБОРА СВЯТОЙ СОФИИ В КИЕВЕ
В храме Святой Софии в Киеве, в одной из апсид, располагается
фреска, повествующая об истории жизни Богоматери. Изображены
благочестивые бездетные Иоаким и Анна, которые обратились к Богу
с молитвой о рождении дитя. Их дочь Марию в трёхлетнем возрасте
ввели в Иерусалимский храм, откуда Её взял в свой дом старец
Иосиф. Однажды Мария услышала голос у колодца, а после увидела
ангела, который принёс благую весть о том, что Она родит от Духа
Святого, — Церковь называет это событие Благовещением. Высоко
вверху, на столбах, находится изображение ангела в белоснежных
одеяниях, стремящегося к Марии, изображённой по другую сторону
главной арки. С этого мгновения в истории человечества начинается
история Христа. Повествующие о ней фрески плохо сохранились:
позже на них были нанесены другие росписи. И только в XIX в.
первоначальные фрески были отреставрированы.
Среди фресок собора Святой Софии сохранилось несколько
изображений нецерковного, светского, содержания. Например, два
групповых портрета семьи великого князя киевского Ярослава
Мудрого и несколько бытовых сценок — охота на медведя,
выступления скоморохов и акробатов.

84.

Фрески в соборе Святой
Софии. XI—XII вв.

85.

Неизвестный святой.
Фрески в соборе Святой Софии. XI в.

86.

Благовещение. Фреска. Софийский собор. XI в.

87.

Семья Ярослава Мудрого. Фреска. Софийский собор. XI в.

88.

Фреска Скоморохи
Фрагмент
Софийский Собор. XI в.

89.

Мозаика
в главном куполе собора
Святой Софии. XI в.

90.

Христос Вседержитель.
Мозаика в главном куполе
собора Святой Софии.
Фрагмент. XI в.

91.

Богоматерь Оранта.
Мозаика в апсиде собора
Святой Софии. XI в.

92.

Богоматерь Оранта.
Мозаика в апсиде собора Святой Софии.
Фрагмент. XI в.

93.

Евхаристия.
Мозаика в апсиде собора Святой Софии. Фрагмент. XI в.

94.

Мозаики собора Михаила Златоверхого в Киеве. XII в.

95.

Дмитрий Солунский. Мозаика собора
Михаила Златоверхого в Киеве. XII в. ГТГ.

96.

Страшный суд. Фреска Дмитровского собора во Владимире. XII в.

97.

Рай. Фреска Дмитровского собора во Владимире. XII в.

98.

Фрески СпасоПреображенского собора
Спасо-Мирожского
монастыря.
Середина XII в. Псков.

99.

Неизвестный святой.
Фреска из алтарной части собора
Рождества Богоматери. XII в.
Новгород Великий.

100.

Апостол Пётр. Фреска в соборе
Святой Софии. XII в.
Новгород Великий.

101.

Святые великомученицы Екатерина и Христина.
Фреска. XII в.
Литография В. А. Прохорова. XIX в.
Церковь Спаса в Нередицах близ Новгорода Великого.

102.

Фрески в церкви Святого Феодора Стратилата. XIV в. Литография В. А.
Прохорова. XIX в.
Новгород Великий.

103.

ИКОНА (от греч. eikon — изображение, образ), сакральное
изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых или ангелов, а также
событий Священной истории. Икона — это моленный образ, в отличие
от монументальных повествовательных циклов, иллюстрирующих
Священное Писание.
Икона — это произведение искусства особого рода, во многом
непохожее на привычную для наших дней картину. По учению Отцев
Церкви, иконный образ восходил к первообразу, т. е. представлял собой
не личное восприятие каким-либо художником ветхозаветных или
евангельских лиц, событий и откровений, а как бы запёчатлённую
духовную истину; обладал (в доступных человеку пределах) такой же
полнотой знания о сверхъестественном, Божественном мире, как и
тексты Священного писания. А это значило, что художник должен был
следовать приёмам иконографии, т. е. он не мог изменять
композиционные схемы и облик персонажей по своему усмотрению.
Так сформировался один из основных признаков средневекового
искусства — каноничность, т. е. следование строгим правилам —
канону. Особенно это относится к древнерусским иконописцам,
которые использовали устойчивый набор сюжетов, а главное — типы
изображения и композиционные схемы, утверждённые традицией и
Церковью.

104.

ДОСКИ И ОЛИФА
Иконы писали на досках: в Византии — на тяжёлых
кипарисовых, на Руси — на липовых и сосновых. Дерево было на Руси
доступным и дешёвым материалом. Доску сверху покрывали левкасом
(от греч. «леукос» — «белый») — меловым грунтом. Затем наносили
контуры рисунка, по которому писали красками. Краски иконописцы
растирали на яичном желтке, поэтому они были очень прочными и
яркими. Сверху икону покрывали олифой (от греч. «олиефа» —
«мазь», «масло») — веществом на основе растительного масла,
образующим плёнку. Эта плёнка защищала живопись от влаги и
повреждений. Олифой в старину пользовались вместо лака.
Но ни византийские, ни русские мастера не догадывались об
одном очень коварном свойстве олифы: со временем (через
восемьдесят — сто лет) она темнеет. В прошлом яркие,
жизнерадостные краски иконы тускнеют, закрывая живопись чёрной
завесой. На иконе смутно проступает изображение; такую икону в
старину считали «непригодной». На Руси существовало несколько
способов избавляться от таких «непригодных» икон: их пускали в
половодье по реке ликом вверх или выносили на перекрёсток и после
молебна сжигали. Иногда доску с потемневшим изображением
«записывали» новой живописью, сохраняя таким образом на века
древнюю. Реставраторы, расчищая иконы, часто обнаруживают
несколько слоев более поздней живописи.

105.

106.

ИКОНОГРАФИЯ ХРИСТА
Сегодня существует два типа изображения Спасителя - как
Вседержителя и Судии и в том образе, в каком Он был среди нас в
разные периоды своей земной жизни. Иконописцы часто изображали
Иисуса Христа, многообразны его лики. Но даже впервые
вглядывающийся в икону человек легко может узнать Его по
крестчатому нимбу над головой. В нимб на иконах Спасителя
обязательно вписан Крест, внутри которого изображены три греческие
буквы: WOH (примерно так) - по-гречески "Аз есмь сый" - "Я есть
сущий".
Все иконы Иисуса Христа можно отнести к шести основным
иконографическим типам:
• Спас Нерукотворный;
• Спас Вседержитель (Пантократор);
• Спас на престоле;
• Спас в силах;
• Спас Эммануил;
• Спас Благое молчание.

107.

Спас Нерукотворный

108.

Спас Вседержитель
(Пантократор)

109.

Спас на престоле

110.

Спас в силах

111.

Спас Эммануил

112.

Спас Благое молчание

113.

ИКОНОГРАФИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ БОГОМАТЕРИ
На Руси было известно более трехсот иконографических сюжетов
изображения Богоматери. Самые известные — «ВЛАДИМИРСКАЯ
ИКОНА»,
а
также
«БОГОЛЮБСКАЯ»,
«БЕЛОЗЕРСКАЯ»,
«ВСЕМИРНАЯ»,
«ГАЛИЦКАЯ»,
«ГОРА
НЕРУКОСЕЧНАЯ»,
«ГРУЗИНСКАЯ», «ДОНСКАЯ», «КОРСУНСКАЯ», «КАЗАНСКАЯ»,
«МУРОМСКАЯ» и др.
Всё многообразие этих сюжетов можно уложить в три основных
композиционных типа: «БОГОМАТЕРЬ ОРАНТА», «БОГОМАТЕРЬ
ОДИГИТРИЯ», «БОГОМАТЕРЬ УМИЛЕНИЕ».

114.

УМИЛЕНИЕ
(иначе
"Элиуса"). Младенец тянется к
Матушке, обнимает Ее рукой,
ласково прильнув к Ее щеке.
Левая нога Младенца согнута
так, что видна подошва ступни
- отличительная черта этого
типа икон.
К
этому
иконографическому
типу
относятся
«ВЛАДИМИРСКАЯ»,
«ДОНСКАЯ»,
«КОРСУНСКАЯ»,
«КИКСКАЯ»,
«ФЕДОРОВСКАЯ»
иконы
Божьей Матери.

115.

ВЛАДИМИРСКАЯ
ИКОНА
Божией Матери, главная чудотворная
икона
России,
величайшая
национальная русская святыня. Икона
Богоматери с младенцем Христом на
руках, в иконографическом типе
Умиления
была
исполнена
талантливым греческим художником в
Константинополе в начале 12 в. и в
первой трети столетия прислана в Киев.
). В 1395 во время нашествия на Русь
татар под предводительством Тимура
Владимирскую икону принесли в
Москву для моления о покровительстве
и спасении города. На протяжении 15 в.
икону неоднократно возвращали во
Владимир; окончательное перенесение
ее в Москву, в новый Успенский собор
(1475-79), произошло 23 июня 1480. В 16
в. в царствование Ивана Грозного,
почитание
Владимирской
иконы
достигло своего апогея.

116.

ДОНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, одна из самых чтимых в
России чудотворных икон. Относится к иконографическому типу
«Умиление». Исполнена для Успенского собора г. Коломны в конце 14 века.
На обороте иконы изображено Успение Богоматери. Прославление иконы
связано с военными походами Ивана Грозного против ханств,
образовавшихся на развалинах Золотой Орды, и с воспоминанием о победе
на берегах Дона в Куликовской битве 1380. В царствование Ивана Грозного
за победителем в Куликовской битве московским князем Дмитрием
Ивановичем (1350-1389) закрепилось прозвище Донской. Донским стал
именоваться и основанный Дмитрием Ивановичем накануне Куликовской
битвы Успенский собор в Коломне, а хранимая там икона Богоматери —
Донской. В 1552 Иван Грозный взял икону в военный поход на Казань, а
после покорения Казанского ханства поставил Донскую икону в
Благовещенский собор Московского Кремля. С заступничеством иконы
(после молитвы царя Федора Ивановича перед ней) связывали спасение
Москвы от набега крымских татар хана Казы-Гирея в 1591. В память об
этом событии в Москве был основан Донской монастырь, для которого
сделали точный список с оригинала. На протяжении 17-19 вв. икона
почиталась как действенная заступница от иноверных и иноплеменных
врагов..

117.

ДОНСКАЯ икона Божией Матери

118.

КОРСУНСКАЯ икона Божьей
Матери

119.

КИККСКАЯ икона Божией Матери

120.

ФЕДОРОВСКАЯ
ИКОНА
БОЖИЕЙ МАТЕРИ. Этот образ
Пресвятой Богородицы относится к
числу
икон,
написанных,
по
преданию, святым апостолом и
евангелистом Лукой. В Русской
земле она была обретена в 1239 г.,
стала моленным образом святого
благоверного
великого
князя
Александра Невского, а после его
кончины чудесным образом явилась
младшему брату святого князя
Александра, Василию Ярославичу,
близ главного города его удельного
княжества - Костромы. Свое
название
она
получила
по
кафедральному собору Костромы во
имя
святого
великомученика
Феодора Стратилата
.
В 1613 г. в древнем Свято-Троицком Ипатьевском монастыре
Костромы именно перед Федоровской иконой Божией Матери юный
Михаил Феодорович Романов принял избрание его Земским собором на
престол государства Российского.

121.

ОДИГИТРИЯ (греч. Путеводительница), знаменитая чудотворная
византийская икона, известная во всем христианском мире. Название,
согласно византийским источникам 11-12 вв., происходит от греч.
Odegoi — указывающие путь; этим словом называли проводников,
сопровождавших слепых к чудотворному источнику, на пути к
которому располагался храм Одигон с хранившейся там чудотворной
иконой Одигитрией. Со временем с этой иконой стали связывать
греческое сказание 6 века о написании первого образа Богородицы при
Ее жизни евангелистом Лукой.В 11-14 веках — покровительница
Константинополя и личная святыня императоров. Каждый вторник ее
носили крестным ходом по городу, на поклонение ей приходили
паломники из многих стран христианского мира, очевидцы оставили
описания иконы и совершаемых ею чудес (Стефан Новгородец, 1-я
половина 14 в.). Погибла в 1453 при осаде Константинополя турками.
Богоматерь и Младенец на иконе были изображены, по-видимому, в
фас, по пояс, в верхних углах иконы помещались полуфигуры
архангелов, на обороте иконы — Распятие; образ был украшен
массивным богатейшим окладом с драгоценными камнями и вставлен
в специальный футляр-киот. Словом «Одигитрия» называют также
иконографический тип, в котором лики Богоматери и Младенца не
соприкасаются.
К иконографическому типу «Одигитрия» относятся «ИВЕРСКАЯ
ИКОНА», «ГРУЗИНСКАЯ», «КАЗАНСКАЯ», «ПИМЕНОВСКАЯ»,
«СМОЛЕНСКАЯ» иконы Божьей Матери.

122.

ОДИГИТРИЯ
(греч. Путеводительница).

123.

ИВЕРСКАЯ
икона Божьей Матери

124.

ТИХВИНСКАЯ ИКОНА Божией Матери (Одигитрия), одна из самых
почитаемых в России чудотворных икон Богоматери. Согласно сказанию,
составленному на основе местного предания в конце 15 века, икона
чудесным образом явилась в северных русских землях, остановившись «на
воздухе» над рекой Тихвинкой в Новгородской области, где для нее была
сооружена церковь Успения. Год явления иконы, по сказанию — 1383
(княжение Дмитрия Донского, при митрополите Пимене), был выбран,
вероятно, потому, что в 1380-е годы на Русь было привезено несколько икон
Одигитрии. Предыстория Тихвинской иконы общая с константинопольской
Одигитрией. По иконографии Тихвинская Одигитрия напоминает
Иверскую, от которой отличается изображением скрещенных ног Младенца
Христа с развернутой к зрителю подошвой. В 19 веке Тихвинская икона
почиталась по всей России, особенно к ней прибегали при болезнях детей. В
Тихвинском монастыре ежегодно совершалось 24 крестных хода с
чудотворной иконой. В начале 20 века на иконе был массивный
драгоценный оклад, перед ней висела золотая лампада. Списки иконы
многочисленны; имеются местночтимые чудотворные образы. Празднование
— 26 июня (5 июля). До 2004 чудотворная Тихвинская икона хранилась в
Чикаго. В июле 2004 икона была возвращена в Тихвинский монастырь.

125.

ТИХВИНСКАЯ
икона Божией Матери

126.

ГРУЗИНСКАЯ
икона Божьей Матери

127.

КАЗАНСКАЯ ИКОНА Божией Матери (Одигитрия), повсеместно чтимая и
самая популярная чудотворная икона Богоматери в России. Явлена в Казани в
1579 после присоединения ее к Московскому государству. Обстоятельства
обретения Казанской иконы подробно описаны участником этого события
будущим патриархом Гермогеном. Краткое сказание вместе с первой копиейсписком Казанской иконы было послано царю Ивану Грозному; по его указу на
месте явления основан женский Успенский монастырь. В 1594 Гермоген
составил подробную повесть о явлении Казанской иконы; список повести
конца 16 — начала 17 века украшен миниатюрами (Лицевое сказание).
Казанская икона представляет собой погрудное изображение Одигитрии, в
котором голова Богоматери склонена к Младенцу Христу, представленному в
фас. Явленная икона была небольших размеров; Иван Грозный украсил ее
драгоценным окладом. Первоначально она находилась в казанском Успенском
монастыре, дальнейшая ее история неясна. В 19 — начале 20 века особо
почитались три Казанские иконы, каждая из которых считалась подлинной
чудотворной: в Успенском монастыре в Казани (вероятно, явленная в 1579;
украдена и уничтожена (?) в 1904); в Казанской церкви на Красной площади в
Москве, основанной после освобождении Москвы от поляков ополчением Д.
Пожарского (эта икона — один из первых списков чудотворной Казанской,
принесенная с ополчением, — не сохранилась); в Казанском соборе в СанктПетербурге (ныне во Владимирском соборе). Местночтимые списки Казанской
иконы многочисленны; большинство из них имеет свои собственные сказания
и историю почитания.

128.

КАЗАНСКАЯ
икона Божией Матери

129.

ПИМЕНОВСКАЯ
икона Божьей Матери

130.

СМОЛЕНСКАЯ ИКОНА Божией Матери (Одигитрия), одна из самых
чтимых в России чудотворных икон, главная святыня Смоленска.
История и изображение иконы, почитавшейся в Смоленске до 15 в.,
неизвестны. Согласно позднему преданию, икона была принесена на Русь
из Константинополя в 1046 византийской принцессой Анной, матерью
Владимира Мономаха. Известно, что в 15-16 вв. в Москве особо почиталась
принесенная из Смоленска икона типа чудотворной византийской
Одигитрии. Смоленскую икону, как и Одигитрию, связывали со
сказанием о евангелисте Луке, написавшем прижизненный образ
Богоматери. В 1456 икона была возвращена из Москвы в Смоленск. Об
этом событии была составлена повесть, включенная в Московский
летописный свод конца 15 в. С 1514, когда Смоленск был присоединен к
Московскому государству, Смоленская икона приобрела значение
общерусской святыни. В 1525 в честь нее был заложен Смоленский собор
основанного тогда в Москве Новодевичьего монастыря. В 16-19 вв.
Смоленская икона почиталась по всей России; ей посвящены десятки
храмов, копии-списки ее, как и Владимирской иконы Божией Матери,
самые многочисленные русские иконы Богоматери. Многие списки ее
также почитались как чудотворные, о них создавались сказания. Древняя
чудотворная икона, находившаяся в Смоленске в 15-20 вв., вероятно
погибла во время Великой Отечественной войны

131.

СМОЛЕНСКАЯ
икона Божией Матери

132.

Строго
фронтальное
поясное
изображение Богоматери с поднятыми
вверх до уровня плеч руками, ладони
которых
обращены
к
зрителю,
называется «Орантой» (на Руси
«ЗНАМЕНИЕ»).
«Панагия»

изображение
Богородицы
типа
«Оранта», но в полный рост

133.

Икона
Божией
Матера
Знамение. Эта икона Пресвятой
Богородицы
прославилась
в
Новгороде в 1170 г., когда город
был
осажден
соединенными
силами русских удельных князей.
Новгородцы усердно молились о
спасении города; по благодатному
повелению Божию новгородский
архиепископ Илия с крестным
ходом
вынес
почитаемую
в
Новгороде икону Божией Матери
на городскую стену. Одна из стрел
осаждавших
попала
в
лик
Богородицы, и из глаз Пречистой
Девы потекли слезы. После такого
Божественного
знамения
на
осаждавших напал неизъяснимый
ужас, они стали сражаться друг с
другом
и
были
разбиты
новгородцами

134.

Икона Богородицы «НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША»
явилась миру как
неистощимый источник помощи для тех, кого неодолимо влечёт губительная
страсть винопития. Явление образа произошло в 1878 году. Одержимый недугом
пьянства крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный
отставной солдат пропивал всё, что находил в своём доме, и практически дошёл
до нищенского состояния. От непомерного пьянства у него даже отнялись ноги,
но пить он не переставал.
И вот этому совершенно уже опустившемуся человеку однажды во сне явился
светоносный старец, повелев идти в монастырь города Серпухова и отслужить
перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» молебен, после чего он будет
исцелён от пагубного недуга.
Без гроша в кармане, не владея ногами, крестьянин не рискнул отправиться
в путешествие. Но святой старец явился ему второй, третий раз и уже настолько
грозно приказал исполнить повеление, что несчастный пьяница немедленно
отправился в путь, преодолевать который ему пришлось на четвереньках.
Придя в монастырь и рассказав о своих сновидениях, страждущий попросил
отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с
названием Неупиваемая Чаша. Тогда кому-то пришла мысль: а не та ли это икона
Богородицы, которая висит в проходе из храма в ризницу с изображением чаши.
И каково же было удивление всех, когда на обратной стороне иконы
действительно увидели надпись: «Неупиваемая Чаша». Знаменательно было и то,
что, взглянув на икону преподобного Варлаама, ученика святителя Московского
Алексия, недугующий крестьянин сразу же узнал того старца, который являлся
ему во сне. Из Серпухова он возвратился вполне здоровым.

135.

Икона Богородицы
«НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША»

136.

Икона Божией Матери «Державная» явила себя русскому
православному народу 2 марта 1917 года в селе Коломенском под
Москвой, в день отречения царя-мученика Николая II от престола.
Крестьянке Евдокии Андриановой, жившей недалеко от села
Коломенского, в сновидении таинственный голос сказал: «Есть в селе
Коломенском большая чёрная икона. Её нужно взять, сделать красной, и
пусть молятся». Через некоторое время крестьянка вновь во сне увидела
белую церковь и величественно восседавшую в ней Женщину.
Сновидения были настолько ясны и впечатляющи, что Евдокия решила
идти в село Коломенское в Вознесенскую церковь.
Настоятель церкви отец Николай Лихачев, выслушав её рассказ,
показал все старинные иконы Богородицы в иконостасе, но ни в одной
из них не нашла крестьянка сходства с увиденной во сне Женщиной.
После долгих поисков в подвале, среди старых досок нашли большую
старую чёрную икону Божией Матери. Когда её отмыли от многолетней
пыли, то всем присутствующим представилось изображение Божией
Матери как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском
троне в красной царской порфире, с короной на голове, скипетром и
державой в руках. На коленях Она держала благословляющего
Богомладенца Иисуса.

137.

Икона Божией Матери
«Державная»

138.

Святые мученики Николай II
и его семья. Современная
икона.

139.

Преподобные Сергий и Герман основатели
Валаамского монастыря
на иконе
XIX в.

140.

Архангел Гавриил
(Ангел Златые Власы).
Икона. XII в.

141.

Святой Георгий.
Икона. XII в.
Собор Юрьева монастыря под
Новгородом.

142.

Богоматерь Умиление Белозерская.
Икона. Первая половина XIII в.

143.

Мученица Ульяна.
Икона работы новгородских
мастеров. XIII в.
ГТГ. Москва.

144.

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ
Замечательное искусство древнерусских ювелиров эпохи
Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха поражало
европейских путешественников, посещавших Русь в те времена.
За долгие века оно было забыто. Однако усилиями
отечественных археологов в XIX—XX столетиях творения
древних мастеров обрели новую жизнь. Из-под земли были
добыты сотни и тысячи украшений, созданных мастерами X —
начала XIII в. Выставленные в витринах музеев, они способны
зачаровать современную модницу и вызвать глубокое,
искреннее восхищение художника.

145.

Финифтяные изображения князей
Бориса и Глеба на окладе Мстиславова
Евангелия (XII в.) и на древних бармах,
найденных близ Старой Рязани (XII—XIII в.).

146.

Звёздчатый колт из Тереховского
клада.
Лицевая сторона.
Звёздчатый колт из Тереховского
клада.
Оборотная сторона.

147.

Колт из Тереховского клада. Лицевая
сторона.
Колт из Тереховского клада.
Оборотная сторона.

148.

Колт из Михайловского клада.
Лицевая сторона.
Колт из Михайловского клада.
Оборотная сторона.

149.

Гривна Владимира Мономаха. XII в. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.

150.

ШЛЕМ ЯРОСЛАВА ВСЕВОЛОДОВИЧА
В одной из витрин Оружейной палаты
Московского Кремля выставлен древний шлем, железо
которого проржавело, и лишь серебряные накладки попрежнему сияют чистым блеском. На накладках,
украшающих
навершие
шлема,
прочеканены
изображения Иисуса Христа, архангела Михаила и
избранных святых. Работа принадлежит новгородским
мастерам и выполнена на высоком художественном
уровне. История самого шлема связана с важными
политическими событиями. В 1216 г. на реке Липице, у
Юрьева Польского, сошлись две русские рати —
новгородцев и суздальцев с многочисленными
союзниками. Поле битвы было обильно полито кровью
ратников, принадлежавших к городам и княжествам
половины Руси. Вожди суздальцев, и среди них князь
Ярослав Всеволодович, отец Александра Невского,
были уверены в победе.
Незадолго до начала битвы Ярослав Всеволодович и его брат князь Юрий
Всеволодович по древнему обычаю обменялись доспехами. Сокрушительное
поражение заставило их искать спасения в бегстве с поля боя. Юрий, не помня
себя от страха, снял тяжёлую кольчугу и шлем и спрятал их до лучших
времён. Побеждённые остались живы и сохранили княжескую власть, однако
отыскать дорогое вооружение им не удалось.

151.

Вопросы по теме
«Культура Древней Руси»
Как называлась религия древних славян, и какие отголоски
этих верований сохраняются и по сей день.
2.
С именем какого князя связано принятие христианства на
Руси и когда это произошло?
3.
Назовите два центра русской государственности?
4.
Назовите жанры древнерусской литературы.
5.
Перечислите самые известные произведения древнерусской
литературы и, где возможно, укажите автора?
6.
Как называлась первая каменная культовая постройка в
Киеве и почему ее так называли?
7.
Перечислите памятники архитектуры древнего Киева.
8.
Сколько куполов бывает на православных церквях и что
обозначает их количество?
9.
Где в храме располагаются изображения Богородицы, Христа,
ангелов, Бога-отца, святых?
10. Какая техника оформления стен храмов, пришедшая из
Византии, была характерна для храмов Киевской Руси, в чем ее
особенность ?
1.

152.

Вопросы по теме
«Культура Древней Руси»
Назовите три города, где были возведены храмы во имя Софии
– премудрости божией?
12. Перечислите памятники новгородского зодчества, в чем их
особенность?
13. Памятники зодчества Владимиро-Суздальской земли, что
является их отличительной чертой?
14. Как происходит подготовка доски для иконописи?
15. Что значит канон в иконописи?
16. Перечислите иконографические сюжеты изображения Христа,
в чем особенность каждого?
17. Перечислите
иконографические
сюжеты
изображения
Богородицы, в чем их различия, какие наиболее почитаемые?
18. Как исходя из иконографического канона изображают святых,
мучеников, основателей монастырей, ангелов?
19. Назовите самые ранние иконы Древней Руси?
20. Русь приняла православие из Византии, и искусство этой
страны очень повлияло на древнерусское, а какие страны тоже
испытали влияние Византии на свое искусство, вспомните
памятники этих государств?
11.
English     Русский Правила